Византия и восточнохристианский мир

Разделы: История и обществознание

Класс: 10

Ключевые слова: Византия


Предмет: История.

Класс: 10.

Цели и задачи:

  • дать представление о своеобразии византийской цивилизации;
  • осветить положение религии и церкви в Византии;
  • устанавливать причинно-следственные связи, работать с различными типами исторической информации, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

Планируемые результаты: определение особенностей византийской цивилизации, выявление её влияние на развитие нашей страны и мира, метапредметные УУД:

  • коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;
  • регулятивные: владеть основами самоконтроля; принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические умозаключения, классифицировать, устанавливать аналогии;
  • личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению всемирной истории, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколей формирования личной ответственности за будущий результат деятельности.

Оборудование:

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

1. Организационный этап

Приветствие, класс делиться на три группы.

2. Постановка цели и задач урока

Мотивация учебной деятельности учащихся. Звучит византийская музыка, на экране - презентация. Учитель читает отрывок письма императора Константина Багрянородного: «Господь дарует ум, когда настает пора говорить, и добавляет слух, чтобы слышать. От него сокровище мудрости, и от него обретается всякий дар совершенный. Он возводит на трон василевсов и вручает им власть надо всем. Поразмысли о настоящем и вразумись на будущее. Престол твой, как солнце, - перед ним, и очи его будут взирать на тебя, ни одна из тягот не коснется тебя, поскольку он избрал тебя, и даровал тебе царство свое как лучшему из всех, чтобы несли тебе дань иноплеменники и поклонялись тебе населяющие землю. КОНСТАНТИНА, ВО ХРИСТЕ, ЦАРЕ ВЕЧНОМ, ВАСИЛЕВСА, РОМЕЕВ К СЫНУ СВОЕМУ РОМАНУ»

- О каком государстве пойдет сегодня речь? (О Византийской империи)

Давайте вспомним, что такое империя? Импе́рия (от лат. imperium - власть) - могущественная держава, опирающаяся в своей внутренней и внешней политике на военные сословия (организованную армию) и действующую в интересах военных сословий.

- Какие империи мы с вами уже изучили?

(Римская империя, империя Карла Великого.)

Сегодня мы поговорим о еще одной - Византии, Тема сегодняшнего занятия «Византийская империя и восточнохристианский мир»

- Кем считали себя византийцы? (Наследниками Римской империи)

- Какие задачи стоят перед нами при изучении сегодняшней темы?: (Определить основные черты Византийской империи. Чем Византия отличалась от стран Западной Европы?)

3. Введение в новый материал

Учитель. Слово «византийцы» иногда использовалось для обозначения жителей Константинополя - по названию древнего города Византий (Βυζάντιον), который в 330 году был заново основан императором Константином под именем Константинополь. Самоназванием Восточной Римской империи начиная с III-IV веков (и после захвата Константинополя турками в 1453 году) было несколько устойчивых и всем понятных оборотов и слов: государство ромеев, или римлян, Сами жители называли себя ромеями - римлянами ими правил римский император - василевс, а их столицей был Новый Рим - именно так обычно назывался основанный Константином город.
В 330 г. неприметный греческий городок Византий стал новой столицей империи - Контантинополем.

Империя переживала и подъемы и не раз стояла на краю гибели В период правления Юстиниана I (527 - 565 гг) - она практически возродилась до уровня Римской империи, а в 1204 г - Константинополь был разграблен европейскими крестоносцами, участниками 4 крестового похода, практически исчезнув до 1261 года, Византия возродилась вновь, но 1453 гг. Мехмед Фаттих (Завоеватель) захватил Константинополь и Византия исчезла.

4. Работа по теме урока

Учитель. Для работы: вам даны будут Кейсы. Условно класс разделён на три группы: каждая группа получит кейсы задания.

