Парадигмы образования и концепция организующей силы общественного сознания

Разделы: Общепедагогические технологии


Образование

Образование - ЯВЬ образа в душе,
который формируется в деяниях.

Его можно трактовать, как следование культурному образцу и способ саморазвития личности. Благодаря воспитанию норм и правил поведения, человек приобретает ценности социума, а, следуя общественным традициям, поддерживает в равновесии общественное бытие государства, нации и народа.

Однако на современном этапе общественного бытия возникают противоречия между возрастающими требованиями к индивидуальному интеллекту и духовности человека и низким уровнем качества образования [1], что наглядно видно на масс-медиа и страницах рекламного интернета.

Обычно выделяют традиционную, религиозную и светскую парадигмы. При этом отмечается, что социум манипулирует сознанием человека, затрудняет возможность состояться в качестве самостоятельной личности [2]. Социально экономическая организация современного общества для части населения выступает, как враждебная человеку сила. Что этому можно противопоставить?

Мировоззренческие конструкции и религиозное вероучение. И это придает мировоззрению особый духовно-практический характер, что является основой регуляции и регламентации поведения человека, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. Религиозные образы могут быть описаны как "образы-парадигмы", так как их источником является религиозная традиция в целом. [3] Они воспринимаются верующими как образы духовной реальности, как образы-посредники, соединяющие миры горнего и дольнего. С помощью обрядов религия культивирует в человеке чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия. Элемент духовности позволяет сохранить человеку аутентичность и душевное равновесие.

Но верующих людей не так много, поэтому для большинства людей разрабатывается светская парадигма, опирающаяся на понятие целостной личности. Человек является личностным началом культуры, он несёт в себе интеллектуальный и духовный потенциал. Но происходит «онтологический сдвиг» в форме замены статичного бытия на динамичное развитие, что требует новых способов выражения бытия в становящейся и многомерной парадигме социума [4].

В культуре ЕГО
Есть ЯВЬ достижения,
Сознание пути
И духа стремление.

Возникает проблема формирования ориентиров развития для выбора пути современного молодого человека. И эта проблема решается в средней и высшей школе с использованием известных парадигм образования. Существует четыре известных педагогических парадигмы: традиционная, андрологическая, акмеологическая и коммуникативная [5].

В традиционной педагогической парадигме существует примат воспитателя над воспитуемым, главенствует авторитет учителя или родителя, которые диктуют ребёнку правила поведения, дают задания, поручения и их необходимо выполнять - обычная работа на уроке. Необходимо выполнять программу, поэтому

Долг превыше всего.

Ребёнок это чувствует и, если имеет пропуски или не успевает, то с неудовольствием ходит в школу, так как знает, что ничего хорошего их этого не выйдет. И противоречивое чувство может приводить его к состоянию депрессии.

Главное противоречие этой парадигмы заключается в том, что, говоря в обществе о свободе и демократии, на уроках насаждаются принуждение и авторитарность. Педагогом в такой системе может стать любой знающий предмет человек, способный тем или иным способом утвердить свой авторитет, в обществе создаётся незримое внешне напряжение.

Согласно андрологической парадигме, воспитуемый осознает процесс воспитания, ставит себе цели и достигает их. Начало этой парадигме дали педагоги Ш.А.Амонашвили, Е.Н.Ильин, В.Ф.Шаталов, развивающие педагогику сотрудничества учителя и ученика, активизирующие эмоциональную и интеллектуальную сферы сознания и направляющие её в русло творческого начала.

Наиболее часто эта парадигма применяется в спорте. Тренеру в такой системе отводится роль наставника, который должен поддержать, подтолкнуть подопечного на пути роста мастерства.

Противоречие данной парадигмы состоит в способах достижения цели. Для того, чтобы у воспитуемого сформировалась какая-либо цель, необходимо как минимум сформировать ему пространство выбора цели. А для того, чтобы совершить выбор, следует представлять все то, из чего приходится выбирать. Данная ситуация реализуется, когда решается какая задача, где есть несколько вариантов решения. Следует заметить, что данная парадигма применяется в основном в высшем образовании [6], так что под воспитанием в данном случае понимается получение образования.

