Проблема современной школы: как научить любить читать? Поиски решений

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 1


В последнее время отношение к книге изменилось. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Теперь, для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея.

Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из "Азбуки" и хрестоматией, а впоследствии - попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте.

Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, поддерживать - вот одна из важнейших задач. Каждый раз, когда дети приходят в первый класс, я волнуюсь, думаю, как научить их читать книги, полюбить чтение, чтобы они не только читали, но и переживали вместе с действующими лицами. С первых уроков обучения грамоте работаю над выразительностью речи, в дальнейшем эта работа проводится одновременно с работой над выразительностью чтения. Считаю, что дети только тогда полюбят книгу, чтение, когда научатся читать выразительно. На самых первых страницах азбуки дети практическим путём знакомятся с предложением, узнают, что в конце его ставится точка, вопросительный или восклицательный знак и в зависимости от этого надо правильно прочитать предложение. Узнают, что точка означает не только остановку: на точке заканчивается предложение, и поэтому голос понижается. Эти сведения необходимы детям, без них они не смогут научиться читать. При знакомстве с предложением дети узнают также об интонации, о заглавной букве в начале предложения.

Уже в букварный период очень важно, чтобы дети научились не только читать, и чувствовать прочитанное. В классе должна быть обстановка взаимного доверия, искренности, только тогда можно добиться от детей живой, правдивой, выразительной речи.

Больших успехов можно добиться в этом направлении при чтении рассказа по ролям. При чтении по ролям вырабатывается навык выразительного чтения прямой речи. Начиная с 69 страницы азбуки часто встречаются тексты для чтения по ролям. Яркая картинка, помещенная после рассказа «Земляника» помогает детям понять, какая бывает земляника. После разбора картинки дети читают по ролям. После прочтения можно у детей спросить: «кто из детей лучше прочитал?», «Почему ты так думаешь?»

Научить детей принимать активное участие в обсуждении прочитанного, мыслить, представлять, высказывать своё мнение и обязательно считаться с мнением других детей, уметь оценивать ответы своих товарищей - вот те немногие задачи, выполнения которых я стараюсь добиться в процессе своей работы.

Важной задачей при обучении чтению является выработка у детей умения правильно делать логическое ударение.

На уроке изучения звука и буквы Х читали рассказ «Страх и смелость». Один обучающийся прочитал рассказ. Дети следили за чтением. В ходе беседы на вопрос «Кто заметил ошибку при чтении Пети?» дети сказали, что Петя неправильно читал 2 и 4 предложение, потому что там, в конце предложения, стоит вопросительный знак. При чтении этих предложений надо задавать вопрос.

После беседы дети читают этот рассказ по ролям. Они читают с большим удовольствием, затем меняются ролями. Дома предлагаю вовлечь в чтение данного рассказа родителей, бабушку, дедушку.

С большим интересом дети работали над стихотворением «Заяц». Работали над плавностью чтения каждого слова, над интонацией предложений, читали по ролям, делали критические замечания. Дети убеждались, что нужно всегда обращать внимание на знаки препинания в конце предложений и в зависимости от них менять интонацию при чтении. Такая работа на уроке не только помогает восприятию читаемого материала, но и углубляет и расширяет знания детей, одновременно она служит и для отработки выразительности чтения.

Кроме постановки логического ударения, я учу детей с 1 класса правильно делать логическую паузу. Познакомила их с термином «пауза» в доступной форме, что пауза - это небольшой перерыв речи, небольшая остановка при чтении. Главной задачей было научить детей определять место паузы в тексте. Детям я рассказывала про паузу в конце предложения, затем между словами и словосочетаниями, внутри предложения, о относительной величины пауз, об отношении пауз к знакам препинания.

Знакомство детей с паузой в конце предложения было начато при чтении рассказа «Весна». Детям рассказала, что рассказ состоит из предложений, которые отделены друг от друга точкой. При чтении в конце каждого предложения необходимо сделать остановку, паузу. Во время паузы надо вдохнуть воздух и начать чтение следующего предложения. В букварный период работа над паузой в конце предложения осложняется тем, что некоторые дети слабо владеют техникой чтения. А при слабой технике чтения они делают много ненужных пауз. Знание правила и том, что надо обязательно делать паузу в конце предложения, является весьма полезным, т. к. дети лучше начинают понимать и осознавать, какие паузы нужны, а от каких надо избавиться. Как только дети научились читать с паузой в конце предложения, целесообразно перейти к упражнениям в постановке пауз на границе слов, внутри предложения и словосочетаний.Во втором полугодии дети знакомятся с относительной величиной пауз. Паузы бывают разной длины. Одни более длинные, другие короткие. Объяснила, что длинная пауза обозначается двойной чертой, а короткая - одной.

На следующих уроках я неоднократно возвращалась к вопросу о длительности паузы в разных местах читаемого текста и сообщила обучающимся, что паузы на границе предложения длиннее пауз между словами внутри предложений. Паузы необходимо делать длиннее, для того, чтобы лучше отделить в речи одну мысль от другой. Пауза внутри предложения, которая отделяет друг от друга слова, должна быть короче.

