Взаимодействие учителя-логопеда и родителей медлительного ребёнка в преодолении школьных трудностей

Разделы: Начальная школа, Работа с родителями, Логопедия

Классы: 1, 2, 3


Ежегодно при логопедическом обследовании первоклассников выявляется значительное количество детей с различными речевыми нарушениями. У таких детей наблюдаются недостатки развития всех компонентов устной речи, а также особенности психических процессов (внимания, мышления, восприятия, памяти и т.д.), что в дальнейшем без надлежащей коррекционной работы будет препятствовать в освоении программы по многим предметам, особенно по русскому языку. В письменных работах таких учеников наблюдаются множественные ошибки дисграфического и дизорфографического характера, замедленное чтение, общая неуспеваемость по предметам, что в свою очередь приведёт к различным проблемам психологического характера.

Огромное значение в преодолении школьных трудностей у детей имеет плодотворное сотрудничество родителей и учителя-логопеда, поскольку семья выполняет главенствующую роль в формировании личности ребёнка, влияет на интеллектуальное, социально-эмоциональное развитие малыша.

Заинтересованность родителей в успешности ребёнка, совместная деятельность в занятиях спортом, чтение книг, посещение театров и выставок способствует гармоничному развитию психических процессов, укреплению физического и эмоционального здоровья, положительному отношению маленького человека к окружающему миру и является профилактикой будущих школьных трудностей [3]

Как правило, в своей практике учителя-логопеды используют различные традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями учащихся, среди которых достаточно эффективными являются открытые логопедические занятия, индивидуальное консультирование, наглядно-информационные формы в работе, тренинги, практикумы, семейные клубы, речевые кружки и т.д.

Так, например, на открытом фронтальном занятии учитель-логопед показывает родителям методы и приёмы работы с группой учащихся. На индивидуальное открытое занятие приглашаются родители учеников, зачисленных на логопункт для коррекции звукопроизношения.

Наглядно-информационные формы в работе, такие как стенды, папки-передвижки, памятки, листовки, буклеты, письменные консультации также активно используются в работе учителем-логопедом, поскольку просвещение родителей логопедического характера помогает оказать практическую помощь, увидеть и понять особенности коррекционной работы педагога.

Также для обучения родителей практическим умениям и навыкам проводятся тренинги. Целью тренинга является, например, знакомство с органами артикуляции, особенностями артикуляционных укладов при произнесении различных звуков, со спецификой проведения гимнастики с биоэнергопластикой. В начале тренинга с небольшой группой родителей учитель-логопед проводит ознакомительную беседу, далее демонстрируется выполнение ребёнком комплекса гимнастики и сопровождается комментариями педагога. Во второй части тренинга родителям предлагается самим провести артикуляционную гимнастику с ребёнком.

Для совершенствования приобретённых практических умений и навыков на тренинге родителям предлагаются для просмотра специальные презентации с фотографиями детей, выполняющих артикуляционную гимнастику, видеозаписи проведения комплексов упражнений детьми и т.д. Родители получают рекомендации по проведению артикуляционных упражнений и организации занятий в домашних условиях.

Одной из активных форм взаимодействия учителя-логопеда с родителями в школе являются выступления на родительских собраниях, где педагогов и родителей знакомят с основными вопросами психологии и педагогики, содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса.

Далее представлен подробный конспект выступления учителя-логопеда на родительском собрании.

Конспект выступления на родительском собрании «Как помочь медлительному ребёнку преодолеть школьные трудности»

Цель выступления: Оказание помощи в организации занятий родителей с медлительным ребёнком.

Задачи:

  • познакомить родителей с психологическими особенностями медлительных детей;
  • познакомить со способами родительской помощи медлительным детям;
  • познакомить со специальными играми и упражнениями, позволяющими повысить скорость двигательных реакций у медлительных детей.

Оборудование: таблицы, фотографии детей, бланки с тестом, листы, ручки, буклеты с рекомендациями.