Требования к преподавателю в этом случае возрастают. Необходим учет индивидуальных особенностей студентов, понимание того, что каждый из них будет использовать (или не использовать) преподаваемые знания и умения по-своему. Далеко не каждый специалист способен быть педагогом в данном качестве. Однако авторы [6] используют принцип сочетания дифференцирован-ного, индивидуального и комплексного подходов в воспитании, ориентируясь на конкретный, индивидуальный исходный уровень воспитанности и культуры студента.

Учитель и ученик
Общаются на равных,
Как добрые друзья,
В стремлении
К знаниям славным.

В девяностых годах прошлого века приставку "акме" стали рассматривать как вершину (высшую степень достижения чего-нибудь) развития человека на основе полной реализации его способностей и возможностей, что привело к появлению такого направления, как профессиональная акмеология. Акмеологическая парадигма стремится найти индивидуальный подход к каждому учащемуся или студенту.

Само актуализация - это деятельность человека по наиболее полной реализации своего умственного или эстетического потенциала, достижению вершины своих возможностей. Впервые о само актуализованной личности заговорил А.Маслоу в теории потребностей [7]. В этом случае, как результат этой деятельности, так и путь к вершине, и шкалы для измерения достигнутого на этом пути не могут назначаться обществом: они являются продуктом деятельности и функцией возможностей самого студента, избравшего для своего развития путь само актуализации.

Высшая ступень
ЯВИ-ЁН развития,
Постижение сути
И само раскрытие.

Концепция коммуникативной парадигмы предусматривает общение и взаимное совершенствование группы учащихся или студентов из одной предметной области, примерно одинаковых по уровню развития. [6]. Но это узкий подход, так как коммуникация предусматривает использование любых источников информации: книг, учебников, интернет-ресурсы, а также собственные наработки или когнитивные схемы.

Не только принцип опоры на коллектив на коллектив должен использоваться для возникновения общественного сознания, но - внутренняя мыслительная и духовная работа самого индивида со своим внутренним миром. Из этого принципа выросла целая плеяда педагогов, проповедующих идеи гуманизма. [8] Так А.С.Макаренко определял коллектив, как «целеустремлённый комплекс личностей», и во главу угла ставился коллектив, влияющий на самосознание личности. Не поддерживал этот подход В.А.Сухомлинский, который считал, что прежде надо воспитывать духовную личность и на этой основе создавать и сплачивать коллектив через осочувствование ценностей личностного бытия. И гуманистическое направление направлено не столько на социально ориентированное обучение, сколько на развитие личности учащегося или студента.

Общественное сознание
И ЯВЬ коммуникации
Являют индивиду
Возможность
Само выражаться.

А сам по себе человек, как личность, обладает инерцией мышления, поэтому он не может выйти за пределы собственного сознания, как минимум он должен быть открытой системой и ощущать не только влияние коллектива, но и социума, цивилизации и Вселенной.

Поэтому в дополнение предлагается идея фрактальной гуманитарной методологии [9], которая использует принципы: нелинейности и множественности путей развития личности; конгруэнтности и развития диалогичности и понимания между слушателем и воспитателем; открытости и взаимодействия; фрактальной гармонии и целостного развития человека, как личности, иерархического знания и самостоятельного самообразования. А это требует условия, чтобы он умел слышать голос бытия [10]. Благодаря открытости человек способен на тонкое понимание и осмысление Вселенной и её глубинного Бытия.

Выйти за предел
Собственной системы
И коснуться ЯВИ
Бытия в интеле.

И в этом многообразии парадигм возникает проблема создание концепции, которая объединяла их в единое целое. Ведь, по сути, парадигмы - это взгляды на процесс образования личности, а формируют личность педагог и сам человек в ходе бытия, поэтому мы исходим из того, что сознание педагога и учащегося должны сближаться в ходе ориентированного общения.

Что делает педагог на занятии? Он представляет материал или проводит презентацию и даёт задания в форме задач или вопросов. А, что делает учащийся?

Изобразим это в виде матрицы сознания:

Одно из свойств восприятия - целостность, которая будет зависеть от типа личности (визуал, аудиал, кинестетик, интеллектуал). Кинестетику для лучшего усвоения надо включать моторные функции, визуалу - зрительное восприятие, аудиалу - слух. Но на занятии учащийся воспринимает, что ему передаёт учитель, и на этом этапе действует педагогическая парадигма.

