Цели:
- Продолжить работу над произведениями о природе;
- Познакомить учащихся с рассказом В.П.Астафьева "Капалуха", помочь найти главную мысль и осознать её, выразить своё отношение к прочитанному; пополнить словарный запас;
- Развивать навыки смыслового чтения, умение работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы;
- Прививать любовь к животным, природе родного края, обобщать знания о поведении в лесу.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление
Формирование УУД:
Планируемые результаты обучения, в том числе формирование УУД:
Предметные:
- прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, опорным словам и осознавать цель чтения;
- определять главную мысль и героев произведения;
- этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста;
Метапредметные:
-
Познавательные УУД:
- формировать умения сравнивать, анализировать, обобщать учебный материал, прогнозировать, предугадывать содержание художественного текста;
- использовать знаково-символические средства;
- строить логическое рассуждение и речевое высказывание в устной форме, ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-
Коммуникативные УУД:
- формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-
Регулятивныее УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
Личностные УУД:
- формировать мотивационную основу учебной деятельности, включающей учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- стремиться к совершенствованию своих знаний;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
Форма организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Технологии: технология продуктивного чтения, технология проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии.
Методы: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый (определение основной мысли текста, работа над образом капалухи).
Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.
Ход урока
1. Организационный момент
Психологическая установка на урок:
Я, ты, он, она
Вместе - дружная страна.
Если хочу говорить, то поднимаю руку.
Если говорит товарищ, то его слушаю.
Уважаем друг друга.
2. Речевая разминка (1 слайд)
Прочитайте загадку.
Рано-рано по утру,
Я танцую на току.
Брови алые вразлёт,
Потеснись лесной народ,
Хвост как веер у меня,
И обут в ботфорты я.
Правда, всё вокруг, друзья,
В тот момент не слышу я!
- Кто догадался о ком эта загадка? (глухарь)
- Прочитайте строчку девочки, строчку мальчики.
- Как вы думаете, почему я приготовила сегодня эту загадку?
- В ходе чтения вам предстоит проверить ваши предположения (Ответы детей)
3. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
- Вспомните, как называется раздел, который мы сейчас изучаем? (Люби живое)
Составление кластера: (доска)
Люби живое. |
- С какими произведениями мы уже познакомились? (Михаил Пришвин «Моя Родина», Иван Соколов-Микитов «Листопадничек», Василий Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку», Виталий Бианки «Мышонок Пик», Борис Житков «Про обезьянку»). Жанр этих произведений? (рассказ)
Составление кластера: (доска)
- Чему научили вас писатели и их рассказы? (Лучше понимать природу, любить животных, защищать братьев наших меньших, бережно относится ко все живым существам, понимать, что животные нуждаются в нашей защите, оценивать свои поступки, отвечать за них)
4. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)
Работа в парах
- А сейчас я предлагаю вам разгадать слово
- Уберите букву Н, какое получилось слово? (КАНПАНЛУНХАН)
- Это не просто слово - это название нашего сегодняшнего произведения.
- Написал это произведение Виктора Петровича Астафьева
- Давайте сформулируем тему нашего урока. (Виктор Петрович Астафьев «Капалуха») (добавляю в кластер)
Составление кластера: (доска)
- Сформулируйте цели урока. (Познакомиться с произведением В.П.Астафьева «Капалуха»)
- А чтобы достичь эти цели какими надо быть нам? (Внимательными, дружными, трудолюбивыми)
- О его биографии расскажет Александр К. и Варвара З.
(Портрет В.П.Астафьева и года жизни - на доске)
Виктор Петрович Астафьев родился в Красноярском крае, на берегах Енисея в селе Овсянка. В 7 лет мальчик потерял мать. Заботы по воспитанию взяли на себя бабушка и дедушка. Мальчиком Астафьев много времени проводил в лесу, на реке и навсегда полюбил их. Так получилось, что детство и юность писателя прошли за Полярным кругом - в детском доме посёлка Игарка. Здесь Виктор Астафьев встретил замечательного человека, сибирского поэта Игнатия Рождественского. Он преподавал в детском доме русский язык и литературу. Виктор много читал, ему было всё интересно, любил пересказывать прочитанные книги, начал сочинять стишки.