Ход выступления

1. Организационный момент

Природа создала нас непохожими друг на друга. У каждого человека есть свой индивидуальный темперамент. Природный темперамент человека виден во всем: в скорости его мышления, темпе речи, в мимике, подвижности, манере общения. Ребёнок рождается с унаследованным темпераментом, который нельзя изменить, но можно научиться контролировать. Вовремя осознав это, вы сможете лучше понять своего ребенка.
Существует 4 типа темперамента:

  • Сангвиник - прекрасно сходится со сверстниками, быстро адаптируется в незнакомом месте, мгновенно усваивает новую информацию. Он любит подвижные игры, очень любознателен. Увлекшись каким-либо делом, малыш не может правильно рассчитать силы, быстро устает и часто меняет надоевшие занятия.
  • Холерик - неутомимый, бесстрашный, задиристый ребенок. Часто горячится и вступает в конфликты. Нередко испытывает страх и гнев, непредвиденные ситуации воспринимает в штыки. Предпочитает шумные игры, баловство, постоянно нуждается в зрителях и новых впечатлениях. Новую информацию схватывает на лету и тут же забывает. Говорит громко и быстро. К новой обстановке привыкает легко.
  • Флегматик - очень спокойный, медлительный, обстоятельный, сдержанный, даже мало-эмоциональный. Этот ребёнок любит спокойные игры. Он не бывает лидером среди сверстников. Новую информацию усваивает медленно. Долго адаптируется к новшествам, перемен не любит.
  • Меланхолик - робкий, замкнутый и нерешительный, тревожится по мелочам, очень мнителен и сентиментален. Новую информацию усваивает с трудом, все время отвлекается и быстро устаёт. Двигается неуверенно, говорит тихо, но выразительно. Очень тяжело привыкает к новым местам и потому не любит ходить в садик и школу.

На доске - фото детей

Давайте определим темперамент вашего ребёнка. Я предлагаю вам вопросы теста, послушайте их и запишите на листочках вариант ответа на вопросы.
Подведём итоги. Если чаще встречаются варианты а), то у ребёнка преобладает темперамент сангвиника. Если чаще встречаются варианты б), то у ребёнка темперамент флегматика. Если чаще встречаются варианты в), то у ребёнка преобладает темперамент холерика. Если чаще встречаются варианты г), то преобладает темперамент меланхолика.
Тест, листы и ручки

2. Сообщение темы

У медлительных детей преобладают черты темперамента флегматика и меланхолика. Медлительность, длительное усвоение информации, робость, некоторая замкнутость, трудности адаптации и многие другие черты могут привести к возникновению школьных трудностей у таких детей. Поэтому сегодня наша беседа будет посвящена школьным трудностям медлительных детей.

3. Основные слагаемые успешного школьного обучения

Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь. Такая речь поможет ребёнку адаптироваться в окружающей действительности, способствует формированию и становлению письма и чтения.
Важными условиями для этого является развитие способности концентрировать внимание, способности понять и выполнять инструкции, работать по плану и соблюдать последовательность, умение оценивать и корректировать свою работу. Также важен уровень развития внутренней и внешней речи, зрительно-пространственного восприятия, мелкой моторики пальцев рук.
Если начинают появляться проблемы в учёбе, то при отсутствии своевременной помощи, постоянном ощущении неудач, эмоциональном и общем напряжении организма, повышенной тревожности, могут возникнуть нарушения как физического, так и психического здоровья ребёнка.

