Творческий проект "Восстановим Деда Мороза"

Разделы: Технология

Класс: 7

Ключевые слова: Новый год, новогодние поделки


Выполнен:
Кузьминой Екатериной,
Ляховчук Вероникой,
ученицами 8 класса

Руководитель:
Вахрова Валентина Алексеевна,
учитель технологии

Проблема: Нашли в школьной кладовой старого обтрепанного Деда Мороза. Думали выбрасывать или нет. Решили произвести реставрацию.

ЦЕЛЬ: Восстановить фигуру Деда Мороза.

ЗАДАЧИ:

  • Найти литературу по истории изготовления новогодних игрушек в России.
  • Применить знания и умения по ремонту ватных игрушек.
  • Соблюдать правила безопасной работы при работе с красками, клеем и бумагой.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА:

  1. Обоснование возникшей проблемы;
  2. Определение конкретной задачи и ее формулировка;
  3. Требования к работе;
  4. Из истории создания новогодних игрушек;
  5. Схема обдумывания;
  6. Выбор материалов и инструментов (приспособлений);
  7. Правила охраны труда при работе с бумагой, клеем и краской;
  8. Последовательность выполнения изделия.
  9. Самооценка проекта и его реклама; экологическое обоснование;

1. ОБОСНОВАНИЕ ВОЗНИКШЕЙ ПРОБЛЕМЫ:

Все мы любим Новый год. Но, согласитесь, приятно самому сделать игрушки для новогодней елочки. И дарить подарки, сделанные своими руками, вдвойне приятно.

При переезде из кабинета в кабинет мы нашли Деда Мороза, который годен был только на выброс. Стало жалко старую игрушку, и мы решили его восстановить. Можно сказать, открыли реставрационную мастерскую.

А главное, эта работа способствует развитию творческого потенциала, который поможет в будущем стать хорошей хозяйкой. Рационально использовать материалы, создавать красивые вещи, для семьи и квартиры.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНКРЕТНОЙ ЗАДАЧИ И ЕЁ ФОРМУЛИРОВКА:

Скоро новогодний праздник. К нам в руки попал главный герой праздника, но внешний вид его отставлял желать лучшего. Наша задача: восстановить фигуру Деда Мороза, чтобы украсить интерьер помещения класса.

3. ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТЕ:

  • работа должна быть аккуратной, оригинальной;
  • изделие должно быть заметными, т.е. должно быть красивым и выделяющимся и соответствовать празднику;
  • изделия должны иметь низкую себестоимость.

4. ИЗ ИСТОРИЯ НОВОГОДНИХ ИГРУШЕК.

Дед Моро́з - главный сказочный персонаж на празднике Нового года. Восточнославянский вариант рождественского дарителя. Создание канонического образа Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего - а не рождественского - праздника произошло в советское время и относится к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка. Прообразом Деда Мороза является славянское божество - повелитель зимы, холодов и морозов.

Дед Мороз изображается как старик в цветной - голубой, синей, красной или белой шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей. Часто приходит в сопровождении внучки Снегурочки, а во времена СССР, бывало, и Нового Года - мальчика в красной шубе и шапке (на одном из этих предметов одежды часто имелось цифровое обозначение наступающего/наступившего года). Мальчик Новый Год выступал как своеобразный преемник Деда Мороза; наиболее часто он был изображён на новогодних открытках конца 1950-х - середины 1980-х годов, после чего популярность этого персонажа стала падать и к настоящему времени он почти забыт. Также деда Мороза иногда сопровождают различные лесные звери.

Мороз как природная стихия издавна персонифицировался восточными славянами. Он представлялся ими в виде невысокого старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. Образ Мороза нашёл своё отражение в русских пословицах, поговорках, сказках. К примеру, в волшебных сказках Мороз предстаёт в виде волшебного помощника, выступая под прозвищами «Студенец», «Трескунец», или как даритель при правильном поведении сказочного героя. Снежная морозная зима в представлении славянина-земледельца связывалась с будущим хорошим урожаем. Об этом судили по наличию рождественских или крещенских морозов. Поэтому в Святки и Чистый четверг было принято совершать обряд «клика́нья мороза»: его зазывали на трапезу и угощали ритуальной пищей - блинами и кутьёй. В то время точно так же призывали в дом души умерших предков, а кутья - традиционная поминальная еда у славян. Еда для мороза оставлялась на окне или на крыльце. Тогда же Мороза просили не приходить летом и не портить урожай.

