Проектная работа «Система работы по психолого-педагогическому сопровождению семьи, имеющей ребенка с ОВЗ в условиях ДОО»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: ОВЗ


Введение

Семья - это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Как необходимый компонент социальной структуры, выполняющий многие социальные функции, семья играет роль в общественном развитии. Через семью сменяются поколения людей, в ней осуществляется продолжение рода, происходит первичная социализация и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости, в значительной части реализуется забота о нетрудоспособных членах общества. Семья является также основной ячейкой организации быта и культурного досуга людей.

Семья - это неотъемлемая составляющая социально-педагогической деятельности, поскольку успешное развитие и социализация ребенка во многом определяется семейной ситуацией. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок, в благополучной или неблагополучной.

Существенные изменения социально-политических, экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали влияние на преобразование современной семьи. Семейное воспитание рассматривается или как первейшая обязанность родителей или понимается как всесторонне развитие самодеятельной творческой личности. В настоящее время семья как социальный институт переживает тяжелый кризис. В новых кризисных условиях семья не готова взять полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большую часть своего времени искать источники к существованию в ущерб воспитания детей. Пристальный интерес к семье объясняется и рядом других обстоятельств: ухудшением демографической ситуации в стране; усложнением воспитательных задач и ростом числа детей с девиантным поведением; усложнением психологического, эмоционального, духовного мира современного человека, ростом его потребностей, которые также во много формируются в семье.

Все чаще и чаще говорят о семьях, в которых воспитываются дети с ОВЗ. Таким семьям необходимая специальная, дополнительная психолого-педагогическая помощь и поддержка в процессе воспитания ребенка с ОВЗ, которую должны осуществлять специализированные центры поддержки, медицинские и социальные организации и образовательные учреждения, в первую очередь.

Цель исследования - теоретически изучить и разработать систему психолого-педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка с ОВЗ в условиях ДОО.

Данная цель обусловливает постановку следующих задач работы:

  • Проанализировать содержание понятия «ребенок с ОВЗ».
  • Охарактеризовать методы и технологии работы с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ.
  • Обосновать методы и формы организации психолого-педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка с ОВЗ.

Особенности социализации ребенка с ОВЗ

Дети с ограниченными способностями здоровья (Н.Д.Шамтко) имеют необходимость в социальной помощи, главная задача которой эффективная социализация и интегрирование в социум. Важной задачей стало предоставление условий, содействующих общественной интеграции и наилучшему персональному развитию ребенка [8].

Процесс социализации постоянен, как заявляет В.В.Коркунов, так как дошкольник регулярно взаимодействует с обществом. Развитие - основное и характеризующее его начало. В рамках данного движения совершается овладение общественных норм, умений, направлений, установленных в мире форм поведения и общения, альтернатив жизненного стиля [14].

Перед специалистами стоит цель создать у ребенка с ОВЗ способности и умения нужные им в быту. Способности самообслуживания следует сформировывать у ребенка как можно ранее. Ключевыми способами воспитания у ребенка умений считаются индивидуальная деятельность и созданные игровые условия. При создании способностей социально-бытовой ориентации предусматриваются 2 условия - возраст и характерные черты формирования ребенка.

Коррекционная деятельность ведется в согласовании с принципами комплексности, поэтапности и личного подхода (Т.А.Матросова) [17]. Общая работа специалистов и родителей попросту нужна ребятам с ОВЗ. Этапы формирование навыков, учитывают освоение простыми, а далее более сложными поступками. Используется способ поэтапного показа и отработки абсолютно всех компонентов воздействия с любым ребятами. Применяется словесная инструкция и корректировка операций ребенка. Дошокльники познакомились с объектами ближайшего общества, обучаются осуществлять с ними конкретный метод операций. Их проработка совершается в ходе режимных факторов. Персональный аспект подразумевает утверждение и восприятие любого детей, формирование подходящих для него обстоятельств.

Помощь довольно многообразна, как свидетельствует Л.С. Маркова: устная - фразы, которые наталкивают детей на требуемое влияние; демонстрационная - демонстрация самого воздействия, содействует подражанию его детей; физиологическая - воздействия, помогающие ребятам совладать с этой составляющей деятельности, что для него в особенности трудна. Выбор поддержки находится в зависимости от степени обладания навыком. Задача на этом этапе - мотивировать на результат успеха, сглаживать отрицательные проявления импульсивности и гнева, помочь понять приспособиться к настоящим обстоятельствам существования. Наглядность в виде пиктограмм содействует эффективной организации коррекционной сферы [16].