Таблица 1 (факторы, формирующие успешное обучение в школе)

4. Особенности медлительных детей

Выделяют особые группы риска детей, у которых могут появиться трудности при обучении письму и чтению. Это дети с отклонениями в состоянии здоровья, леворукие, дети с синдромом дефицита внимания, медлительные дети.
Медлительность - индивидуальная особенность человека, она связана с врожденной слабой подвижностью нервных процессов.
Иногда медлительность вызвана ослабленным здоровьем ребенка, хроническим заболеванием, реакцией на жизненные обстоятельства, своего рода протест против каких-то событий или отношений.
Школьные проблемы медлительных детей связаны с медленным темпом деятельности. Ещё в детском саду у таких ребят начинаются проблемы, а в школе еще больше обостряются. У ребёнка, в сравнении с другими детьми, в 2 раза медленнее темп речи, ходьбы, всех движений, низкая скорость выполнения всех сложных действий, прежде всего письма и чтения. У медлительных детей наблюдаются трудности быстрого переключения с одного вида деятельности на другой. Поэтому ребёнок медленно включается в работу, не может работать в одном темпе с классом, в перемену не успевает позавтракать, не успевает переодеться на физкультуру.
Медлительному ребёнку приходится всё время догонять сверстников, приходится торопиться. Окрики, раздражение, недовольство, нетерпеливость взрослых приводят ребёнка в смятение. Хронический дефицит времени, неумение быстро и адекватно ответить на поставленный вопрос или отреагировать на ситуацию являются психотравмирующими факторами. Медлительные дети боятся упрёков со стороны взрослых, порицаний, плохих отметок, негативных оценок. Постоянные неудачи и неуверенность в своих силах приводят к отрицательному эмоциональному напряжению и ухудшению здоровья.
Таким образом, наиболее характерными предпосылками для возникновения школьных трудностей у медлительных детей являются:

  • замедленный темп движений, речи
  • замедленная способность переключения на другой вид деятельности
  • фрагментарность восприятия информации
  • невозможность быстро ответить на вопрос
  • комплексная несформированность психических функций
  • низкая скорость письма и чтения
  • увеличение нагрузки в течение учебного года, сокращение времени на выполнение заданий
  • увеличение объёма и интенсивности письма
  • ухудшение качества выполненных заданий
  • частичное выполнение заданий
  • неадекватность методики обучения
  • увеличение времени на выполнение домашних заданий
  • сокращение времени на отдых
  • ухудшение состояния психического и физического здоровья

Таблица 2
(предпосылки возникновения школьных трудностей у медлительных детей)

5. Как помочь медлительному ребёнку преодолеть школьные трудности

Чтобы помочь медлительному ребёнку преодолеть школьные трудности, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • Создайте ребёнку условия для работы в свойственном ему темпе. Обстановка для занятий должны быть привычной, тогда точность и качество работы будут высокими.
  • В работе с медлительными детьми очень важно терпение и спокойствие взрослых. Медлительность не пройдет с возрастом. Темп работы не зависит от желания ребенка, поэтому не торопите его. Терпеливо ждите, пока вспомнит правило, пока соберется с мыслями и ответит. Если медлительного ребёнка поторопить, он не сможет работать быстрее, но начнёт беспокоиться, что приведёт к ухудшению качества работы.
  • Необходимо часть классной работы выполнять с ребенком дома, в спокойной обстановке. Постарайтесь не только разобрать все, что он не успел сделать на уроке, но и создать небольшой запас знаний и умений. Тогда в классе ребёнок будет чувствовать себя увереннее.
  • Медлительному ребёнку трудно переключаться с одного вида работы на другой, он должен иметь время на включение в любую деятельность. Нельзя задавать неожиданные вопросы, пока он занят предыдущим заданием. Необходимо приучить ребёнка выполнять ежедневные, повторяющиеся простые действия, которые помогут ему мобилизоваться в классе (например, заранее разложить предметы для рисования, тетради и т.д.).
  • Поддержите ребёнка в сложных ситуациях, не бросайте его одного. Предложите справиться с проблемой вместе. Не обязательно выполнять что-то вместо ребёнка. Иногда достаточно просто побыть рядом с ним, пока он пытается сделать что-то. Хвалите, подбадривайте его.
  • Организуйте чёткий режим дня, это воспитает у ребёнка привычку распределять время для работы и отдыха, поможет справиться с нагрузками и своевременно включаться в работу.
  • Исключите все дополнительные нагрузки после уроков или в вечернее время. Необходимо увеличить время для прогулок, подвижных игр и отдыха.
  • Ребёнку очень важны поддержка и родительская любовь. Если родители никак не проявляют своих теплых чувств, то ребёнок может решить, что его не любят. Это сформирует у него чувство беспомощности и незащищённости в себе. Не ругайте и не стыдите за медленный темп действий, постоянно поддерживайте и подбадривайте. Никогда не будет лишним ни для малышей, ни для дошкольников, ни для младших школьников простые поглаживания ребенка по голове, объятия.

