Квест-технология в урочной и внеурочной деятельности младших школьников (из опыта работы)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: Квест-технология


Одно из основных требований ФГОС - формирование у обучающихся УУД. И в этом вопросе квест-технология прекрасно справляется. Участие в квестах позволяет обучающимся самостоятельно оценивать и принимать решения, анализировать, проводить синтез, поиск информации. Правильно проработанный квест устраняет нервную нагрузку, способствуют переключению внимания, смене форм деятельности. Квест способствует установлению эмоциональных контактов между обучающимися, плодотворному общению и взаимодействию с коллегами по совместной деятельности, учитывает позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования). Квест-технология в рамках образовательной деятельности имеет особую воспитательную ценность: воспитывает личную ответственность; формирует культуру межличностных отношений и толерантность; стремление к самореализации и самосовершенствованию. Все вышесказанное непосредственно связано с развитием у обучающихся универсальных учебных действий: регулятивных, коммуникативных, познавательных и личностных.

Игровые технологии, в том числе квесты, по многим показателям в данной ситуации встают на передний план.

С английского языка слово «квест» переводится как поиск. Данная технология перешла в образовательную деятельность из игрового мира, где квестом обозначается приключенческая игра, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком.

Почему квест работает?

Квест - нестандартный урок, значит интересный.

Квест-игра. «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» (М.Горький)

Во время квеста дети проигрывают ситуации, пропускают все через себя, делают их частью себя.

Очень полезен для преподавателя тот факт, что квест может выступать как универсальное средство.

В квесте можно организовать как групповую, так и индивидуальную форму работы.

В качестве места проведения можно использовать как один класс, так и все образовательное учреждение или перенести его в интернет-пространство и превратить в WEB-КВЕСТ.

В игру можно включить как один учебный предмет, так и несколько (провести комбинированный урок).

Кроме того, преподаватель может сделать квест линейным, штурмовым или кольцевым, вследствие чего ни устоит не одна аудитория.

  • Квест № 1 - линейный. Каждое задание выполняется только после правильного выполнения предыдущего.
  • Квест № 2 - штурмовой. Все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач.
  • Квест № 3 - кольцевой. Линейный квест, который заканчивается в стартовой точке.

Квест-технологию можно применять в самых различных ситуациях, но наиболее эффективно данная технология работает в следующих случаях:

1. При организации первого урока курса. В таком случае положительный настрой и мотивация изучения учебного предмета долгое время сохраняется.

2. При организации урока контроля знаний. В данном случае на первом же этапе урока у обучающихся снимается нервное напряжение, что уже способствует к более высокому результату выполнения работы.

3. При организации внеурочной деятельности.

Включение квест-уроков или элементов во внеурочную деятельность также дает положительные результаты. Как правило, обучающиеся бывают враждебно настроены к внеаудиторной самостоятельной работе, считая её принуждением. При организации подобной игры агрессивный настрой полностью пропадает.

4. В профориентационной деятельности образовательного учреждения.

Наибольшие результаты данная технология проявляет себя в профориентационной работе, так как нестандартная форма проведения мастер-класса в виде поисковой игры привлекает детей.

Квест как педагогическая технология совмещает в себе элементы и мозгового штурма, и тренинга, и игры, и, соответственно, решает ряд задач, возложенных на вышеперечисленные технологии. Данная технология способствует развитию творческого мышления, воображения обучающихся, способствует повышению мотивации к изучению предмета, положительно влияет на развитие навыков поиска, анализа информации, умение хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию.

Оценивание учащихся может происходить по различным критериям. Примеры критериев квеста:

  • командный подход - организация работы, сплочённость команды, работа каждого ученика на этапе испытаний
  • использование информации из представленных учителем источников
  • художественно-творческий подход к выполнению задания, оформление работ.

Хочу поделиться опытом работы по созданию и проведению квеста, посвященного дню Защитника Отечества. Школьники по группам проходят маршрут, выполняя задания, читая справочную информацию. Все элементы квеста подчинены общей учебной задаче. В процессе прохождения квестов школьники узнают что-то новое, выполняя разного рода задания, приобретают навыки групповой работы и самоорганизации. Квест похож на игру по станциям, но имеет существенное различие, в первом случае ребятам открыто говорят куда идти (или выдают карту), во втором ребятам выдается задание, выполнив которое они должны понять куда следовать.

Этапы создания квест-игры

Педагогический опыт подготовки и проведения квеста

1

Выбор темы квеста

«Есть такая профессия - Родину защищать». Квест, посвященный дню защитника Отечества.

2

Определение целевой категории (количества команд, их возраст) и определение масштаба проведения квеста (кабинет, школа, район, город…):
Определить на кого будет направлена игра, срок проведения.

