Использование современных образовательных технологий в учебной и воспитательной деятельности в школе пенитенциарной системы

Разделы: Иностранные языки, Профессия — педагог

Ключевые слова: пенитенциарная школа


Особенности организации учебного процесса в школе пенитенциарной системы

Думается, что каждый педагог, работающий в образовательных учреждениях пенитенциарной системы, сталкивается с одними и теми же проблемами. Не все из них возможно решить. Например:

  • контингент учащихся - 20-30-летние молодые люди, осужденные на лишение свободы, с большими пропусками в учебе, социально и криминально дезориентированные, педагогически запущенные;
  • отсутствие желания менять свой образ жизни;
  • «движение» обучающихся в течение учебного года;
  • жесткая регламентация и режимные установки для контингента учащихся, а также ряд ограничений для педагогического коллектива, находящегося на территории ИУ (исправительного учреждения), по безопасности и соблюдению режима.

Также, особым образом, выделяется проблема низкой мотивации осужденных к учёбе (некоторых приходится заставлять посещать занятия), а их жизненные ориентиры часто противоречат таким понятиям, как нравственность, мораль и т.д. Сомнений нет, что необходимо решать эти вышеуказанные проблемы. Но возникает вопрос: как именно «перепрограммировать» наших подопечных на веру в свое будущее, забыть прежний образ жизни. Одним из вариантов решения этой задачи могло бы стать повышение мотивации к обучению у осужденных, пересмотр ими своих ценностных ориентиров (особенно у рецидивистов), которые, в свою очередь, активизируются благодаря применению педагогических технологий. Они, последние, решают такие задачи, как:

  • совершенствование понятийного аппарата;
  • расширение словарного запаса учащихся;
  • формирование навыков работы с учебниками, научной и справочной литературой;
  • формирование потребности к проявлению творческой инициативы;
  • коррекция воспитания.

В условиях лишения свободы пенитенциарная школа является той нитью, которая связывает учащихся с остальным обществом и приобщает их к реалиям жизни. Вследствие асоциального образа жизни, длительного пребывания в агрессивной среде большинство обучающихся-осужденных имеют низкий уровень развития психических процессов (память, внимание, мышление), имеют большие пробелы в знаниях.

Многочисленные исследования показывают, что от выбранной педагогической технологии и степени ее правильности, ситуации и контингента учащихся во многом зависит качество обучения.

К сожалению, учитывая особенности организации учебного процесса в школе при исправительной колонии, не все педагогические технологии могут быть уместны (например, имеется много ограничений по использованию ИКТ), в то время как другие могут быть чрезвычайно эффективны.

Особенности урока иностранного языка

Осознание необходимости владения хотя бы одним иностранным языком пришло в наше общество. Любому специалисту, если он хочет преуспеть в своей области, знание иностранного языка жизненно важно. Поэтому мотивация к изучению иностранных языков резко возросла. Однако трудностей на пути овладения иностранным языком, особенно в школе пенитенциарной системы, не убавилось.

Моя задача, как учителя, показать наиболее приемлемые в наших условиях способы реализации данного подхода на уроках иностранного языка. Что реально можно воплотить на практике - это применять технологии на основе активизации деятельности учащихся. Отличием активных методов обучения от традиционных является то, что они способствуют активизации мышления обучающихся. По мнению А.А.Вербицкого, именно активное обучение формирует у обучающихся познавательную мотивацию,

Вот почему мне представляется наиболее интересным для нашей школы (при ИУ) опыт применения геймификации (элементов игровой технологии), как общедидактический концептуальный подход. Особенно, если учесть тот факт, что эта технология вполне органично вписывается в классно-урочную систему.

Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

Применение игровых технологий на уроках английского языка

Игра на уроке активизирует учащихся, повышает познавательный интерес. Он вызывает у обучающихся эмоциональный подъем, повышает работоспособность, которая переходит в творчество. Новое всегда рождает любопытство и любознательность, при проявлении которых учащиеся стремятся к получению новых знаний. Уроки-игры проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии скованности. Устанавливается особое общение учителя с учениками.

