Литературное чтение «В.Астафьев "Капалуха"». 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: литературное чтение, В.П.Астафьев, В.Астафьев «Капалуха»


Цели:

  • Продолжить работу над произведениями о природе;
  • Познакомить учащихся с рассказом В.П.Астафьева "Капалуха", помочь найти главную мысль и осознать её, выразить своё отношение к прочитанному; пополнить словарный запас;
  • Развивать навыки смыслового чтения, умение работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы;
  • Прививать любовь к животным, природе родного края, обобщать знания о поведении в лесу.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление

Формирование УУД:

Планируемые результаты обучения, в том числе формирование УУД:

Предметные:

  • прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, опорным словам и осознавать цель чтения;
  • определять главную мысль и героев произведения;
  • этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста;

Метапредметные:

  • Познавательные УУД:
    • формировать умения сравнивать, анализировать, обобщать учебный материал, прогнозировать, предугадывать содержание художественного текста;
    • использовать знаково-символические средства;
    • строить логическое рассуждение и речевое высказывание в устной форме, ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • Коммуникативные УУД:
    • формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
    • формулировать собственное мнение и позицию;
    • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
    • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • Регулятивныее УУД:
    • принимать и сохранять учебную задачу;
    • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
    • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
    • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
    • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Личностные УУД:

  • формировать мотивационную основу учебной деятельности, включающей учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • стремиться к совершенствованию своих знаний;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Форма организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Технологии: технология продуктивного чтения, технология проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии.

Методы: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый (определение основной мысли текста, работа над образом капалухи).

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.

Ход урока

1. Организационный момент

Психологическая установка на урок:

Я, ты, он, она
Вместе - дружная страна.
Если хочу говорить, то поднимаю руку.
Если говорит товарищ, то его слушаю.
Уважаем друг друга.

2. Речевая разминка (1 слайд)

Прочитайте загадку.

Рано-рано по утру,
Я танцую на току.
Брови алые вразлёт,
Потеснись лесной народ,
Хвост как веер у меня,
И обут в ботфорты я.
Правда, всё вокруг, друзья,
В тот момент не слышу я!

- Кто догадался о ком эта загадка? (глухарь)

- Прочитайте строчку девочки, строчку мальчики.

- Как вы думаете, почему я приготовила сегодня эту загадку?

- В ходе чтения вам предстоит проверить ваши предположения (Ответы детей)

3. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)

- Вспомните, как называется раздел, который мы сейчас изучаем? (Люби живое)

Составление кластера: (доска)

Люби живое.

- С какими произведениями мы уже познакомились? (Михаил Пришвин «Моя Родина», Иван Соколов-Микитов «Листопадничек», Василий Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку», Виталий Бианки «Мышонок Пик», Борис Житков «Про обезьянку»). Жанр этих произведений? (рассказ)

Составление кластера: (доска)

- Чему научили вас писатели и их рассказы? (Лучше понимать природу, любить животных, защищать братьев наших меньших, бережно относится ко все живым существам, понимать, что животные нуждаются в нашей защите, оценивать свои поступки, отвечать за них)

4. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)

Работа в парах

- А сейчас я предлагаю вам разгадать слово

- Уберите букву Н, какое получилось слово? (КАНПАНЛУНХАН)

- Это не просто слово - это название нашего сегодняшнего произведения.

- Написал это произведение Виктора Петровича Астафьева

- Давайте сформулируем тему нашего урока. (Виктор Петрович Астафьев «Капалуха») (добавляю в кластер)

Составление кластера: (доска)

- Сформулируйте цели урока. (Познакомиться с произведением В.П.Астафьева «Капалуха»)

- А чтобы достичь эти цели какими надо быть нам? (Внимательными, дружными, трудолюбивыми)

- О его биографии расскажет Александр К. и Варвара З.

(Портрет В.П.Астафьева и года жизни - на доске)

Виктор Петрович Астафьев родился в Красноярском крае, на берегах Енисея в селе Овсянка. В 7 лет мальчик потерял мать. Заботы по воспитанию взяли на себя бабушка и дедушка. Мальчиком Астафьев много времени проводил в лесу, на реке и навсегда полюбил их. Так получилось, что детство и юность писателя прошли за Полярным кругом - в детском доме посёлка Игарка. Здесь Виктор Астафьев встретил замечательного человека, сибирского поэта Игнатия Рождественского. Он преподавал в детском доме русский язык и литературу. Виктор много читал, ему было всё интересно, любил пересказывать прочитанные книги, начал сочинять стишки.