Системы психолого-педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка с ОВЗ

Процесс психолого педагогического сопровождения цикличен и предусматривает последовательную реализацию четырех этапов: диагностического, поисково-вариативного, практико -действенного и аналитического (по Л.Н.Харавиной). Практика показывает, что в целом можно пользоваться подобным подходом к определению этапности психолого педагогического сопровождения, с условием большей дифференциации.

Приоритетным направлением современной модернизации и трансформации профессионального образования является внедрение инклюзивных тенденций и практик, нацеленных на создание условий для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья как основы их эффективного социального функционирования, достижения социальной независимости и высокого качества жизни. Однако фактическая реализация данного процесса сталкивается с проблемой отсутствия и / или недостаточности инклюзивной инфраструктуры и инклюзивной культуры участников образовательного процесса [5, с. 254; 9, с. 72]:

  • несовершенством организационно-методического, управленческого и материально-технического обеспечения образовательной среды;
  • психолого-педагогической некомпетентностью педагогов по вопросам обучения лиц с ОВЗ и взаимодействия с ними;
  • психологическими барьерами лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, противоречие между возможностью позитивной социализации лиц с ОВЗ (А.В.Махнач) и препятствиями (внешними и внутренними) в получении профессионального образования обусловливает необходимость обоснования и разработки основ психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ. Целевым ориентиром данного процесса является устранение факторов и условий, препятствующих получению качественного профессионального образования лицами с ОВЗ и способствующих их виктимизации и социальной эксклюзии.

Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ в профессионально-образовательной среде - интегративная технология создания в образовательной среде условий для развития и саморазвития ребенка с ОВЗ, основой которой является взаимодействие процессов компенсации, реабилитации и адаптации [21, с. 157].

Психологическая компенсация способствует восстановлению / формированию внутренней стабильности, самопринятию в трудных образовательных ситуациях; психологическая реабилитация - основа реорганизации и оптимизации социально-психологического бытия посредством преодоления конфликта возможностей и потребностей в условиях ОВЗ; социально-психологическая адаптация и гармонизация личности позволяет сформировать комплекс свойств и качеств, необходимых для включения в образовательную среду.

Создание безопасной, психологически комфортной и развивающей среды для лиц с ОВЗ опирается на совокупность методологических подходов:

  • аксиологического, основанного на признании личности человека как высшей ценности;
  • системного-акцентирующего необходимость взаимодействия в системе «образовательная среда - ребенок с ограниченными возможностями здоровья»;
  • междисциплинарного, позволяющего рассматривать сопровождение в междисциплинарном дискурсе;
  • индивидуального, учитывающего персональные психологические характеристики и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • деятельностного, признающего деятельность основным условием полноценного развития и саморазвития личности.

Построение технологии психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ включает два взаимосвязанных стратегических ориентира: воздействие на риски образовательного учреждения, а также работу по преодолению психологических барьеров лиц с ОВЗ и развитию их личностного потенциала.

Организационная форма психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ в профессионально-образовательной среде включает следующие этапы [21, с. 158]:

1. Диагностико-аналитический - постановка целей и задач в соответствии с выявленным ресурсным потенциалом - совокупностью биофизических, социально-психологических, творческих и др. особенностей, способствующих активизации потенциальных возможностей лиц с ОВЗ в процессе преодоления трудностей и проблемных ситуаций.

2. Деятельностный - отбор и применение методических средств, позволяющих сформировать позитивные изменения в личности ребенка с ОВЗ и системах социального взаимодействия.

3. Контрольно-аналитический - мониторинг эффективности результатов деятельности, анализ динамики процесса, достигнутого уровня изменений в поведении и психологическом состоянии детей с ОВЗ.

Основные направления работы в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в образовательной среде [21, с. 158]:

1. Психопрофилактика в условиях учреждения включает следующие основные векторы работы: максимально раннее выявление и устранение личностных особенностей, повышающих вероятность дезадаптации и виктимизации в условиях учреждения (повышенной тревожности или низкого статуса в группе); развитие личностного ресурсного потенциала; создание системы поддержки в условиях образовательной среды. Реализация указанных мероприятий может осуществляться в форме бесед, консультаций, тренингов. Для минимизации и нейтрализации негативных эмоциональных состояний и предотвращения стресса, снятия напряжения и утомления, возникающих у лиц с ОВЗ в ситуациях формального и неформального взаимодействия, создаются комнаты психологической разгрузки, используются методы психологической саморегуляции, физические упражнения, гимнастика и др.

