Предмет: История.
Класс: 10.
Цели и задачи:
- дать представление о своеобразии византийской цивилизации;
- осветить положение религии и церкви в Византии;
- устанавливать причинно-следственные связи, работать с различными типами исторической информации, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
Планируемые результаты: определение особенностей византийской цивилизации, выявление её влияние на развитие нашей страны и мира, метапредметные УУД:
- коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;
- регулятивные: владеть основами самоконтроля; принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические умозаключения, классифицировать, устанавливать аналогии;
- личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению всемирной истории, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколей формирования личной ответственности за будущий результат деятельности.
Оборудование:
- кейсы с материалами и заданиями;
- мультимедийная презентация.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
1. Организационный этап
Приветствие, класс делиться на три группы.
2. Постановка цели и задач урока
Мотивация учебной деятельности учащихся. Звучит византийская музыка, на экране - презентация. Учитель читает отрывок письма императора Константина Багрянородного: «Господь дарует ум, когда настает пора говорить, и добавляет слух, чтобы слышать. От него сокровище мудрости, и от него обретается всякий дар совершенный. Он возводит на трон василевсов и вручает им власть надо всем. Поразмысли о настоящем и вразумись на будущее. Престол твой, как солнце, - перед ним, и очи его будут взирать на тебя, ни одна из тягот не коснется тебя, поскольку он избрал тебя, и даровал тебе царство свое как лучшему из всех, чтобы несли тебе дань иноплеменники и поклонялись тебе населяющие землю. КОНСТАНТИНА, ВО ХРИСТЕ, ЦАРЕ ВЕЧНОМ, ВАСИЛЕВСА, РОМЕЕВ К СЫНУ СВОЕМУ РОМАНУ»
- О каком государстве пойдет сегодня речь? (О Византийской империи)
Давайте вспомним, что такое империя? Импе́рия (от лат. imperium - власть) - могущественная держава, опирающаяся в своей внутренней и внешней политике на военные сословия (организованную армию) и действующую в интересах военных сословий.
- Какие империи мы с вами уже изучили?
(Римская империя, империя Карла Великого.)
Сегодня мы поговорим о еще одной - Византии, Тема сегодняшнего занятия «Византийская империя и восточнохристианский мир»
- Кем считали себя византийцы? (Наследниками Римской империи)
- Какие задачи стоят перед нами при изучении сегодняшней темы?: (Определить основные черты Византийской империи. Чем Византия отличалась от стран Западной Европы?)
3. Введение в новый материал
Учитель. Слово «византийцы» иногда использовалось для обозначения жителей Константинополя - по названию древнего города Византий (Βυζάντιον), который в 330 году был заново основан императором Константином под именем Константинополь. Самоназванием Восточной Римской империи начиная с III-IV веков (и после захвата Константинополя турками в 1453 году) было несколько устойчивых и всем понятных оборотов и слов: государство ромеев, или римлян, Сами жители называли себя ромеями - римлянами ими правил римский император - василевс, а их столицей был Новый Рим - именно так обычно назывался основанный Константином город.
В 330 г. неприметный греческий городок Византий стал новой столицей империи - Контантинополем.
Империя переживала и подъемы и не раз стояла на краю гибели В период правления Юстиниана I (527 - 565 гг) - она практически возродилась до уровня Римской империи, а в 1204 г - Константинополь был разграблен европейскими крестоносцами, участниками 4 крестового похода, практически исчезнув до 1261 года, Византия возродилась вновь, но 1453 гг. Мехмед Фаттих (Завоеватель) захватил Константинополь и Византия исчезла.
4. Работа по теме урока
Учитель. Для работы: вам даны будут Кейсы. Условно класс разделён на три группы: каждая группа получит кейсы задания.
Учитель озвучивает задания кейсов и содержание. (Содержание кейсов - см. презентацию «Византия и восточнохристианский мир»)
Учитель. В конце работы: результаты будут зафиксированы в таблице.
После работы с кейсами участники озвучивают ответы.
Кейс 1
Примерный ответ: Византийская империя располагалась в восточной части Средиземноморья и VI в. включала земли на трёх континентах - в Европе, Азии и Африке, включала в себя: Балканский полуостров, Малую Азию, Ближний восток, Сирию, В период правления Юстиниана: империя завоевала Итилию, Пиринейский полуостров, Часть Северной Африки, но удержать территорию не смогла.
Средиземноморский климат благоприятствовал развитию земледелия и скотоводства. На территории империи добывали железо, медь, олово, серебро, золото и другие полезные ископаемые. Империя в течение длительного времени могла обеспечивать себя всем необходимым. Византия располагалась на перекрёстке важнейших торговых путей, самым знаменитым из которых был Великий шёлковый путь, протянувшийся на 11 тыс. км - от Константинополя до загадочного Китая. Путь караванов с благовониями пролегал через Аравию и порты Красного моря и Персидского залива к Индии, Цейлону и островам Юго-Восточной Азии. Из Скандинавии через Восточную Европу в Византию вёл путь «из варяг в греки».
Византийская империя превосходила остальные христианские страны по численности населения, достигавшего в период раннего Средневековья 35 млн человек. Основную часть подданных императора составляли греки и те, кто говорил на греческом языке и принял эллинскую культуру. Кроме того на обширной территории проживали славяне, сирийцы, египтяне, армяне, грузины, арабы, евреи.
Основные характеристики группа записала в таблицу.
Вторая группа
Примерный ответ. Император обладал почти неограниченной властью: - дигесты Юстиниана: То, что решил принцепс, имеет силу закона, так как народ посредством царского закона, принятого по поводу высшей власти принцепса, предоставил принцепсу всю свою высшую власть и мощь. Не было деления на народы - закон для всех. Состав: знать, духовенство, чиновники, свободные крестьяне, ремесленники, купцы, отпущенные на волю, полузависимые, рабы.