Опыт показывает, что игровые технологии помогают учащимся раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Попадая в ситуации реальной жизни, ситуации успеха, создаваемые игровыми технологиями, учащиеся лучше усваивают любой сложности материал.

Английский язык занимает особое место среди школьных дисциплин. Изучение иностранного языка - процесс многотрудный и длительный. Учителю приходится искать способы эффективного преподавания достаточно непростого материала, значительная часть которого приходится на механическое запоминание многочисленных слов и грамматических форм. Обращение к игровым методикам часто является важным этапом этого поиска. Многие исследования, посвящённые игре, как форме познания мира, доказывают её эффективность при обучении иностранному языку.

Работая со своими учениками, я пришла к такой форме преподавания. Вопреки сложившимся стереотипам, это занятие может быть интеллектуальным и развивающим, при условии грамотного отбора содержания и правильной организации игры.

Структура игры, ее смысловое содержание и правила предполагают создание эвристической среды, постоянно стимулирующей познавательную и творческую активность учащегося, которая, как отмечают психологи, может проявляться как эпизодически, ситуативно, так и постоянно, иметь различную степень выраженности - от самостоятельного выполнения известных правил, переноса известных способов действия в новую ситуацию, до выработки нового оригинального решения игровой задачи. Наличие познавательных интересов у обучающихся способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

В любой игре заложены одновременно огромные воспитательные и образовательные возможности. Она развивает наблюдательность и способность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, игры оказывают большое влияние на умственное развитие, совершенствуя мышление, внимание, творческие способности.

При использовании игровых технологий необходимо учитывать, что элементы занимательности, присущие любой игре, рассматриваются как средство привлечения интереса к предмету или процессу изучения, которое способствует переходу познавательного интереса со стадии простой ориентировки, ситуативного эпизодического интереса, на стадию более устойчивого познавательного отношения, стремление углубиться в сущность познаваемого. В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются способности человека,

Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сделать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряют мыслительную деятельность играющих. А если обучающийся будет при этом говорить на иностранном языке, то здесь таятся богатые обучающие возможности. Игра - прежде всего увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может оказаться первым в игре: находчивость и сообразительность здесь становятся порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности задания - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, становится легче учиться.

Виды игр

Игры на уроке английского могут быть самыми разнообразными. Их использование может быть ограничено только лишь продолжительностью урока и креативностью учителя. По своему характеру игры могут быть предметные, сюжетные, деловые, ролевые, имитационные и игры-драматизации. Для того, чтобы внести больше разнообразия в игровой процесс, учитель может использовать различные виды работы во время занятия, такие как индивидуальная, парная, групповая и фронтальная. Каждая из них имеет свои преимущества для учащихся, поэтому, отдавая предпочтение одной, не стоит пренебрегать и остальными.

Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

1) ролевые игры на уроке;

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-КВН);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;

4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5) различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Я в своей практике чаще применяю лексические и грамматические игры.

Лексические игры на уроках английского языка.

Лексические игры можно использовать на разных уровнях овладения английским языком - от начального уровня (Beginner) до продвинутого (Advanced). Только, конечно же, на каждом этапе эти игры будут свои. На уровне Beginner и Elementary можно в игровой форме учить алфавит, правописание букв и слов. На уровне постарше это хороший способ для запоминания новых выражений и словосочетаний. Игры могут быть более творческие и коммуникативно-направленные (придумать историю, составить диалог с новыми словами и т.д.) и полу-коммуникативные, направленные на отработку и запоминание новых лексических единиц (gap filling, choose the right variant, hangman etc). Также лексические игры могут быть активными, подвижными и статичными. В них можно играть индивидуально, в парах и в группах. Какой бы вид вы не выбрали, всегда учитывайте индивидуальные особенности своих учеников, ведь у некоторых людей творческий потенциал бьет ключом, а кому-то это может показаться пустой тратой времени.