В литературную традицию Дед Мороз входит в 1840 году - с публикацией сборника сказок «Сказки дедушки Иринея» В.Ф.Одоевского. В сборник была включена сказка «Мороз Иванович», в которой впервые давалась литературная трактовка образа фольклорного и обрядового Мороза, прежде выступавшего лишь в качестве языческого хозяина стужи и зимнего холода.

Созданный Одоевским образ ещё не слишком похож на знакомого новогоднего персонажа. Календарная приуроченность сказки - не Рождество или Новый год, а весна. Поэтому Мороз Иванович живёт в ледяной стране, вход в которую открывается через колодец. И не Мороз Иванович приходит к детям, а дети приходят к нему. Никаких подарков к какой-то дате он не делает, хотя и может щедро вознаградить за хорошо выполненную работу. Однако, как пишет исследователь [5]:

… образ этот уже узнаваем: «добрый Мороз Иванович» - «седой-седой» старик, который «как тряхнёт головой - от волос иней сыплется»; живёт он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега. Рукодельницу за хорошую работу он одаривает «горстью серебряных пятачков», однако и Ленивицу не замораживает (как Морозко старухину дочь в сказке), а лишь проучивает, дав ей вместо серебра сосульку… В педагогической сказке Одоевского обрядовый Мороз и сказочный Морозко превращены в доброго, но справедливого воспитателя и наставника.

Достаточно долгое время Мороз Иванович и ёлка с Новым годом существовали по раздельности. Их объединение произошло во второй половине XIX века, когда в городской среде России отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как Николай Угодник у их западных сверстников. При Александре II упоминаются «старый Рупрехт» (явно немецкого происхождения, 1861), святой Николай или «дедушка Николай» (1870) - единичные попытки, которые не прижились. Однако народные представления о св. Николае в дальнейшем оказали определённое влияние на создание образа Деда Мороза. В 1886 году впервые отмечается «Морозко», и к началу XX века уже складывается знакомый образ Деда Мороза. Тогда же из иллюстрированных переводов Валерия Каррика сказка о Морозко становится знакомой и англоязычным читателям. В переводе Морозко выступает под именем «Король Мороз» (англ. KingFrost).

После революции Дед Мороз, вместе со всеми рождественскими традициями, подвергся гонениям. Его окончательное изгнание произошло в канун 1929 года. Тогда Рождество было объявлено обычным рабочим днём, а специальные патрули ходили по улицам и заглядывали в окна на предмет выявления праздничных приготовлений

В советский обиход Дед Мороз вернулся в канун 1936 года. Это произошло после того, как 28 декабря 1935 года член Президиума ЦИК СССР П. П. Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года, после чего по всей стране начинают организовываться новогодние мероприятия с использованием переосмысленной старой «рождественской» атрибутики. Официальное торжественное возвращение Деда Мороза произошло очень скоро. В первом в СССР Харьковском Дворце пионеров (открыт в 1935 году) 30 декабря 1935 прошла первая в СССР после «реабилитации» официальная новогодняя ёлка. А в январе 1937 года Дед Мороз со Снегурочкой приветствовали гостей на празднике в московском Доме Союзов.

Елка является тотемным символом Нового года для россиян. К ней добавляются шоколадные конфеты и мандарины. Озорной волшебник, нестареющий и неунывающий - самый долгожданный гость в русском доме. В каждой семье под пушистой елкой имеется игрушечный Дед Мороз, с лица которого ничто не смогло стереть задорную и добрую улыбку.

