Ребёнок старшего дошкольного возраста – какой он?

Разделы: Работа с родителями

Ключевые слова: взаимодействие с родителями


«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители - пример тому»
Себастьян Брандт.

Задайте себе вопрос: «Что видит мой ребёнок?». Формируется образ «Я», половая идентификация. Ребёнок имеет представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам. С пяти ребёнок уже четко знает свою половую принадлежность и даже в играх не хочет её менять. В этом возраста в воспитание мальчика очень важное место отводиться отцу, а у девочек - маме. Папы учат сына быть мужественными, мамы дочек - женственными. У ребёнка закладывается представления о роли противоположного пола в жизни. Дочь постигает роль мужчины через поведение отца, а мальчики - роль женщины, через общение с мамой.

«Папа, мама, я такой уже большой!»

Ребёнок продолжает активно познавать окружающий мир и обо всём уже имеет собственное мнение. Может объяснить, кто и почему ему нравится или не нравится. Он наблюдателен. Он стремится отыскать причины и связи между различными явлениями. Если он хочет чему-то научиться, то может заниматься новым интересным для него занятием более чем полчаса. Ребёнка интересует всё, что происходит вокруг, он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы и создает версии. Не спешите отвечать на вопросы своего ребёнка и давать готовые знания, подводите его к самостоятельным ответам и размышлениям - сами задавайте ему вопросы!). Спрашивайте мнение ребёнка, предлагайте думать и рассуждать, аргументировать.

Ребёнок очень хорошо ориентируется в пространстве: на улице, в знакомых помещениям, дома. Знает, где покупают игрушки, продукты, лекарства. Он пытается освоить алфавит и научиться чтению по слогам, а также продолжает совершенствовать письмо печатными буквами. Может считать (иногда до сотни, складывать и вычитать в пределах десяти. Продолжает совершенствоваться речь детей, в том числе её звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. В 5-6 лет дети уже могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребёнком.

«Мама, папа, я могу!»

К шести годам ребёнок осваивает большинство необходимых навыков и совершенствует их прямо на глазах - становится более аккуратным, следит за своим внешним видом - прической, одеждой, помогает по хозяйству. Ребёнок уже может не только делать всё самостоятельно, но и помогать другим. С 5 лет ребёнок начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом начинает доставлять ребёнку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе, укрепляет уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются и не верят в свои силы, и задача родителей сформировать у ребёнка понимание что он может победить. Ребенок должен знать, что «Я могу, если приложу усилия».

Важным показателем возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребёнка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребенком. 90% всех черт личности ребёнка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.

«Папа, мама, я разный!»

Ребёнок желает показать себя миру. Привлекает к себе внимание, поскольку ему нужно общение, свидетели его самовыражения и их реакция. Иногда негативное внимание важнее никакого, поэтому ребёнок может провоцировать взрослого или детей на привлечение внимания плохими поступками.

«Мама, папа, я без этого не могу!»

«Если вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в 2 раза меньше денег и в 2 раза больше времени.»
Эстер Селсдон

Ведущая потребность в этом возрасте - потребность в общении и творческая активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики). Творческая активность проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать условия для развития у детей творческого потенциала. Ведущая деятельность - игра, в игровой деятельности дети уже могут распределять роли и строить своё поведение, придерживаясь роли. С пяти лет у детей происходит усовершенствование двигательных функций, скорость движений продолжает возрастать, заметно улучшается координация детей. Ребёнок уже может выполнять 2-3 вида двигательных навыков одновременно: бежать, ловить мяч, пританцовывать. Дети обожают бегать, прыгать, соревноваться и это детям жизненно необходимо! Дети могут больше часа, не отрываясь играть на улице в спортивные игры, бегать на расстояние до 200 м, учатся кататься на коньках, лыжах, роликах, если еще не умели, с легкостью могут освоить плавание.

«Папа, мама, я творю!»

Пик творческого развития детей. Они творят, не уставая, едва проснувшись, их привлекает живопись, могут подолгу рассматривать картины. С удовольствием рисуют сами, пытаются что-то срисовывать с картины и придумывать свой сюжет. Считается, что детские рисунки - ключ к внутреннему миру малыша. Теперь уже дети рисуют человека уже таким, какой он есть на самом деле, детализируя лицо с глазами, чтобы он видел, с ушами, чтобы слышал, ртом, чтобы говорил и носом, чтобы нюхать. У нарисованного человечка появляется шея. На нем уже есть одежда, обувь и другие детали одежды.

«Папа, мама, я чувствую!»

У ребёнка уже имеются собственные представления о красоте. Некоторые с удовольствием начинают слушать классическую музыку. Дети учатся выплескивать часть эмоций в своих любимых занятиях (рисование, танцы, игры и др., и стремятся управлять ими, пытаются сдерживать и скрывать свои чувства (но не всегда это может получаться).

«Папа, мама, я такой!»

Дети - это наше отражение. Все плохие привычки, которые у нас есть, скорее всего со временем будут и в наших детях. Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребёнка к себе и другим. 90% всех черт личности ребёнка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем. Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих процессов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.