Школьный буллинг

Разделы: Школьная психологическая служба, Профессия — педагог

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


В процессе школьного обучения, по статистике, 50% детей прямо или косвенно сталкиваются с проблемой школьного буллинга или травлей. Крайне необходимо обучать детей как себя вести в подобных ситуациях, давать необходимые инструменты родителям участников. Очевидно, что дети будут ссориться, конфликтовать, выяснять отношения, из-за столкновения интересов, ведь просто невозможно дружить со всеми. Миссия взрослых состоит в том, чтоб научить детей правильно реагировать на травлю.

Так что же такое Буллинг (от английского слова «bully» - хулиган) - это насилие, осуществляемое одним или несколькими людьми над другими, когда имеет место неравенство сил. Проще говоря, это травля, притеснение, издевательство над личностью. При этом важно уметь отличать обычный конфликт от травли. Конфликт возникает спонтанно, заранее не планируется, обе стороны ответственны за происходящее, конфликт продолжается не долго, имеет логическое разрешение. В ситуации травли силы всегда не равны, как правило издевательства совершаются систематически, намеренно со стороны группы по отношению к конкретному человеку, который ощущает себя беспомощным, ребенок - жертва не способен самостоятельно преодолеть травлю, и не виноват в происходящем. К сожалению травля происходит, с молчаливого согласия окружающих.

Проявления буллинга:

  • Обидные злые, неприятные слова;
  • Регулярные унижения, угрозы;
  • Порча личных вещей;
  • Игнорирование, исключение из общения.

Если вовремя не оказать помощь ребенку, который длительное время подвергается травле со стороны сверстников, существует высокая вероятность формирования негативных последствий, в том числе и во взрослом возрасте. В результате буллинга формируются стойкие черты такие, как бессилие, трудности адаптации, страхи, низкая самооценка, недоверие к людям, коммуникативные сложности, отсутствие инициативы, неумение отстаивать свое мнение, и в самых крайних случаях суицидальные попытки.

Задача педагога не игнорировать сложившуюся ситуацию, вовремя включиться в процесс, пока он не перешел в регулярные унижения, научить детей конструктивно решать проблемы. Первым делом необходимо назвать происходящее своими словами. Важно сформировать у детей позицию не поддерживать травлю, ведь зачастую «свита» агрессора и наблюдатели часто поддерживают зачинщика, так как боятся сами оказаться в роли жертвы. Чем дольше взрослые не будут вмешиваться, тем значительнее будут последствия. Трагедия состоит, в том, что зачастую учителя сознательно, иногда бессознательно, могут создавать подобную ситуацию в классе, как способ воздействия на «нерадивого» ученика, однако данная мера воздействия заведомо обречена на провал, и не принесет ожидаемых результатов.

Помощь со стороны школы:

  • Быть в курсе, реагировать сразу;
  • Называть вещи своими именами;
  • Установить правила допустимого поведения;
  • Быть готовыми к сопротивлению;
  • Не устраивать публичную порку;
  • Действовать сообща: школа, родители, дети;
  • Обучать самостоятельности;
  • Включаться, когда ребенок не справляется сам;
  • Не искоренять конфликты, а учить их решать;
  • Защищать, но не нападать в ответ.

В буллинге агрессор получает опыт лидирующей роли, ощущение силы и превосходства. Агрессор всегда добивается эмоциональной реакции от жертвы и когда он её получает, будет пытаться добиться её вновь, а в случае вмешательства взрослых переворачивает все в шутку. Если зачинщик груб со всеми окружающими, то, вероятнее всего у него имеются социальные нарушения поведения, часто связанные с тем, что он сам подвергался эмоциональному и физическому насилию.

Имеются некоторые ошибки, в поведении жертвы, которые также необходимо преодолевать:

  • Ребенок всегда соглашаться со всем, что ему предлагают;
  • Бойкотирует детей в классе;
  • Часто противостоит коллективу по какому-либо вопросу;
  • Остро реагирует на нарушение личных границ, в силу личностных и эмоциональных особенностей;
  • Чрезмерно назойливо хочет попасть в коллектив детей.

На начальном этапе необходимо обучать детей социальным навыкам взаимодействия. Разъяснить, что вины жертвы в происходящем нет, её вовлекают в ситуацию травли против воли. Важно сформировать детям умение себя защищать и не воспринимать любое «летящее» слово в штыки. Понимание того, что помогая детям, в позиции жертвы не лишает их самостоятельности, а дает им весомый инструмент и поддержку, во избежание негативных последствий.

Родителям необходимо сохранять спокойствие, настроится на конструктивный диалог, избегать лишних эмоций, не искать виноватых, а искать выход. Не отступать и не расписываться в бессилии. Если родители противоположной стороны не идут на контакт, требовать со стороны школы решать вопрос комфортного обучения.

Действия родителей:

  • Подробно выслушать ребенка и собрать доказательства;
  • Обратиться к учителям;
  • Привлечь внимание родителей противоположной стороны;
  • Не искать виновных;
  • Если учитель не реагирует обращаться к администрации;
  • Обсуждать с детьми процесс решения конфликта;

Помимо этого педагогам и родителям предстоит обучать детей, подвергшихся буллингу, необходимым поведенческим инструментам, таким как:

  • Слова (хватит; перестань; это не имеет ко мне отношения; да, я такой и что)
  • Дистанция (обходить агрессивных и злонастроенных людей, не реагировать на провокацию)
  • Действия (физическое воздействие, только, как самооборона, в крайних ситуациях)
  • Обращаться за помощью к родителям учителям, специализированным организациям.

Во всех сферах жизни ребенка необходимо скорейшее его отделение от стрессовых факторов: насилие в семье и школе, нездоровый коллектив, депривация ведущих потребностей личности, а также первые проявления буллинга. Важно оказывать своевременную помощь таким людям. Детей необходимо обучать правилам противостояния насилия, разрабатывая для этого специальные тренинги или упражнения. Взрослые могут делиться историями из собственной жизни, можно смотреть фильмы. Главная задача - обеспечить большой поток информации и примеров об уважительном отношении и способах противостояния насилию.