Учитель озвучивает задания кейсов и содержание. (Содержание кейсов - см. презентацию «Византия и восточнохристианский мир»)

Учитель. В конце работы: результаты будут зафиксированы в таблице.

После работы с кейсами участники озвучивают ответы.

Кейс 1

Примерный ответ: Византийская империя располагалась в восточной части Средиземноморья и VI в. включала земли на трёх континентах - в Европе, Азии и Африке, включала в себя: Балканский полуостров, Малую Азию, Ближний восток, Сирию, В период правления Юстиниана: империя завоевала Итилию, Пиринейский полуостров, Часть Северной Африки, но удержать территорию не смогла.

Средиземноморский климат благоприятствовал развитию земледелия и скотоводства. На территории империи добывали железо, медь, олово, серебро, золото и другие полезные ископаемые. Империя в течение длительного времени могла обеспечивать себя всем необходимым. Византия располагалась на перекрёстке важнейших торговых путей, самым знаменитым из которых был Великий шёлковый путь, протянувшийся на 11 тыс. км - от Константинополя до загадочного Китая. Путь караванов с благовониями пролегал через Аравию и порты Красного моря и Персидского залива к Индии, Цейлону и островам Юго-Восточной Азии. Из Скандинавии через Восточную Европу в Византию вёл путь «из варяг в греки».
Византийская империя превосходила остальные христианские страны по численности населения, достигавшего в период раннего Средневековья 35 млн человек. Основную часть подданных императора составляли греки и те, кто говорил на греческом языке и принял эллинскую культуру. Кроме того на обширной территории проживали славяне, сирийцы, египтяне, армяне, грузины, арабы, евреи.

Основные характеристики группа записала в таблицу.

Вторая группа

Примерный ответ. Император обладал почти неограниченной властью: - дигесты Юстиниана: То, что решил принцепс, имеет силу закона, так как народ посредством царского закона, принятого по поводу высшей власти принцепса, предоставил принцепсу всю свою высшую власть и мощь. Не было деления на народы - закон для всех. Состав: знать, духовенство, чиновники, свободные крестьяне, ремесленники, купцы, отпущенные на волю, полузависимые, рабы.

Таким образом, то, что император постановил путем письма и подписи, или предписал, исследовав дело, или вообще высказывал, или предписал посредством эдикта, как известно, является законом. Это и есть то, что мы обычно называем конституциями. он назначал чиновников и военачальников, контролировал сбор налогов, лично командовал армией. Императорская власть зачастую переходила не по наследству, а захватывалась удачливым военачальником или вельможей: Юстин (Юстин I - Византийский император в 518-527 гг.) был по происхождению иллирийский крестьянин. При императоре Льве он, чтобы избавиться от нужды, вместе с двумя братьями пешком добрался до Константинополя и поступил на военную службу. Высших государственных постов и даже императорского венца мог достичь человек незнатный, но энергичный, волевой, умный и талантливый. Продвижение вельможи или чиновника по службе зависело от благоволения к нему императора, от которого он получал титулы, должности, денежные и земельные пожалования. Родовая знать не обладала в Византии таким влиянием, какое имели знатные люди в Западной Европе, и так и не оформилась в самостоятельное сословие. Сам Юстин не сумел сделать подданным ни худого, ни хорошего, ибо был он на редкость слаб умом и поистине подобен вьючному ослу, способному лишь следовать за тем, кто тянет его за узду, да то и дело трясти ушами. Он отличался простотой, не умел складно говорить и вообще был очень мужиковат. В глубокой старости, ослабев умом, он стал посмешищем для подданных, и все относились к нему с полнейшим пренебрежением, поскольку он не понимал, что происходит. Племянник же его, Юстиниан, будучи еще молодым, стал заправлять всеми государственными делами.

