Профессиональные танцевальные способности детей к обучению классическому танцу

Разделы: Общепедагогические технологии, Мастер-класс

Класс: 5

Ключевые слова: классический танец, танцевальные способности


Предмет «Классический танец» представляет собой деятельность, которая требует от детей определенных способностей. Профессиональное воспитание артиста балета в нашей стране начинается с 9-10 лет, поэтому развитие соответствующих способностей представляет собой психологическую и психофизическую нагрузку на детский организм. И это возможности не только опорно-двигательного аппарата, но и специфические особенности интеллектуальной, эмоциональной и коммуникативной сфер деятельности маленького человека.

Многие преподаватели хореографических дисциплин полагают, что наличие у ребенка врожденных необходимых анатомо-физиологических и психомоторных особенностей являются одной из наиболее важных составляющих при обучении классическому танцу. Когда дети начинают овладевать основами классического танца, их двигательные рефлексы подвергаются изменениям. Успешность такой работы связана, в первую очередь, с пластичностью двигательного аппарата, то есть с врожденными физическими свойствами человека. С другой стороны, она требует от детей вполне определенных качеств: высокого уровня внимания, достаточно развитой воли, сильного характера, саморегуляции, работоспособности.

Специальные, то есть профессиональные, танцевальные способности, которые так необходимы детям - это способности к развитию психических процессов и личностных качеств в танцевальной деятельности. Это чувственное восприятие образа и его отражение посредством движения. То есть - это постоянная работа над собой.

Двигательные способности характеризуются такими качествами, как сила, скорость, выносливость, координированность, точность.

Для того чтобы выявить задатки природных способностей, существует комплекс правил набора в хореографические учебные заведения. В первую очередь рассматриваются «внешние сценические данные».

В балетной школе существует традиция оценивать форму и пропорции тела. В определении пропорциональности скелета артиста балета индивидуальный индекс пропорциональности выражается в процентном соотношении роста ребенка в положении сидя к росту в положении стоя. Индекс высчитывается по формуле:

рост в положении сидя × 100
_________________________
рост в положении стоя

Например:

Рост сидя - 80

Рост стоя - 150

Индекс - 53

Также, справедливо будет отметить, что не только правильное телосложение, но и соотношение роста, веса и округлости грудной клетки играют значительную роль в развитии сложных двигательных функций.

Профессиональные данные включают в себя выворотность ног, балетный шаг, гибкость тела, прыжок. Также не стоит оставлять без внимания зрение, слух, вестибулярный аппарат и нервную систему поступающих. И, конечно же, важную роль играют музыкальность, ритмичность, танцевальность, артистичность, музыкально-ритмическая координация, то есть «художественная одаренность» детей.

Несмотря на разнообразие школ и обучающих методик, в профессиональном обучении артиста балета комплекс требований к поступающему ребенку, а потом ученику является универсальным для мировой практики.

Рассмотрим подробнее каждый из критериев. Обучение танцу начинается с постановки корпуса - апломба, или осанки, формируемой путем укрепления скелетных мышц, удерживающих необходимое положение позвоночника, что позволяет подготовить тело для знакомства с классическим танцем, начиная с позиции ног и рук, ракурсов и поз.

Балетная осанка - это выработанное в соответствии с профессиональными требованиями положение корпуса, обеспечивающее условия для танцевальной деятельности на основе классического танца.

Апломб - сила скелетных мышц, способная удерживать тело в вертикальном положении. Неразвитость скелетных мышц у детей не позволяет длительное время удерживать их в одном положении, что вызывает напряжение и быструю утомляемость, а значит, снижение мышечного тонуса позвоночника и потерю правильности исполнения.

Выворотность ног в тазобедренных суставах - эластичность паховых и подвздошных связок, позволяющая вывернуть бедренные кости относительно таза. В дошкольном и младшем школьном возрасте эластичность связок благоприятна для развития выворотности. Воспитание силы паховых мышц требует от учеников терпения и предельного внимания, так как их слабость не позволяет долгое время удерживать ноги в выворотном положении.

Балетный шаг - способность поднимать и удерживать ноги на большой высоте от 90 до 180°. Это свойство зависит от эластичности паховых, подвздошных и подколенных связок и от силы тазобедренных коротких мышц, которые воспитываются в процессе длительных занятий.