Квест для учащихся 4-х классов (5 классов в параллели), проводится по школе. Срок проведения - 19 февраля в 13.00

3

Определение количества этапов.

5 этапов квеста.

4

Распределение ответственных за организацию квеста.

Ответственных за станции назначили классных руководителей. 4а - станция «Разведка», каб.313, 4б - станция «Привал», спортзал, 4в - станция «Военная техника», каб.310, 4г - станция «Госпиталь», каб.214, 4д - станция «Солдатская кухня», каб.314.
Каждый готовил задания на своей станции, оформление.
За подготовку фотозоны, грамот и призов отв. 4д; за приглашение полковника для проведения торжественной части, руководителей кружков «Юноармеец», «Оригами» отв. 4а, приглашение медработника, повара и учителя физкультуры отв 4г, приглашение фотографа и администрации школы отв. 4б, составление маршрутных листов, листов оценивания, графика работы фотографа отв. 4в.

5

Определение итогов игры, возможно определение номинаций, наград.
Следует напомнить что на каждом этапе должно быть поощрение (жетоны, часть итогового задания и т.п.)

Игра оценивалась по бальной системе на каждом этапе. Баллы заносились в оценочный лист на каждой станции. Для подведения итогов определили 5 номинаций: «Самые эрудированные и сплоченные», «Самые меткие и ловкие», «Самые находчивые и умелые», «Самые дружные и любознательные», «Самые смекалистые и быстрые». Для награждения подготовили грамоты по каждой номинации и приз (конфеты на каждый класс). Благодарность помощникам в проведении квеста.

6

Подготовка к квесту.
Распределение ролей квест игры между участниками, создание графика индивидуальных репетиций, подбора костюмов (определение роли ведущих и лиц, сопровождающих команды).
Каждый педагог должен осознавать, что необходимо не просто рассказать ребятам о том, что они должны сделать, а постараться создать обстановку желания. Можно рассказать ребятам о том, что такое квест, тему квеста

Каждый педагог рассказал в своем классе о том, что такое квест, о его целях. Познакомил с темой квеста, датой его проведения, формой одежды, названием станций. Дети разделились на 5 инициативных групп (по количеству станций) для подготовки практических навыков и мозгового штурма. Не раскрывая содержания заданий, каждый учитель предложил поискать информацию о лекарственных растения, повторить историю армии, почитать о военной технике, потренироваться в сложении моделей самолетов и др. Каждый класс выбрал название своих команд по названию родов войск (танкисты, летчики, моряки, артиллеристы, пограничники), девиз. Репетициям построения и сдачи рапорта выделялось время на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности. Каждый класс приготовил эмблемы. В подготовке эмблем помогли внеурочная деятельность (поиск эскизов) и уроки ИЗО. На уроках музыки дети разучили общую песню о защитниках Отечества, репетиции продолжались во внеурочной деятельности.
Для проведения испытаний на станциях были привлечены учащиеся 9-х классов, участники кружка «Юноармеец».

7

Проведение квеста

Игра была проведена на территории школы. Открылось мероприятие построением в спортзале, общей песней о защитниках Отечества, приветственного слова полковника и сдачи рапорта каждым классом с произнесением названия и девиза команд. Командиры команд получили маршрутные листы, где была указана первая станция и разошлись по точкам. Работа на станциях была рассчитана на 5 минут. Поэтому дети без труда перемещались из пункта в следующий пункт, который они узнавали после выполнения задания (он отмечался в маршрутном листе), под руководством командира команды в сопровождении классного руководителя. На каждой станции их встречали участники кружка «Юноармеец» и приглашенные гости: медработник, руководители кружков «Юноармеец», «Оригами», повар и учитель физкультуры. После прохождения испытаний, дети собрались в спортзале для подведения итогов и награждения.

8

Подведение итогов, награждение. Проведение опроса, понравилось ли ребятам принимать участие в игре.
С какими сложностями они столкнулись

Каждый класс был отмечен в одной из номинаций и был награжден конфетами. Дети с интересом принимали участие на всех этапах квеста, болели за участников испытаний, оказывали помощь в затруднительных ситуациях. Узнали много познавательной информации. С радостью делили конфеты и благодарили всех, кто организовал для них мероприятие.

Приложение

Используемая литература

1. Петруленков В.М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. 1 - 11 классы. - 2-е изд./ Петруленков В.М. - М.: ВАКО, 2017. - 112 с.

2. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / М.Н. Гуслова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 288 c.

3. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г.Ермолаева. - 2-е изд., доп. - СПб.: СПб АППО, 2005. - 112 с.

4. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. - Мн.- 2010.

5. Никитин Б.П. Развивающие игры // М. Педагогика. - 2010г.

6. Игры - обучение, досуг, тренинг / Под редакцией Петрусинского В.В. - М.: Просвещение. 2009.