Проектный метод как средство формирования культурно-педагогической среды в ДОУ

Разделы: Общепедагогические технологии

Класс: д/с

Ключевые слова: проектный метод


В работе представлен опыт работы педагогов использования проектного метода, как средства формирования культурно- педагогической среды ДОУ.

Проблема. Современные требования к формированию культурно-педагогической среды в ДОУ предполагают интенсивные поиски различных форм и методов, которые могли бы объединить в едином жизненном пространстве интеллектуальные, духовные, художественные, экологические направления жизни растущего человека.

Введение

Дошкольное детство - это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

На сегодняшний день стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию. Значительно возросли требования к воспитательно-образовательному процессу. Поднять качество педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении позволяет внедрение в его практику проектирования.

Проектная деятельность - самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по организации педагогического процесса в рамках определенной темы. Это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды.

Сегодня для развития любого дошкольного образовательного учреждения необходимо создание условий для культурного развития воспитанника, создание культурно-образовательной среды. Культурно - образовательная среда - совокупность условий, обеспечивающих процесс развития и саморазвития базовой культуры ребенка, педагогической культуры педагогов и родителей.

Актуальность - метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, анализировать полученные знания, коммуникативные навыки, позволяет ему успешно готовиться к дальнейшей ступени обучения - школе. Используя «метод проектов» в работе ДОУ культурно педагогическая среда обогащается элементам, которые стимулируют познавательную, художественно - творческую и двигательную деятельность детей.

Цель. Использование проектного метода, как средства формирования культурно-педагогической среды в ДОУ.

Задачи.

  • Активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей
  • Осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать.
  • Способствуют развитию творческих способностей детей
  • Способствуют умению наблюдать
  • Способствуют умению слушать
  • Способствуют развитию навыков обобщать и анализировать
  • Способствуют развитию мышления
  • Помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно
  • Развивают воображение
  • Развивают внимание, речь, память.

Основная часть

Основной функцией воспитания сегодня является создание условий для развития независимой творческой индивидуальности.

Для этого необходимо развитие культурно-педагогической среды ДОУ

Культурно-педагогическая среда - это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении.

Разработанные и реализованные нами разные по содержанию и видам проекты дают основания говорить о их первостепенном значении при формировании культурно-педагогической среды ДОУ.

Так, по мере развития проекта один переходил в другой, составляя непрерывный образовательный процесс. В образовательном пространстве детского сада были реализованы и продолжают развиваться такие проекты «Мой край родной - частица Родины большой». Данный проект приобщает дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви к малой родине.

Мы познакомили детей с бытом и традициями народа Серпуховской земли. Дали представление о народных праздниках (Масленица, Новый год, Рождество, Пасха и др.). Рекомендовали родителям с детьми маршруты выходного дня: Историко-художественный музей г.Серпухов, выставочный центр, музей печати, музей хлеба. Родители с детьми приняли участие в акции «Посади дерево». Свои творчески способности дети проявили в конкурсе «Павлин - символ г.Серпухов».

В процессе реализации проекта произошли изменения в культурно-педагогической среде. Благодаря проекту, у детей сформируется чувство гордости за свой край.

В связи с тем, что при знакомстве детей с бытом и жизнью людей земли Серпуховской появилось много неизвестных дошкольникам названий о русской избе, предметах домашнего обихода, с русскими народными традициями, возникла необходимость в появлении краткосрочного проекта «Русская изба». В нашем детском саду мы с детьми и родителями создали мини-музей «Русская изба».

Мы создали естественную среду для овладения детьми языком родного народа, его традициями, укладом жизни, устройством русской избы.

Наш музей функционирует как часть культурно-педагогической среды ДОУ, способствующей формированию общей культуры личности ребенка, то есть развитию его социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности и самостоятельности

Детям очень понравилось посещать его, рассматривать посуду, мебель, утварь, трогать балалайку, играть на трещотках и ложках, примерять валенки, которые сушатся на печи, но оказалось, что дети имеют мало знаний о валенках. Всем известно, что важно сохранять здоровье с самого детства. А мокрые и замершие ноги часто бывают причиной болезней. Что же может помочь нам в этой проблеме? Удобная и полезная обувь - валенки. В валенках не страшны самые лютые морозы. Чистая овечья шерсть, свалянная теплыми руками мастера, даёт человеку силу и хорошее настроение.