Подъем стопы - эластичность голеностопных связок и способность мышц стопы удерживать ее в разогнутом состоянии. Адаптация стопы к вытянутому положению происходит в результате укрепления ее коротких мышц. Хорошо воспитанная стопа является красивым завершением ноги в статических позах и выполняет амортизационные, толчковые, элевационные, рессорные, сгибательные и разгибательные функции в динамике.

Гибкость спины и тела - это способность позвоночника выполнять наклоны вперед, назад, в стороны с большой амплитудой. Свободе и управляемости позвоночника способствуют сильное сокращение скелетных мышц и способные к сильному натяжению ременные мышцы. Наклоны возможны благодаря гибкости связей ребер с позвоночником и грудной костью и совершаются главным образом пассивно, одновременно с движением позвоночника. Последнее время все чаще встречается искривление позвоночника в области пятого поясничного и первого грудного позвонков, причина которого - неправильное положение тела ребенка сидя за столом или партой.

Прыжок и баллон - легкий прыжок с зависанием, которому способствует сильный толчок и хорошее «мышечное чувство». Осваивая прыжок, ученик развивает толчковые и амортизационные свойства стопы, умение группироваться в воздухе, в вертикальном положении и в заданной позе. Высота прыжка, в первую очередь, зависит от формы ноги, ее строения, длины и упругости ахиллова сухожилия.

Наравне с двигательными, важнейшее место в классификации базовых способностей к танцу занимают зрительная (имитационная) и слуховая (музыкальная) способности. Важным компонентом этих способностей является эмоциональная чувствительность, которая в танце проявляется в эмоциональном слухе и музыкальной отзывчивости.

Зрительная способность - это восприятие и воспроизведение. Многие педагоги считают, что это свойство является врожденным, но корректируется пожизненно. Роль пространственного восприятия движения для воспитания танцовщиков очень велика, так как зрительный образ танца состоит не только из отдельных поз и движений, но и из передвижений в пространстве по заданным рисункам и имеет ярко динамический характер.

Воспроизведение воспринятых движений собственным телом связано с мышечно-двигательными, вестибулярными и тактильными ощущениями как простейшей формой отражения.

Для развития музыкальных и танцевальных способностей у детей необходимо выявить задатки и выбрать стратегию обучения, соответствующую типу мышления и уровню восприятия учеников. Танец неотъемлем от музыки, поэтому музыкальная отзывчивость и чувство ритма в сочетании с движением являются основными способностями танцевальности и представляют одну из главных составляющих профессиональной пригодности к обучению классическому танцу.

Также, нужно отметить место координации, как одной из главных составляющих в обучении классическому танцу. Слово «координация» происходит от латинских слов co- и ordination («расположение в порядке») - согласование. Различаются три основных вида координации - мышечная, двигательная и нервная.

Мышечная координация - это элементарная, безусловнорефлекторная координация, протекающая без участия сознания человека. Двигательная координация требует участия психических процессов и сознательного программирования двигательного действия. А нервная, или психомоторная, координация - это координация движения, действия, мысли.

В классическом танце очень важна музыкально-ритмическая координация. Это способность человека координировать танцевальное движение с музыкальным ритмом и музыкальным образом. После 10-ти лет у ребенка формируется мышечная готовность координировать слуховые и двигательные реакции в виде осознанного подражания музыкальному ритму и ритму танцевального движения. Поэтому в этом возрасте обучение основам классического танца становится наиболее целесообразным.

В заключение хотелось бы сказать, что хореографическое искусство как высочайшее по сложности театральное явление воздействует на зрителя звуком, цветом и танцевальным сюжетом. Танец - основной язык и главное выразительное средство раскрытия музыкальной драматургии и идеи спектакля, он пересказывает сюжет, но при этом содержит в себе самостоятельную эстетическую ценность, выражаемую артистом посредством эмоционально-актерского и технически-танцевального мастерства. Поэтому профессиональные танцевальные способности нужны и важны для будущих артистов балета. Каждый урок классического танца - это развитие и совершенствование природных физических данных. А, как известно, предела совершенствованию нет.