Права и свободы человека и гражданина

Разделы: История и обществознание

Класс: 9

Ключевые слова: обязанности, права человека


Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания

Предмет

обществознание

Класс 9

Цели деятельности учителя

сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть значение российских и международных правовых документов

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся: извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( Конституция РФ) знания о правах человека и гражанина

Регулятивные: Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач.
Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Формирование у учеников познавательного интереса к изучению общественных дисциплин, личностных представлений о социальной ответственности, толерантности, приверженности ценностям понимание основных принципов жизни общества.

Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии

Оборудование

Презентация;
раздаточный материал

Боголюбов, Л.Н. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений, М: Просвещение, 2017.
Конституция РФ

1. Учебник
2. Видеопроектор.
3. Персональный компьютер.
4. Экран
5. Конституция РФ

Основные понятия

права, свободы, человек, гражданин, декларация, конвенция, Конституция РФ, гарантии прав и др.

Формы и методы

Фронтальный, работа в парах; объяснительно-иллюстративный, исследовательский

Этап урока
(название, время, цели)

Деятельность
учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность
учеников

I. Мотивационно-целевой этап
Цель: создать условия для осознанного вхождения учащихся в учебную деятельность

1. Психогимнастика «Выйти к свету» 1. Представьте, что попали в темное, холодное подземелье, при чем против воли. Вы не знаете как очутились здесь.Вам тяжело дышать, не хватает воздуха. В подземелье одиноко, неуютно. Руки и ноги связаны. Хочется скорее выйти! И вдруг мелькнул какой-то свет. Это луч солнца проник в подземелье. Вам удалось освободиться, побежать к свету, и вдруг яркое, лучистое солнце! Вы вдохнули свежий воздух, радостью наполнилась грудь. И вы почувствовали себя свободным! 1.Настраиваются на работу, проходят к пониманию, что человеку необходимо иметь права
2.Помогает сформировать цель урока Вопросы: Что чувствовали, когда представляли себя в темном подземелье?
- Какие чувства испытали, когда представили, что вышли на свет?
- Если держать человека в подземелье будут нарушены его права? Какие?
- Подумайте, всегда ли человек мог заявить о своих правах?
- Какая цель нашего урока?( сформировать знания о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть значение российских и международных правовых документов.)
2.Формулируют цель урока

- Формулируем тему.

3.Запись темы в тетрадь

II. Процессуальный этап
Цель: создать условия для самостоятельной деятельности учащихся

1.Беседа с учащимися

1. Какое государство называют правовым?
- Прокомментируйте исторические ситуации
1) Древняя Спарта, как известно, славилась своими сильными, здоровыми и выносливыми воинами. Каждого новорождённого мальчика осматривали и решали его судьбу в зависимости от его здоровья. Если младенец был крепким, то его оставляли в живых, а если младенец родился слабым, больным, то его бросали вниз со скалы.
2) Знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым и больным. Но он работал над собой: много занимался физкультурой, закалялся и в результате победил свою болезнь. Он был умным человеком и талантливым военачальником, под руководством которого русская армия не проиграла ни одного сражения.

Что такое право? (совокупность всех принятых государством общеобязательных норм; устанавливающих определенные права и обязанности
- Что такое права человека?
- (Видео)

1. Отвечают на вопросы. Комментируют историческую ситуацию
2.Работа с учебником 2. Смысловое чтение:
Прочитать ПРАВА ЧЕЛОВЕКА. Объясни:
- Каталог прав человека
- Всеобщий характер
- Мера свободы человека
2.Работа с учебником и тетрадью. Проверка сделанной работы
3. Общечеловеческие правовые документы

3. Общечеловеческие правовые документы.
К данным междунар. универсальным документам относится, прежде всего, Международный билль прав человека (в него входят 5 документов).
Центральное место здесь занимает Всеобщая декларация прав человека. Она была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
Подумайте: почему такая организация появилась именно в 1948г.? (Окончание II мировой войны, ответ на преступления против человечества).
Эта дата ежегодно отмечается как международный День прав человека. Все народы и все государства должны постоянно ориентироваться на эту Декларацию, стремиться к ее выполнению - так было решено на той исторической Ассамблее.

Помимо Всеобщей Декларации прав человека в Международный Билль о правах человека входят 2 пакта (пакт - это межд. договор, имеющий большое политическое значение) 1966г.:
1) «Международный пакт о гражданских и политических правах» и 2) «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах», и 2 Факультативных протокола к ним.

Большое значение имеет и Конвенция о правах ребенка 1989г. (особенно для вас, ведь вы еще не достигли 18 лет) - международный документ, провозгласивший ребенка полноценной личностью. Главная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении прав ребенка и со стороны родителей, и со стороны государства.

3.Выдержки из Декларации прав человека, читают, обсуждают

4.Работа с Конституцией в группах

4.Что такое Конституция?
- ст.1 звучит?
Права и свободы человека и гражданина РФ. Эти высшие ценности демократического правового государства закреплены в главе 2 Конституции РФ и соответствуют нормам указанных выше международных документов. Вы можете сами убедиться в этом, когда откроете текст главы 2 (слайд).
Расположены 48 статей Конституции не хаотично, а в зависимости от тех сфер жизнедеятельности человека, которых они касаются.
Мы видим задачи гл. 2 Конституции.
- статья 2 (прочитайте)
В чем состоит отличие прав человека от прав гражданина?

Итак, единая система прав, закрепленная в Конституции, охватывает основные сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную и культурную (или духовную). Слайд.
Исходя из этого, права и свободы человека и гражд.делятся на 5 групп (условное деление!):
- гражданские (личные) права - в статьях 19-28, 45-54;
- политические права и свободы - в статьях 29-33;
- экономические - в статьях 34-37;
- социальные - в статьях 38-43;
- культурные - в статьях 43-44 (см. схему).

Перейдем от теории к практике. В парах: составить классификацию прав человека, закрепленных в главе 2 Конституции РФ, записать в тетрадях

4.Работа в парах,работают с Конституцией, записывают в тетрадь

Ш. Рефлексивно-оценочный этап

Цель: создать условия для оценки и самооценки

1.Организует обсуждение с учащимися цели и итогов урока

2.Комментирует домашнее задание

1. Какая была цель урока?
(сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть значение российских и международных правовых документов)
2.Составьте вопрос по теме урока, задайте соседу
Поднимите руку, кто поставил бы соседу оценку «5», «4», «3»
2.Д.з. с.110-119

Составляют вопросы, задают соседу по парте, отвечают на вопросы, проводят рефлексию и самооценку своей деятельности