О новых педагогических идеях, или Черный квадрат как совокупность фундаментальных понятий

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО

Класс: 11


Супрематистское повествование с футуристическим прологом, неореалистическим эпилогом, эпиграфом и постскриптумом

«Эту книжку я сварил будто кашу из топора.
У меня было какое-то количество разрозненных текстов
о современной прозе и рецензий, написанных по случаю.
Я как-то подумал: что добру пропадать -
и решил сделать хороший сборник о новейшей литературе.<…>
Короче говоря, мне захотелось поделиться своими представлениями о том,
что являла собой литература в последнее десятилетие.
Казалось, я столько уже высказывался на эти темы,
что на книжку точно наберется.
Начал делать сборник и выяснил, что не хватает многого.<…>
Стал дописывать (варить суп из первоначального топора),
и затянулось это почти на год. <…>
Не скажу, что теперь сказано обо всем (это и невозможно, и бессмысленно),
но про наболевшее постарался не забыть и картину в целом набросать.
Выполнена книжка в «лоскутной» манере,
когда разговоры о литературе перемежаются отступлениями в смежные темы.
Мне показалось, что так будет лучше.
Хотя почему «показалось» - действительно лучше.
Так что поехали потихоньку»
Захар Прилепин

Книгочет: пособие по новейшей литературе с лирическими и саркастическими отступлениями. - М.:Астрель, 2012. С.7-9

Футуристический пролог

Думается, такой пролог и вправду необходим. Для лучшего понимания дальнейшего содержания.

«Милостивые государи и милостивые государыни! Что есть российский футуризм? (Потому что итальянский совсем иное дело, а больше никакого не было; были немногочисленные немецкие <…> и английские <…>). Что есть, повторяю, именно российский футуризм? <…>

Разделение на эго-, кубо-, нано-футуризм (последнего никогда не существовало, но все впереди) преследует сугубо рекламные цели. Футуризм сам по себе был вывеской. Она обозначала, что все надоело, что мир подошел к рубежу, что прежнее искусство исчерпано и начались новые формы взаимодействия с публикой. <…> Футуризм - это не искусство, а такая жизнь <…>

Авангард к футуризму далеко не сводится, потому что весь футуризм закончился в пятнадцатом году, что и зафиксировал Маяковский в блестящей статье «Капля дегтя»: «Оживите в памяти первый гала-выход российского футуризма, ознаменованный такой звонкой «пощечиной общественному вкусу». Из этой лихой свалки особенно запомнились три удара под тремя криками нашего манифеста.

  1. Смять мороженицу всяческих канонов, делающих лед из вдохновения.
  2. Сломать старый язык, бессильный догнать скач жизни.
  3. Сбросить старых великих с парохода современности» - написал в биографической книге о Владимире Маяковском Дмитрий Быков [1, c. 123-125].

В этой же самой книге есть и другие, весьма небезынтересные строки, относящиеся к литературной деятельности поэта в 1914-м году: «В июне выходит в «Новой жизни» его программная, до последних лет его жизни актуальная статья «Два Чехова». Именно это, <…> подлинный манифест российского авангарда и универсальное объяснение творческого метода самого Маяковского. <…>

«Идей, сюжетов - нет.

Каждый безымянный факт можно опутать изумительной словесной сетью.

После Чехова писатель не имеет права сказать: тем нет.

«Запоминайте, - говорил Чехов, - только какое-нибудь поражающее слово, какое-нибудь меткое имя, «сюжет» сам придет». <…>

Не идея рождает слово, а слово рождает идею. И у Чехова вы не найдете ни одного легкомысленного рассказа, появление которого оправдывается только «нужной» идеей» [Там же, с.150].

«Слово рождает идею». Запомним это.

Супрематистское содержание

«В Вологодской области завершился десятый юбилейный конкурс «Учитель». Победителем стала яркая обаятельная молодая учительница. Да и сценические уроки финалистов казались лёгкими, красивыми, пусть иногда чуть наивными, или, скорее, забавными, но от этого даже более понятными и близкими», - написал как-то в одной из своих статей Евгений Вирячев, учитель из г. Вологда. И продолжил: «Но не было открытий. Новых педагогических идей. Особого взгляда на проведение урока. Свежих методических приёмов. А если и были, то не раскрыты до признания всеми присутствующими их несомненной актуальности». И посетовал: «Впрочем, та же картина наблюдается и на российских финалах последних лет - тасуется старая колода методологических карт, победители - харизматики и эрудиты, но не изобретатели и низвергатели учебных традиций. То же в Интернете - миллион поурочных разработок, а взять, по большому счёту нечего». И пришел к выводу: «Искусство творения урока уже много десятилетий вертится не по спирали, а по кругу! Это тупик. Осталось только дождаться того «малевича», который «сведёт всё в нуль», проведя черту между новой и старой педагогикой». И помечтал: «…Я сидел в зрительном зале на конкурсе учительских талантов и воображал - вот сейчас выйдет на сцену педагог и покажет им всем «чёрный квадрат». Примерно это будет выглядеть так.

