Примерный самоанализ библиотечного комбинированного урока по РКМПЧ в рамках стратегии смыслового чтения (Технологическая карта)
1. Каково место данного урока в теме, связь с предыдущими уроками, влияние на последующие?
Урок является обучающим по теме «Свёртывание информации. Библиографическое описание», тема является продолжением библиотечных уроков по формированию навыков информационной грамотности обучающихся.
Урок является также и развивающим - в целях показа возможности использования полученных знаний по теме, в учебных и жизненных ситуациях.
2. Какова триединая дидактическая цель урока, оценка успешности в его достижении?
- Образовательная цель урока: показать возможность использования полученных знаний по теме в дальнейшем;
- Развивающая цель - обогащение и усложнение словарного запаса при формировании информационной грамотности;
- Воспитывающая цель - формирование и развитие нравственных качеств, присущих коллективной работе в группе (взаимопомощь).
Цели в течение урока были достигнуты: обучающиеся, работая в группах и помогая друг другу, познакомились с новыми информационно-библиографическими понятиями, используя которые, научились составлять библиографическое описание источников разных видов и типов.
3. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока.
Урок имел форму фронтально-групповой познавательно-развивающего характера и системно-деятельностного подхода.
На уроке удачно сочетаются ТДЦ урока - при выполнении работы обучающиеся показывают и закрепляют свои знания по изученной теме, развивают новые знания, умение работать в группе, а также умение анализировать результаты общения с одноклассниками и с библиотекарем.
4. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока?
На 1 этапе стадии вызова создание проблемной ситуации мотивировало обучающихся к настрою в дальнейшей работе. При актуализации знаний они выяснили границы своего знания/незнания, что также явилось стимулом к дальнейшей познавательной деятельности.
На 2 этап стадии осмысления содержания было выделено большее время, так как работа по написанию каталожных карточек с библиографическим описанием разных типов и видов информационных источников носила неравномерный характер в зависимости от сложности описания (несколько авторов, произведения из сборников, электронные ресурсы).
На 3 этапе стадии рефлексии, меньшем по времени, чем другие этапы, обучающимися производилось осмысление своих действий и давалась самооценка. В целом урок выдерживался по запланированному времени.
5. Отбор дидактических материалов, наглядных пособий в соответствии с целями.
Для знакомства с темой урока, новыми понятиями и терминами были представлены библиотечные учебно-методические материалы в виде пособий, списков, таблиц, слайдов; Активно использовались цитаты по теме урока; Для практического использования в работе на уроке были представлены художественные книги, литературно-художественные сборники, учебники по разным предметам и электронные ресурсы.
6. На каких этапах и как был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков обучающихся?
На 1 этапе стадии вызова применялся приём РКМПЧ - кластер «Всё, что я знаю об информации»;
На 2 этапе стадии осмысления содержания применялся кластер «Библиографическое описание»;
На 3 этапе стадии рефлексии применялся приём «Рефлексивный экран».
7. Психологическая атмосфера на уроке и общения учащихся и библиотекаря?
Обучающиеся были активны и дисциплинированны, была открыта возможность диалога с библиотекарем, как для ответов на технические вопросы (в рамках сложности), так и для диалога по тематике работ в группах.
8. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
Результаты работы позитивные. Выполненные работы показали, что тема изучена учениками на допустимом для их возраста уровне. Поставленные задачи урока были реализованы.
9. Наметить перспективы своей деятельности.
В новых ФГОС выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется информационной культуре и стратегии смыслового чтения, работе с текстом, суть которой основана на: поиске информации и понимании прочитанного, в преобразовании и интерпретации информации и её оценке.
Я считаю, что уроки такой формы в школьной библиотеке с применением технологии РКМПЧ в рамках стратегии смыслового чтения имеют своё будущее.
Примерный самоанализ библиотечного комбинированного урока по РКМПЧ в рамках стратегии смыслового чтения (Технологическая карта)
1. Каково место данного урока в теме, связь с предыдущими уроками, влияние на последующие?
Урок является обучающим по теме «Свёртывание информации. Библиографическое описание», тема является продолжением библиотечных уроков по формированию навыков информационной грамотности обучающихся.
Урок является также и развивающим - в целях показа возможности использования полученных знаний по теме, в учебных и жизненных ситуациях.
2. Какова триединая дидактическая цель урока, оценка успешности в его достижении?
- Образовательная цель урока: показать возможность использования полученных знаний по теме в дальнейшем;
- Развивающая цель - обогащение и усложнение словарного запаса при формировании информационной грамотности;
- Воспитывающая цель - формирование и развитие нравственных качеств, присущих коллективной работе в группе (взаимопомощь).