Как известно, для того, чтобы запомнить новое слово, нужно его повторить порядка пятидесяти раз. Только тогда оно сохранится в вашей долгосрочной памяти. Зубрить и просто повторять про себя слова, мягко говоря, неинтересно и скучно. Поэтому на своих уроках я применяю следующие игры, чтобы сделать процесс запоминания слов легким и увлекательным.

Примеры

«Кто же лишний?»

Предложите ученикам группы слов (от трех до пяти слов в одной группе), которые бы были логически связаны между собой. Но одно слово должно быть лишним. Учащимся нужно найти лишнее слово и объяснить, почему оно не подходит для данной категории. Таким образом, можно закрепить слова по новой теме и повторить слова по уже пройденным темам. В процессе игры активируются и развиваются навыки говорения, логического мышления и построения аргументов.

«Найди незнакомцев»

Запишите два слова слитно таким образом, чтобы у первого слова отсутствовали первые две буквы, а у второго последние две буквы. Например, если вы работаете в теме "Wild life", beACH + DESErt = ACHDESE. Очевидно, что этот прием хорошо работает не только для запоминания слов, а так же и для тренировки спеллинга.

Кроссворд

Этот игровой метод работы подходит практически для любого уровня и возраста. Для начального уровня дефиниции можно давать на родном языке, а слова вписывать на английском. Для более высокого уровня дефиниции уже нужно давать на английском языке. Можно усложнить задачу и, наоборот, предложить уже разгаданные слова в кроссворде, в котором нужно давать определение слов по очереди и угадывать их.

Викторина

Эта игра пробуждает соревновательный интерес. Ее целесообразно проводить при повторении или контроле, когда закончили учить определенную тему. Эту игру можно применять при любом уровне владения языком и адаптировать под любую тему. Здесь нужно начертить таблицу, в которой по горизонтали написаны категории вопросов, т.е. изученные темы, а по вертикали баллы, которые студент может получить за правильный ответ. По мере увеличения сложности вопросов, количество баллов за правильный ответ также увеличивается. Так, например, за самый простой вопрос можно получить 1 балл, а за самый сложный 10 баллов. Ученик выбирает категорию и сложность вопроса, учитель зачитывает вопрос. Если ответ неправильный, можно предложить сопернику попробовать ответить на вопрос. Кто наберет больше всего баллов, тот и выиграл.

Как видите, лексические игры на уроке английского языка могут быть самыми различными по сложности, тематике, коммуникативной направленности и т.д. Некоторые требуют определенной подготовки от преподавателя, а некоторые можно проводить совершенно спонтанно. Некоторые игры можно провести за пять минут и перейти к другому виду деятельности на уроке, а для некоторых можно отвести целый урок. В любом случае, выбирать вам, ведь все виды деятельности на занятии должны быть максимально адаптированы под нужды, уровень и интересы ваших учеников. Игры вносят определенное разнообразие в учебный процесс и, запоминая с удовольствием новую лексику, обучающимся потом легче применять ее в различных ситуациях общения.

Игры для практики английской грамматики

Грамматика занимает очень важное место в изучении английского языка по ряду причин. Во-первых, без нее невозможно научиться правильно говорить, строить фразы и предложения, даже если вы обладаете завидным лексическим запасом. Но по сути грамматика - это просто набор правил, и учить их большинству людей не так уж и интересно. Поэтому я постоянно стараются разбавить сухие грамматические правила, придумывая игры, которые не только интересны и увлекательны, но еще и гармонично вписываются в учебный процесс и помогают легко и ненавязчиво учить необходимый материал.