Затем Астафьев учился в железнодорожной школе, работал составителем поездов.Осенью 1942 года - в 18 лет - ушёл на фронт добровольцем. На войне был тяжело ранен. Фронтовая биография писателя отмечена орденами и медалями.

После войны Виктор Петрович работал слесарем, грузчиком, плотником. В 1953 году в Перми вышла первая книжка"Васюткино озеро" - первый рассказ для детей. В 1959 году поступил на Высшие литературные курсы. Виктор Астафьев писал о том, что отлично знал: об Урале, Сибири, их природе, о людях, учил творить добро, беречь землю, всё живое на ней. Именно поэтому произведения его по-настоящему правдивы и достоверны.

(Выставка книг)

    «Васюткино озеро».
  • «Пастух и пастушка».
  • «Последний поклон».
  • «Кража».
  • «Царь-рыба».
  • «Ода русскому огороду».
  • «Перевал».
  • «Звездопад».

- Все эти произведения о природе.

- Сегодня мы продолжаем путешествовать по разделу «Люби живое» и окунёмся в удивительный, полный тайн мир живой природы. Мы попадём в лес, а поможет нам в этом произведение Виктора Петровича Астафьева.

Но чтобы лес открыл вам свои тайны, вы должны вести себя тихо, быть внимательными, уметь слушать и слышать. Соблюдая эти несложные правила, вы сможете много увидеть и узнать.

Повторим правила друзей природы (слайд 3)

Не будем срывать цветы. Пусть красивые растения остаются в природе.

Не будем ломать ветки деревьев и кустарников!

Не будем обижать лягушек и жаб!

Не будем ловить диких животных и уносить их домой!

А) Работа над произведением

Ну а теперь возвращаемся к нашему произведению. Откройте учебники на стр. 98. Прочитайте ещё раз его название. (Капалуха)

- Можно по названию определить о ком или о чём пойдет речь? (нет)

- Почему (незнакомое и непонятное слово)

- Поэтому какая задача стоит перед нами в ходе чтения (в ходе чтения нам нужно определить значение слова капалуха)

- Давайте вместе внимательно рассмотрим иллюстрацию на с. 98? Попробуйте предположить, о ком, о чем это произведение. (о птице)

Б) Словарная работа

В тексте вам встретятся незнакомые слова. Давайте их прочитаем и разберём.

Работа со словарём Ожегова: просека, валежник, космы, черничник.

ПРОСЕКА - полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев;

ВАЛЕЖНИК - сухие сучья, деревья, упавшие на землю; КОСМЫ - в прямом значении: взлохмаченные пряди волос; в переносном - что-либо, напоминающее такие пряди,

ЧЕРНИЧНИК - заросли черники.

- Ещё встретятся вот такие выражения, давайте выясним, что они обозначают?

Ощупывать глазами - осматривать внимательно.

Закостенелые крылья - неподвижные.

Альпийские луга - это луга, расположенные высоко в горах.

Пыжилась - старалась, делала усилия.

Прочитаем по слогам слова, записанные на доске:

ред-ко-ла-пы-е
по-ше-ве-ли-ва-ли
за-рож-да-ю-щим-ся
вы-да-вав-шим-ся
блед-но-лис-тым
до-цве-та-ю-щим
рас-пу-щен-ны-ми

в) Чтение произведения с остановками

- Приступаем к чтению. Читать мы будем с остановками и в ходе чтения попробуем составить план произведения. (слайд10)

Чтение 1 части (до слов «Я поспешил к бугорку…»).

- Как можно озаглавить эту часть? (У черничного бугорка на просеке)

1. Где происходило действие?

2. Что делали дети в тайге?

3. Где поднялся шум?

- Давайте проверим наши предположения

Чтение 2 части (до слов «А что будет с капалухой?»)

- Что описывает автор в этой части рассказа?

- Как вы думаете, с какой целью автор включает описание черники в рассказ?

- Как озаглавим эту часть (Гнездо! Находка!)

- О какой находке рассказывает автор?

