В современном обществе происходят серьёзные изменения. Меняется и система образования, основной задачей которой становится формирование у учащихся готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
К нашим детям ото всюду поступает огромное количество информации! Но зачастую они не умеют превращать информацию в знания. Их необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их выделять главное, находить связи и структурировать ее.
То есть речь идет о формировании у учащихся информационной компетенции, как одной из ключевых.
Особенное значение это направление имеет в обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Дети с ОВЗ - это «особые» детки, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения.
Для повышения познавательной активности, для повышения качества образования младших школьников с ограниченными возможностями, я применяю в своей работе проектно-исследовательскую деятельность, которую можно организовать на платформе ГлобалЛаб, т.е. сетевом сообществе «Глобальная школьная лаборатория , эта платформа предлагает педагогу современный ИКТ- и мультимедиа - насыщенный инструментарий для организации проектной и исследовательской деятельности школьников.
ГлобалЛаб - это безопасная онлайн-среда, в которой учителя, школьники и их родители могут принимать участие в совместных исследовательских проектах.
Если проанализировать возможности ГлобалЛаб с точки зрения образовательных результатов детей, то можно выделить компетенции, которые формируются по средствам данной платформы:
- способность выявлять проблемы,
- ставить задачи и искать пути их решения,
- умение анализировать данные и применять на практике полученные знания,
- способность обосновывать полученный результат,
- умение выполнять исследования, направленные на получение ответов на собственные вопросы,
- компьютерная грамотность
- коммуникативная и исследовательская компетентность.
Что такое ГлобалЛаб
ГлобалЛаб - это безопасная онлайн-среда, в которой учителя, школьники и их родители могут принимать участие в совместных исследовательских проектах.
Все исследовательские проекты ГлобалЛаб построены по принципам «особого вида краудсорсинга (от англ. Crowdsourcing),
(Суть этого принципа: привлечь как можно больше свежих умов для решения конкретной проблемы. Интернет позволяет охватить большую аудиторию - требуемая задача озвучивается на сайте, а все заинтересованные в этом вопросе находят свой вариант решения проблемы)
Проекты ГлобалЛаб могут быть привязаны к темам школьной программы по совершенно разным предметам, а могут выходить далеко за их рамки.
Как это работает?
- Участники проекта делают исследование.
- Результат исследования загружается в электронную базу ГлобалЛаб.
- На основе результатов, присланных множеством участников со всего мира, формируется общая картина, которая представляется в виде карт, графиков, диаграмм.
- Общий результат может представлять новое знание, служить предметом дискуссий, основой для возникновения новых проектов.
- Педагоги получают сертификаты подтверждающие участие на платформе ГлоблЛаб.
Внедряя в свою работу данный вид деятельности детей, я исходила из того, что сегодня необходима переориентация обучения.
Как говорил Конфуций: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму», человек запоминает материал лучше, если он самостоятельно и практически работал с ним.
Информация становится знанием - когда она вступает в контакт с прежним опытом ребенка, когда она, образно говоря, проходя через мозг, находит, за что зацепиться. В противном случае все происходит как в сказке - «в одно ухо влетело, в другое вылетело».
Для проекта необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и знания, которые ему только предстоит приобрести.
Я хотела бы рассказать на конкретном примере, как мы работали над проектом с ребенком с ОВЗ (ребенка имеющего НОДА, интеллекта).
У каждого педагога в тематическом планировании по внеклассной работе есть тема посвященная Великой Отечественной войне.
Целью данного занятия было:
- способствовать развитию познавательного интереса к историческому наследию нашей Родины;
- воспитание патриотизма, чувства долга перед миллионами погибших в борьбе с фашизмом и чувства глубокого уважения к ветеранам.
В результате занятия мы пришли к выводу, что все дальше уходит Великая Отечественная война, все меньше ветеранов идет в праздничной колонне. И для нас, россиян, очень важно не забывать этот праздник.
Ученик был рад, что мы живем в такое мирное время, что нет войны. А потом прозвучал вопрос: «А все ли празднуют этот праздник?» Немного подумав, я предложила ему: «А давай проведем эксперимент и проанализируем, а все ли празднуют этот праздник или для кого-то это обычный день?»
Так появился проект с названием «Война для меня - это...»
Сначала мы выдвинули гипотезу
Праздник 9 мая теряет свою актуальность. Или все же нет?
Цель проекта:
- сохранение в каждой семье памяти о солдатах Великой Отечественной войны;
- провести мониторинг участия и вовлеченности школьников в организацию и проведение мероприятий, посвященных Дню Победы
Мы составили анкету и предложили ученикам поучаствовать в этом проекте.
После публикации на платформе ГлоблЛаб в проекте поучаствовало за 1,5 месяца 40 человек. (География участников очень разнообразна; Были участники с Украины, Карелии, Астрахани, Красноярска и других мест, к сожалению не все участники писали откуда они.)
Среди результатов можно провести сравнительную характеристику таких вопросов как:
Возраст участников.
Таким образом, проанализировав результаты исследований, мы ответим на вопрос, который был поставлен в начале данного проекта ребенком. А сейчас, этот праздник празднуют, не забыт ли он,посмотрев, ученик, сделает выводы для себя.
Кроме этого я использовав этот проект провела урок чтения в 5 классе для детей обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе по теме «У могилы неизвестного солдата Ю.Коринец», т.е. получилась систематическая работа.
Для ребят это был очень интересный опыт работы. Во-первых они сами поучаствовали и с большим нетерпением ждали когда другие поучаствуют, чтобы посмотреть какие ответы у других школьников и сделать соответствующие выводы.
ВЫВОД:
- Проекты ГлобалЛаб и позволяют учащимся, наращивать свои исследовательские умения.
- ГлобалЛаб, используя притягательность социальных сетей, создает для школьников «умную социальную сеть». Это повышает мотивацию школьников к познанию, стимулирует их личностное и профессиональное развитие, помогает эффективно выстроить индивидуальную образовательную траекторию.
- Приобретенные школьниками навыки творческой, исследовательской и проектной работы могут быть с успехом транслированы в любую другую предметную область, а в последующем и в профессиональную.