Внедрение образовательной платформы ГлобалЛаб в учебную деятельность младших школьников с ОВЗ

Разделы: Начальная школа, Инклюзивное образование


В современном обществе происходят серьёзные изменения. Меняется и система образования, основной задачей которой становится формирование у учащихся готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

К нашим детям ото всюду поступает огромное количество информации! Но зачастую они не умеют превращать информацию в знания. Их необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их выделять главное, находить связи и структурировать ее.

То есть речь идет о формировании у учащихся информационной компетенции, как одной из ключевых.

Особенное значение это направление имеет в обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Дети с ОВЗ - это «особые» детки, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения.

Для повышения познавательной активности, для повышения качества образования младших школьников с ограниченными возможностями, я применяю в своей работе проектно-исследовательскую деятельность, которую можно организовать на платформе ГлобалЛаб, т.е. сетевом сообществе «Глобальная школьная лаборатория , эта платформа предлагает педагогу современный ИКТ- и мультимедиа - насыщенный инструментарий для организации проектной и исследовательской деятельности школьников.

ГлобалЛаб - это безопасная онлайн-среда, в которой учителя, школьники и их родители могут принимать участие в совместных исследовательских проектах.

Если проанализировать возможности ГлобалЛаб с точки зрения образовательных результатов детей, то можно выделить компетенции, которые формируются по средствам данной платформы:

  • способность выявлять проблемы,
  • ставить задачи и искать пути их решения,
  • умение анализировать данные и применять на практике полученные знания,
  • способность обосновывать полученный результат,
  • умение выполнять исследования, направленные на получение ответов на собственные вопросы,
  • компьютерная грамотность
  • коммуникативная и исследовательская компетентность.

Что такое ГлобалЛаб

ГлобалЛаб - это безопасная онлайн-среда, в которой учителя, школьники и их родители могут принимать участие в совместных исследовательских проектах.

Все исследовательские проекты ГлобалЛаб построены по принципам «особого вида краудсорсинга (от англ. Crowdsourcing),

(Суть этого принципа: привлечь как можно больше свежих умов для решения конкретной проблемы. Интернет позволяет охватить большую аудиторию - требуемая задача озвучивается на сайте, а все заинтересованные в этом вопросе находят свой вариант решения проблемы)

Проекты ГлобалЛаб могут быть привязаны к темам школьной программы по совершенно разным предметам, а могут выходить далеко за их рамки.

Как это работает?

  • Участники проекта делают исследование.
  • Результат исследования загружается в электронную базу ГлобалЛаб.
  • На основе результатов, присланных множеством участников со всего мира, формируется общая картина, которая представляется в виде карт, графиков, диаграмм.
  • Общий результат может представлять новое знание, служить предметом дискуссий, основой для возникновения новых проектов.
  • Педагоги получают сертификаты подтверждающие участие на платформе ГлоблЛаб.

Внедряя в свою работу данный вид деятельности детей, я исходила из того, что сегодня необходима переориентация обучения.

Как говорил Конфуций: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму», человек запоминает материал лучше, если он самостоятельно и практически работал с ним.

Информация становится знанием - когда она вступает в контакт с прежним опытом ребенка, когда она, образно говоря, проходя через мозг, находит, за что зацепиться. В противном случае все происходит как в сказке - «в одно ухо влетело, в другое вылетело».

Для проекта необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и знания, которые ему только предстоит приобрести.

Я хотела бы рассказать на конкретном примере, как мы работали над проектом с ребенком с ОВЗ (ребенка имеющего НОДА, интеллекта).

У каждого педагога в тематическом планировании по внеклассной работе есть тема посвященная Великой Отечественной войне.

Целью данного занятия было:

  • способствовать развитию познавательного интереса к историческому наследию нашей Родины;
  • воспитание патриотизма, чувства долга перед миллионами погибших в борьбе с фашизмом и чувства глубокого уважения к ветеранам.

В результате занятия мы пришли к выводу, что все дальше уходит Великая Отечественная война, все меньше ветеранов идет в праздничной колонне. И для нас, россиян, очень важно не забывать этот праздник.

Ученик был рад, что мы живем в такое мирное время, что нет войны. А потом прозвучал вопрос: «А все ли празднуют этот праздник?» Немного подумав, я предложила ему: «А давай проведем эксперимент и проанализируем, а все ли празднуют этот праздник или для кого-то это обычный день?»

Так появился проект с названием «Война для меня - это...»

Сначала мы выдвинули гипотезу

Праздник 9 мая теряет свою актуальность. Или все же нет?

Цель проекта:

  • сохранение в каждой семье памяти о солдатах Великой Отечественной войны;
  • провести мониторинг участия и вовлеченности школьников в организацию и проведение мероприятий, посвященных Дню Победы

Мы составили анкету и предложили ученикам поучаствовать в этом проекте.

После публикации на платформе ГлоблЛаб в проекте поучаствовало за 1,5 месяца 40 человек. (География участников очень разнообразна; Были участники с Украины, Карелии, Астрахани, Красноярска и других мест, к сожалению не все участники писали откуда они.)

Среди результатов можно провести сравнительную характеристику таких вопросов как:

Возраст участников.

Таким образом, проанализировав результаты исследований, мы ответим на вопрос, который был поставлен в начале данного проекта ребенком. А сейчас, этот праздник празднуют, не забыт ли он,посмотрев, ученик, сделает выводы для себя.

Кроме этого я использовав этот проект провела урок чтения в 5 классе для детей обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе по теме «У могилы неизвестного солдата Ю.Коринец», т.е. получилась систематическая работа.

Для ребят это был очень интересный опыт работы. Во-первых они сами поучаствовали и с большим нетерпением ждали когда другие поучаствуют, чтобы посмотреть какие ответы у других школьников и сделать соответствующие выводы.

ВЫВОД:

  1. Проекты ГлобалЛаб и позволяют учащимся, наращивать свои исследовательские умения.
  2. ГлобалЛаб, используя притягательность социальных сетей, создает для школьников «умную социальную сеть». Это повышает мотивацию школьников к познанию, стимулирует их личностное и профессиональное развитие, помогает эффективно выстроить индивидуальную образовательную траекторию.
  3. Приобретенные школьниками навыки творческой, исследовательской и проектной работы могут быть с успехом транслированы в любую другую предметную область, а в последующем и в профессиональную.