Проект "Сказка"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Цель: создание условий для развития познавательно-речевых способностей у детей среднего дошкольного возраста через сказку.

Задачи:

  • Создать условия для увеличения круга знаний детей об окружающем мире;
  • Воспитывать культуру речи, обогащать и расширять словарный запас детей;
  • Повышать компетентности родителей по вопросам познавательно-речевого развития детей среднего возраста.

Для развития познавательно-речевых способностей задействованы разнообразные виды деятельности: игровая, моторно-двигательная, изобразительная, музыкально-ритмическая.

Задачи:

Образовательные:

  • Знакомить детей с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок.
  • Пополнить знания детей о живой и неживой природы.

Развивающие:

  • Развивать творческую самостоятельность, художественный и эстетический вкус детей в создании и передаче образов героев в сказках, и в сказках, сочиненных совместно с родителями;
  • Развивать связную, диалогическую, монологическую речь детей среднего дошкольного возраста.

Коррекционные:

  • Продолжать развивать артикуляционный аппарат, работать над чётким и правильным произношением звуков в словах.
  • Формировать основные модели построения словосочетаний и предложений, характерные для грамматической системы русского языка.

Воспитательные:

  • Воспитывать коммуникативные качества, создавать эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу при сочинительстве авторских сказок и доброе отношение к ним.
  • Воспитывать любовь и интерес к природе, природным явлениям.

Актуальность

В настоящее время одним из главных направлений ФГОС ДО является повышение качества дошкольного образования, использование эффективного деятельностного подхода в работе с детьми современных технологий, направленных на развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста.

Развитие познавательно-речевой активности ребёнка дошкольного возраста развивает детскую любознательность, устойчивые познавательные интересы к окружающему миру, природе.

Ребёнок, как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов, так как возрастающая динамичность социальных отношений требует поиска новых нестандартных действий в самых разных обстоятельствах.

Для ребёнка сказка всегда была и остаётся не только первым и наиболее доступным средством познания, но и способом познания социальных отношений, поведения в ситуациях его повседневной жизни.

Очень важно пробудить интерес, увлечь детей, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности - игру через сказку. Сказка действительно пользуется у детей огромной любовью.

Сказка - древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна.

Детское сочинительство совместно с родителем это один из главных подходов для активизации речевой активности ребёнка - дошкольника, так как родитель является первым воспитателем от природы.

Использование сказок в коррекционной работе с детьми среднего дошкольного возраста способствуют как целенаправленному, так и спонтанному развитию словаря и связной речи, развитию причинно-следственных отношений событий и отражению их в детской речи, включая в работу все анализаторные системы. Наступает переход образов- представлений в образы понятия, что важно для последующих этапов обучения в коррекционной работе.

Корней Иванович Чуковский отмечал, что взрослые мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети - вещами, предметами.

Логопедические сказки - это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими трудностями в речевом развитии.

Наша авторская эколого-логопедическая сказка «Жили-были снеговики» - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Сказка воспитывает интерес к природе и природным явлениям.

Эколого-логосказка направленна на развитие полисенсорности ребёнка с нарушением речи (сказка» плюс «предметная деятельность»).

Авторская эколого-логосказка - это новый подход в коррекционной практике комбинированной группы «Солнышко».

Гипотеза

Процесс развития связной речи детей среднего дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее, если:

  • планомерно, целенаправленно использовать разнообразные виды сказок в образовательном процессе комбинированной группы детского сада;
  • учитывать специфику влияния сказок на развитие связной речи дошкольников;
  • создать специальные педагогические условия для вербальной и невербальной коммуникации по обеспечению улучшения коррекции детей с тяжелыми нарушениями речи.

Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа. Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения - способности, без которой невозможна умственная деятельность, а значит и развитие речи ребенка в период дошкольного детства.