Примеры

  • Если вы изучаете грамматическое время Past Simple, предложите составить историю по типу игры «Снежный ком». На доске написано начало истории: "Yesterday I found $100 in my pocket". Ученик говорит это предложение и добавляет к нему свое. Следующему ученику необходимо повторить то, что он услышал, и добавить свое и т.д.
  • При изучении времени Present Continuous, можно использовать игру с карточками. Для этого нужны серии картинок по темам. Если это темя «Food», то можно подобрать картинки, где кто-то пьет чай, кто-то ест грушу, люди накрывают на стол, готовят обед и т.д. В отверстие, вырезанное в открытке, видна только голова человека. Показав открытку студентам, преподаватель спрашивает: «What is he doing?» Студенты должны отгадать, задавая наводящие вопросы в соответствующем времени: «Is he eating soup?» «Is he cooking?» и т.д. Учитель отвечает «No, he is not», «Yes, he is». Вопросы можно задавать и друг другу, используя парную работу и практикуя оба навыка - задавать вопросы и отвечать на них.
  • Past Continuous - каждый ученик выбирает карточку, на которой учителем заранее написано какое-либо действие (например, "write an English word on the blackboard", "water flowers", "read a book"). Один ученик выходит ненадолго из класса. Когда он возвращается, то видит, что все ученики выполняют разные действия, и ему необходимо рассказать, что происходило в классе, когда он зашел.
  • Для многих камнем преткновения в изучении английского языка являются неправильные глаголы. Согласитесь, что зубрить порядка ста глаголов с тремя формами ой как не весело. Но и эту рутину можно скрасить, используя игровой подход. Нужно приготовить карточки. На одной стороне напишите 3 формы глагола, например: drive, drove, driven. На обратной стороне карточки запишите эти же формы, но только с переставленными буквами, например: rdvei, erdvo, nedriv. Показывайте ученикам обратные стороны этих карточек, a ученики должны попытаться отгадать эти три формы глагола. После того, как задание выполнено, преподаватель переворачивает карточки лицевой стороной, после чего нужно обязательно правильно прочесть все три формы, чтобы они правильно отложились в памяти.

Достоинства игровой технологии

Игровая технология не столь уж нова, но не теряет своей актуальности. Игра тренирует память, помогает учащимся развивать речевые умения и навыки; игра активизирует умственную работу учащихся, повышает мотивацию к изучению предмета; даже пассивные учащиеся принимают активное участие в игре, самореализуются; игра социализирует учащихся, оказывая влияние на развитие личности, духовных ценностей и норм поведения в обществе; в игре можно смоделировать ситуации из жизни, находить выход из конфликтов мирным путем, учиться контролировать эмоции, корректировать поведение; развиваются коммуникативные качества; в игре человек ведет себя раскованно проявляя творчество, интеллект; человек преодолевает трудности, возникающие в поведении, общении с окружающими, в обучении; игра несет развлекательную функцию, снимает напряжение, вносит благоприятный комфорт.

Недостатки игровой технологии обучения

Несмотря на доказанную пользу и целесообразность использования игр в учебном процессе вообще и при изучении лексико-грамматического материала в частности, важно помнить, что их также нужно использовать в меру и правильно.
Во-первых, нужно помнить, что играя, учащиеся очень возбуждаются и становятся энергичными. Поэтому если вы запланировали после игры обсуждать новую тему, вы зря потеряете время, так как наладить дисциплину может быть достаточно сложно. Игры лучше использовать на закрепление изученной темы, чтобы отработка новых грамматических конструкций проходила легко и непринужденно в игровой и дружеской атмосфере. Следовательно, наиболее целесообразно использовать игры в промежуточных уроках в цикле обсуждения определенной темы. Относительно времени на уроке, то лучше делать это ближе к завершению - это поможет немного расслабиться и оставить приятные впечатления от урока до следующей встречи.

Также, концентрация интереса членов игры переносится на достижения, ведущие к победе, а не на содержании материала.

Вывод

Из активных действий, из оперирования знаниями поступают импульсы, укрепляющие познавательный интерес. Это позволяет нам придти к заключению, что игровые активные формы проведения уроков способствуют повышению качества обучения, замена традиционной формы организации уроков вовлекает учащихся в "предлагаемые обстоятельства", усиливает "личную сопричастность" каждого ученика к происходящему на уроке, создает общий побудительный фон к деятельности, учит работать с книгой и словарем, способствует самореализации, проявлению креативности, самостоятельности и, таким образом, способствует повышению мотивации изучения иностранного языка.