Новая жизнь старым вещам

Разделы: Технология

Класс: 6

Ключевые слова: пэчворк


Цель урока: познакомить учащихся с технологией изготовления изделий в технике «пэчворк».

Задачи урока:

  • создать условия для формирования навыков изготовления изделия в лоскутной технике;
  • совершенствовать швейные навыки;
  • развивать инициативу и творчество учащихся;
  • воспитать эстетический вкус, чувство стиля, уважения к народным традициям, культуры труда.

Планируемые результаты

Предметные:

  • виды и технологии лоскутного шитья
  • разрабатывать узоры для лоскутного шитья, изготавливать шаблоны
  • создавать статичные и динамичные композиции.

Метапредметные:

  • планирование процесса познавательной деятельности
  • приведение примеров, выбор способов решения задачи; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности
  • согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками.

Личностные:

  • проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области
  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности
  • воспитание эстетического вкуса, чувство стиля, уважение к народным традициям, культуры труда.

Образовательные технологии используемые на уроке:

  • Информационно-коммуникативные образовательные технологии
  • Здоровьесберегающие образовательные технологии

Средства обучения

  • Технические средства обучения: компьютер, электронная доска. Электронное приложение к учебнику «Технология: Обслуживающий труд. 6 класс» авторов О.А.Кожиной, Е.Н.Кудаковой, С.Э.Маркуцкой
  • Наглядные пособия: изделия в лоскутной технике: панно, подушка; узоры для лоскутного шитья, шаблоны, образцы тканей.
  • Дидактический материал: учебник «Технология. Обслуживающий тру 6 класс» авторов О.А.Кожиной, Е.Н.Кудаковой, С.Э.Маркуцкой, презентация (PowerPoint).
  • Карточка «Цветовой круг».

Методы ведения урока: беседа, рассказ-объяснение, самостоятельные наблюдения учащихся, показ наглядностей, демонстрация трудового приёма, самостоятельная практическая работа учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Количество часов: 2ч.

Ход урока

I. Организационный момент

  • приветствие;
  • проверка и явка учащихся;
  • заполнение учителем классного журнала;
  • проверка готовности учащихся к уроку;
  • сообщение учащимся темы урока и целей.

II. Актуализация знаний

Учитель. В каждом доме со временем накапливается множество вещей, бывших в носке, остатков и кусков ткани, казалось бы, ни на что уже не годных, но сохранивших яркость расцветок, оригинальность и прочность фактуры. У хорошей хозяйки всегда найдется применение этому «богатству». А вы знаете, как можно его использовать? (Ответы детей.)

Учитель. Как вы думаете, в чем преимущество изготовления изделий из ненужных вещей и тканей, бывших в употреблении? (Ответы детей.)
(Слайд 3)

Учитель. Совершенно верно, мы можем получить новые красивые вещи без особых денежных затрат и при этом освобождаем дом от ненужных вещей. С одной стороны, использование так называемого вторичного сырья является решением очень актуальной проблемы утилизации отходов населения. С другой - изготовление новых материалов требует затрат при­родного сырья, энергии. Производство загрязняет окружающую среду. Используя вторичное сырье, мы сохраняем природные ресурсы планеты. Такой способ изготовления предметов быта несет большой экономически сберегательный потенциал.

О рукоделии, в основе которого лежит использование бывших в употреблении вещей, пойдет речь сегодня. Итак, тема урока - «Возможности лоскутного шитья».

В этом году вы научитесь создавать уникальные и неповторимые изделия из лоскута. Умение делать недорогие, но приятные подарки, украшать одежду и создавать необычные предметы для интерьера квартиры сделает вашу жизнь интересной, приятной и уютной.

III. Объяснение нового материала

Учитель. В народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое.

Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань - материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.

Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций.

Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называют также «лоскутная мозаика».

С годами отношение к такому виду рукоделия, как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций, постепенно отошло в прошлое. В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира.

Экспозиции музеев таких стран, как США, Германия, Швеция, Швейцария, Австралия, содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники - Patchwork

(Patchwork - лоскутная работа; сшитый из лоскута. Происходит от англ. patch - заплатка или кусочек материала, лоскут, пятно неправильной формы; work - работа)

Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.

Гармоничным сочетанием тканей различных цветовых и геометрических решений можно достигать неповторимых колоритов.

Своим разнообразием и многоцветием лоскутные вещи притягивают наше внимание. Они применимы и для убранства кухни, спальни (салфетки, прихватки для горячего, скатерти, наволочки, одеяла, пледы) или гостиной (декоративное панно). В качестве аксессуаров (нарядная сумка, кошелек) либо одежды (изящный летний костюм или стеганый жилет).

С конца XVIII века и особенно в XIX веке, благодаря развитию машинного производства в России, все больше начали входить в домашний обиход недорогие, пестрые, яркие хлопчатобумажные ткани. Ширина ситцевого полотна составляла 75-80 см, то есть была шире кроя одежды, и смекалистые хозяйки оставшимися лоскутками стали удлинять детскую одежду, украшать подолы рубах, рукава и оплечья.

Самые же мелкие лоскутки и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались в единое разноцветное полотно. Так появилось искусство лоскутного шитья и его символ - лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой.

Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью. Когда родители собирали невесте приданое, то не забывали приготовить и лоскутное одеяло. Детское одеяльце обязательно шили для новорожденных.

Можно без преувеличения сказать, что лоскутные одеяла помогали выжить в холодные промозглые ночи революций и войн, согревали «разноцветьем» воспоминаний о счастливой мирной жизни. В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались только бабушки в деревнях, помнящие лихолетье и по старинке сберегавшие каждый лоскуток, да редкие художники-энтузиасты, влюбленные в текстиль и народное творчество.

В 1970-е годы в моду вошел фольклорный стиль, и в связи с ним проснулся интерес к традициям лоскутного шитья. Не только местные, но и крупнейшие музеи России обратили внимание на русский текстиль и стали изучать его, как вид искусства.

Сегодня искусство лоскутного шитья (пэчворка) переживает свое второе рождение. Появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитье (пэчворк).

Существует множество видов техники лоскутной мозаики. К ним относятся: шитье из полос; шитье из квадратов; шитье из прямоугольников и треугольников. Шитье из прямоугольных треугольников - самый древний вид лоскутной техники. Наибольшее распространение этот вид получил на Руси, его принято считать национальной русской техникой лоскутного рукоделия. Изделия из лоскутов можно также выполнить в технике «соты», «четверть квадрата», «бревенчатая изба», «паутина», «звезда» и т.д.

Учитель. Для изготовления красивого изделия необходимо уметь чувствовать цвет, подбирать лоскуты так, чтобы вместе они составляли гармоничную композицию. В 5 классе вы изучили основы цветовой грамоты, познакомились с понятиями симметрии и асимметрии, видами и принципами построения орнаментов. Всё это очень важно для созданий изделий из лоскутов.

В этом году вы должны научиться создавать статичные и динамичные композиции, используя в них симметричные и асимметричные элементы.

Самостоятельная работа по учебнику стр.212-213

Задания:

1) Попытаться сформулировать понятия

а) статичные композиции

б) динамичные композиции

2) Теоретический материал на стр. 213. «Материалы для лоскутного шитья»

Физкультминутка

IV. Закрепление нового материала

Электронное приложение к учебнику http://www.drofa.ru

Вопросы:

  1. Какую страну считают родиной лоскутного шитья?
  2. Что в переводе с английского обозначает «пэчворк»?
  3. Какое изделие является символом лоскутного шитья в России?
  4. Какие материалы используются в данном виде рукоделия?
  5. Какие техники лоскутного шитья вы знаете?

IV. Итог урока

Заключительное слово учителя. Стремление украсить свой дом, сделать его теплым и уютным присуще каждой женщине. Рукоделие - истинно женское занятие, оно помогает найти гармонию между собой и окружающим миром. Лоскутная техника - самый популярный вид рукоделия на сегодняшний день, не требует больших матери­альных затрат, предполагая возможность использования содержимого «бабушкиных сундуков», остатков ткани, которые найдутся в каждом доме. Диапазон их использования не ограничен и зависит лишь от желания, фантазии и мастерства хозяек. Вещи, выполненные в технике - лоскутной мозаики разнообразны, оригинальны, актуальны и неповторимы. Их можно использовать и для украшения интерьера, и как изысканные аксессуары. К тому же фольклорный стиль всегда в моде, он, как и «классика», является азбукой хорошего вкуса. Этот вид рукоделия развивает художественный вкус, воспитывает терпение, усидчивость, приучает к аккуратности, обогащает нашу жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы. Испытав радость творчества, выполняя действия, продуманные в своей последовательности в течение веков, мы оставляем в созданных нами вещах тепло своих рук и частичку души. А это бесценно!

Домашнее задание:

  1. попробовать создать эскиз наволочки на компьютере в программе Paint;
  2. подготовить лоскут для изготовления наволочки на диванную подушку.

Практическая работа «Изготовление шаблонов элементов орнамента»

Вводный инструктаж

Цель работы: выполнить эскиз и изготовить шаблоны для наволочки на диванную подушку.

Оборудование и материалы: линейка закройщика, простой карандаш, цветные карандаши или фломастеры, картон, ножницы.

  1. Внимательно рассмотрите различные техники лоскутной пластики.
  2. Выберите технику, в которой будет выполнено ваше изделие.
  3. Определите из одного или нескольких блоков будет состоять ваша наволочка.

Порядок выполнения работы:

  1. Нарисуйте свой вариант лоскутного изделия.
  2. На листе в клеточку или миллиметровой бумаге сделайте чертёж изделия в масштабе 1:1.
  3. Из картона сделайте шаблоны деталей изделия с припуском на швы 0,7 см.

Текущий инструктаж

  1. Инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом.
  2. Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приёмах выполнения операций.
  3. Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся.
  4. Контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения
  5. Рациональное использование учебного времени учащимися.

Заключительный инструктаж

  1. Проверьте себя. Внимательно рассмотрите результат своей работы и ответьте на вопросы («да» или «нет»).
  2. Аккуратно ли сделаны шаблоны?______________________
  3. Какие ошибки вы допустили при изготовлении шаблона?_________________
  4. Довольны ли вы своим результатом?___________________
  5. Самооценка учащегося 
  6. Оценка учителя