2. Психодиагностическая работа: исследование личностного ресурсного потенциала, а также психологических предпосылок дезадаптации и виктимизации личности в образовательной среде (негативные коммуникативные установки, деформация системы ценностей, депривация границ психологического пространства личности и др.).

3. Психологическое консультирование: оказание ребенку с ОВЗ помощи в самопознании, адекватной самооценке и адаптации в условиях образовательной среды, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, личностном росте и саморазвитии.

4. Психологическая коррекция -направление психологической деятельности, направленное на оптимизацию и гармонизацию развития психических процессов и личностных свойств. Формы психокоррекционной работы включают индивидуальные и групповые занятия, направленные на различные аспекты личностного функционирования (формирование резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию, коммуникативной компетентности, восстановление адекватных каналов эмоциональной экспрессии индивида и др.).

Далее рассмотрим работу с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью Изучение литературных источников позволило выявить отечественных и зарубежных авторов, работы которых посвящены семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Проблемы и трудности, с которыми сталкиваются семьи в социальной, бытовой, пространственной, культурной среде, а также в процессе обучения в образовательной среде, отражены в трудах Е.М.Мастюковой, А.Г.Московкиной, А.Р.Маллера, Р.В.Овчаровой, М.П.Краузе, М.Селигмана, Р.Дарлинг, М.Л.Шипицыной, Л.И.Солнцевой, Н.Ш.Тюриной и др.

В научно-исследовательских и методических трудах авторы предлагают определенные методы и методики работы с детьми и родителями в условиях специального образовательного учреждения (В.В.Ткачевой, И.Ю.Левченко, М.Л.Шипицыной, С.Д.Забрамной).

Обзор литературных источников показал, что значительно в меньшей степени изложены технологии работы с семьей именно в условиях дошкольной образовательной организации, несомненно, должное внимание уделяется такому образованию, основанному на гуманистическом подходе, которое предполагает свободу выбора, места и способа обучения для ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его родителей [8, с. 157].

Ведется основательная работа в области исследования обучения детей в условиях дошкольной образовательной организации многими учеными и специалистами, однако, система работы с семьей в условиях образовательной организации изложена фрагментарно, отдельно по различным направлениям.

В работе с семьей мы придерживаемся структурно-системного подхода, который отражает всеобщую связь и взаимообусловленность объектов, явлений и процессов педагогической реальности; «относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении» [8, с. 158].

Педагогическое взаимодействие с родителями детей с особыми образовательными потребностями, привлечение семьи к образовательному процессу должно носить системный характер.

Системный подход предполагает комплексность, т.е. работа команды педагогов ЖОО (учителя-дефектолога, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, тьютора, воспитателя, узких специалистов и других участников) должна строиться на взаимодействии всех участников образовательного процесса.

Все участники (педагоги, родители, дошкольники) объединяются общей целью достижения максимально благоприятного результата в развитии, адаптации, социализации ребенка в различных сферах жизнедеятельности. Рассмотрим модель комплексного сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях дошкольной образовательной организации, отражающая системно-структурный, комплексный подход к сопровождению семьи.

Данная модель предполагает максимальное удовлетворение потребностей родителей и эффективное решение существующих проблем в семье. Стратегией реализации данной модели является ориентирование на положительный результат, отражающий готовность родителей к самостоятельным действиям в разных жизненных ситуациях (рис.1).

Рис. 1. Стратегией реализации модели

Взаимодействие специалистов ДОО и семьи - это совместное установление целей, планирование дальнейшей работы, определение ресурсов, сил и возможностей семьи, мониторинг результатов совместной работы, прогнозирование новых целей и задач. Перед специалистами стоят задачи привлечения семьи к коррекционно-развивающему процессу, формирование компетентности родителей, а также оказание им психологической помощи [20, с. 102].

Сформулируем выводы. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в процессе получения ими образования - это комплексная система психолого-педагогических и социально-психологических условий, способствующих успешной адаптации, позитивной социализации, развитию и самореализации лиц с ОВЗ. Проектирование данного процесса определяется спецификой личностных деформаций ребенка с ОВЗ (негативные коммуникативные установки, деформация психологической суверенности, виктимность и др.) и его ресурсным потенциалом, а также спецификой образовательной среды учреждения. Это предполагает проведение тщательной диагностики, позволяющей определить вектор дальнейшей работы, подобрать адекватные методы, средства и формы психолого-педагогической работы (психопрофилактической, психокоррекционной, психоконсультационной и др.).