В ходе представления информации в виде схем, рисунков, таблиц или порядка решения активизируются эмоциональная и интеллектуальная сферы сознания. И наступает фаза андронологической парадигмы, как осознания важности полученных знаний, особенно в ходе контрольных и самостоятельных работ.
В ходе домашней проработки (а она должна быть частью культуры ученика) происходит внутренняя работа сознания, создаётся умственное напряжение, и возникают условия для активизации творческих способностей в ходе усвоения знаний. Дома в свободной обстановке каждый может заниматься любимым делом с увлечением и совершать маленькие открытия. И здесь при участии родителей (кружки, секции, школы) реализуется акмеологическая парадигма - творческого развития ребёнка.

Так как значительную часть своего времени ребёнок проводит в коллективе сверстников, то у него возникает желание (особенно у подростков) утвердиться в глазах своего круга. Если он - лидер по натуре, то это легко сделать. А если - ведомый или отстающий, то всё равно надо чем-то выделиться. В этом случае на первое место выступают такие черты характера, как доброта, тактичность, внимательность, которые воспитываются в нормальном ребёнке. И он ищет круг друзей, которые его и понимают, и воспринимают, как своего. В данном случае коммуникативная парадигма стремится создать равновесие между окружающей средой и человеком.

Так мы изобразили матрицу сознания для четырёх парадигм с учётом, что они возникают каждая в своё время и - на своём месте.

И теперь возникает вопрос: можно ли их объединить в учебном процессе? Да, если возникает организующая сила сознания. По отношению особенностям жизни сознание обладает разными модальностями [11]. Это могут быть состояния, процессы и образования в форме мыслей или чувств. Сила сознания выступает в виде убеждения не, как я думаю, а как должно делать или какой порядок должен существовать для достижения значимой цели.

Сила сознания -
ЯВЬ убеждения,
Это высокого духа
Стремление.

У учителя эта сила может быть направлена на внешнюю организацию порядка в классе, реализацию технологической карты урока или плана занятия для выполнения программы освоения темы. Так поступают все педагоги, и в конце занятия производится проверка усвоения представленного материала при помощи рефлексивного метода: осознания и выделения главных моментов темы. На этом андрологическая парадигма заканчивается.

А следующим этапом должна быть акмеологическая часть, но на неё у учителя не хватает ни сил, ни времени из-за большого количества учеников в классе. Да, способные учителя создают свои оригинальные методики, а выдающиеся - школы, и эти действия направлены на активизацию или развитие отдельных способностей учеников. Фронтально эта задача решается лишь для небольшого количества развитых продвинутых по культурному развитию детей, а для большинства искусные методики дают небольшой эффект. Где же выход?

Выход в индивидуальной работе с каждым по повышению его культурного, ментального и интеллектуального потенциала. Это и есть новая концепция образования. Её можно сформулировать следующим образом: повышение порядка мышления путём постепенного повышения уровня решаемых и поставленных задач и повышение уровня сознания путём взаимодействия личности учащегося с организующей силой сознания учителя в ходе непосредственной работы при осознании пути решения проблемы.

При этом необходимо понимать, что уровень сознания лимитирует или определяет уровень мышления. Поэтому учитель в ходе изучения любого материала должен ставить перед учащимися проблемы, решение которых повышает их уровень сознания. При такой работе все учителя помогают ученикам строить Дом сознания.

Вторая часть концепции организующей силы сознания связана с продолжение мысли классика о сеятелях: «Сейте разумное, доброе, вечное», и в данном случае появляется новое понятие «зерно духа» [11]. Именно дух является началом вечного, и ЕГО учитель может сеять в виде:

Доброе умение
Мысль в душе рождать,
С чувством вдохновения
В образ воплощать.

Если развивать в ребёнке умение выделять главное, делать вывод, формулировать мысль, то это будет новый уровень понимания и сознания по сравнению с применяемым сейчас методом рефлексии. И в этом случае закладывается самодвижущая, активная сила духа в сознании.

Сила духа в сознании действует всю жизнь.

Недаром о таких людях говорят, что человек «горит на работе». В этом случае энергия само организующей силы сознания действует, как катализатор умственного роста и духовного развития личности.

Вы можете сказать, что эта утопия, но ведь в обществе есть институт наставничества, когда более опытные и продвинутые специалисты помогают повысить уровень мастерства молодым. Этот резерв в настоящее время в школе не задействован.