Цели в течение урока были достигнуты: обучающиеся, работая в группах и помогая друг другу, познакомились с новыми информационно-библиографическими понятиями, используя которые, научились составлять библиографическое описание источников разных видов и типов.
3. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока.
Урок имел форму фронтально-групповой познавательно-развивающего характера и системно-деятельностного подхода.
На уроке удачно сочетаются ТДЦ урока - при выполнении работы обучающиеся показывают и закрепляют свои знания по изученной теме, развивают новые знания, умение работать в группе, а также умение анализировать результаты общения с одноклассниками и с библиотекарем.
4. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока?
На 1 этапе стадии вызова создание проблемной ситуации мотивировало обучающихся к настрою в дальнейшей работе. При актуализации знаний они выяснили границы своего знания/незнания, что также явилось стимулом к дальнейшей познавательной деятельности.
На 2 этап стадии осмысления содержания было выделено большее время, так как работа по написанию каталожных карточек с библиографическим описанием разных типов и видов информационных источников носила неравномерный характер в зависимости от сложности описания (несколько авторов, произведения из сборников, электронные ресурсы).
На 3 этапе стадии рефлексии, меньшем по времени, чем другие этапы, обучающимися производилось осмысление своих действий и давалась самооценка. В целом урок выдерживался по запланированному времени.
5. Отбор дидактических материалов, наглядных пособий в соответствии с целями.
Для знакомства с темой урока, новыми понятиями и терминами были представлены библиотечные учебно-методические материалы в виде пособий, списков, таблиц, слайдов; Активно использовались цитаты по теме урока; Для практического использования в работе на уроке были представлены художественные книги, литературно-художественные сборники, учебники по разным предметам и электронные ресурсы.
6. На каких этапах и как был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков обучающихся?
На 1 этапе стадии вызова применялся приём РКМПЧ - кластер «Всё, что я знаю об информации»;
На 2 этапе стадии осмысления содержания применялся кластер «Библиографическое описание»;
На 3 этапе стадии рефлексии применялся приём «Рефлексивный экран».
7. Психологическая атмосфера на уроке и общения учащихся и библиотекаря?
Обучающиеся были активны и дисциплинированны, была открыта возможность диалога с библиотекарем, как для ответов на технические вопросы (в рамках сложности), так и для диалога по тематике работ в группах.
8. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
Результаты работы позитивные. Выполненные работы показали, что тема изучена учениками на допустимом для их возраста уровне. Поставленные задачи урока были реализованы.
9. Наметить перспективы своей деятельности.
В новых ФГОС выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется информационной культуре и стратегии смыслового чтения, работе с текстом, суть которой основана на: поиске информации и понимании прочитанного, в преобразовании и интерпретации информации и её оценке.
Я считаю, что уроки такой формы в школьной библиотеке с применением технологии РКМПЧ в рамках стратегии смыслового чтения имеют своё будущее.
Основные термины и понятия
- Аналитико-синтетическая обработка информации (АСОИ);
- Библиографическое описание;
- Библиографический список;
- Свёртывание;
- Алгоритм;
- Метод.
Тема урока: «Аналитико-синтетическая обработка информации: Свёртывание информации: Библиографическое описание».
Цели урока (обучающая, развивающая)
- Формирование у обучающихся компетентностей и общеучебных навыков по работе с информацией через её обработку и интерпретацию для применения в разных видах деятельности в любой предметной области.
Задачи урока
- Познакомить с метапредметными понятиями о правилах свёртывания информации.
- Научить составлять библиографическое описание для библиографических списков.
Тип урока: Комбинированный (урок-практикум).
Технология: Технология развития критического мышления в рамках стратегии смыслового чтения (извлечение необходимой информации из источников разных видов; преобразование и интерпретация информации).
Образовательные ресурсы
- Библиотечные методические материалы;
- Художественные книги, сборники художественных произведений;
- Учебники по разным школьным предметам;
- Электронные ресурсы по разным школьным предметам;
- Цитаты.
План урока
- Организационный момент (0,5-1 мин.);
- Постановка целей и задач, а также мотивация (4 мин.);
- Актуализация знаний (5 мин.);
- Первичное усвоение нового материала (20 мин.);
- Проверка понимания нового материала; Закрепление; Контроль (5 мин.);
- Рефлексия. Подведение итогов.(5 мин.)
Формы и методы обучения
- Форма: Групповая форма организации урока (4 группы по видам источников информации)
- Метод: Развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)
- Приёмы: Кластер (графический приём систематизации материала);
- Ключевые слова: Приёмы свёртывания информации.
Планируемые образовательные результаты: Обучающиеся получат возможность научиться составлять библиографическое описание информационного источника для оформления списков к учебным, проектным или исследовательским работам.
