Уважаемые участники предлагаю вашему вниманию родительское собрание на тему «Традиции семейного воспитания».
Традиционно главным институтом духовно-нравственного воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи, как института воспитания, обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семейное воспитание- это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. Поведение ребенка - своеобразный индикатор семейного благополучия, основной и главный показатель неблагополучия семьи.
На время моего выступления я попрошу вас побыть в качестве родителей дошкольников. Итак, начнем.
Тема собрания была выбрана не случайно, недавно я с вами провела опрос.
Вам предстояло ответить на следующие вопросы:
1. Что вы понимаете под словом «традиция»?
2. Как Вы думаете, нужно ли знакомить современных детей с обычаями русской культуры, народными промыслами и почему?
3. Кто лучше поможет ребенку сформировать интерес и уважение к родной культуре? (семья, д/с, школа, СМИ, Интернет)
4. Знакомите ли Вы своего ребенка с русским народным творчеством?
5. Владеете ли Вы навыками по изготовлению народной игрушки?
6. Считаете ли вы, что воспитание трудолюбия - необходимость нашего времени?
7. С какого возраста, по-вашему, следует осуществлять воспитание трудолюбия?
8. Есть ли у ребенка какие-либо постоянные небольшие обязанности (например, уборка игрушек, помощь младшему в одевании, уход за растениями и др)?
9. Приучен ли ваш ребенок говорить вежливые слова: «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста», «до свидания»? (всегда, часто, иногда, редко, никогда).
10. Как часто ребенок вас обнимает? (всегда, часто, иногда, редко, никогда)
11. Умеет ли Ваш ребенок просить прощения за совершенные поступки.
12. Часто ли Вы сами пользуетесь «Волшебными словами»? После опроса были получены следующие результаты:
- 4 слайд: показывает отношение родителей к традиционным основам воспитания.
- 5 слайд: показывает эмоциональную привязанность ребенка к родителям, его воспитанность.
Таким образом, можно заключить, что в семейном воспитании детей есть существенные проблемы, которые и приводят к нарушениям в их поведении. Сегодня эта проблема не только нашей группы, д/с, это проблема всего нашего общества.
- Можете ли вы привести примеры семейных традиций нашего народа, которые способствовали воспитанию детей? (Традиционно собираться за общим столом, Общинная воспитание детей «всем миром, общиной», жили со старыми поколениями)
Сегодня я хотела бы вас познакомить с еще одной интересной и важной традицией нашего народа, которая сегодня, к сожалению, забыта, но напрямую связана с воспитанием детей. А именно благодарности в детях. «Благодарность великое сокровище, великое богатство, непобедимое благо, крепкое оружие…» Святитель Иоанн Златоуст
В русской семье были разные игрушки, одними играли, другие служили оберегами дома, ребенка, заботились о благополучии семьи и ее достатка. Была и еще одна интересная кукла Отдарок-за-подарок. Куколка благодарности. Есть такая пословица: «Подарки любят отдарки». И народная кукла Отдарок-за-подарок, несмотря на простоту, несет в себе глубокий смысл и народную мудрость, учит быть благодарным за любое доброе деяние отвечать добром на добро.
«Отдарок-за-подарок» - первая кукла, которую ребёнок должен был сделать сам. Делать такую куколку ребенка обучала бабушка. Самую первую куклу дети делали для родителей, сызмальства приучаясь быть благодарными им за то, что те растят их и заботятся о них.
Историческая справка
В деревнях ребенок до 3-х лет был чадом, дитятком. И мальчики, и девочки ходили в рубашке, сшитой из родительских рубах. Кормили, ухаживали за чадом мама, бабушка или кто-то из старших детей. И изготовление малышом этой куклы было знаком того, что ребенок готов стать самостоятельным, или, как говорили в старину, сойти с материнского подола.
Когда ребенок обучался хорошо делать куклу без посторонней помощи, бабушка начинала говорить о том, что пора дитё посадить за общий стол и дать статус парня или девки.
День посажения за стол для ребёнка был очень важным и значимым. В гости приглашали родных, крестных, и объявляли, что сегодня, чадо наше в первый раз за стол садится. Тогда малыш, одетый в свою собственную новую одежду: мальчик - рубаху, порты и пояс, девочка - рубаху и сарафан, стоя отдавал куколку родителям и говорил: "Спасибо, папенька и маменька, что меня на ноги поставили". Садился на лавку и запоминал свое место.
Менялся статус ребенка, девочек начинали обучать основам рукоделия, мальчиков - основам ремесла, поручали им несложные задачи, которые, тем не менее, ребенок должен был выполнять самостоятельно.
Первую куколку родители хранили вместе с первым пояском, крестильной рубахой, иконкой. Хранили каждую куколку, точно помнили, какая кукла за что дана.
Самый первый Отдарок мать отдавала дочери, когда та выходила замуж и уходила в другую семью, говоря: «Когда-то ты этот Отдарок подарила с благодарностью, что на ноги поставили, так пусть он тебе напоминает, что и мы когда-то будем нуждаться в твоей заботе». Сыновьям отдавали их Отдарки, когда они переезжали в свой дом, отделялись от семьи.
Изготовление игрушки с участниками мастер-класса
Спираль - древний символ плодородия и блага, символ накопления положительной энергии. Как говорит народная пословица: «Хороша, дочка Аннушка коли хвалит ее мать и бабушка» Я вас тоже хочу похвалить за такие хорошие куклы. Молодцы. А теперь подумайте, кому из близких, вы подарили бы свою куклу. Какие слова благодарности вы сказали бы.
А теперь посмотрите, каких кукол мы с вашими детками сделали для вас. И на выпуске из младшей группы они вам их подарят со словами благодарности.
Завершить наше сегодняшнее собрание разрешите словами из личного дневника Императрицы Александры Федоровны: перед молодыми родителями «встают новые цели, появляются новые желания. Жизнь приобретает сразу новый и более глубокий смысл. На их руки возложена святая ноша, бессмертная жизнь, которую им надо сохранить, и это вселяет в родителей чувство ответственности, заставляет их задуматься. «Я» - больше не центр мироздания. У них есть новая цель, для которой надо жить, цель достаточно великая, чтобы заполнить всю их жизнь».