Цель:
- Закрепить знания о языке русского народного орнамента, о древних символах и образах в народном искусстве; познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем, символикой цвета.
- Развивать творческую активность, навыки работы тонкой кистью и красками, эстетический и художественный вкус.
- Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее культуре.
Планируемые результаты
Личностные:
- воспитание Российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- формирование ответственного отношения к учебе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практической творческой работы.
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цель своего обучения, задачи;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение определять понятия, создавать обобщения, строить логические рассуждения, и делать выводы.
Предметные:
- формирование основ художественной культуры, развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения мира;
- воспитание уважения к истории культуры своего народа;
- приобретение опыта работы с различными художественными материалами.
Тип урока: Урок закрепления знаний.
Дидактическая модель обучения: объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая.
Форма организации: фронтальная и индивидуальная.
Педагогические средства обучения: презентация PowerPoint (наглядность), беседа, кроссворд.
Литературный ряд:
- Стихотворение-приветствие собственного сочинения,
- русская народная песня,
- стихотворение «Орнамент» Б.Дубровин.
Музыкальный ряд: записи русских народных песен.
Оборудование: бумага, кисти, краски, фломастеры, цветные карандаши, пастель, восковые мелки, баночка с водой, тряпочка.
ПЛАН УРОКА
I. Организационно-подготовительный этап. 1 мин.
II. Познавательный этап.
1. Сообщение цели урока. Повторение изученного материала. 3 мин.
2. Введение в тему урока. 1 мин.
3. Сообщение нового материала . 4 мин.
4. Работа с учебником. 4 мин.
Физкультминутка. 1 мин.
III. Художественно-технологический этап.
1. Объяснение способов действия. 3 мин.
2. Творческая практическая работа. 25 мин.
III. Заключительный этап.
1. Анализ работ. 2 мин.
2. Подведение итогов урока, рефлексия. 1 мин.
ХОД УРОКА
I. Организационно-подготовительный этап. Мотивация учебной деятельности
Слайд № 2
Прозвенел опять звонок.
Начинаем наш урок.
Поувереннее будьте,
Улыбнуться не забудьте.
И тогда, мой милый класс,
Все получится у нас.
Подумайте, пожалуйста, о чем-нибудь приятном, улыбнитесь друг другу. Хочется, чтобы во время урока у вас было хорошее настроение. Именно оно поможет вам в работе, а еще вера в свои силы, в свои возможности.
II. Познавательный этап
1. Сообщение цели. Повторение изученного материала
Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать язык русского народного орнамента.Скажите, а что же такое орнамент? (орнамент - от лат. - украшение - узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов).
Язык орнамента является самым древним языком, возникшим задолго до появления письменности. Орнамент старше всех произведений искусств.
Слайд № 3
Чтение стихотворения.
На вид орнамент не приметен
Но он столетия живет
Не зря его на белом свете
Народ издревле бережет.
Слайд № 4
Но вначале вспомните, пожалуйста, изученный материал прошлых уроков и попытайтесь разгадать кроссворд.
1. Что обозначал в народном декоративно-прикладном искусстве знак в виде волнистой линии? (Вода)
2. Как по-другому можно назвать древние знаки в народном декоративно-прикладном искусстве? (Символы)
3. Мать хорошего урожая. (Макошь)
4. Этот образ в народном декоративно-прикладном искусстве символизировал свет, тепло. (Птица)
5. Огромная круглая чаша с носиком для разлива напитков. (Ендова)
6. Образ какого животного связывался с движением солнца? (Конь)
7. Деревянный брусок с ребристой поверхностью и рукояткой, которым женщины выколачивали при стирке белье на реке. (валек)
8. Что символизируют круги в народном декоративно-прикладном искусстве? (Солнце)
9. Резная доска, закрывающая место стыка сруба и кровли, украшенная фантастическими существами, растительными элементами, знаками солнца, земли, воды. (Лобовая)
10. Резные доски по бокам двускатной крыши. (Причелины)
11. Деревянный ткацкий стан. (Кросно)
12. Неизменная спутница крестьянских женщин, приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью. (Прялка)
13. Совокупность украшений фасада избы. (Декор)
14. Завершение (обычно треугольное) фасада здания, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. (Фронтон)
15. Название верхней части наличников окон. (Навершие)
16. Название горделивого конька, венчающего крышу дома. Охлупень)
17. Резная доска, украшающая спереди фронтон избы. (Полотенце)
18. Деревянный предмет, с помощью которого крестьянки разглаживали льняные увлажненные холсты. (Рубель)
Надеюсь, разгаданный кроссворд помог вам понять, о чем именно пойдет речь на сегодняшнем уроке? (Определение темы урока.)
Слайд № 5
Сегодня мы продолжим разговор о языке русского народного орнамента, будем говорить о символике древних образов в вышивках, которыми в старину на Руси украшали полотенца.
2. Введение в тему урока
Слайд № 6
Как на горке стоит елочка,
Под горой стоит светелочка.
Во высоком новом тереме,
Во столовой новой горенке,
На дубовой новой лавочке.
Тут сидела красна-девица.
Как во левой своей рученьке
Держала девица та пяличко
А во правой-то да рученьке
У той девицы иголочка.
Она шила, красна девица,
Все по плису и по бархату.
По узорной красной ленточке,
И по белому да коленкорчику,
Шила девица приданое,
Все приданое немалое.
Вы прослушали слова старинной русской народной песни. Такими песнями всегда сопровождались девичьи посиделки, на которых будущие невесты занимались рукоделием.
3. Сообщение нового материала
Слайд № 7
По домострою девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое к свадьбе (куда входило большое количество рубах, передников, сарафанов, полотенец, подзоров и столешников) и украсить их яркой, многоцветной или белоснежной вышивкой.
