Цель: создание условий для развития познавательно-речевых способностей у детей среднего дошкольного возраста через сказку.
Задачи:
- Создать условия для увеличения круга знаний детей об окружающем мире;
- Воспитывать культуру речи, обогащать и расширять словарный запас детей;
- Повышать компетентности родителей по вопросам познавательно-речевого развития детей среднего возраста.
Для развития познавательно-речевых способностей задействованы разнообразные виды деятельности: игровая, моторно-двигательная, изобразительная, музыкально-ритмическая.
Задачи:
Образовательные:
- Знакомить детей с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок.
- Пополнить знания детей о живой и неживой природы.
Развивающие:
- Развивать творческую самостоятельность, художественный и эстетический вкус детей в создании и передаче образов героев в сказках, и в сказках, сочиненных совместно с родителями;
- Развивать связную, диалогическую, монологическую речь детей среднего дошкольного возраста.
Коррекционные:
- Продолжать развивать артикуляционный аппарат, работать над чётким и правильным произношением звуков в словах.
- Формировать основные модели построения словосочетаний и предложений, характерные для грамматической системы русского языка.
Воспитательные:
- Воспитывать коммуникативные качества, создавать эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу при сочинительстве авторских сказок и доброе отношение к ним.
- Воспитывать любовь и интерес к природе, природным явлениям.
Актуальность
В настоящее время одним из главных направлений ФГОС ДО является повышение качества дошкольного образования, использование эффективного деятельностного подхода в работе с детьми современных технологий, направленных на развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста.
Развитие познавательно-речевой активности ребёнка дошкольного возраста развивает детскую любознательность, устойчивые познавательные интересы к окружающему миру, природе.
Ребёнок, как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов, так как возрастающая динамичность социальных отношений требует поиска новых нестандартных действий в самых разных обстоятельствах.
Для ребёнка сказка всегда была и остаётся не только первым и наиболее доступным средством познания, но и способом познания социальных отношений, поведения в ситуациях его повседневной жизни.
Очень важно пробудить интерес, увлечь детей, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности - игру через сказку. Сказка действительно пользуется у детей огромной любовью.
Сказка - древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна.
Детское сочинительство совместно с родителем это один из главных подходов для активизации речевой активности ребёнка - дошкольника, так как родитель является первым воспитателем от природы.
Использование сказок в коррекционной работе с детьми среднего дошкольного возраста способствуют как целенаправленному, так и спонтанному развитию словаря и связной речи, развитию причинно-следственных отношений событий и отражению их в детской речи, включая в работу все анализаторные системы. Наступает переход образов- представлений в образы понятия, что важно для последующих этапов обучения в коррекционной работе.
Корней Иванович Чуковский отмечал, что взрослые мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети - вещами, предметами.
Логопедические сказки - это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими трудностями в речевом развитии.
Наша авторская эколого-логопедическая сказка «Жили-были снеговики» - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Сказка воспитывает интерес к природе и природным явлениям.
Эколого-логосказка направленна на развитие полисенсорности ребёнка с нарушением речи (сказка» плюс «предметная деятельность»).
Авторская эколого-логосказка - это новый подход в коррекционной практике комбинированной группы «Солнышко».
Гипотеза
Процесс развития связной речи детей среднего дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее, если:
- планомерно, целенаправленно использовать разнообразные виды сказок в образовательном процессе комбинированной группы детского сада;
- учитывать специфику влияния сказок на развитие связной речи дошкольников;
- создать специальные педагогические условия для вербальной и невербальной коммуникации по обеспечению улучшения коррекции детей с тяжелыми нарушениями речи.
Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа. Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения - способности, без которой невозможна умственная деятельность, а значит и развитие речи ребенка в период дошкольного детства.
Содержание проекта строится на принципах:
- Основополагающий принцип - принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.
- Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
- Принцип наглядности - «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное, слуховое и тактильное восприятие.
- Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке.
- Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
- Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
- Принцип интерактивности - приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.
- Принцип связи с реальностью - осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
- Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.
- Принцип поиска ассоциаций - это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка.
- Принцип контрастного сопоставления - предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро - зло, хорошо - плохо.
Тип проекта
- Информационно-творческий
- Групповой.
Методы: Чтение сказок, беседы, рассматривание иллюстраций, слайдов, игры-драматизации, игры словесные, дидактические и настольно-печатные.
Участники проекта: Дети средней группы, воспитатели, логопед, родители.
Предполагаемые результаты:
- проявлять любовь к сказкам;
- знать и называть прочитанные сказки, сказки, сочиненные совместно с родителями;
- уметь самостоятельно выбирать сказку для драматизации;
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
I. Этап - Подготовительный (разработка проекта). (16.12.20. - 26.02.21)
- определение проблемы;
- постановка цели, задач;
- сбор информации, литературы, дополнительного материала.
Пути реализации проекта:
- Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
- Оформление уголка «Мои любимые сказки»
- Организация выставки рисунков и творческих работ детей по авторской эколого-логопедической сказке «Жили-были снеговики».
- Сочинение сказок детьми совместно с родителями.
Содержание работы с детьми:
- Оформление подоконника в группе по эколого-логопедической сказке «Жили-были снеговики»,
- Пересказ прочитанных сказок,
- Самостоятельное составление сказок,
- Рассказывание сказок собственного сочинения,
- Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам,
- Загадки о сказках, героях сказок.
Содержание работы с родителями
- Домашние задания для родителей и детей (сочинение сказки совместно с ребенком).
- Чтение сказок детям в детском саду и дома.
- Консультации для родителей.
II. Этап - Исследовательский. (21.12.20. - 29.01.21.)
- работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
- выполнение проекта.
Подвижные игры:«Снежинки и ветер», «У медведя во бору», «Снежки», «Хитрая лиса», «Мы на лыжах в лес идем», «Снеговик», «Мыши водят хоровод», «Кот и мыши».
Познавательное развитие: Использование сказочности и сказочных персонажей в формировании элементарных математических понятий в дидактических играх.
Дидактические игры: «Отгадай сказку», «Из какой сказки герой?», «Кто и из какой сказки использовал данный предмет?», «Произнеси слова», «Вспомни слова героя», «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят».
Художественное творчество по авторской эколого-логопедической сказке «Жили были снеговики».
- Рисование: «Снеговик», «Елочки с огоньками», «Птичка-синичка», «Снегопад в лесу», «Снегирь».
- Аппликация: «Снеговик», «Новогодняя елочка».
- Лепка: «Снеговик», «Деревья в зимнем лесу», «Птичка».
- Консультация для родителей: «Как сочинить сказку?», «Приемы обучения детей рассказыванию», Памятка для родителей на тему «Чем полезна сказка для детей?»
III. Этап - Заключительный (24.02.21. - 26.02.21.)
- занятие по авторской эколого-логопедической сказке «Жили-были снеговики»
- подведение итогов, анализ ожидаемого результата;
Вывод
Данный проект позволил подтвердить правильность наших подходов к процессу речевого развития с детьми среднего дошкольного возраста посредством сказки.
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития средних дошкольников. При этом необходима опора на материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми, позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал, как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства - с другой. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.
У детей повысился уровень знаний о сказках. Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.
Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить консультациям для родителей по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, совместного сочинения сказок.
Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и познавательного развития дошкольника, необходимого для совершенствования речевой активности, познания природных явлений, любить и охранять природу с определённым уровнем знаний, умений и навыков, приобретённых через проектную деятельность. Проект - это хорошо спланированное начинание совместной работы для достижения точно определённых целей. Самое главное: дети стали говорит, пересказывать фрагменты сказок, с интересом используют приобретённые знания через сказки в изобразительных и театральных деятельностях.