Цель: формирование основ финансовой грамотности у дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с понятиями «деньги», «купюра», «монеты»;
- пополнить знания детей о свойствах предметов (купюра - бумажная, прямоугольная, шуршит, мнется, не прочная; монета - железная, твердая, звенит, круглая);
- расширять и активизировать словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать речевую активность детей, связную речь;
- способствовать развитию внимания, логического мышления, зрительную память.
Воспитательные:
- воспитывать правильное и бережное отношение к деньгам, уважение к людям разных профессий.
Методы и приемы: рассказ воспитателя, беседа, вопросы, дидактическая игра «Магазин», «Кошелек и копилка».
Словарная работа: копилка, деньги, монеты, бумажные купюры.
Предварительная работа: беседа о деньгах, рассматривание купюр и монет; чтение произведения К.Чуковского «Муха цокотуха»; разучивание физкультминутки «Зверята идут вмагазин», сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Оплати услугу», «Разложи товар по полкам».
Оборудование и материалы: денежные купюры, монеты, картинка кошелька и копилки, копилка, карточки денежных знаков и монет на каждого ребенка.
Ход занятия
Дети стоят полукругом на ковре.
Воспитатель:
- Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе «Привет»
Улыбнись и ты в ответ
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй, левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг
Здравствуй, весь наш дружный круг!
Воспитатель: Ребята, к нам кто-то идет, угадайте кто это?
Звучит музыка из кинофильма «Приключения Буратино»
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, а Буратино пришел к нам не с пустыми руками (показывает копилку) Кто знает, что это?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, а для чего нам нужна копилка?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, чтобы копить деньги. А вам интересно узнать, что лежит в копилке, какие деньги там есть? Предлагаю посмотреть! (воспитатель показывает монеты)
- Что это, ребята? Правильно, монеты. А монета какая? (если дети называют не все признаки монеты, воспитатель помогает им)
- Смотрите, в копилке еще что-то осталось, сейчас я достану. (достает бумажные деньги) А как можно назвать эти деньги? Ребята, эти деньги называются - КУПЮРЫ. Повторите, пожалуйста. (дети повторяют новое слово несколько раз) Чем отличаются монеты от купюр. (дети называют все признаки бумажной купюры - прямоугольная, шуршит, мнется, не прочная)
Воспитатель: Нашему гостю интересно узнать зачем людям копить деньги, что на них можно купить?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Да, молодцы, вспомните, какое сейчас время года?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, зима, на улице холодно и нужна зимняя одежда, а посмотрите, как одет Буратино?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а в какой магазин мы пойдем вместе с Буратино, чтобы купить ему зимнюю одежду? (ответы детей)
Физкультминутка
А теперь мы все зверята
Поскакали, как зайчата,
Повертелись, как лисята,
Потоптались, как слонята,
Как жирафы потянулись,
Друг на друга оглянулись.
Вперевалочку, как мишки
В магазин пришли детишки.
Дидактическая игра «Магазин»
На столе разложены карточки с зимней и летней одеждой, дети выбирают только зимнюю одежду и прикрепляют на магнитную доску. Обсуждаем выбор детей, почему не выбрали летнюю одежду.
Дети проходят за столы. (на столах карточки денежных знаков и монет на каждого ребенка)
Воспитатель: Ребята, чтобы помочь Буратино расплатиться в магазине за зимнюю одежду, вам нужно разложить бумажные купюры от монет. В магазине одежды принимают только бумажные купюры. Предлагаю вам сложить бумажные купюры в кошелек, а монеты сложить в копилку, чтобы Буратино смог накопить деньги на следующую покупку.
Дидактическая игра «Кошелек и копилка» (дети подходят к доске и раскладывают деньги).
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, скажите, кто сегодня приходил к нам на занятие?
- Что принес Буратино?
- Для чего нужны деньги?
- Как называются железные деньги?
- Как называются бумажные деньги?
- Как мы помогли Буратино?