Содержание проекта строится на принципах:

  • Основополагающий принцип - принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.
  • Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
  • Принцип наглядности - «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное, слуховое и тактильное восприятие.
  • Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке.
  • Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
  • Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  • Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
  • Принцип интерактивности - приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.
  • Принцип связи с реальностью - осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
  • Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.
  • Принцип поиска ассоциаций - это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка.
  • Принцип контрастного сопоставления - предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро - зло, хорошо - плохо.

Тип проекта

  • Информационно-творческий
  • Групповой.

Методы: Чтение сказок, беседы, рассматривание иллюстраций, слайдов, игры-драматизации, игры словесные, дидактические и настольно-печатные.

Участники проекта: Дети средней группы, воспитатели, логопед, родители.

Предполагаемые результаты:

  • проявлять любовь к сказкам;
  • знать и называть прочитанные сказки, сказки, сочиненные совместно с родителями;
  • уметь самостоятельно выбирать сказку для драматизации;

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

I. Этап - Подготовительный (разработка проекта). (16.12.20. - 26.02.21)

  • определение проблемы;
  • постановка цели, задач;
  • сбор информации, литературы, дополнительного материала.

Пути реализации проекта:

  • Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
  • Оформление уголка «Мои любимые сказки»
  • Организация выставки рисунков и творческих работ детей по авторской эколого-логопедической сказке «Жили-были снеговики».
  • Сочинение сказок детьми совместно с родителями.

Содержание работы с детьми:

  • Оформление подоконника в группе по эколого-логопедической сказке «Жили-были снеговики»,
  • Пересказ прочитанных сказок,
  • Самостоятельное составление сказок,
  • Рассказывание сказок собственного сочинения,
  • Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам,
  • Загадки о сказках, героях сказок.

Содержание работы с родителями

  • Домашние задания для родителей и детей (сочинение сказки совместно с ребенком).
  • Чтение сказок детям в детском саду и дома.
  • Консультации для родителей.

II. Этап - Исследовательский. (21.12.20. - 29.01.21.)

  • работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
  • выполнение проекта.

Подвижные игры:«Снежинки и ветер», «У медведя во бору», «Снежки», «Хитрая лиса», «Мы на лыжах в лес идем», «Снеговик», «Мыши водят хоровод», «Кот и мыши».

Познавательное развитие: Использование сказочности и сказочных персонажей в формировании элементарных математических понятий в дидактических играх.

Дидактические игры: «Отгадай сказку», «Из какой сказки герой?», «Кто и из какой сказки использовал данный предмет?», «Произнеси слова», «Вспомни слова героя», «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят».

Художественное творчество по авторской эколого-логопедической сказке «Жили были снеговики».

  • Рисование: «Снеговик», «Елочки с огоньками», «Птичка-синичка», «Снегопад в лесу», «Снегирь».
  • Аппликация: «Снеговик», «Новогодняя елочка».
  • Лепка: «Снеговик», «Деревья в зимнем лесу», «Птичка».
  • Консультация для родителей: «Как сочинить сказку?», «Приемы обучения детей рассказыванию», Памятка для родителей на тему «Чем полезна сказка для детей?»

III. Этап - Заключительный (24.02.21. - 26.02.21.)

  • занятие по авторской эколого-логопедической сказке «Жили-были снеговики»
  • подведение итогов, анализ ожидаемого результата;

Вывод

Данный проект позволил подтвердить правильность наших подходов к процессу речевого развития с детьми среднего дошкольного возраста посредством сказки.

В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития средних дошкольников. При этом необходима опора на материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми, позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал, как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства - с другой. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.

У детей повысился уровень знаний о сказках. Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.

Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить консультациям для родителей по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, совместного сочинения сказок.

Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и познавательного развития дошкольника, необходимого для совершенствования речевой активности, познания природных явлений, любить и охранять природу с определённым уровнем знаний, умений и навыков, приобретённых через проектную деятельность. Проект - это хорошо спланированное начинание совместной работы для достижения точно определённых целей. Самое главное: дети стали говорит, пересказывать фрагменты сказок, с интересом используют приобретённые знания через сказки в изобразительных и театральных деятельностях.