Таким образом, то, что император постановил путем письма и подписи, или предписал, исследовав дело, или вообще высказывал, или предписал посредством эдикта, как известно, является законом. Это и есть то, что мы обычно называем конституциями. он назначал чиновников и военачальников, контролировал сбор налогов, лично командовал армией. Императорская власть зачастую переходила не по наследству, а захватывалась удачливым военачальником или вельможей: Юстин (Юстин I - Византийский император в 518-527 гг.) был по происхождению иллирийский крестьянин. При императоре Льве он, чтобы избавиться от нужды, вместе с двумя братьями пешком добрался до Константинополя и поступил на военную службу. Высших государственных постов и даже императорского венца мог достичь человек незнатный, но энергичный, волевой, умный и талантливый. Продвижение вельможи или чиновника по службе зависело от благоволения к нему императора, от которого он получал титулы, должности, денежные и земельные пожалования. Родовая знать не обладала в Византии таким влиянием, какое имели знатные люди в Западной Европе, и так и не оформилась в самостоятельное сословие. Сам Юстин не сумел сделать подданным ни худого, ни хорошего, ибо был он на редкость слаб умом и поистине подобен вьючному ослу, способному лишь следовать за тем, кто тянет его за узду, да то и дело трясти ушами. Он отличался простотой, не умел складно говорить и вообще был очень мужиковат. В глубокой старости, ослабев умом, он стал посмешищем для подданных, и все относились к нему с полнейшим пренебрежением, поскольку он не понимал, что происходит. Племянник же его, Юстиниан, будучи еще молодым, стал заправлять всеми государственными делами.
Основа экономики: сельское, хозяйство, торговля и ремесло. Люди лично свободные и рабы, отпущенные на волю, длительное сохранение мелкой, в том числе крестьянской, земельной собственности, жизнеспособность крестьянской общины. Кому могла принадлежать земля: императору, знати, Однако, несмотря на попытки императорской власти затормозить процессы обезземеливания общинников (плативших подати государству и служивших в армии), разложения крестьянской общины и образования крупных земельных владений, в период поздней империи крестьяне всё чаще попадали в зависимость от крупных землевладельцев. Императоры контролировали экономическое развития, сохраняли мелких землевладельцев. Купцы и ремесленники находились под бдительным контролем государства, покровительствующего их деятельности, но вместе с тем ставившего их деятельность в жёсткие рамки, облагая высокими пошлинами и осуществляя мелочный надзор.
Чего не смогли или не захотели добиться жители городов - независимости - в отличие от запада. Городское население в Византии так и не сумело добиться, подобно горожанам Западной Европы, признания государством своих прав и отстоять привилегии.
Основные характеристики группа записала в таблицу.
Третья группа.
Примерный ответ: На востоке же империи отношения между светской и духовной властью были сложные. Император и патриарх взаимно зависели друг от друга. Император назначал патриарха, чем признавалась роль императора как орудия Бога. Но патриарх венчал на царство императора - в Византии считалось, что именно акт венчания возводит в императорское достоинство. Церковь проводила миссионерскую деятельность в Моравии, Болгарии, на Руси. Византия принесла на эти земли алфавит, обряды, архитектуру живопись, иконы, нравы - Сформировалось не просто Византия - восточнохристианский мир.
В отличие от западнохристианской церкви, возглавлявшейся папой римским, в восточнохристианской не существовало единого центра. Константинопольская, Антиохийская, Иерусалимская, Александрийская патриархии считались самостоятельными, но фактическим главой восточнохристианской церкви был константинопольский патриарх. С VII в., после потери византийцами восточных провинций в результате арабских завоеваний, он остался единственным патриархом на территории империи.
Постепенно накапливалось всё больше противоречий между христианскими церквами на Западе и Востоке, в результате приведших к обособлению западного христианства (католицизма) от восточного (православия). Этот процесс, начавшийся ещё в VIII в., завершился в 1054 г. расколом. Византийский патриарх и папа римский прокляли друг друга. Таким образом, в Средние века возникли и развивались два христианских мира - православный и католический.
Почему для православия и большей части византийцев союз с католиками стал неприемлем? (Разграбление Константинополя крестоносцами в 1204 г., стремление к захвату земель, контроль папы римского).
5. Подведение итогов урока
Учитель. Давайте подведем итог.
Еще раз смотрим на таблицу.
В чем отличия Византийской цивилизации от Запада?
Примерные ответы учеников:
- Наследие Римской империи, сохранение античной культуры
- Божественность власти императора, Не передавалась по наследству. Власть императора считалась божественной, а сам император уподоблялся Богу, церковь подчинялась императорской власти.
- Сохранились города
- Император - верховный собственник земли. Вмешивался в экономическую политику.
- Закон для всех (кроме императора).
- Не было единого церковного центра (Константинопольская, Антиохийская, Иерусалимская, Александрийская патриархия). Византийские императоры подчинили себе православную церковь
- Церковь имела большое влияние, но сохранялась и античная культура, главное место - душа, аскетизм, понимание.
Вывод: Византия - особый, уникальный мир, который оказал влияние на страны Восточной Европы, особенно на Россию. (Москва - Третий Рим)
Учитель. Закончилось существование более чем тысячелетней империи. Второй Рим пал. Константинополь был наречён новым именем - Истамбул и стал столицей мусульманской империи османов. Но наследие империи живо, - «ромейское царство неразрушимо», и сейчас как никогда мы вспоминаем монаха Филофея и его Третий рим, Оглянись, неужели ты не узнаешь в себе древних.
6. Домашнее задание
Параграф 9, учебник О.В.Волобуев. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX 10 класс.