Затем Астафьев учился в железнодорожной школе, работал составителем поездов.Осенью 1942 года - в 18 лет - ушёл на фронт добровольцем. На войне был тяжело ранен. Фронтовая биография писателя отмечена орденами и медалями.
После войны Виктор Петрович работал слесарем, грузчиком, плотником. В 1953 году в Перми вышла первая книжка"Васюткино озеро" - первый рассказ для детей. В 1959 году поступил на Высшие литературные курсы. Виктор Астафьев писал о том, что отлично знал: об Урале, Сибири, их природе, о людях, учил творить добро, беречь землю, всё живое на ней. Именно поэтому произведения его по-настоящему правдивы и достоверны.
(Выставка книг)
-
«Васюткино озеро».
- «Пастух и пастушка».
- «Последний поклон».
- «Кража».
- «Царь-рыба».
- «Ода русскому огороду».
- «Перевал».
- «Звездопад».
- Все эти произведения о природе.
- Сегодня мы продолжаем путешествовать по разделу «Люби живое» и окунёмся в удивительный, полный тайн мир живой природы. Мы попадём в лес, а поможет нам в этом произведение Виктора Петровича Астафьева.
Но чтобы лес открыл вам свои тайны, вы должны вести себя тихо, быть внимательными, уметь слушать и слышать. Соблюдая эти несложные правила, вы сможете много увидеть и узнать.
Повторим правила друзей природы (слайд 3)
Не будем срывать цветы. Пусть красивые растения остаются в природе.
Не будем ломать ветки деревьев и кустарников!
Не будем обижать лягушек и жаб!
Не будем ловить диких животных и уносить их домой!
А) Работа над произведением
Ну а теперь возвращаемся к нашему произведению. Откройте учебники на стр. 98. Прочитайте ещё раз его название. (Капалуха)
- Можно по названию определить о ком или о чём пойдет речь? (нет)
- Почему (незнакомое и непонятное слово)
- Поэтому какая задача стоит перед нами в ходе чтения (в ходе чтения нам нужно определить значение слова капалуха)
- Давайте вместе внимательно рассмотрим иллюстрацию на с. 98? Попробуйте предположить, о ком, о чем это произведение. (о птице)
Б) Словарная работа
В тексте вам встретятся незнакомые слова. Давайте их прочитаем и разберём.
Работа со словарём Ожегова: просека, валежник, космы, черничник.
ПРОСЕКА - полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев;
ВАЛЕЖНИК - сухие сучья, деревья, упавшие на землю; КОСМЫ - в прямом значении: взлохмаченные пряди волос; в переносном - что-либо, напоминающее такие пряди,
ЧЕРНИЧНИК - заросли черники.
- Ещё встретятся вот такие выражения, давайте выясним, что они обозначают?
Ощупывать глазами - осматривать внимательно.
Закостенелые крылья - неподвижные.
Альпийские луга - это луга, расположенные высоко в горах.
Пыжилась - старалась, делала усилия.
Прочитаем по слогам слова, записанные на доске:
ред-ко-ла-пы-е
по-ше-ве-ли-ва-ли
за-рож-да-ю-щим-ся
вы-да-вав-шим-ся
блед-но-лис-тым
до-цве-та-ю-щим
рас-пу-щен-ны-ми
в) Чтение произведения с остановками
- Приступаем к чтению. Читать мы будем с остановками и в ходе чтения попробуем составить план произведения. (слайд10)
Чтение 1 части (до слов «Я поспешил к бугорку…»).
- Как можно озаглавить эту часть? (У черничного бугорка на просеке)
1. Где происходило действие?
2. Что делали дети в тайге?
3. Где поднялся шум?
- Давайте проверим наши предположения
Чтение 2 части (до слов «А что будет с капалухой?»)
- Что описывает автор в этой части рассказа?
- Как вы думаете, с какой целью автор включает описание черники в рассказ?
- Как озаглавим эту часть (Гнездо! Находка!)
- О какой находке рассказывает автор?
- Как описывает автор гнездо глухарки? (найдите отрывок из текста)
- С чем он его сравнивает?
