В настоящее время общество испытывает потребность в людях, которые способны нестандартно мыслить, осуществлять поиск обдуманных решений, основанных на самостоятельном исследовании. Современная система образования выдвигает особые требования к уровню развития личности. В качестве одной из задач выступает развитие универсальных учебных действий обучающихся, учебных компетенций, реализации творческого потенциала школьников. Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания можно применить в реальном мире, уметь видеть возникающие трудности, а также искать пути их преодоления.
В условиях модернизации российского образования идёт усиление роли дисциплин, обеспечивающих становление личности и её успешную социализацию. Одной из таких дисциплин является история, так как знакомит с историческим опытом общества, что позволяет человеку правильно оценить современные политические и социальные процессы, способствуют формированию собственной точки зрения в отношении событий настоящего и прошлого. Чтобы быть успешной личностью, нужно научиться реагировать на изменение окружающей действительности, а для этого необходимо владеть навыками мыслительных операций, а также развивать познавательные функции, одной из которых является память.
Память - определяющий аспект детского развития, которое идёт по двум направлениям - непосредственного и опосредованного запоминания. Память заключается в запоминании, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении того, что было в прошлом. Каждый ребенок запоминает и воспроизводит материал по-разному. Ребёнок, который запоминает с помощью вспомогательных средств, строит умственные операции иначе, нежели запоминающий непосредственно. В первом случае требуются не столько сила памяти, сколько умение создавать новые связи, богатое воображение, хорошо развитое мышление, то есть те психические качества, которые при непосредственном запоминании не играют существенной роли. Запоминание становится максимально продуктивным, когда включает активную мыслительную работу, когда на смену механическому повторению приходит способность к логическому преобразованию информации, то есть используются специальные приёмы запоминания [Е.Артамонова, 2005].
Существуют большие индивидуальные различия памяти. Она может быть хорошей по отношению к одним предметам, явлениям и плохой по отношению к другим. Некоторые дети прекрасно запоминают термины, и очень слабо - даты, правила, другие - наоборот. Одни школьники могут быстро вспомнить выученное и дать нужный ответ, другие не могут скоро и легко воспроизвести то, что когда-то запомнили [О.Л.Подлиняев, 2006].
Нами была проведена диагностика уровня развития памяти у подростков. Напомним, что структура памяти состоит из трех уровней: сенсорная, кратковременная и долговременная. Анализ результатов диагностики показал, что у обучающихся хорошо развита кратковременная память. Многие ребята сталкиваются с проблемой запоминания материала на уроках. Особенно трудности возникают на уроках истории при запоминании дат, событий, терминов, личностей, так как большой объем информации. Обычное заучивание материала, приводит к тому, что через какой-то период времени ученик забывает и не может воспроизвести информацию. Некоторые обучающиеся считают, что в век информационных технологий и гаджетов незачем запоминать большой объем информации, если ее можно найти в любой момент в интернете или записной книжке телефона.
Успешность обучения школьников будет зависеть от уровня развития памяти. На уроке деятельность учителя должна способствовать развитию памяти обучающихся. Так как память можно тренировать, то для этого существуют различные приемы, с некоторыми из них, мы сегодня познакомимся.
Е.Артамонова утверждает, что при запоминании материала большое значение имеют его эмоциональная окрашенность, объём, личностная или практическая значимость. Конечно, такой материал запомнить легче, но очень важны и установка, мотивы, осмысленность запоминания, его рациональные приёмы Необходимо воспитывать у обучающихся осмысленность запоминания, дети должны понимать, что значит запомнить, т.е. выучить материал, чтобы суметь потом это рассказать, использовать эту информацию. Также нужно учить детей выбору установки, так называемой направленности усилий запоминания. Например, есть установки запоминания на полноту (запомнить весь материал или его главные положения), на точность (запомнить наизусть, близко к тексту или пересказать своими словами), на последовательность (запомнить в данной последовательности или в произвольном порядке), на прочность (запомнить надолго, навсегда или на время) [Е.Артамонова, 2005].