Конкретные формы работы с семьей зависят от индивидуальных особенностей каждой конкретной семьи, ее проблем, потребностей, которые выявляются с помощью наблюдения, бесед, анкетирования. В литературных источниках представлены формы работы с родителями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: индивидуальные беседы, консультации, родительские тренинги, индивидуальные и групповые занятии с детьми с участием родителей, проведение совместных праздников, конкурсов, мероприятий [10; 20, с. 159]. Оптимальному личностному развитию ребенка, устранению различных проблем у родителей, активизации семейных ресурсов способствует своевременно оказанная социально-психолого-педагогическая помощь и поддержка семье посредством реализации Модели по комплексному сопровождению семей.

Таким образом, можно выделить формы работы с родителями детей с ОВЗ.

  1. Беседы: коллективные и индивидуальные.
  2. Консультации: коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные. Данные формы работы преследуют цель информирования родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье, закономерностях аномального развития.
  3. Родительские собрания в форме: тренинга, «круглых столов», «Педагогической гостиной». В ходе тренинга решаются многие задачи. Это и выработка активной родительской позиции, снятие чувства вины, повышение самооценки участников и т.д. Участие в тренинге помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, научиться эффективному взаимодействию с ним, решить некоторые личностные проблемы, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию. Кроме того, во время таких встреч как «круглый стол» или «педагогическая гостиная» родители детей с ОВЗ имеют возможность встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу поддержку, что даёт родителям ощущение того, что «они не одиноки». Работа, построенная таким образом, помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать определённые социальные навыки для преодоления трудностей в воспитании детей с ОВЗ.
  4. Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей. Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.
  5. Проведение совместных праздников, конкурсов, развлечений. Психолого-педагогическое сопровождение предполагает собою концепцию средств, которые гарантируют поддержку детям и семьям в независимом персональном выборе - высоконравственном, гражданском, профессиональном, экзистенциональном самоопределении, а кроме того поддержку в определении препятствий (проблем, вопросов) самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и созидательной работы.

Объектом работы по социально-педагогической охране детей, нуждающихся в общественной охране и поддержке, выступает процедура общего с ребятами и их семьями преодоления преград, препятствующих подрастающему человеку без помощи других достигнуть результатов.

Препятствие - то, что отчуждает либо изолирует личность (дошкольника) от свершения ожидаемого результата. Основой препятствия выступает какая-либо недостаточность, существующая в самом субъекте или в находящейся вокруг общественной сфере или в вещественных или других обстоятельствах. Таким образом, препятствия могут разграничиваться на:

  • субъективные (личностные) «Я - препятствия»;
  • социальные (средовые) «ОНИ - препятствия»;
  • материальные.

Для осуществления психолого-педагогической поддержки необходимо знать основные принципы психолого-педагогического сопровождения [6].

Основными принципами обеспечения психолого-педагогического сопровождения могут служить следующие:

  • согласие ребёнка на помощь и поддержку;
  • опора на личные силы и потенциальные возможности личности;
  • совместимость, сотрудничество, содействие;
  • конфиденциальность (анонимность);
  • доброжелательность и безоценочность;
  • безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;
  • реализация принципа «Не навреди»;
  • рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

Эти принципы разработаны О.С.Газманом. Их смысловое содержание было прослежено при проектировании индивидуальной деятельности основных субъектов социально-педагогического сопровождения - классных воспитателей, кураторов, социальных педагогов.

Методы и формы оказания психологической помощи: индивидуальная, формы воздействия - клиентоориентированная.

Определение возможности психодиагностики:

  • Карта социальных связей, диагностика «выбор» (метод сорциометрии)»
  • Цветовой тест Люшер
  • Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Эйпидемиллер Э.Г.);
  • Опросник «Измерение родительских установок и реакций» методика PARI, адаптированная в России Т.В. Нещерет;
  • Проективный рисуночный тест: ДДЧ, "Рисунок человека", «фантастическое животное», «кактус»;

Этапыоказания психолого-педагогической помощи

Этапы

Организационно - управленческий

Форма работы

Содержательный

Диагностический

Подбор диагностических методик, составление диагностической карты семьи

Выбор технологий работы с семьей

1.Выявление психолого- педагогических потребностей семьи. 2.Диагностика с применением методов изучения семьи, что дает получить информацию от родителей и ребенка. 3.Обработка полученных данных

