ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа направлена на формирование умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности. По содержанию программа является научно-предметной; по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по форме организации - кружковой; по времени реализации - годичной, занятия проводятся 1 раз в неделю.
Возраст детей, на которых рассчитана программа - 7-8 лет, обучающихся во 2 классе общеобразовательной школы. Уровень программы - ознакомительный.
Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, предоставляемые программой «Школа России», конкретизирует некоторые темы, дополняет их более сложными заданиями развивающего характера, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.
Содержание программы обеспечивает преемственность с традиционной программой обучения, но с включением новых элементов, материала повышенной трудности и творческого уровня, а также содержит задания, требующие продуктивной деятельности в процессе их выполнения.
Актуальность программы обусловлена необходимостью создания условий для развития интеллектуальных возможностей, стремления детей к творческому мышлению, умения принимать неожиданные и оригинальные решения в нестандартных ситуациях.
Данная программа позволяет отрабатывать и углублять практические навыки учащихся по подготовке к проведению аттестационного тестирования, соответствующего новому образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы по математике.
Содержание занятий способствуют развитию образного и логического мышления, воображения, формированию предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, углублению математических знаний, воспитанию интереса к математике, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни.
Новизна. Каждое задание строится так, чтобы побуждать ученика самостоятельно решать возникшие проблемы, используются разноуровневые задания. Построение процесса обучения создаёт благоприятные условия для постоянного движения вперёд каждого ученика в самостоятельном обнаружении свойств, связей и закономерностей, содержащихся в изучаемом материале, способствует его глубокому пониманию.
1.1. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) с изменениями (приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. N1241);
- Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (Примерные требования к программам дополнительного образования детей )
- Приказ Департамента образования г. Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 уч. г.» (основные характеристики уровней образовательных программ дополнительного образования детей )
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.4.4.3172-14
1.2. Цели и задачи программы:
Цели:
- развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
- сформировать начальные элементы конструкторского мышления.
Задачи:
Образовательные
- углубить представления учащихся об использовании сведений из математики на практике;
- расширять математический кругозор учащихся, умение анализировать, делать логические выводы;
- формировать умение выполнять задания повышенного уровня сложности;
- показать необходимость знаний по математике в других областях.
Развивающие
- развивать пространственное воображение, используя геометрический материал.
- развивать творческое, критическое, абстрактно - логическое мышление;
- способствовать гармоническому развитию детей, повышать их общую культуру и помогать успешному овладению материала;
- выявить и развивать математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Воспитательные
- воспитывать критичность мышления, интерес к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни;
- воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний;
- формировать дружеские, товарищеские отношения, толерантность, умение сочетать индивидуальную работу с коллективной.
1.3. Сведения о программе, литературе (основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора.
Рабочая программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте общего образования Министерства образования и науки РФ по вопросам организации введения ФГОС ОО;
1.4. Литература
1.Аргинская И.И. Сборник заданий по математике.
2.Арбатова Е.А. Математика для школьников в таблицах и схемах.
3.Кандауров И.Н. Решаем задачи по математике.
4. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике.
5.Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи (Для учащихся начальной школы).
6.Логические игры и задачи на уроках математики/ Под ред. А.П.Тонких, Т.П.Кравцова, Е.А.Лысенко и др.
7. Петерсон Л.Г. Учусь учиться 2 класс. Сборник заданий.
1.5. Особенность программы.
В содержании курса интегрированы задания из различных областей математики. Особое внимание обращено на углубление математического материала. Программа ориентирована на развитие познавательного интереса, логического мышления, деятельностных и творческих способностей учащихся, формирование у них глубокой и прочной системы математических знаний.
Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а сами же и открывают новые для них знания, разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств, умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение.
1.6. Формы контроля.
- Индивидуальный и фронтальный опрос
- Индивидуальная работа по карточкам
- Работа в паре, в группе.
1.7. Методы изучения предмета.
а) объяснительно-иллюстративный,
б) репродуктивный,
в) проблемное изложение изучаемого материала,
г) частично-поисковый,
д) исследовательский метод.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ. ПРЕДМЕТНЫЕ)
Личностные результаты:
- Целостное восприятие окружающего мира, начальное представление об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свой поступок, способность к рефлексивной самооценке.
- Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные:
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Математика».
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные:
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
- Развитие любознательности, творческих способностей, логического мышления, интереса к математической науке;
- Овладение основами логического, алгоритмического и эвристического мышления, пространственного воображение и атематической речи, измерения, пересчёта, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов.
- Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать нестандартные задачи.
- Успешная самореализация в учебной деятельности;
- Приобретение опыта самостоятельной и групповой работы в исследовательско-поисковой деятельности.
3. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на 34 часа, с периодичностью 1 урок в неделю. Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета-математика.
