Инклюзивный подход в образовании вызван социальным заказом общества и государства. Основным критерием эффективности такого образования должна стать максимальная социальная адаптация, а в дальнейшем - профессиональная и трудовая адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Закон об образовании, статья 79 Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья определяет:
1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Статья 58 Федерального закона № 273-ФЗ не содержит особых положений относительно проведения промежуточной аттестации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Порядок проведения такой аттестации устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации. Вместе с тем часть 9 данной статьи в совокупности с другими нормами Федерального закона № 273-ФЗ позволяют утверждать, что обучение по адаптированной общеобразовательной программе следует рассматривать как индивидуальный образовательный маршрут учащегося, имеющий ряд особенностей. В связи с этим требования промежуточной аттестации к лицам с ограниченными возможностями здоровья могут отличаться от общих требований к промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным программам.
Национальный проект «Образование» и федеральный проект, входящий в национальный проект «Успех каждого ребенка» определил охват дополнительными общеобразовательными программами не менее 70% детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных технологий.
Однако, на современном этапе развитию инклюзивного образования присущи проблемы и противоречия. Одной из важнейших проблем является недостаточная подготовка родителей и специалистов сопровождения, которые способны реализовать инклюзивный подход.
В своем выступление я хочу остановиться на обучении детей с легкой умственной отсталостью, так как считаю это наиболее проблемной частью инклюзивного обучения.
Учитель, планируя свою деятельность, выбирает доступные, практико-ориентированные технические средства и пособия, используемые на уроках.
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 7-9 классов (авторы Т.М.Лифанова, Е.В.Подвальная)
№ |
Учебник |
Линия УМК (учебник, рабочая тетрадь) Биология (7-9), Издательство Просвещение |
|
1 |
|
Растения, бактерии, грибы. Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
|
Учебник знакомит учащихся с растительным миром. В учебник включены, помимо сведений о растениях, темы «Бактерии» и «Грибы». Сделан акцент на экологическом воспитании учащихся, представлено большое количество демонстрационных опытов и практических работ. Методический аппарат учебника содержит вопросы и задания, имеющие коррекционную направленность.
|
2 |
|
Животные. Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
|
В учебнике представлен материал о большинстве представителей животного мира. Особое внимание уделено домашним животным: их важности в жизни человека и уходу за ними. Интересные и познавательные тексты для внеклассного чтения даны в каждом разделе учебника. В методическом аппарате сделан акцент на развитии познавательных способностей учащихся, вопросы и задания стимулируют учащихся самостоятельно делать выводы и обобщения.
|
3 |
|
Человек. Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
|
В учебнике представлен материал о строении человека, его органов и систем. В содержание входит не только основной учебный материал, вопросы и задания, но и специальные рубрики «Доктор рассказывает», «Доктор предупреждает», «Доктор советует», содержащие познавательную дополнительную информацию.
|
Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются темы в программах обучения детей с разными образовательными потребностями, какой этап обучения берется за основу (изложение нового материала, закрепление пройденного, контроль знаний и умений).
Структура рабочей программы для обучающихся с ЛУО в сравнение с рабочей программой общеобразовательной школы:
Класс |
Общеобразовательная школа |
Инклюзия |
5 класс |
Биология |
Природоведение |
6 класс |
Биология. Растения |
Природоведение |
7 класс |
Биология. Животные |
Биология. Растения |
8 класс |
Биология. Человек |
Биология.Животные |
9 класс |
Общая биология |
Биология. Человек |
Специальные условия и требования к уроку:
- Ребенок находится в зоне прямого доступа учителя.
- Увеличение времени на запоминание и отработку учебных навыков.
- Индивидуальная помощь в случаях затруднения.
- Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.
- Более частое использование наводящих вопросов, алгоритмов действия, заданий с опорой на образцы.
- Наблюдение за особенностями развития ребенка в динамике.
Специальные методы и приемы:
- Наглядные и практические методы обучения;
- Игровые формы предъявления нового материала;
- Схематизированная форма подачи изучаемого материала;
- Приемы развития мыслительной активности;
- Прием выделения главного;
- Прием комментирования.
Игровые технологии
Применение игровой технологии на уроках биологии просто необходимо, т.к. ребенок с ОВЗ, как правило, отличается низкой мотивацией к учебе и сниженной познавательной активностью. Игра - это успешное изучение нового материала и поддержание интереса к предмету.
Игры «в слова» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова, актуализируют пассивный словарь. Большинство таких игр рекомендуется проводить с ограничением времени, что позволяет внести в игру соревновательный мотив и придать ей дополнительный азарт.
- «Дополни слово»
Учитель называет часть слова (фа ...) Ребенок должен дополнить слово (... соль). В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно. - Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов: р, к, е, о, ь, н.
- Назвать слова, противоположные по значению: сочный - сухой, здоровый -больной, сладкий- кислый и т.п.
- «Собери половинки слов»
Расте - ние, зоо -логия, анато - мия - «Перевернутые слова»
- Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами.
Необходимо восстановить нормальный порядок слов.
Пример: семя - ямес, рыба - абыр..
Привлечение различных дидактических игр позволяет учителю осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся с ОВЗ. К примеру, всему классу раздаются разрезные картинки, дается задание сложить их и назвать получившееся растение, животное, орган человека и т.д. Одни ученики получают набор картинок, из которых можно сложить несколько объектов, другие - картинки, разделенные на 6-8 частей, третьи - на 4 части. Важно, чтобы у учащихся создавалось впечатление идентичности полученных заданий.
Игра может быть использована на любом этапе урока, например, в виде загадки, ребуса, шарады, лото и кроссворда может быть дана тема урока. Например: «Отгадав загадку, вы узнаете, что мы будем изучать на уроке», или один ученик с ОВЗ заполняет кроссворд, другой - закрывает карточку лото, третий - складывает из разрезных частей изображение и готовит рассказ о нем. А в это время учитель проводит фронтальный опрос остальных обучающихся.
Представленный в выступлении учебно-методический комплект организует и направляет деятельность обучающихся, представленные в большом количестве разнообразные иллюстрированные задания, демонстрационные опыты и практические работы формируют практические умения. УМК содержит задания разной степени сложности, а значит, создает доступность условий для реализации требований адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с разными интеллектуальными возможностями в предметной области «Биология» в инклюзивном обучении.
Список литературы
- Бекшаев И.А. Особенности преподавания биологии в школе для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) / Современные педагогические технологии в преподавании предметов естественно-математического цикла. - Сб. статей: - Ульяновск: УлГПУ им. И.Н.Ульянова, 2017. - с. 26-28.
- Коновалова О.В. Адаптация рабочей программы по биологии. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы / Москва. - 353 с.
- Назарова Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. 2010. № 1.
- Притула М.Г. Сборник «Методические рекомендации по применению коррекционно-развивающих упражнений и игр в учебном процессе с детьми с ОВЗ» / Югорск, 2014 - 12
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года [Текст].