Среди множества форм художественных народных промыслов - вышивка является самым доступным и любимым.
Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к IX-X веков.
С XVIII века она входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек-крестьянок.
Перед свадьбой на выставке приданого по количеству холста, по совершенству вышитого узора односельчане оценивали трудолюбие невесты, ее способность к домашнему ремеслу. По вещам, выполненным руками невесты, определялось, какая хозяйка входит в дом.
Посмотрите, какие красивые полотенца, салфетки, скатерти сегодня я приготовила для вас, все они украшены вышивкой.
Слайд № 8
Наверное, мало кто из вас держал в руках настоящее льняное домотканое домашнее полотенце. Полотенце домашней работы сейчас редко увидишь даже в крестьянских семьях. Там, где они есть, их бережно хранят как семейную реликвию и достают только в исключительных случаях. «Полотенце» - уменьшительно-ласкательное от слова «полотно» (кусок полотна). «Полотно» - общеславянское производное от слова «платок» (кусок материи). Полотенце у древних восточных славян являлось женским головным убором. Оно представляло собой полотнище белой льняной ткани длиной 70-300 см, шириной 40-45 см, украшенное на концах, а иногда и по одной стороне узорными полосами браного тканья. В XIX веке полотенчатые головные уборы были распространены в основном в южной России.
Для русского человека полотенце издревле считалось символом оберега - это его дорога жизни. С ним человек рождался, и бабка-повитуха, приняв роды, заворачивала младенца в приготовленное для него полотенце. В некоторых деревнях, приходя проведать роженицу и ребенка, родственники приносили хлеб и соль, завернутые в полотенце.
Слайд № 9
Девушки загодя готовили себе приданое, вышивая долгими зимними вечерами свадебный наряд и полотенца. Очень красочными и разнообразными были полотенца, которые не только применялись в быту, но были также традиционным русским подарком: на свадьбе - жениху, всей его родне, свахе, дружкам и почетным гостям, на крестинах - крестному, попу, дьякону и т.д. Иногда, когда приходило время сватовства, невеста и ее подруги вешали себе на шею полотенца, приготовленные в приданое, а если не хватало подруг, приглашали еще и детей, и все ходили вокруг села, похваляясь богатством и рукоделием невесты. Приходя на свадьбу, каждая женщина приносила из дома свое самое лучшее полотенце и во время пляски вешала его на шею, размахивая концами, хвалилась своим вышитым замысловатым узором, украшенным по краю кружевом.
Домотканые вышитые полотенца в престольный праздник вывешивались при входе в дом на крюки и назывались «накрюшники» (обычно их было шесть). По количеству и красоте накрюшников узнавали о трудолюбии невесты или молодой хозяйки.
В некоторых губерниях домотканые полотенца для повседневного использования называли «рукотерами». Они узорами не украшались. В деревнях, которые раньше стояли на землях современной Пермской области, полотенцами называли праздничные («вылюдные») изделия, изготавливаемые из льняного полотна длиной до 3 метров.
Вышитые «рушники» в знак уважения подавались для вытирания рук после застолья почетным и дорогим гостям. Полотенца также приносили в церковь для убранства икон.
В крестьянской семье полотенцами украшалась изба в праздники. Их вешали на зеркала и иконы. Особая роль отводилась полотенцам в свадебном обряде. «Молодушка» привозила в дом мужа в составе приданого не менее 10 полотенец, вытканных и вышитых своими руками, которые выставлялись на всеобщее обозрение, чтобы все смогли увидеть и оценить ее мастерство. Полотенце было символом соединения двух родов. Его расстилали на полу перед молодыми во время венчания, повязывали через плечо главного распорядителя свадьбы («тысячко»), на него клали каравай хлеба при встречи молодых родители жениха. На другой день свадьбы, когда «молодушка» ходила по воду, полотенцем обматывали коромысло.
И в последний путь, на кладбище, провожали человека, неся его на полотенцах, на них же опускали в могилу.
Вот видите, какой глубокий символический смысл у самого распространенного и древнего предмета народного быта - полотенца.
4. Работа с учебником
Слайд № 10
Чтение материала со слов «Как нарядно узорочье…» на стр.44-48.
Физкультминутка
Слайд № 11
III. Художественно-технологический этап
1. Объяснение способов действия
Сейчас вам предстоит выполнить эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки. Еще раз обратите внимание на выразительный мотив вышивки, а также на возможность по-разному решать один и тот же изобразительный мотив.
Постарайтесь размерами, цветом выделить главный мотив (древо жизни, женская фигура, птица), дополните его орнаментальными рядами, которые выстройте из ритмически повторяющихся знаков-символов: знаков плодородия, птиц, растительных элементов.
Слайд № 12
Работу будем выполнять по группам: 1 ряд выполнит эскиз полотенца гуашью или акварелью тонкой кистью, второй ряд - цветными карандашами или фломастерами, а 3 ряд сделает рисунок восковыми мелками или пастелью.
2. Творческая практическая работа
Под записи русских народных песен учащиеся создают свои эскизы.
IV. Заключительный этап
1. Анализ работ
Посмотрите внимательно на выполненные работы. Какие работы вам особенно понравились и почему? Какие древние образы и символы использовались на эскизах вышивок? О чем хотели сказать рукодельницы, вышивая птиц, солнце?
2. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Понравился ли вам урок?
- Что нового вы узнали сегодня?
- Какие моменты урока особенно запомнились и понравились, а чтобы вы хотели сделать по-другому.
- Какое впечатление оставила работа по созданию эскизов вышивки?
- Какое настроение у вас по окончании урока?