Буклет
(памятка для родителей)

6. Можно ли "одолеть" медлительность?

Существует много различных игр, которые постепенно приучат ребенка управлять темпом своих движений, ускорять и замедлять их.
Такие игры и специальные занятия рекомендуется проводить регулярно, они должны быть постоянными и интересными для ребенка.
Необходимо применять следующие правила.
Правило 1. Не торопите медлительных детей. Ситуация спешки еще больше может замедлить движения ребенка.
Правило 2. Игры необходимо проводить систематически, организовывать их в течение десяти-пятнадцати минут каждый день.
Правило 3. Начинать играть нужно обязательно в хорошем настроении и стараться поддерживать приподнятый эмоциональный фон в течение всего игрового занятия.
Правило 4. Хвалите ребенка и радуйтесь даже самым маленьким его достижениям.
Правило 5. Чаще используйте в играх резкую смену скорости движений - от медленных к очень быстрым и обратно.

"Бегу, иду, гуляю"

В этой игре ребенок идет по кругу.
Скорость, с которой он это делает, зависит от того, какой сигнал подаст взрослый (или другой водящий): если поднимает руку вверх, то ребенок бежит очень быстро, если складывает руки на груди - малыш идет по кругу достаточно ритмично, а если водящий опускает руки вниз, то играющий идет очень медленно, не спеша прогуливаясь. В случае, если ребенок не успевает перестроить свои действия в соответствии с сигналом, он получает штрафное очко. Набравший три штрафных очка считается проигравшим.
Примечание. В этой игре будет веселее участвовать, если вы подключите к ней еще нескольких детей. Однако помните, что лучше сначала поиграть вдвоем со своим ребенком, а других (возможно, более быстрых) детей пригласить тогда, когда ваш сын (или дочь) уже освоит правила, чтобы не вызывать у него лишних комплексов. Сигналы для переключения темпа движений можно придумать самостоятельно, а еще лучше поручить это самому ребенку - не сомневайтесь, он обязательно предложит какие-нибудь идеи.

"Кошачьи коготки"

В этой игре ребенок должен сжимать и разжимать пальцы рук в определенном темпе. Сигналом к смене скорости служат слова взрослого. Если взрослый произносит слово "солнышко", то ребенок старается представить себя котом (или кошкой), нежащимся на солнце, и медленно сгибать и разгибать пальцы. Если взрослый вдруг произносит слово "мышь", то ребенок делает те же движения очень быстро, как бы пытаясь не упустить кошачью добычу.

"Быстрый дятел"

Возьмите вместе с ребенком по листу бумаги и карандашу. Разделите каждый лист на четыре равные части, проведя линии по горизонтали и вертикали. По сигналу (например, по хлопку) начните ставить точки в первом прямоугольнике, каждый на своем листе. По второму сигналу оба остановитесь. Посчитайте количество точек на листе у каждого. Тот, у кого их окажется больше, считается победителем. Следующий кон игры проводите в другом прямоугольнике.
Примечание. Так как соперником ребенка в этой игре может выступать взрослый, то позаботьтесь о том, чтобы ваш сын (или дочь) не оказались в роли вечно проигрывающего. Для повышения интереса ребенка нужно обеспечить ему ощущение равенства в игре. Поэтому будет неплохо, если вы иногда позволите ему выиграть.