В конце 19 века игрушки изготавливали вручную. К имеющейся основе приклеивали бумагу, фольгу, ленточки, проволоку - все, что было в промышленно-целлюлозной сфере. К середине 30-х годов прошлого века в моду вошли игрушечные шары с изображением портретов вождей революции, которые в скором времени сменились на сказочных персонажей, сопровождающих выход Деда Мороза при раздаче подарков.

Во время войны вешали самодельных маленьких Дедов Морозов, Для их изготовления брали раскрашенные кусочки жести, газеты, медицинские бинты, ткань. А уже после войны промышленность начала выпускать фарфоровых персонажей. Елки украшали фантиками от конфет, атласными бантами, игрушечными фигурками животных, а рядом с подарками стоял Дед Мороз из ваты.

Условно всю жизнь Деда Мороза можно рассматривать по таким периодам: дореволюционный, 20-30-е годы, игрушки во время войны и послевоенные годы до 1965 года. В советское время россияне делали Дедов Морозов из гипса, фарфора, папье-маше, стекла, бумаги, ткани, пенопласта. Сегодня эти экземпляры являются раритетными и удивительными, потому что каждая из них выражает свое настроение, хранит тайну своей эпохи, в которой им приходилось слушать стихи и суждено было дарить радость.

Игрушка Деда Мороза никогда не была безликой. Лицо могло быть серьезным, вопрошающим, строгим, добродушным, веселым, потому что каждый вариант - это отражение своего времени, а ведь известно, что политическая ситуация в стране менялась несколько раз. После 70-х годов двадцатого века началось массовое производство новогодних персонажей, и они потеряли свою индивидуальность и выразительность образа, хотя и не стали столь фальшивыми, как изображение Санта Клауса. Наш Дедушка характеризуется добротой, телом, постоянством, эмоциональностью и отзывчивостью.

Сегодня индустрия игрушек очень развита, на фабриках применяются самые современные технологии. В связи с тем, что теперь есть резиденция Деда Мороза, а у него много меньших братьев в каждом краю, например, ямальский помощник, то это находит отображение и в елочных украшениях. Ведь каждая семья наряжает лесную красавицу по своему усмотрению, но без атрибутов не обходится никто.

Надо сказать, что Дед Мороз под ветвями имеет большое значение не только для хорошего настроения, но и для воспитания малышей. Рассматривая игрушки своего детства, можно рассказать много поучительных историй, увлечь новым хобби, заложить стремление к продолжению семейных традиций.

5. Схема обдумывания.

Найдя старого Деда Мороза в кабинете в шкафу, сначала хотели его выбросить в мусор. Но после раздумий решили восстановить фигуру и обсудили, что может помочь в работе.

6. Выбор материалов и инструментов (приспособлений).

Для работы мы взяли клей ПВА, белую туалетную бумагу, белую краску водоимульсионную, акриловую краску синего цвета, пайетки - снежинки, клеевой пистолет.

7. Правила охраны труда при работе с бумагой, клеем и краской.

ПРАВИЛА ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ работе с бумагой:

Свет должен падать слева или спереди от работающего, ножницы лежат с правой стороны. При выполнении работы мы соблюдали правила охраны труда, т.е. правила безопасной работы с колющими, режущими инструментами.

Правила охраны труда во время работы:

  1. Во время работы ножницы должны лежать справа на столе с сомкнутыми лезвиями, кольцами к работающему.
  2. Брать и передавать ножницы нужно сомкнутыми лезвиями к себе, кольцами вперёд.

Санитарно-гигиенические требования:

  1. Перед началом работы необходимо вымыть руки.
  2. Источник света должен находиться слева.
  3. Каждые 1-1,5 часа глазам необходим 30 минутный отдых. Перерыв и расслабление необходимы для восстановления работы глаз.
  4. Для сохранения здоровья во время работы полезно делать разминку для рук, глаз и спины.

8. Последовательность выполнения изделия.

9. Самооценка проекта и его реклама; экологическое обоснование.

Работа удалась. У нас в школе есть теперь красивый Дед Мороз, который будет украшать новогоднюю елку. Получили заказы на восстановление от учителей, которые сохранили такие старые игрушки. Это здорово!