С 2017 года наше учреждение стало апробационной площадкой программно-методического комплекса «Мозаичный парк» и в рамках данного комплекса нас заинтересовала парциальная программа рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый рюкзачок», авторами которой являются А.А.Чеменева, А.Ф.Мельникова, В.С.Волкова.
Парциальная программа дошкольного рекреационного эколого-оздоровительного туризма «Веселый рюкзачок» рассчитана на детей 5-7 лет.
Программа предлагает интегрированное образовательное содержание для решения задач различных образовательных областей:
- формирование у детей потребности в двигательной активности, развитие выносливости, ловкости и волевых качеств, сохранение и укрепление физического и психического здоровья, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни (физическое развитие);
- приобщение к элементарным правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности (социально-коммуникативное развитие);
- развитие познавательно - исследовательской деятельности, формирование целостной картины мира, расширение кругозора, формирование элементарных представлений о туризме (познавательное развитие);
- развитие всех компонентов устной речи детей (речевое развитие).
Содержание программы направлено на развитие двигательной и познавательной активности дошкольников, формирование у них осознанного отношения к здоровью, ценностного отношения к природному и социальному окружению.
Наше учреждение приняло решение выступить пилотной площадкой по апробации программы «Веселый рюкзачок» в 2019 году. Срок реализации программы два года. Структура программы представлена двумя модулями: «Первые тропинки» (на возраст 5-6 лет) и «Юные путешественники» (на возраст 6-7 лет).
Одной из главных задач, которую ставит программа, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них представления о здоровом образе жизни, потребности в двигательной активности.
В программе «Весёлый рюкзачок» комплексно представлены следующие разделы:
- «Рюкзачок открывает мир»;
- «Рюкзачок готовится в поход»;
- «Здоровье в рюкзачке»;
- «Веселый Рюкзачок занимается физкультурой».
Содержание образовательной деятельности для детей 5-6 лет и 6-7 лет:
- ТАБЛИЦА с тематическим планированием образовательной деятельности в старшей группе (см. парциальную программу рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый рюкзачок», авторами которой являются А.А.Чеменева, А.Ф.Мельникова, В.С.Волкова, стр. 24-29;
- ТАБЛИЦА с тематическим планированием образовательной деятельности в подготовительной группе стр. 42-49.
Реализуя данную программу в нашем учреждении были организованы мини-проекты «Что такое КЛМН», «Быть здоровым стильно, модно и не только…», проекты «В поход с веселым рюкзачком», «Компас», «Путешествуем по карте», квест-игры «Форт-боярд», «В поход за здоровьем», «Путешествие на лесную поляну», кроме того мы организуем туристические походы как на территории детского сада, так и за ее пределами.
В ходе проектов с воспитанниками были организованы просмотры мультфильмов о туризме и туристах. Для детей была организована познавательная встреча со спортсменом-туристом «Центра спортивного туризма «БАРС», которая рассказала детям об основах спортивного туризма, об основных правилах поведения в туристическом походе, показала спортивное туристическое снаряжение.
В рамках проекта «Компас» была организована опытно-экспериментальная и конструктивная деятельность, в процессе которой дети узнали о строении компаса и принципах его работы, а также научились пользоваться данным прибором во время игры «В поисках клада».
Для реализации программы была создана развивающая предметно-пространственная среда в группе, физкультурном, музыкальном залах, на физкультурной площадке. Были изготовлены и приобретены игры экологической, здоровьесберегающей, краеведческой, географической направленности. Педагогами совместно с ребятами и родителями был создан мини-музей туриста, коллекция которого постоянно пополняется.
Организация совместной деятельности по программе «Веселый рюкзачок» позволила решить еще ряд дополнительных задач:
- содействовать физическому развитию детей, овладению ими доступными приемами туристской техники, освоению правил ориентирования на местности;
- способствовать формированию первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа;
- воспитывать ценностное отношение к миру природы;
- способствовать установлению межличностных, в частности дружеских отношений в детском и взрослом коллективах.
Реализация проектов туристической направленности позволяет в интересной для дошкольников форме развивать двигательную и познавательную активность, формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью, ценностное отношение к природному и социальному окружению.
Что изменилось в результате реализации программы:
Для детей:
- снижение уровеня заболеваемости;
- повышение посещаемости;
- овладение основами здорового образа жизни, осознанного отношения к
- своему здоровью;
- улучшение показателей физической подготовленности;
Для педагога:
- повышение компетентности педагогов в области здоровьесбережения;
- внедрение в практику работы здоровьесберегающих технологий;
Для родителей:
- активное участие в мероприятиях, проводимых в детском саду;
- заинтересованность в укреплении здоровья детей;
- готовность к сотрудничеству.
В настоящее время учреждение продолжает реализацию программы «Веселый рюкзачок» в подготовительной к школе группе и на конец учебного года запланированы итоговые образовательные события туристической направленности: поход выходного дня к реке Крымза совместно с родителями «Я хочу знать свой край», презентация воспитанниками мини-музея «Веселый рюкзачок» для родителей, квест-игра «Собираемся в поход, кто боится не пойдет», мастер класс «Волшебные узелки», фотоотчет, рисунки о природе, круглый стол «Что возьму с собой в поход».
«…Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа…» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р г. Москва)
Хочется верить, что когда наши дети вырастут, они будут крепкими, сильными, находчивыми, любить и оберегать своих близких, ценить прекрасное и просто быть здоровыми людьми.
Литература
- Парциальная программа рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый рюкзачок», авторами которой являются А.А.Чеменева, А.Ф.Мельникова, В.С.Волкова;
- Сценарии образовательной деятельности по дошкольному рекреационному туризму 5 -6 лет (парциальная программа «Веселый рюкзачок») авторы: А.А.Чеменева, А.Ф.Мельникова, В.С.Волкова;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р г. Москва.