- Как описывает автор гнездо глухарки? (найдите отрывок из текста)

- С чем он его сравнивает?

- Почему автор выбрал именно такие слова и выражения?

- Что почувствовал рассказчик, когда увидел гнездо? Почему?

- Что решили сделать мальчики с гнездом?

- Какое правило они забыли? Давайте его вспомним?

Чтение 3 части (до слов «И все весело побежали...)

- Какую главную мысль хочет донести автор до читателя (волнение капалухи)

- Найдите слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда к гнезду приблизились люди.

- Прочитайте эти слова. (Металась в стороны. Крылья разброшены, мела ими. Закостенели от неподвижности. Пыталась и не могла взлететь)

- Почему автор выбрал именно эти выражения? (Чтобы показать состояние капалухи.)

- Какие слова еще использует писатель, чтобы показать внутреннее состояние птицы? (Испуг, гнев, бесстрашие.)

- Давайте подберём синонимы к этим словам (боязнь, злость, храбрость)

- Как озаглавим? (Тревога капалухи!)

Чтение 4 части (до конца)

- Что главное в этой части?

- Найдите слова, которые указывают на то, как изменилось поведение капалухи после ухода людей? (Вытянув шею. Глаза не следили. Целилась на гнездо. Плавно слетела. Заползла в гнездо. Распустила крылья. Замерла.)

- Что вы можете сказать с состоянии капалухи ? (Глаза ее начали затягиваться дремной пленкой. Успокоилась, но была настороже).

- Как озаглавите 4 часть? «Снова в гнездо»

После чтения

- Итак, ребята, кто такая капалуха?

(на доске появляется изображение капалухи)

- Докажите словами из текста.

- Ребята, а что вы знаете о глухаре? (видео)

- Какой жанр этого произведения? (Рассказ)

- Правильно, ребята! Это рассказ. Но это не выдуманный рассказ. Эта история случилась с автором в школьном возрасте, когда он со своими друзьями пас молодых телят.

- Какие чувства вы испытывали, когда читали это произведение? (Чувство грусти, тревоги, жалость к капалухе, гнева на ребят).

- С кем можно сравнить поведение капалуху? (С мамой, которая оберегает и защищает своих детей)

- В какой части произведения автор нам показывает капалуху, как мать. (В 3 и 4 части)

- Какие чувства вы испытывали к маме-капалухе? (Чувство восхищения, благодарности, уважения за такую сильную любовь)

В) физкультминутка (технология Базарного)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

Анализ героев рассказа

- Назовите героев рассказа В.П.Астафьева (Капалуха, мальчишки, автор)

Работа в группах.

Каждая группа анализирует героев рассказа.

- Выберите качества, которые подходят к героям рассказа, и объясните свой выбор. Можно придумать и записать другие качества, которые подходят к героям рассказа.

Добрый
Любит природу
Испуганный
Озорные
Бесстрашный
Безграничная, преданная любовь
Восхищение
Гордость
Безответственность
Хотели позабавиться, но поняли, что были не правы

8. Итог урока

- Назовите произведение, с которым мы познакомились.

- Кто написал это произведение?

- Назовите тему произведения.

- Главная мысль произведения. (Материнская любовь - самая крепкая и искренняя на свете.)

- Мы узнали, кто такая капалуха?

- Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?

- Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая? - Написав этот рассказ, В.П.Астафьев хотел, чтобы мы, читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую?

(Любить, беречь, охранять природу, заботиться о братьях наших меньших.)

- Чему нас научил рассказ? (Не разорять гнезда)

- Почему наш урок начинался с загадки о глухаре? (Ответы детей)

- Составим синквейн

Капалуха
заботливая, бесстрашная
оберегает, прикрывает, боится
Материнская ласка конца не знает.
Глухарка

- Нашим уроком мы попытались прикоснуться к красоте природы сердцем. Кто считает, что у него это получилось, поднимет зеленый кружок, кто остался равнодушным поднимает красный.

10. Рефлексия (дерево)

11. Домашнее задание (Дифференцированное, творческое).

  • Зеленый лист: прочитать рассказ, с. 98-101, пересказать по плану.
  • Желтый лист - прочитать рассказ, найти загадки о глухаре.
  • Красный лист - прочить рассказ, нарисовать иллюстрацию к данному произведению.