Ход урока
I. Стадия вызова
1. Организационный момент: Приветствие
Здравствуйте, ребята. Я очень рада, что мне придётся провести урок именно в вашем классе, потому что я уверена, что вы и есть самый лучший класс, который идёт в школу за знаниями, но, не просто получить их от ваших учителей, а добывать их самим.
2. Постановка целей и задач. Мотивация
Обратите внимание на эту цитату. Английский поэт эпохи Просвещения, Сэмюэл Джонсон сказал: «Знания бывают двоякого рода: либо мы что-нибудь знаем, либо мы знаем, где найти сведения об этом».
Презентация «8 кл. Урок Библиогр. описание» (Слайд 1. Цитата).
Знания находятся в информационных источниках, какого бы вида они не были. Мы попробуем проверить это высказывание на нашем уроке. Знаем мы или не знаем?
Сегодня мы с вами будем работать с теми материалами, которые лежат в основе организации любой вашей учебной деятельности независимо от её предметного содержания. Так что же является основой вашей учебной работы в школе по всем изучаемым предметам? Какие материалы помогают вам подготовиться к урокам по истории, литературе, биологии и по всем другим предметам? (Ответы учащихся)
Да, информационные источники в нашей с вами работе - это книги, учебники и конечно, электронные материалы, которые мы используем постоянно в нашей работе.
И неважно, какой это учебный предмет - всё равно в основе лежит работа с информацией.
3. Постановка проблемы
У вас очень часто возникают ситуации, когда надо написать реферат, доклад, сообщение, подготовить презентацию или заниматься научно-исследовательской деятельностью в рамках одного или даже нескольких предметов. И всегда, в основе этих видов учебной деятельности лежит работа с информационными источниками, список которых вам надо представить в конце работы. Вы изучили какую-то тему в найденных вами источниках, закончили её исследование и приступили к составлению списка?
А умеем ли мы правильно оформить список, который называется, с точки зрения терминологии, «библиографический список». Что должно быть в этом списке? Какие элементы должны присутствовать, чтобы ваш учитель сразу увидел, по каким источникам вы собирали материал, что из него использовали. Всю книгу или только какую-то часть?
Что вы думаете по этому поводу? Какие проблемы у вас могут возникнуть? (Ответы учащихся)
Чтобы устранить возможные проблемы, мы с вами проведём практическую работу, мини-исследование, которое станет для вас ещё одним видом познавательной деятельности в работе с источниками информации.
Для этого мы сегодня будем описывать источники информации, так как требуется по правилам. В основном, вы работаете с вашими учебниками и художественной литературой. Именно эти виды мы и возьмём как основу для работы.
4. Актуализация знаний
Но, сначала, давайте вспомним некоторые метапредметные понятия, связанные со всей вашей учебной деятельностью.
На этих листах вам надо вспомнить и записать вокруг кружочка все термины, связанные с информацией. Примерно это будет выглядеть так: Презентация «8 кл. Урок Библиогр. описание» (Слайд 2. Кластер «Всё что я знаю об информации») (см. стр.7, Приложение 1)
За основу можно взять книгу, или учебник любой, как носитель информации, вспомнить все понятия, связанные с ней, слышанные вами на уроках русского языка.
II. Стадия осмысления содержания
1. Первичное усвоение нового материала
Библиографическое описание книги или другого информационного ресурса - это набор специальных библиографических сведений о документе, приведённых по установленным правилам и предназначенных для его идентификации и общей характеристики.
Современному читателю, любому обучающемуся, знание библиографического описания необходимо для того:
- чтобы уметь читать библиографические записи и находить по ним нужные документы;
- прочитать библиографическую запись на каталожной карточке (или электронном каталоге) и правильно сформулировать требования на нужный документ;
- самостоятельно составить список источников по интересующей теме;
- грамотно указать источники, которыми пользовались для написания рефератов, докладов, сообщений.
Библиографический список - необходимый элемент справочного аппарата реферата, курсовой, дипломной или научной работы. И для того, чтобы верно его составить, нужно знать правила составления библиографического описания.
Для того, чтобы вам было легче представить процесс библиографического описания источника, мы познакомимся с новыми терминами и понятиями по нашей теме и посмотрим презентацию. Презентация «8 кл. Урок Библиогр. описание» (Слайд 3. «Ключевые слова») ссылка на WEB-страницу «Ключевые слова».
Презентация «8 кл. Урок Библиогр. описание» (Слайд 4 Библиогр. описание: Правила) (см. стр.7, Приложение 1)
2. Практическая работа
Практическая работа предполагает работу класса с делением на группы по виду источников информации.
Тот, кто раньше других справится с работой, может помочь участникам других групп, выбрав другие виды источников информации. Это ещё больше расширит границы вашего знания по этой теме, и соответственно расширяются границы информационной компетентности.