В школах существуют классные руководители, кураторы и социальные педагоги, но роль их сводится к организации внешней деятельности учащегося. А задача состоит в активизации внутренней жизни индивида, когда у него возникают проблемы в жизни, чтобы устранить пробелы в знаниях и сохранить уверенность в своих силах. В этом тоже могут помогать учителя-наставники.

Но более высокая роль в индивидуальной работе учителя-старателя. Ведь, что в реальности делает старатель? Он ищет и вымывает крупицы золота в породе. И благородная задача старателя состоит в том, чтобы выискивать крупицы «злата в душе» или дремлющего таланта в маленьком человеке в ходе кропотливой работы.

Старатель учится сам,
Духовным стремлением растёт,
И ЯВИ ЕГО красота
В душе ЁН харизмой цветёт.

Организующая сила сознания учителя доводит уровень мышления ученика до понимания порядка действий, сущности задачи, идеи решения, а уровень его понимания - до рефлексии и осознания радости от важности полученного знания или открытия в душе новой точки зрения или нового подхода.

Поэтому логично ввести в школе институт наставников для повышения культурного уровня образования. Можно ввести специальные занятия, где наставники работают индивидуально по развитию умственного потенциала детей. Такого рода занятия и специальные программы уже введены в некоторых странах: Венесуэлы, Малайзии и Сингапура, пора шаг сделать и нам.

Основным функциональным механизмом сознания является социальное мышление личности [12]. Зрелость личности проявляется в отношении её к состоянию общественной жизни. Пока министры дремлют, учитель-старатель, пробудивший хотя бы одну душу, даст маленький импульс большому движению общественного сознания. В этом случае организующая сила сознания Учителя может дать синергетический эффект и будет способствовать духовному сплочению общества, а уровень культуры, направленный на самосознание, в социуме вырастет. У части людей возникнет чувство уверенности, что не партия, не система, а кто-то свыше о нас заботится, и этой силой является Род.

Организующая сила общественного сознания - это шаг вперёд по сравнению с индивидуализмом меркантильного Западного образа жизни.

Выводы

  1. Рассмотрены четыре педагогических парадигмы, используемые в ходе обучения учащихся и студентов. Показано, что каждая при обучении возникает в своё время и - на своём месте. Для объединения их предлагается понятие - организующая сила сознания.
  2. В работе сформулирована концепция современного образования:
    повышение порядка мышления путём постепенного повышения уровня поставленных задач и повышение уровня сознания путём взаимодействия личности учащегося с организующей силой сознания учителя в ходе непосредственной работы при осознании пути решения проблемы.
  3. Для реализации данной концепции предлагается ввести в школе институт наставничества из учителей-старателей.

Список литературы

  1. Эмих Н.А. Культурные парадигмы современного образования. М.: Логос, 2012, 173 с.
  2. Бережная М.П. «Уход» в культурных парадигмах бытия человека, автореферат дисс. к. ф. н., Белгород, 2012.
  3. Охоцимский А.В. Образы-парадигмы в религиозной культуре, Вопросы культурологии, 8, 2016, с 35-44.
  4. Логинова М.В. Современная парадигма культуры: методологический аспект, Известия вузов. Серия «Гуманитарные науки» 9 (1), 2018, с. 37-40.
  5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Издательство: РПА, 2015. - 236 с.
  6. Эльбекьян К.С., Литвиненко И.Л., Кремнева Г.М., Романова Л.В. и друг. основные парадигмы педагогики в решении воспитательных задач при обучении биохимии в медицинском вузе, Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 4 (часть 1), 2016, с. 319-322.
  7. Психология. Под ред. В.Н. Дружинина, «ПИТЕР», С.П.: 2002, 650 с.
  8. Володина О.В. развитие идей гуманистической педагогики в России, Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2013, с.139-142
  9. Тарасова О.И. Каноны и парадигмы образования, www.sgu.ru› files › tarasova o.i. osm 2019 0.pdf
  10. Долженко О.В., Тарасова О.И. Образование: от масс-медиа к «урокам бытия» // Высшее образования в России. 2009. № 4. С. 12 - 18.
  11. Владимиров В.М. Словарь континуаль. М.: DirecMEDIA, 2015, 670 с.
  12. Абульханова К.А. Социальное мышление личности. Современная психология: состояние и перспективы исследований. Ч. 3. Социальные представления и мышление личности. М., 2002. с. 88-103.