По мнению О.Б.Трапоковой главным принципом запоминания слов является поиск связей. Любой словарь, в том числе и ваш собственный, - это сложное, многоуровневое объединение. Следовательно, чтобы запомнить новое слово, надо его "привязать" к уже известным словам. Чем больше веревочек, тем надежнее [О.Б.Трапокова]. Ольга Борисовна в своей работе представила ряд приемов, используемых на уроках истории для запоминания материала. Один из приемов - похожее к похожему, т.е. запоминание слов с опорой на свободные ассоциации. Данный заключается в том, что при встрече с новым словом возникает произвольная связь «свободная ассоциация», которая станет основой его запоминания. Например, основы слов консерватория и консервы пишутся одинаково. Представим, что в консерватории хранятся, как шпроты в банке, будущие музыкальные дарования. Связь подходящая [О.Б.Трапокова].
Существуют другие приемы для развития памяти, такие как: опорные пункты, составление плана, группировка, схематизация, мнемотехнические приемы, достраивание запоминаемого материала и другие. На уроках истории для развития памяти мною используются такие приемы как схематизация и группировка.
Схематизация прием, при котором то, что нужно запомнить, описывается или изображается в основных чертах, с помощью схемы, рисунка, таблицы, либо даётся упрощённое представление этой информации. Данный прием позволяет формировать у обучающихся как метапредметный, так и предметный результат. Рассмотрим на примере, ребятам дано задание, составить схему управления государством, используя данные слова: Сенат, Император, обер-прокурор, Синод, провинция, коллегии, генерал-прокурор, губерния. При выполнении этого задания у школьников будет сформированы следующие умения: создавать схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения. На следующем уроке детям предлагается выбрать одно из слов схемы, после чего дети должны выстроиться так, как составлена схема. Таким образом, проверяется уровень усвоения знаний.
При использовании приема группировки, необходимо разбить материал на группы по каким-либо основаниям. Данный прием развивает такие умения как: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы, объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство.
Для развития памяти на уроках истории, через прием группировки, могут быть даны следующие виды заданий: разбить правителей по следующим группам: Правители XV в., Правители XVI в., Правители XVII в. (Алексей Михайлович, Иван III, Иван Грозный, Василий II, Василий III, Василий Шуйский, Федор Иванович, Михаил Федорович, Василий I), после чего дети называют себя именами правителей, затем рассаживаются по рядам, которые названы по векам. На следующем уроке ребятам, предлагается вспомнить имена правителей и сесть за парту того ряда (века), в котором правил князь, царь.
Таким образом, использование приемов позволяет развивать как логическую, так и зрительную память. Применение приемов группировки и схематизации на уроках истории дает возможность запомнить и воспроизвести материал в правильной последовательности, следовательно, построить нужную причинно-следственную связь. Но хочется отметить, что применять эти методы на уроках истории только при необходимости, в зависимости от содержания материала.
ЛИТЕРАТУРА
- Веретенникова Ю.О. Приёмы и методы работы с учащимися на уроках истории / Ю.О.Веретенникова. - Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). - Казань: Молодой ученый, 2018. - С. 38-40. https://moluch.ru/conf/ped/archive/316/14649/:
- Козаренко В.А. Все о памяти и способах запоминания. Подборка статей сайта Mnemonikon за период 2002-2015 гг. - М., 2015. - 218 с. [Электронный ресурс] http://mnemonikon.ru/kozarenko_1p.pdf
- Подлиняев О.Л. Эффективная память. − Иркутск: Иркут. гoc. унт, 2006. - 200 с.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId= 6400
- Трапакова О.Б. Приемы запоминания слов, хронологии и текстов при изучении истории // Открытый урок. Первое сентября. [Электронный ресурс] https://urok.1sept.ru/articles/521751
- Черемошкина Л.В. Как развивать внимание и память ребенка / Л.В.Черемошкина. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 277 с.