Чёрный квадрат на экране. Учитель: какую цель мы поставим сегодня на уроке? Ознакомиться с чёрным квадратом? Молодцы. Чёрный квадрат чёрный и квадратный. Вы согласны? Вы можете со мной поспорить! Зачем он понадобился нам сегодня? Правильно, без него не было бы этого урока. Он заполнил содержанием наше занятие. В этом - его единственный смысл. Перейдём к рефлексии: что вы осознали? Что чёрный квадрат чёрный и квадратный и он нам нужен просто позарез. Всем спасибо, урок окончен» [2].

Самое время вспомнить Чехова: «Запоминайте <…> какое-нибудь поражающее слово…». Этими словами оказались прилагательные «черный» и «квадратный». За ними пришел «сюжет».

Подумалось: «А что значит быть «квадратным Ответ нашелся: «Быть «квадратным» - значит быть четырехугольником, иметь равные стороны и равные углы». Параллельно обнаружилось и дерево понятия «квадратный» [3, с. 42, 43]:

Рис. 1

Далее возник вопрос: «А что значит быть «черным»?» Выяснилось, что «абсолютно чёрное тело, термин, которым в теории теплового излучения называется тело, полностью поглощающее весь падающий на него поток излучения» [4, c. 7].

Объединяя между собой понятия «квадратный» и «черный» можно прийти к новому «понятийному древу».

Рис. 2

И интерпретировать «чёрный квадрат» как совокупность фундаментальных понятий. И сформулировать очевидный вывод: «Черный квадрат - «кентавристический» метаобъект (арт-объект, допускающий описание в терминах точных наук)»

Неореалистический эпилог

Такой эпилог, скорее всего, тоже нужен. Как некий ориентир для поиска самых разных точек соприкосновения науки и искусства. А содержание его сводится к фрагменту из воспоминаний известного отечественного астрофизика И.С.Шкловского о встрече в ГАИШ С Микеланджело Антониони:

«- Чем могу служить? - спросил я.

- Видите ли, я задумал поставить фильм-сказку. По ходу действия дети, играющие во дворе - настоящем городском каменном мешке - запускают воздушного змея, который улетает в Космос. Может ли это быть?

- Вы придумали, маэстро, прелестную сказку, а в сказке все возможно!

Насчет сказок Антониони разбирался, во всяком случае, не хуже меня. Нет, его интересовало - может ли это быть с точки зрения науки!

- Я вынужден Вас разочаровать, - с точки зрения науки этого не может быть!

- Я понимаю, - сказал Антониони, - что этого не может быть с точки зрения науки сегодняшнего дня. Но, может быть, через 200-300 лет наука уже не будет исключать такую возможность?

- Боюсь, что и через 1000 лет позиция науки в этом пункте не изменится. Разве что детишки оснастят свою игрушку каким-нибудь аннигиляционно-гравитационным двигателем.

Нет, какой-нибудь двигатель маэстро не устраивал - он разрушал его милую задумку. Я стал ему объяснять, что только первобытные люди и современные, обремененные полу знаниями цивилизованные дикари верят (именно верят) в безграничные возможности науки. На самом деле настоящая наука - это сумма запретов. Например, вся физика состоит из трех запретов: а) нельзя построить перпетуум мобиле первого и второго рода, б) нельзя передать сигнал со скоростью, большей, чем скорость света в пустоте, в) нельзя одновременно измерить координату и скорость электрона. Антониони помрачнел. Запреты ему были явно не по душе» [5, c. 18, 19].

P.S.: Так что есть «Физика»? А «физика», друзья, не более чем сумма 3-х «нельзя»:

- Законы физики, увы, не перестроить,// Perpetuum mobile не сможем мы построить,// Ни первого, и ни второго рода… // И такова упрямая Природа!

- На скорости сигналов есть запрет:// Не обойти им в вакууме свет!// До «с» нам ничего не разогнать,// Фотоны ни догнать, ни перегнать!

- Сколь наше знание ни будет современно,// Нам не дано, друзья, одновременно// Установить частицы положенье и скорость зафиксировать движенья!

Вопрос для размышлений и ответов:// «Вселенная - не сумма ли запретов?»

Презентация

Литература

  1. Быков Д.Л. Маяковский: Трагедия-буфф в шести действиях. - М.: Молодая гвардия, 2016.
  2. Евгений Вирячев, Вологда: Сколько сегодня педагогов с новыми педагогическими идеями и особым взглядом на проведение урока?
  3. Светлов В.А. Практическая логика/ Учеб. пособие. - СПб.: ИД «МиМ», 1997.
  4. Физический энциклопедический словарь/ Гл. ред. А.М.Прохоров. Ред. кол. Д.М.Алексеев. А.М.Бонч-Бруевич, А.С.Боровик-Романов и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1983.
  5. Шкловский И.С. Проблемы современной астрофизики. - М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1988.