Реализация парциальной программы рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Веселый рюкзачок»

Разделы: Профессия — педагог

Класс: д/с

Ключевые слова: туризм


С 2017 года наше учреждение стало апробационной площадкой программно-методического комплекса «Мозаичный парк» и в рамках данного комплекса нас заинтересовала парциальная программа рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый рюкзачок», авторами которой являются А.А.Чеменева, А.Ф.Мельникова, В.С.Волкова.

Парциальная программа дошкольного рекреационного эколого-оздоровительного туризма «Веселый рюкзачок» рассчитана на детей 5-7 лет.

Программа предлагает интегрированное образовательное содержание для решения задач различных образовательных областей:

  • формирование у детей потребности в двигательной активности, развитие выносливости, ловкости и волевых качеств, сохранение и укрепление физического и психического здоровья, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни (физическое развитие);
  • приобщение к элементарным правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности (социально-коммуникативное развитие);
  • развитие познавательно - исследовательской деятельности, формирование целостной картины мира, расширение кругозора, формирование элементарных представлений о туризме (познавательное развитие);
  • развитие всех компонентов устной речи детей (речевое развитие).

Содержание программы направлено на развитие двигательной и познавательной активности дошкольников, формирование у них осознанного отношения к здоровью, ценностного отношения к природному и социальному окружению.

Наше учреждение приняло решение выступить пилотной площадкой по апробации программы «Веселый рюкзачок» в 2019 году. Срок реализации программы два года. Структура программы представлена двумя модулями: «Первые тропинки» (на возраст 5-6 лет) и «Юные путешественники» (на возраст 6-7 лет).

Одной из главных задач, которую ставит программа, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них представления о здоровом образе жизни, потребности в двигательной активности.

В программе «Весёлый рюкзачок» комплексно представлены следующие разделы:

  1. «Рюкзачок открывает мир»;
  2. «Рюкзачок готовится в поход»;
  3. «Здоровье в рюкзачке»;
  4. «Веселый Рюкзачок занимается физкультурой».

Содержание образовательной деятельности для детей 5-6 лет и 6-7 лет:

  1. ТАБЛИЦА с тематическим планированием образовательной деятельности в старшей группе (см. парциальную программу рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый рюкзачок», авторами которой являются А.А.Чеменева, А.Ф.Мельникова, В.С.Волкова, стр. 24-29;
  2. ТАБЛИЦА с тематическим планированием образовательной деятельности в подготовительной группе стр. 42-49.

Реализуя данную программу в нашем учреждении были организованы мини-проекты «Что такое КЛМН», «Быть здоровым стильно, модно и не только…», проекты «В поход с веселым рюкзачком», «Компас», «Путешествуем по карте», квест-игры «Форт-боярд», «В поход за здоровьем», «Путешествие на лесную поляну», кроме того мы организуем туристические походы как на территории детского сада, так и за ее пределами.

В ходе проектов с воспитанниками были организованы просмотры мультфильмов о туризме и туристах. Для детей была организована познавательная встреча со спортсменом-туристом «Центра спортивного туризма «БАРС», которая рассказала детям об основах спортивного туризма, об основных правилах поведения в туристическом походе, показала спортивное туристическое снаряжение.

В рамках проекта «Компас» была организована опытно-экспериментальная и конструктивная деятельность, в процессе которой дети узнали о строении компаса и принципах его работы, а также научились пользоваться данным прибором во время игры «В поисках клада».

Для реализации программы была создана развивающая предметно-пространственная среда в группе, физкультурном, музыкальном залах, на физкультурной площадке. Были изготовлены и приобретены игры экологической, здоровьесберегающей, краеведческой, географической направленности. Педагогами совместно с ребятами и родителями был создан мини-музей туриста, коллекция которого постоянно пополняется.

Организация совместной деятельности по программе «Веселый рюкзачок» позволила решить еще ряд дополнительных задач:

  • содействовать физическому развитию детей, овладению ими доступными приемами туристской техники, освоению правил ориентирования на местности;
  • способствовать формированию первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа;
  • воспитывать ценностное отношение к миру природы;
  • способствовать установлению межличностных, в частности дружеских отношений в детском и взрослом коллективах.

Реализация проектов туристической направленности позволяет в интересной для дошкольников форме развивать двигательную и познавательную активность, формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью, ценностное отношение к природному и социальному окружению.

Что изменилось в результате реализации программы:

Для детей:

  • снижение уровеня заболеваемости;
  • повышение посещаемости;
  • овладение основами здорового образа жизни, осознанного отношения к
  • своему здоровью;
  • улучшение показателей физической подготовленности;

Для педагога:

  • повышение компетентности педагогов в области здоровьесбережения;
  • внедрение в практику работы здоровьесберегающих технологий;

Для родителей:

  • активное участие в мероприятиях, проводимых в детском саду;
  • заинтересованность в укреплении здоровья детей;
  • готовность к сотрудничеству.

В настоящее время учреждение продолжает реализацию программы «Веселый рюкзачок» в подготовительной к школе группе и на конец учебного года запланированы итоговые образовательные события туристической направленности: поход выходного дня к реке Крымза совместно с родителями «Я хочу знать свой край», презентация воспитанниками мини-музея «Веселый рюкзачок» для родителей, квест-игра «Собираемся в поход, кто боится не пойдет», мастер класс «Волшебные узелки», фотоотчет, рисунки о природе, круглый стол «Что возьму с собой в поход».

«…Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа…» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р г. Москва)

Хочется верить, что когда наши дети вырастут, они будут крепкими, сильными, находчивыми, любить и оберегать своих близких, ценить прекрасное и просто быть здоровыми людьми.

Литература

  1. Парциальная программа рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый рюкзачок», авторами которой являются А.А.Чеменева, А.Ф.Мельникова, В.С.Волкова;
  2. Сценарии образовательной деятельности по дошкольному рекреационному туризму 5 -6 лет (парциальная программа «Веселый рюкзачок») авторы: А.А.Чеменева, А.Ф.Мельникова, В.С.Волкова;
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р г. Москва.