Чтобы научить детей с любовью относиться к урокам литературного чтения, учитель должен на каждом уроке добиваться правильного, сознательного чтения, привлекать внимание обучающихся к красоте сезонных явлений в природе, давать возможность всем и каждому ребёнку почувствовать радость от встречи с природой. Многие дети не умеют видеть красоту окружающей природы. Если учитель сумеет привить любовь к природе, к книге, значит он воспитает настоящего человека.

Большая работа в этом плане была проведена при чтении стихотворения И.Суркова «Белый снег пушистый». При чтении его была поставлена задача: научить детей внимательно читать, осмысливать и интонационно правильно воспроизводить читаемое; направить работу воображения детей на то, чтобы они как можно ярче представили себе картины наступления зимы, пережили то настроение, которым проникнуто все стихотворение. В процессе работы дети не только правильно определили, с какой интонацией следует читать произведение, его отдельные части, предложения, но и дали убедительные обоснования своим суждениям. Тон чтения должен быть ровным, не громким, что будет соответствовать содержанию и поможет создать в воображении те картины зимней тишины и покоя, которые изображаются в этом стихотворении. Затем дети читают четверостишия и по ним ведетсябеседа. Первое четверостишие читается медленно, негромко и спокойно, потому что в нём говорится о медленно падающем снеге.

Во втором четверостишие описывается зимнее утро. Оно читается в более высоком и радостном тоне.Затем дети спокойно читают картину леса зимой. А предложения четвёртой строфы произносятся тоном сообщения нового, бодро и радостно. Урок заканчивается хоровым чтением. Читая хором, самые робкие ученики приучатся произносить читаемое громко, отчетливо, соблюдают необходимый ритм, логические паузы и ударения.
Очень часто на уроках литературного чтения я использую речевую разминку. Дети знакомятся с небольшим стихотворением. Затем прошу прочитать все вместе, в медленном темпе.

- Прочитайте с интонацией удивления.

- Прочитайте с утвердительной интонацией.

- Прочитайте с интонацией раздражения.

- Прочитайте с интонацией восхищения.

Такие задания обучающиеся охотно выполняют.

Кроме работы над выразительностью чтения,чтобыпробудить интерес к чтению, я использую на уроках игры.

Например: «Соедини половинки слов».

1) Сделайте несколько списков слов из шести букв, разбитых пополам в две колонки. В каждой из них могут быть и первые и последние половинки слов:

ОПТ
ПАР
ЛОН
АГА
АТА
КОР
ТАН
АРА
АДА
СКА
ПАЛ
КУР
ИЦА
КЕТ
ИКА
БАЛ
ХИС
АРМ
ПЛЯ
КЕР

(Ответ: оптика, паркет, баллон, курага, палата, корица, танкер, арахис, армада, пляска).

2) Соедини стрелками половинки слов между собой так, чтобы получились целые слова.

САМО
БУК
ФУТ
БАЛ
КАП
КОН
ВА
КА
ГОН
ЧАЙ
БОЛ
ВЕРТ
ВАРЬ
НИК
КОН
НАЛ
КА
ГОН
КАН
ВАР

3) «Пословицы-перевёртыши»:

Я называю пословицу-перевёртыш, а вы должны догадаться о какой пословице на самом деле идёт речь, которая существует в русском фольклоре.

1. На честном человеке ботинки мокнут.
(На воре шапка горит)

2. Радость ушла - заколоти дверь.
(Пришла беда - отворяй ворота)

3. Трусость деревни избегает.
(Смелость города берёт)

4. Чужие штаны дальше от ног.
(Своя рубашка ближе к телу)

5. На свой хлеб закрой глаз.
(На чужой каравай, рта не разевай)

6. Товарищ спасается. А тебя бросает.
(Сам погибай, а товарища выручай)

7. Держи много денег, и ни с кем не дружи.
(Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)

8. Загубил работу, сиди дома и дрожи от страха.
(Сделал дело, гуляй смело)

9. Утка корове подружка.
(Гусь свинье не товарищ)

10. Не надо думать, надо двадцать раз пробовать, что-то сделать.
(Семь раз отмерь, один раз отрежь)

Также на уроках я использую разгадывание загадок, ребусов, сканвордов, чтение скороговорок, пословиц, небылиц.

О детском чтении учитель должен заботиться ежедневно. «Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, - в годы отрочества душа подростка будет пустой…» - говорил в своей книге «Сердце отдаю детям» замечательный педагог В.А.Сухомлинский.

Литература

1. А.Н. Матвеева. Лексические упражнения на уроках чтения. М., «Начальная школа», 1971 №12.

2. К.П. Петрова. Привитие детям любви к чтению. М., «Начальная школа», 1972 №7.

3. Е.В. Петрова. Интерес к чтению: как его пробудить. М., «Начальная школа», 1972 №9.

4. В.А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям. М., 1993.

5. А.М. Черныш. Обучение правильному чтению. М., «Начальная школа», 1971 №10.

6. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ №373 от 06.10.2009.