Основные разделы:
1. Углубление материала по теме «Действия с многозначными числами» (7ч).
- Углубление материала по теме «Действия с двузначными числами».
- Углубление материала по теме «Действия с многозначными числами».
- Работа с различными алгоритмами. Сети линий. Пути.
2. Углубленное изучение элементов геометрии (8ч).
- Преобразование фигур на плоскости.
- Вычисление периметра сложных фигур.
3. Решение задач (10ч).
- Комбинаторные задачи.
- Нестандартные задачи.
- Задачи на логическое мышление.
- Углубленное изучение решения задач повышенной сложности.
4. Олимпиадные задания (5ч).
- «Цепочка логических рассуждений с арифметическими вычислениями».
- «Правдивые и ложные высказывания».
- «Соответствие между элементами различных множеств».
- «Упорядочим множество - решим задачу».
- «Числовые головоломки».
5. Алгебраический материал (4ч).
- Решение сложных уравнений.
4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Наименование разделов |
Количество часов |
Содержание учебного материала |
||
Теоретические занятия |
Практические занятия |
Всего |
|
||
1 |
Углубление материала по теме: «Действия с многозначными числами». |
2 |
5 |
7 |
Темы: «Действия с двузначными числами».
|
2 |
Углубленное изучение элементов геометрии. |
3 |
5 |
8 |
Преобразование фигур на плоскости.
|
3 |
Решение задач. |
5 |
5 |
10 |
Нестандартные задачи.
|
4 |
Олимпиадные задания |
|
5 |
5 |
«Цепочка логических рассуждений с арифметическими вычислениями».
|
5 |
Алгебраический материал. |
1 |
3 |
4 |
Решение сложных уравнений. |
ВСЕГО ЧАСОВ: 34 |
5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Знать /понимать:
- названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;
- связь между компонентами и результатом каждого действия;
- основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения,
- распределительное свойство умножения относительно сложения;
- правила о порядке выполнения действий содержащих скобки и не содержащих их;
- свойства сторон и углов прямоугольника и его частного случая квадрата;
- о различных способах краткой записи задачи;
- о различных способах оформления решения задач;
- о рациональных и нерациональных способах решения задач;
- об алгебраическом способе решения задачи;
- о возможности классификации задач по заложенным в них отношениям;
- о задачах, имеющих не одно решение;
Уметь /применять:
- составлять алгоритмы, блок-схемы программы с вопросами;
- чертить изученные геометрические фигуры при помощи линейки и обозначать их буквами латинского алфавита, находить периметр многоугольника, использовать рациональный способ решения;
- выражать изученные величины, используя разные меры их измерения;
- преобразовывать текст в задачу;
- выделять составляющие задачу элементы независимо от сложности ее построения;
- устанавливать идентичность задач, данных в разных формулировках, заменить сложную формулировку простой;
- анализировать задачу, начиная от ее вопроса, установить количество и порядок действий, обосновать выбор действий;
- записывать решение задачи сложным выражением;
- решать сложное уравнение.
6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п |
Тема раздела, урока |
Кол-во
|
Дата
|
Дата фактического проведения урока |
Углубление материала по теме: «Действия с многозначными числами» (7ч). |
||||
1-2 |
Углубление материала по теме «Действия с многозначными числами». |
2 |
|
|
3-4 |
Углубленное изучение табличного умножения и деления чисел. |
2 |
|
|
5-7 |
Углубление изучение материала по теме «Алгоритмы. Сети линий. Пути» |
3 |
|
|
Углубленное изучение элементов геометрии (8ч). |
||||
8-9 |
«Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе». |
2 |
|
|
10-11 |
«Графическое моделирование». |
2 |
|
|
12-13 |
Прямоугольник, составленный из квадратов и квадрат, составленный из прямоугольников. |
2 |
|
|
14-15 |
Единицы длины. Вычисление периметра сложных фигур. |
2 |
|
|
Решение задач (10ч) |
||||
16 |
Решение старинных задач. |
1 |
|
|
17-18 |
Решение задач повышенной сложности. |
2 |
|
|
19-20 |
Решение задач с помощью уравнения. |
2 |
|
|
21-22 |
Комбинаторные задачи. |
2 |
|
|
23-24 |
Нестандартные задачи. |
2 |
|
|
25 |
Задачи на логическое мышление. |
1 |
|
|
Олимпиадные задания (5ч). |
||||
26 |
«Цепочка логических рассуждений с арифметическими вычислениями». |
1 |
|
|
27 |
«Правдивые и ложные высказывания». |
1 |
|
|
28 |
«Соответствие между элементами различных множеств». |
1 |
|
|
29 |
«Упорядочим множество - решим задачу». |
1 |
|
|
30 |
«Числовые головоломки». |
1 |
|
|
Алгебраический материал (4ч). |
||||
31-34 |
Решение сложных уравнений |
4 |
|
|