Урок окружающего мира в 3-м классе по теме «Как одевались, во что обувались …»

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3

Ключевые слова: окружающий мир, одежда славян


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Дидактическое обоснование: Учебник «Окружающий мир 3 класс» (2 часть), Н.Ф.Виноградова. УМК «Начальная школа XXI века».

Оборудование: проектор, учебник, карточки для работы в группах.

Цель: приобщать младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков.

Тип урока: открытия новых знаний.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с видами одежды, обуви, головных уборов, существовавших на территории Древней Руси.
  • Развивать наглядно-образное и логическое мышление, речь, воображение и творческие способности.
  • Воспитывать уважительное отношение к истории своего народа, положительную мотивацию к учению.
  • Развивать у учащихся познавательные УУД и творческие способности.

Планируемые результаты обучения, на достижение которых направлен урок:

  • Предметные: Уметь работать с информацией (текст, фотографии).
  • Личностные. Формировать положительную учебную мотивацию, эмоциональную и эстетическую культуру, ответственность за свои поступки, доброжелательное отношение к сверстникам.
  • Метапредметные:
    • Регулятивные УУД:
      • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
      • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
      • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
      • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
      • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
    • Коммуникативные УУД.
      • уметь оформлять свои мысли в устной форме;
      • слушать и понимать речь других;
      • учиться работать в паре, группе;
    • Познавательные УУД.
      • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
      • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;
      • делать выводы о результатах совместной работы.

Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления.

Используемые методы: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Используемые технологии: технология развития критического мышления ИКТ.

Основные понятия: рубаха, сарафон, кокошник, сорока, лапти, сапоги…

Содержание урока

Этап урока

цель

метод

Форма работы

Формируемые УУД

1.Вводный мотивация к учебной деятельности

Положительно настроить детей на предстоящую работу.

«Приветствие»

Фронтальная, работа в паре.

Л - знание моральных норм, умение выделять нравственный аспект поведения;

2.Актуализация знаний

Формулирование значимых для себя целей изучения нового материала и планирование своей деятельности на урок.
Определения ожидания и опасения учащихся от урока.

Ключевые слова.
«Проблемные вопросы».
«Прогноз урока»

Фронтальная, индивидуальная

Л - осознают свои возможности в учении, развивают навыки сотрудничества
Р - самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, оперировать имеющимися знаниями;
К - строить рассуждения;

3. Создание проблемной ситуации.
Целеполагание

Р.: умение определять и формулировать проблему, тему урока, цель
П.: извлекают необходимую информацию из практической деятельности и собственного опыта; анализируют,

4.Открытие нового знания

Представление нового материала, анализ новой информации активизация внимания учащихся.

Практическая работа «Виртуальная экскурсия», беседа

в парах, индивидуальная, фронтальная

П - анализ, обобщение, аналогия, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания,
Л.: проявляют интерес к новому учебному материалу, высказывают свою точку зрения, стремятся к достижению успехов в учебной
Р - контроль, коррекция, оценка;
К - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, умение работать в паре;

5.Стадия рефлексии

Соотнесение поставленной цели урока с полученными результатами

Тестирование, «Прогноз урока», «Утверждение».

индивидуальная

П - анализ, использование знаково-символических средств;
Р - контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
Л - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

6. Домашнее задание

Практическое применение знаний, умений, навыков при решении учебных задач.

Практическая работа, творческое задание.

индивидуальная

П - умение оперировать полученными знаниями;
Л - проявление познавательного интереса к новому учебному материалу.

Ход урока

1. Вводный (мотивация к учебной деятельности)

Учитель.

Ребята!
Прозвенел опять звонок
Начинается урок
Окружающий нас мир
В путь далёкий поманил.

2. Актуализация знаний

Учитель. Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке.

Дети. О том, какие были жилища в Древней Руси.

Учитель. Жилища были одинаковые или разные по внешнему виду?

Дети. Разные.

Учитель. От чего это зависело?

Дети. От климата, от обычаев народа, от тех мест, где жили наши предки.

Учитель. Перечислим, как назывались эти жилища (дети перечисляют).

А у русских как называлось жилище? (изба)

Из каких материалов строились избы? (ответы детей)

3. Создание проблемной ситуации. Целеполагание

Учитель. Сейчас, ребята, я загадаю вам загадки, а вы попробуете отгадать их и определить, чем мы будем заниматься в следующей части нашего урока:

а)

Рукав длинный короткий,
Планка и косоворотка.
На груди кармашки …
Что это? (рубашка)

б)

Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие как братья.
Мы за обедом - под столом,
А ночью под кроватью. (башмаки)

в)

Рюшки по низу висят,
Есть бретельки на плечах.
Впереди большой карман…
Я надела… (сарафан).

Учитель. Кто догадался? Чем будем заниматься на уроке?