Основа экономики: сельское, хозяйство, торговля и ремесло. Люди лично свободные и рабы, отпущенные на волю, длительное сохранение мелкой, в том числе крестьянской, земельной собственности, жизнеспособность крестьянской общины. Кому могла принадлежать земля: императору, знати, Однако, несмотря на попытки императорской власти затормозить процессы обезземеливания общинников (плативших подати государству и служивших в армии), разложения крестьянской общины и образования крупных земельных владений, в период поздней империи крестьяне всё чаще попадали в зависимость от крупных землевладельцев. Императоры контролировали экономическое развития, сохраняли мелких землевладельцев. Купцы и ремесленники находились под бдительным контролем государства, покровительствующего их деятельности, но вместе с тем ставившего их деятельность в жёсткие рамки, облагая высокими пошлинами и осуществляя мелочный надзор.

Чего не смогли или не захотели добиться жители городов - независимости - в отличие от запада. Городское население в Византии так и не сумело добиться, подобно горожанам Западной Европы, признания государством своих прав и отстоять привилегии.

Основные характеристики группа записала в таблицу.

Третья группа.

Примерный ответ: На востоке же империи отношения между светской и духовной властью были сложные. Император и патриарх взаимно зависели друг от друга. Император назначал патриарха, чем признавалась роль императора как орудия Бога. Но патриарх венчал на царство императора - в Византии считалось, что именно акт венчания возводит в императорское достоинство. Церковь проводила миссионерскую деятельность в Моравии, Болгарии, на Руси. Византия принесла на эти земли алфавит, обряды, архитектуру живопись, иконы, нравы - Сформировалось не просто Византия - восточнохристианский мир.

В отличие от западнохристианской церкви, возглавлявшейся папой римским, в восточнохристианской не существовало единого центра. Константинопольская, Антиохийская, Иерусалимская, Александрийская патриархии считались самостоятельными, но фактическим главой восточнохристианской церкви был константинопольский патриарх. С VII в., после потери византийцами восточных провинций в результате арабских завоеваний, он остался единственным патриархом на территории империи.

Постепенно накапливалось всё больше противоречий между христианскими церквами на Западе и Востоке, в результате приведших к обособлению западного христианства (католицизма) от восточного (православия). Этот процесс, начавшийся ещё в VIII в., завершился в 1054 г. расколом. Византийский патриарх и папа римский прокляли друг друга. Таким образом, в Средние века возникли и развивались два христианских мира - православный и католический.

Почему для православия и большей части византийцев союз с католиками стал неприемлем? (Разграбление Константинополя крестоносцами в 1204 г., стремление к захвату земель, контроль папы римского).

Таблица

5. Подведение итогов урока

Учитель. Давайте подведем итог.

Еще раз смотрим на таблицу.

В чем отличия Византийской цивилизации от Запада?

Примерные ответы учеников:

  1. Наследие Римской империи, сохранение античной культуры
  2. Божественность власти императора, Не передавалась по наследству. Власть императора считалась божественной, а сам император уподоблялся Богу, церковь подчинялась императорской власти.
  3. Сохранились города
  4. Император - верховный собственник земли. Вмешивался в экономическую политику.
  5. Закон для всех (кроме императора).
  6. Не было единого церковного центра (Константинопольская, Антиохийская, Иерусалимская, Александрийская патриархия). Византийские императоры подчинили себе православную церковь
  7. Церковь имела большое влияние, но сохранялась и античная культура, главное место - душа, аскетизм, понимание.

Вывод: Византия - особый, уникальный мир, который оказал влияние на страны Восточной Европы, особенно на Россию. (Москва - Третий Рим)

Учитель. Закончилось существование более чем тысячелетней империи. Второй Рим пал. Константинополь был наречён новым именем - Истамбул и стал столицей мусульманской империи османов. Но наследие империи живо, - «ромейское царство неразрушимо», и сейчас как никогда мы вспоминаем монаха Филофея и его Третий рим, Оглянись, неужели ты не узнаешь в себе древних.

6. Домашнее задание

Параграф 9, учебник О.В.Волобуев. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX 10 класс.