"Зеркало"

В этой игре один игрок (ребенок) будет зеркалом, то есть будет повторять все движения стоящего напротив взрослого. Водящий делает самые разнообразные движения, то ускоряя, то замедляя темп. Ребенок повторяет их в точности, с такой же скоростью.
Примечание. Чтобы разнообразить эту игру, можно вносить в нее шуточные движения, а также меняться ролями ведущего и игрока в качестве поощрения успехов ребенка.
Также существуют специальные упражнения, позволяющие повысить скорость двигательных реакций у медлительных детей. Основная суть этих приемов - резкие переходы от медленного темпа движений к быстрому и обратно.

Игры со сменой темпа движений:

а) Ходьба - бег - ходьба медленная. Смена темпа происходит по словесному сигналу взрослого, ведущего тренировку или при смене темпа музыкального сопровождения.
б) Хлопать в ладоши с разной скоростью, опять по сигналу взрослого или по смене темпа музыкального сопровождения.
в) Сгибать и разгибать пальцы рук с разной скоростью вслед за взрослым.

Игры с максимально быстрыми движениями:

а) Дети стоят в одном конце комнаты, а и другом ее конце поставлены стулья (по числу играющих детей), на которых лежат флажки или другие игрушки. По сигналу дети бегут к стульям, берут флажок и возвращаются на свои места. Тот, кто пробежал первым, дает сигнал к следующему "забегу".
б) Горячий мячик. Дети встают кружком, ведущий за кругом, спиной к детям. По первому хлопку дети начинают передавать друг другу мяч, от соседа к соседу, из рук в руки, по второму хлопку - останавливаются. Тот, в чьих руках оказался мяч, выходит из игры. Если мяч роняют - из игры выходят оба играющих, между которыми упал мяч. Побеждает оставшийся ребёнок.
Забавные задания для эстафет:
1. Бежать, отбивая рукой или головой воздушный шарик;
2. Бежать со спичечными коробками, положенными на плечи;
3. Бежать с башенкой из трех кубиков на ладони (потом число кубиков можно увеличить)

7. Подведение итогов

Совершенно необязательно, что медлительный ребёнок в школе будет в числе отстающих учеников. Родители и педагоги могут помочь ребёнку научиться преодолевать трудности, не потерять веру в себя и свои силы, компенсировать недостаточную скорость работы основательностью и качеством выполнения.
Желаю всем удачи!

Памятки для родителей (с перечнем и описанием игр)

Таким образом, хочется отметить, что активное взаимодействие учителя-логопеда и родителей поможет добиться хороших результатов в преодолении школьных трудностей у детей.

Как показывает практика, использование различных форм сотрудничества способствует укреплению микроклимата внутри семей детей-логопатов, родители учатся взаимодействовать с детьми, с педагогами. У родителей формируется иной взгляд на обучение детей, что способствует гармоничному развитию ребёнка и закрепляет результаты проведённой коррекционной работы.

Список использованных источников и литературы

  1. Безруких М.М. Пишу красиво и правильно. Как помочь ребёнку научиться писать, закрепить навык и скорректировать трудности / М.М.Безруких. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. - 239с.
  2. Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Рекомендации родителям медлительного ребёнка. - URL: http://adalin.mospsy.ru/l_02_00/l_02_08b.shtml (дата обращения 16.02.2021). - Текст: электронный.
  3. Бушлякова Р.Г. Практикумы и тренинги логопедической направленности для родителей // Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы: Сборник статей / Под ред. Л.С.Вакуленко. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. - 176 с.
  4. Давидович Л.Р. Родители и логопед - партнёры/ Л.Р.Давидович, Т.С.Резниченко// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004, № 6.
  5. Захарова Е.Н. О работе логопеда с родителями.// Логопед, 2006, № 6.
  6. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. - СПб.: Питер, 2009 - 96 с.