Ответы детей (Узнаем, в чем ходили наши предки)

Слайд №1

4. Открытие нового знания

Учитель. Ребята, вы знаете, что русский народ славится своей мудростью. Попробуйте объяснить смысл поговорки: по одежке встречают…

Слайд №1

Обобщение ответов детей. «По одежке встречают…» Эта поговорка пришла к нам из глубины веков. Нашим предкам было достаточно посмотреть на человека, чтобы определить его место жительства, из какой семьи человек, женат или нет, богат или беден, какого роду - племени. А что значит, какого роду - племени? (ответы детей)

А теперь прочитаем в учебнике, (стр. 71 1 абзац), что значит «роду - племени». (Из какой семьи происходит)

Как вы думаете, какое значение имела одежда на Руси. ( спросить у детей) Слайд 3.

Обобщение ответов:

а) оберегала от темных сил;

б) украшала;

в) защищала от холода и жары;

г) показывала место в обществе.

Учитель. Повседневная одежда славян была самой простой. А откуда ее брали? (ответы детей)

(каждая женщина в семье должна была уметь ткать и шить, не было фабрик и заводов)

Во что одевали новорожденных детей ? (спросить детей).

РАБОТА с учебником стр. 71, 2 абзац.

Учитель. Мальчика - в рубаху отца, девочку - в рубаху матери. Почему? (ответы детей)

Обобщение ответов: верно, из-за бедности, экономили, но главное, считалось, что родительская одежда оберегает, защищает от сглаза. Одежда маленьких мальчиков и девочек не различалась. Обычно это была длинная, до пят, рубаха, сшитая из полотна. Слайды 4

Одежда подростков. Одежда подростков была уже разная: мальчики носили портки, рубахи, девочки - сорочки, сарафаны, платья. А в чем ходили летом? (босиком) А кто из вас знает, что такое портки? СЛАЙД 5

Рубаха - один из древнейших предметов одежды. СООБЩЕНИЕ уч-ся

Откройте (учебник, стр. 72) рассмотрите иллюстрацию

Так от какого слова образовано слово «рубаха»? Прочитайте в учебнике лексическое значение слова. (Рубаха - сшитое полотнище с рубцами)

Что обозначает слово «рубить»? Чем отличаются эти 2 рубахи? СЛАЙД 6

(рубахи были как обычные, для труда, так и праздничные). Что значит «нательная рубаха»? Что подчеркивала мужская одежда? (ответы детей: мужественность)

Женская одежда, головные уборы, обувь. СЛАЙД 7

Учитель. А что нам расскажет женская одежда, одежда славянки, хранительницы домашнего очага? Как вы думаете, что подчеркивала женская одежда? (женственность, скромность, мягкость, обаяние). а) Какая главная часть женской одежды? (рубаха или сорочка) Это обычная повседневная женская одежда. Что значит повседневная?

Поверх рубахи надевали сарафан.

Сарафаны тоже украшали вышивками, специальными орнаментами, которые служили в качестве оберега. СЛАЙД 8. А в праздники поверх сарафана надевали душегрею. Почему этот вид одежды назывался душе-гре-я? (ответы детей)

Зимняя одежда славян. Как вы думаете, кто такие «простолюдины»?

Физминутка.

Женские головные уборы.

Чем покрывала голову женщина-славянка? (ответы детей) СЛАЙД 9, 10, 11,12

Учитель. Женщина не могла ходить простоволосой. Это считалось неприличным. Кто знает, что значит «простоволосая»? (ответы детей).

Замужние женщины носили такой головной убор как убрус. УБРУС - это, наверное, самый древний женский головной убор. Он представляет собой платок. Еще один головной убор - СОРОКА, самостоятельный женский головной убор или дополнение к другому убору. Простая сорока состояла из передней части, боковой части и задней части. А какие головные уборы носили девочки?)

Обувь. СЛАЙД 13, 14

Работа с учебником стр. 73, 1абзац (Лапти, из чего их делали)

Слайд 15 Сравниваем одежду простых людей и знатных

Какое значение имела одежда в Древней Руси? (подчёркивала принадлежность к простым людям и знатным, богатым)

Так что же означает выражение «По одёжке встречают…

Учитель. - Ребята, сейчас вы поработаете в парах, у вас на столах карточки, вам нужно подписать название одежды.

5. Стадия рефлексии

Домашнее задание. Стр. 71-75 учебник, задание в рабочей тетради стр. 14 №29, 30

Учебник: стр.71-75; разгадать кроссворд.

По горизонтали:

3. Головной убор, под который прятали волосы замужние женщины.

4. Женская одежда, которая грела не только душу.

7. Зимняя верхняя одежда, которую носили не только мужчины, но и женщины.

8. Длинная женская одежда без рукавов, с пуговицами по всей длине.

9. Украшение, которое могло быть величиной с яйцо.

10. Обувь, плетенная из лыка.

По вертикали:

1. Чем подвязывали одежду на талии?

2. Как раньше назывались брюки?

5. Верхняя мужская одежда, которую в холодную погоду надевали по нескольку штук - одна на другую.

6. Что носили зимой на руках?

8. Кожаная обувь.

Ответы

По горизонтали: 3. Волосник. 4. Телогрея. 7. Шуба. 8. Сарафан. 9. Пуговица. 10. Лапти.

По вертикали: 1. Пояс. 2. Порты. 5. Рубаха. 6. Рукавицы. 8. Сапоги.