Создание новых идей методом фокальных объектов. 7-й класс

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тип урока: урок формирования новых навыков и умений.

Цель урока: научить применению метода фокальных объектов при решении конструкторских задач по усовершенствованию изделий.

Планируемый результат обучения:

Личностный:

  • развитие способности обучающихся к саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • развитие уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, позиции;
  • развитие у учащихся самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений.

Метапредметные:

  • умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими ее участниками;
  • творческий подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса.

Предметные: уметь проектировать оригинальные объекты с помощью метода фокальных объектов.

Познавательные УУД: владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач.

Регулятивные УУД: формировать умение целеполагания, выбирать средства и способы достижения цели, самостоятельно контролировать свою работу.

Коммуникативные УУД:

  • умение выбирать формы и средства общения в процессе коммуникации;
  • способность к коллективному решению творческих задач;
  • умение публично защищать свои идеи, проекты.

Технологическая карта урока

Этапы урока.
Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационно-мотивационный
(1 мин)

Проверяет готовность к уроку, приветствует учеников. Мотивирует учащихся на восприятие нового материала.

Внимательно слушают учителя, настраиваются на урок.

Актуализация
(5 мин)

Подготовка к изучению нового материала. Проводится разминка - решение задач на развитие творческого воображения.

Упражнение №1
Назначение: борьба с психологической инерцией.
Вопросы: чему равна единица в квадрате?
чему равно два в квадрате?
чему равно четыре в квадрате?
чему равен угол в квадрате?
Ответ: угол в квадрате равен 90 градусов.

Упражнение №2
Назначение: отработка приемов борьба с психологической инерцией.
Пример: исключив применение по прямому назначению, предложите, для каких целей можно использовать:
1.Кирпичи (кроме строительства)
Ответ: можно использовать в качестве:

  • мерного груза;
  • средство для письма (отметчик);
  • средство для метания;
  • наковальни;
  • мишени;
  • молотка;

2. Школьную деревянную линейку (кроме измерения линейных размеров)
Ответ: можно использовать в качестве:

  • весов;
  • спидометра (по величине изгиба от набегающего потока);
  • камертона;
  • закладки для книг;
  • плотномера (по величине его погружения);
  • указки;

Упражнение №3
Проверка сообразительности:
На дно тарелки с водой положили половину картофелины, воткнули в неё три спички, подожгли их и сразу же накрыли стаканом. Вся вода из тарелки тут же переместилась в стакан. Почему?
Ответ:
Находящийся под стаканом кислород израсходуется на горение спичек, отчего образуется вакуум, втягивающий воду из тарелки в стакан.

Учащиеся слушают задания. Высказывают свои предположения.

Постановка учебной задачи.
Постановка проблемы. (5 мин)

Создает проблемную ситуацию.
Многие люди привыкают мыслить стандартными образами и понятиями. Они становятся привычными в обычной жизни. Поезд движется только по рельсам, ножницы предназначены для резания, рыбы плавают в воде и т.п. у человека складываются соответствующие убеждения и установки, формируется стереотипное мышление и поведение. Стереотипы мешают человеку создавать что-то новое и оригинальное.

Слушают учителя.

- Подумайте, как может выглядеть сотовый телефон, если он будет иметь свойства резины, возможности говорящего попугая, характеристики радуги?
- ребята, вы сфокусировали свое внимание на одном объекте и выдвигали свои идеи для создания новой модели телефона.
- Попробуйте сформулировать тему урока.
- запишите тему в тетрадь.
Помогает в формулировании темы урока

Выдвигают предположения. Делают зарисовки, предлагают свои варианты дизайна.

Участвуют в формулировке темы урока и постановке целей.

Поиск решения проблемы.
(13 мин)

Метод фокальных объектов (МФО) создал в 1923 г. профессор Берлинского университета Э.Кунце, в 50-е гг. метод доработал Ч.Вайтинг (США).
Суть метода в том, чтобы свойства случайных объектов перенести на центральный объект и в полученных сочетаниях попытаться найти рациональное зерно.
От слова «фокус» (по аналогии с оптикой) - концентрация внимания на конкретном объекте. Сущность метода - перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит в фокусе переноса.
Последовательность действий:
1. Выбор объекта и цели усовершенствования.
2. Выбор наугад 3-4 объектов.
3. Составление характерных признаков этих случайных объектов.
4. Генерирование идей путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов.
5. Развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциаций.
6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений.

Слушают учителя.

Записывают последовательность действий в тетрадях.

Метод не дает никакой гарантии, что у вас получится что-то дельное, но все же он раскрепощает мышление и порой приводит к неожиданным комбинациям. Метод содействует развитию фантазии.

Участвуют в создании нового объекта.

Высказывают признаки случайных объектов.

Пример создания нового объекта с помощью МФО
Совершенствуемый объект: стул
Случайные объекты: елка, олень, фонарь
Характерные свойства или признаки случайных объектов

  • Елка: колючая
  • Олень: рогатый
  • Фонарик: светящийся

Новые сочетания

  • Стул колючий
  • Стул рогатый
  • Стул светящийся

Новые идеи

  • Стул с множеством колючек-ножек для устойчивости
  • Стул с рогатой вешалкой для одежды или для игр детей
  • Стул с подсветкой для людей с ослабленным зрением
Выдвигают новые идеи.

Первичное закрепление новых знаний.
(10 мин)

Проводит деловую игру: Необходимо разработать вариант нескольких сувенирных изделий с помощью метода фокальных объектов.
Класс делит на группы по 5 человек. Каждая группа выбирает какой сувенир она будет усовершенствовать (фокальный объект). Учитель дает группам по 3-4 случайных объекта.

Работают группами. Выделяют существенные признаки у случайных объектов, составляют возможные сочетания признаков случайных объектов с фокальным объектом. Анализируют полученные варианты, выбирают из них наиболее оригинальные и возможные для воплощения в материалах. Выполняют технический рисунок.

Организация первичного контроля. (3 мин)

Организует деятельность по контролю усвоения приобретенных знаний.
1. Дайте определение.
Суть метода фокальных объектов состоит в …………
2. Метод фокальных объектов создал:
А) Осборн
Б) Кунце
В) Гордон
3. Метод фокальных объектов - это метод поиска новых идей путем:
а) присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов;
б) создания гирлянд ассоциаций;
в) критики свойств объекта.
4. Дайте определение.
Цель метода фокальных объектов состоит в ……………

Отвечают на вопросы теста. Взаимопроверка в парах.

Домашнее задание (2 мин)

Дает творческое задание:

«В Англии продаются товары для любителей розыгрышей: чайные ложки, которыми можно помешивать лишь холодный чай, так как в горячем они плавятся; зонтики с верхом, тающим под струями первого дождя, так что остаётся один каркас; авторучки с чернилами, которыми можно «неосторожно» обрызгать костюм или платье, но через несколько минут пятна полностью исчезают.

Предложите свою техническую шутку. Помните, что она должна быть не злой, не пугающей, а, наоборот, вызывающей улыбку и создающей хорошее настроение.»

Записывают домашнее задание дневнике (в тетради).

Рефлексия (1 мин)

Организует рефлексию. Вопросы:
- Какую оценку вы можете себе поставить?
Предлагает оценить урок и свою деятельность на уроке.

Дают самооценку.