- Почему автор выбрал именно такие слова и выражения?
- Что почувствовал рассказчик, когда увидел гнездо? Почему?
- Что решили сделать мальчики с гнездом?
- Какое правило они забыли? Давайте его вспомним?
Чтение 3 части (до слов «И все весело побежали...)
- Какую главную мысль хочет донести автор до читателя (волнение капалухи)
- Найдите слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда к гнезду приблизились люди.
- Прочитайте эти слова. (Металась в стороны. Крылья разброшены, мела ими. Закостенели от неподвижности. Пыталась и не могла взлететь)
- Почему автор выбрал именно эти выражения? (Чтобы показать состояние капалухи.)
- Какие слова еще использует писатель, чтобы показать внутреннее состояние птицы? (Испуг, гнев, бесстрашие.)
- Давайте подберём синонимы к этим словам (боязнь, злость, храбрость)
- Как озаглавим? (Тревога капалухи!)
Чтение 4 части (до конца)
- Что главное в этой части?
- Найдите слова, которые указывают на то, как изменилось поведение капалухи после ухода людей? (Вытянув шею. Глаза не следили. Целилась на гнездо. Плавно слетела. Заползла в гнездо. Распустила крылья. Замерла.)
- Что вы можете сказать с состоянии капалухи ? (Глаза ее начали затягиваться дремной пленкой. Успокоилась, но была настороже).
- Как озаглавите 4 часть? «Снова в гнездо»
После чтения
- Итак, ребята, кто такая капалуха?
(на доске появляется изображение капалухи)
- Докажите словами из текста.
- Ребята, а что вы знаете о глухаре? (видео)
- Какой жанр этого произведения? (Рассказ)
- Правильно, ребята! Это рассказ. Но это не выдуманный рассказ. Эта история случилась с автором в школьном возрасте, когда он со своими друзьями пас молодых телят.
- Какие чувства вы испытывали, когда читали это произведение? (Чувство грусти, тревоги, жалость к капалухе, гнева на ребят).
- С кем можно сравнить поведение капалуху? (С мамой, которая оберегает и защищает своих детей)
- В какой части произведения автор нам показывает капалуху, как мать. (В 3 и 4 части)
- Какие чувства вы испытывали к маме-капалухе? (Чувство восхищения, благодарности, уважения за такую сильную любовь)
В) физкультминутка (технология Базарного)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой
Анализ героев рассказа
- Назовите героев рассказа В.П.Астафьева (Капалуха, мальчишки, автор)
Работа в группах.
Каждая группа анализирует героев рассказа.
- Выберите качества, которые подходят к героям рассказа, и объясните свой выбор. Можно придумать и записать другие качества, которые подходят к героям рассказа.
Добрый
Любит природу
Испуганный
Озорные
Бесстрашный
Безграничная, преданная любовь
Восхищение
Гордость
Безответственность
Хотели позабавиться, но поняли, что были не правы
8. Итог урока
- Назовите произведение, с которым мы познакомились.
- Кто написал это произведение?
- Назовите тему произведения.
- Главная мысль произведения. (Материнская любовь - самая крепкая и искренняя на свете.)
- Мы узнали, кто такая капалуха?
- Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?
- Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая? - Написав этот рассказ, В.П.Астафьев хотел, чтобы мы, читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую?
(Любить, беречь, охранять природу, заботиться о братьях наших меньших.)
- Чему нас научил рассказ? (Не разорять гнезда)
- Почему наш урок начинался с загадки о глухаре? (Ответы детей)
- Составим синквейн
Капалуха
заботливая, бесстрашная
оберегает, прикрывает, боится
Материнская ласка конца не знает.
Глухарка
- Нашим уроком мы попытались прикоснуться к красоте природы сердцем. Кто считает, что у него это получилось, поднимет зеленый кружок, кто остался равнодушным поднимает красный.
10. Рефлексия (дерево)
11. Домашнее задание (Дифференцированное, творческое).
- Зеленый лист: прочитать рассказ, с. 98-101, пересказать по плану.
- Желтый лист - прочитать рассказ, найти загадки о глухаре.
- Красный лист - прочить рассказ, нарисовать иллюстрацию к данному произведению.