Федеральные государственные стандарты основного и среднего образования предусматривают создание обучающимися индивидуального проекта. Специфика проектно-исследовательской деятельности обучающихся в значительной степени связана с ориентацией на получение результата, обеспечивающего решение целей и задач и имеющего конкретное выражение. Проектно-исследовательская деятельность обучающегося рассматривается с нескольких сторон: продукт как материализованный результат, процесс как работа по выполнению проекта/исследования, защита проекта/исследования как иллюстрация образовательного достижения обучающегося - и ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся.
Данный вид деятельности направлен на развитие творческих способностей обучающихся, формирование у них проектно-исследовательской культуры проектно-исследовательской, системы представлений и позитивного социального опыта применения методов и технологий этого вида деятельности, развитие умений обучающихся самостоятельно определять цели и результаты (продукты) такой деятельности.
Итогами проектно-исследовательской деятельности следует считать не только предметные результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие, рост компетентности обучающихся в выбранной для проекта/исследования сфере, формирование умения самостоятельно работать.
Реализация данного вида деятельности позволяет учащемуся:
- проявить свои индивидуальные способности;
- реализовать себя в познавательной деятельности;
- овладеть различными способами работы с учебно-предметным, а также межпредметным материалом;
- развивать умения осуществлять самостоятельную образовательную деятельность;
- формировать ключевые компетентности.
Учащиеся (с учетом особенностей проекта) могут научиться:
- применять такие методы и приемы, как доказательство по аналогии, опровержение, построение и исполнение алгоритма;
- использовать такие приемы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение правильной гипотезы и практическое обоснование;
- ясно и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, изученные на учебных предметах, адекватные обсуждаемой проблеме;
- искать необходимую информацию в открытом, неструктурированном пространстве с использованием Интернета, центров обработки информации и каталогов библиотек;
- применять на практике уже имеющиеся знания и осваивать специфические знания для выполнения условий проекта;
- определять проблему как противоречие, формулировать цель, задачи, гипотезу для решения проблемы; определять объект и предмет исследования;
- владеть специальными технологиями, необходимыми в процессе создания итогового проекта;
- подготавливать и проводить опросы, анкетирования, интервью и обрабатывать полученные данные;
- использовать озарение, догадку, интуицию;
- использовать некоторые приемы художественного познания мира: образность, художественный вымысел, оригинальность и др.;
- представлять продукт своей проектно-исследовательской деятельности.
В нашей гимназии разработка индивидуальных проектно-исследовательских работ осуществляется при обеспечении тьюторского сопровождения, реализуемого в рамках внеурочной деятельности. Создана примерная программа по сопровождению реализации индивидуальных проектов учащихся, на основе которой учителя формируют свои рабочие программы с учетом специфики учебного предмета или интегрированного подхода, если работы создаются учениками на базе нескольких учебных предметов, так как содержательно проекты (исследования) могут быть реализованы как в рамках одного учебного предмета, так и на содержании нескольких. Особое место занимают социальные и творческие проекты, которые выходят за рамки предметного обучения.
Внеурочная деятельность по реализации проектно-исследовательской работы учащихся при тьюторском сопровождении является самостоятельной проектно-исследовательской деятельностью, результатом которой должно быть создание ими итогового продукта данной деятельности.
На первом этапе тьюторского сопровождения мы обсуждаем с учащимися возможности проектно-исследрвательской деятельности в области химии и смежных с ней предметов, проводим обзор актуальных тем и проблем. Здесь важно направить поиск учащихся. Я рекомендую обращаться в Интернете к таким сайтам, как
- www.media.foxford.ru,
- www.alhimik.ru,
- www.chemistry.narod.ru,
- www.chemexperiment.narod.ru,
- www.nauka.relis.ru
Мы знакомимся и анализируем проекты и исследования, созданные учащимися нашей гимназии и в других образовательных организациях. Очень важно, чтобы учащийся заинтересовался темой, захотел в ней найти и создать что-то свое: это может быть своя аргументация к спорной точке зрения, подготовленная модель, проведенная серия опытов и т.д.
Существенный момент - определение того, что будет являться продуктом проекта и, соответственно, какой тип проекта учащийся будет реализовывать. Старшеклассникам больше знакомы традиционные исследовательские работы, часто сводящиеся к написанию рефератов. Особенностью современного подхода к созданию индивидуального проекта, на мой взгляд, является то, что в нем в какой-то степени находит отражение именно индивидуальность ученика: его интересов, взглядов, позиций. Изучение материала может завершаться изготовлением чего-то своими руками. Например, изучение химических особенностей составов, процессов производств, достигаемых эффектов разных сортов и видов мыла и дезинфицирующих средств привел к тому, что автором проекта было изготовлено и предложено свое дезинфицирующее мыло, а в докладе при его представлении аргументировалась значимость таких продуктов и поиска путей их усовершенствования в условиях современной эпидемиологической обстановки.
Учащиеся могут создавать такие виды проектов, как: информационный, исследовательский, практико-ориентированный и др.
Следующий этап подготовки проекта - планирование проведения работы и определение основных источников информации. В ходе работы автор проекта самостоятельно, с небольшой помощью тьютора, получает возможность научиться планировать и работать по плану - это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть обучающийся. Именно здесь у учащихся возникают затруднения, они далеко не всегда умеют планировать свою работу, и роль учителя-тьютора на данном этапе очень важна. Вообще начальные этапы работы над проектом, когда надо выбрать направление, сформулировать тему, определить формат деятельности и спланировать ее, являются важнейшими составляющими успеха.
Когда определено главное: Что? Зачем? Как? По какому плану?, начинается работа по сопровождению проекта. Отрабатываются вступление, основная часть и заключение.
Это планомерная работа, осуществляемая в 9-м классе до конца учебного года, в 10-11 классах - почти два учебных года. Для проектов по химии особую значимость приобретают практические опыты, а также посещение химических лабораторий и производств. О таких посещениях возможно договариваться, обращаясь за помощью к родителям.
Завершающий этап тьюторского сопровождения - защита, презентация проекта. Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности по химии можно выделить следующие:
- макеты, модели, рабочие установки, схемы, пособия;
- постеры, презентации;
- альбомы, буклеты, статьи, брошюры, книги, сборники инструкций.
Самые лучшие проекты мы обязательно представляем на ученических научно-практических конференциях. Темы и лучшие работы собираются в «копилку» гимназии. В заключение приведу некоторые темы проектно-исследовательских работ по химии:
- Приготовление варенья с использованием различных углеводов.
- Изготовление мыла в домашних условиях
- Влияние жевательной резинки на организм человека.
- Влияние газированных напитков на организм подростков.
- К чему может привести бесконтрольный приём антибиотиков?
- Химический сад в домашних условиях.