Прогностический

1. Просвещение семей по вопросам психолого-педагогического сопровождения.
2. Повышение педагогической компетентности в воспитания детей, помощь в решении конкретных проблем

Практический

1. Организация цикла социальных мероприятий.
2. Организация взаимодействия служб сопровождения и специалистов

1. Проведение совместно с педагогами мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению
2. Проведение совместно с администрацией и социальным педагогом мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению

Обобщающий

Осуществление корректировки существующих программно-методических мероприятий

Составление рекомендаций по улучшению работы по психолого- педагогическому сопровождению семьи

Итоговый

Оценка эффективности психолого-педагогического сопровождения семей «группы риска»

План работы с семьей

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

Диагностика по запросам педагогов. Использование традиционных и нетрадиционных методов коррекции психологического здоровья. Профилактическая работа по сохранению психологического здоровья.
Привлечение к системе дополнительного
образования

Беседы с целью выявления детей с ОВЗ. Рекомендации по работе с детьми с ОВЗ.
Беседы с воспитателями по итогам коррекционной работы (индивидуальные консультации)

Беседы по запросу: Анкетирование родителей Рекомендации по сохранению психологического здоровья детей с ОВЗ в домашних условиях. Беседы с родителями (индивидуальные консультации) по итогам коррекционной работы.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение детей в условиях образовательного учреждения осуществляется как субъектами воспитания (социальные педагоги, воспитатели, специалисты), так и организациями, основной деятельностью которых является социальная защита населения (УСЗН, центры социального обслуживания населения, социально-психологические центры и др.) [1].

Заключение

Таким образом, в последние годы были предложены все более инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Распространение их на детей с ограниченными возможностями в учебных заведениях является не только отражением времени, но и представляет собой еще один шаг к обеспечению полной реализации прав детей на получение доступного образования.

Вне зависимости от их социального статуса, физических и умственных способностей дошкольное образование представляет собой возможность для каждого ребенка удовлетворять свои потребности в области развития и равные права в получении адекватного уровня образования.

Включение в образование является совершенно новым. Не все образовательные учреждения знают об этом направлении. Действительно, довольно сложно провести линию между нормой и ОВЗ. Однако ОУ, которые обеспечивают действительно качественное образование, должны уметь обучать всех и делать это не только для конкретного ребенка с ОВЗ, но и с точки зрения обучения других детей. Здоровые дети должны понимать, что есть сверстники, которым повезло меньше, но они нуждаются в образовании, развитии и поддержке людей. Им нужно быть друзьями и работать вместе.

Необходимо обеспечить выполнение закона об образовании, который гласит: необучаемых детей не бывает - кто на что способен, тому его и надо обучить. Необходимо гарантировать доступность и качество образования для всех без исключения.

Психолого-педагогические трудности и проблемы организации обучения и воспитания детей с ОВЗ заключаются в следующем:

  • проблема неприятия детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • проблема непринятия идеологии инклюзивного образования;
  • трудности в понимании и реализации подходов к обучению детей с ОВЗ;
  • нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ;
  • неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ;
  • трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.

Эффективная реализация включения особого ребенка в среду образовательного учреждения представляется практически невозможной без специализированного психолого-педагогического сопровождения как самого процесса, так и его отдельных структурных компонентов, важную роль в которых принадлежит семье.

Список использованной литературы

  1. Алексеева Л.С. Психологическая служба семьи в системе социальной работы // Семья в России. - 2013. - № 3/4. - С.113-126.
  2. Антонов А.И. Микросоциология семьи : учеб. для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности 020300 "Социология" / А.И.Антонов. - М. : Инфра-М, 2017.
  3. Голод С.И. Стабильность семьи. - СПб.: Наука, 2014.
  4. Елизаров А.Н. Специфика работы психолога с семьями группы риска // Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества" 13-15 апреля 2014 года. - М.: Консорциум "Социальное здоровье России", 2014. - С. 114 - 115
  5. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // СОЦИС. - 2013. - №7. - С.92-100.
  6. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб заведений. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - С.208-220.
  7. Ресурсный потенциал жизненного цикла семьи / [В.М.Жеребин и др.]; под ред. В.М.Жеребина, Рос. акад. наук, Ин-т социал.-экон. проблем народоноселения. - М.: Наука, 2010.
  8. Слепухина Г.В. Психологическое обеспечение социальной работы с семьей : учеб. пособие по курсу "Психология социал. работы с семьей" / Г.В.Слепухина; М-во образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО "Магнитог. гос. ун-т" .- Магнитогорск: МаГУ, 2018.