- 1 группа - с учебниками;
- 2 группа - с авторскими художественными книгами;
- 3 группа - со сборниками художественных произведений;
- 4 группа - с электронными ресурсами.
Но, сначала, ребята, давайте обратимся к нашей подсказке, чтобы не ошибаться в практической работе.
Презентация «8 кл. Урок Библиогр. описание» (Слайд 5) ссылка на Презентацию «Библиографическое описание: Примеры» (см. стр. 8, Приложение 2)
Я попрошу представителей из групп помочь мне раздать источники информации согласно выделенным типам, и каталожные карточки. У каждого из вас будет каталожная карточка, на которую вы будете переносить все необходимые сведения об источнике информации. Также в вашем распоряжении будет справочная таблица-схема, по которой вам можно будет сверять ваш алгоритм описания.
Группы работают со своими источниками информации. (15 минут). По истечении времени представитель от каждой группы собирает каталожные карточки и сдаёт их библиотекарю.
3. Проверка понимания нового материала; Закрепление. Контроль полученных знаний
Ребята, вы на практике познакомились с видами библиографических описаний, библиографическим описанием книг, учебников, электронных ресурсов и составных частей из сборников.
А теперь, проверим себя на знание новых терминов, с которыми вы познакомились на уроке, на порядок их расположения в библиографической записи. Закрепим их в нашей памяти. Ответы принимаются от групп, в порядке очередности: 1, 2, 3, 4. Если группа не отвечает, вопрос переходит к следующей группе.
Презентация «8 кл. Урок Библиогр. описание» (Слайд 6 Кластер «Библиогр. описание») (см. стр. 7, Приложение 1)
Ребята, думаю, что мне не надо подводить итоги по кластеру. Просто для себя сделайте выводы: у вас есть возможность определить границы своего знания/незнания по работе с информацией.
III. Стадия рефлексии
1. Рефлексия. Подведение итогов
Библиотечный урок подходит к концу. Подведём итог тому, что вы сегодня узнали на уроке. Вы писали карточки на информационные источники по разным областям и предметам, создавали новые интеллектуальные продукты вашей учебной деятельности. Все ваши учебные действия по работе с источниками носили надпредметный характер, поэтому являются универсальными и означают: ваше умение учиться, осваивать новые знания в процессе познавательной деятельности, формировать свои компетенции в любой предметной области. Конечным продуктом вашей работы по аналитико-синтетической обработке информации должен стать грамотно оформленный библиографический список. В основе таких списков в основном лежит алфавитный принцип расположения материалов. Давайте, посмотрим.
Презентация «8 кл. Урок Библиогр. описание» (Слайд 7 «Библиогр. список») - ссылка на WEB-страницу «Библиографический список» (см. стр. 8, Приложение 2)
А теперь, скажите, пожалуйста, о чём мы сегодня говорили на уроке, какова была тема, задачи урока, достигли ли мы поставленных целей и ожидаемых результатов? Каково ваше мнение по этим вопросам? (Ответы учащихся)
Презентация «8 кл. Урок Библиогр. описание» (Слайд 8 Тема)
Обратная связь
А сейчас я попрошу вас выразить ваши впечатления от урока. Было ли вам интересно, легко или трудно, вы узнали что-то новое, что может пригодиться вам в жизни? (Ответы учащихся)
Презентация «8 кл. Урок Библиогр. описание» (Слайд 9 Рефлексивный экран) (см. стр. 10, Приложение 4)
Ребята, заполните этот листок обратной связи, где кратко запишите все ваши впечатления от урока. Группы заполняют таблицы «Рефлексивный экран» (2 минуты).
Ребята, спасибо вам за вашу работу, очень надеюсь, что полученные сегодня знания помогут вам в нужный момент, когда они понадобятся. Желаю вам больших успехов в вашей учебной деятельности по работе с любого вида информацией, что очень и очень важно в наш век информатизации всего общества. Современный ученик должен не только уметь читать, писать, но и обладать функциональной грамотностью, дающей возможность не просто получать информацию, но и уметь её критически оценить, интерпретировать, для обеспечения максимальной результативности использования её в своей учебной деятельности, в дальнейшей жизни.
Оценка
В идеальном варианте все ваши универсальные учебные действия по работе с информацией должны иметь собственное оценивание, оценивание учителя и работать на формирование вашей информационной компетентности и обеспечивать ваше развитие для успешной деятельности в любой жизненной сфере. Примерно это будет выглядеть так.
Презентация «8 кл. Урок Библиогр. описание» (Слайд 10 «Оценка сформированности навыка работы с информацией») (см. стр. 9, Приложение 3)
Закончить урок мне хочется вот этими цитатами:
«Судьба каждого человека зависит от способности своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию» / Н.И.Гендина. Презентация «8 кл. Урок Библиогр. описание» (Слайды 11, 12)