Нами был разработан проект «Русские валенки». Валенки - одни из символов России. Хотя еще не так давно валенки считались пережитком прошлого, сейчас они возвращаются в наш быт. Это часть русской истории и культуры.

В процессе беседы «Что люди на Руси зимой носили, во что обувались», дети узнали много интересного о исконно русской обуви - валенках. Мастер-класс «Красные, прекрасные, вот какие валенки!» позволил детям и родителям проявить творчество в изготовлении и украшении валенок. Создали лэпбук «Чудо-валенок», который использовали в непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности детей. Выставка творческих работ «Такие разные валенки», вызвала море восхищения и удивления от разнообразия валенок. Итогом проекта стало развлечение «День валенка».

Благодаря проекту, как средству формирования культурно педагогической среды в ДОУ у детей сформировался интерес к русской народной культуре.

Знакомя детей с жизнью и бытом народа, мы обратили внимание, что в каждой семье уделялось много внимания духовному воспитанию подрастающему поколению. Возникла необходимость в реализации еще одного проекта - «Дорога к Храму». В процессе реализации проекта мы познакомили детей с православным храмом его значением в жизни православных христиан; обогатили словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры.

С целью приобщения родителей, детей, педагогов к православной культуре мы организовали встречу с настоятелем храма Архангела Михаила г.Пущино с отцом Дионисием. Провели праздники: «Храм - дом Божий», «Здравствуй, здравствуй Рождество!». Оформили фотоальбом «Рождество в семье».

Работа над проектом по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, помогла воспитать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

Следующий большой проект, который мы реализовали в нашем детском саду «Взаимодействие педагогов и родителей по формированию социально-нравственных основ у дошкольников». Существенные изменения претерпевает эмоционально-нравственная сфера личности современного ребенка. Дети не умеют налаживать отношения друг с другом, с трудом включаются в общую деятельность, неохотно подчиняются внешним требованиям, особую трудность у них вызывает соблюдение общих для всех правил.

Образование само по себе не формирует гражданина. Именно семья с раннего детства призвана формировать у ребенка нравственные ценности, а дошкольное образовательное учреждение призвано помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Формирование социально-нравственных основ у дошкольников предполагает работу по взаимодействию педагогов и родителей.

Встреча с многодетной семьёй «Счастливая семья» познакомила детей с семейными ценностями. Досуг «Бабушкин сундучок» дал возможность увидеть и потрогать семейные реликвии. С историей народной игрушки, дети познакомились на мастер-класс «Игрушка моего детства». У детей появилось желание сделать игрушку своими руками. Досуг «Мамина школа» направлен на воспитание уважения к труду мамы. Слайд-шоу (из семейного архива) «Отдыхаем вместе с семьёй» выявил необходимость совместного отдыха родителей с детьми.

Таким образом, мы с уверенностью можем сказать, что в ДОУ создана культурно-педагогическая среда для взаимодействия педагогов и родителей по формированию социально-нравственных основ у дошкольника.

Заключение

Культурно-педагогическая среда образовательного учреждения как совокупность ценностей и образцов успешного решения жизненных задач служит источником развития личности, общности детей, стимулирующая развитие и саморазвитие каждого ребенка дошкольного возраста, это система условий для личностного и творческого развития детей и педагогов - всех субъектов образовательного процесса, это среда развития и воспитания личности.

Благодаря инновационной проектной деятельности, которая является средством формирования культурно - педагогической среды происходит: развитие дошкольного учреждения, рост качества образовательного процесса, внедрение новых педагогических программ технологий, разработка и апробация авторских программ, повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, разработка педагогами разнообразных проектов.

Литература

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проетная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика - Синтез, 2008.
  2. Ветохина А.Я., Дмиренко З. С, Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. - СПб.: «Детство - ПРЕСС».
  3. Доможакова Т.И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: // «Управление ДОУ». - 2006. - № 8. - 80с.
  4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64с. - (Библиотека руководителя ДОУ).
  5. Комратова Н.Проектный метод в социо-культурном воспитании дошкольников.\\ Дошкольное воспитание.2010 №8.
  6. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.// «Управление ДОУ» - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128с.
  7. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/ Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).
  8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. - 3-е изд. пспр. и доп. - М.: АРКТИ, 2011.
  9. Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении, методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2010.
  10. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в обучении старших дошкольников.\\ Дошкольная педагогика. 2010 №1.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".