План-конспект занятия-праздника. Тема: "Русский народный праздник Кузьминки"

Разделы: Дополнительное образование

Ключевые слова: праздник Кузьминки


Возраст школьников: 13-17 лет.

Цели:

  • обобщить знания, умения, навыки учащихся группы «Одарённые дети» по теме «Русский народный праздник Кузьминки»;
  • продемонстрировать возможность учащихся группы «Одарённые дети» самостоятельно осуществлять деятельность трансляции знаний, научения ремеслу (изготовлению народной куклы Кузьма и Демьян) на группе своих ровесников.

Задачи:

Личностные:

  • создать условия для сохранения интереса к народному празднику, ремеслу;
  • развивать мотивацию к познанию родной культуры и самобытности своего народа, осознанию необходимости изучать народное искусство;
  • воспитывать чувство патриотизма, пробуждая интерес к историческому прошлому народа через познание народного ремесла.

Метапредметные:

Познавательные:

  • развивать навык самостоятельно создавать алгоритм деятельности при выполнении задания;
  • расширить знания по историческому краеведению.

Регулятивные:

  • воспитывать аккуратность, усидчивость, настойчивость в достижении поставленной цели;
  • способствовать развитию способности адекватно понимать причины успешности / не успешности в учебной деятельности.

Коммуникативные:

  • содействовать развитию способности стать коллегами друг для друга, совместными усилиями достигать поставленных целей;
  • научить работать парами, группой в атмосфере дружеского общения и взаимопомощи.

Образовательные (предметные):

  • 2. учащимся группы «Одарённые дети» передать детям гостям первоначальные сведения о русской кукле, названий кукол;
  • 3. учащимся группы «Одарённые дети» научить детей гостей традиционному приёму изготовления народной куклы Кузьма и Демьян.

Вид занятия: познавательно-игровое.

Предварительная подготовка:

  • для гостей в кабинете представлена выставка народных кукол выполненных заранее детьми объединения;
  • приглашение Друговой Н.Я., участницы строительства жилых объектов посёлка Таксимо (в должности прораба).

Оборудование:

  • кабинет (мастерская) оформлен в стиле русской избы, атрибутами которого являются:
  • стол, празднично оформленный самоварами с баранками, плетёными корзинками с печеньем, разносами расписанными в русском стиле;
  • лавочки, стулья;
  • традиционный пирог «Курник»;
  • кокошники, сарафаны, русские рубахи для ведущих;
  • сарафан, рубаха (традиционный костюм) для педагога;
  • традиционная тряпичная кукла «Кузьма и Демьян»;
  • листы бумаги, карандаши и ручки.
  • музыкальные записи русских народных песен.

Музыкальное оформление: звучит русская народная музыка.

ХОД ЗАНЯТИЯ-ПРАЗДНИКА

1. Организационный момент

Эмоциональный настрой. Удобно разместить детей, гостей.

Евгения Васильевн, крестьянка: Здравствуйте, люди добрые! Давно мы вас ждали, поджидали - праздник не начинали! Собралось к нам гостей со всех волостей: из Радуги - педагоги, из третьей и первой школ молодёжь да дети, Нина Яковлевна Другова - кладезь мудрости, знаний и жизненного опыта!

Яна, крестьянская дочь: мы рады видеть вас у себя в гостях, ждёт вас праздник интересный и радостный.

Е.В., крестьянка: а занятие - праздник сегодня для вас проведут Яна - наставница, она же крестьянская дочь, а также Мастерицы Волшебницы в народных костюмах.

Яна: и Евгения Васильевна, крестьянка.

Е.В., крестьянка: наше занятие состоит из двух частей - в первой части занятия вы узнаете много интересного, во второй части вас ждёт самовар горяченький и самые активные игры.

А скажите, пожалуйста, самые младшие, какой сегодня праздник мы отмечаем? (если младшие не ответят), тогда подскажут самые старшие!

Ответы детей: Кузьминки.

Яна: скажите, пожалуйста, а почему именно так называется праздник.

Ответы детей: праздник назван в честь Святых Кузьмы и Демьяна.

2. История праздника

Е.В., крестьянка: а сейчас дорогие гости (загадочно), внимание на экран телевизора. Мы для вас приготовили видеоролик о Кузьме и Демьяне, послушайте и посмотрите внимательно, затем мы с вами обсудим это интересное сообщение.

В видеоролике обратите внимание на связь с нашей Республикой Бурятия!

Видеоролик «Святые Косма и Дамиан» Христианская история

Видеоролик озвучен голосом Яны:

Косма и Дамиан жили в третьем веке вблизи Рима, в жизни они были родными братьями. В церковном описании жизни Космы и Дамиана приводятся сказания о чудесах совершённых братьями. Это и исцеление тяжелобольных, и вылечивание животных. На иконах святых Косму и Дамиана изображали держащими в руках коробочки для хранения лекарств.

Согласно церковным преданиям Святые Косма и Дамиан ни когда не брали оплаты за лечение, за что их называли братья «бессеребренники».

Позже Косму и Дамиана люди в деревнях стали называть упрощённо Кузьма и Демьян.

В Древней Руси народ считал Святых Кузьму и Демьяна покровителями ремёсел - мужского кузнечного искусства и женского рукоделия. Кузьма и Демьян считались в народе Божиими кузнецами. Их инструмент был кузнечный молот (большой тяжёлый молоток). В народе сказывают, что Святые, работая кузнецами, за работу также денег не брали, а угощали Святых всегда кашей, потому ещё их именуют «кашниками».

Также Кузьма и Демьян считаются покровителями кур и петухов, потому что, в Древней Руси, эта птица почиталась символом счастья и плодородия. Считаясь защитниками кур, святые Кузьма и Демьян в то же время известны как покровители семейного очага и супружеского счастья. Отсюда куры - непременные спутники свадебных церемоний. Молодым на свадьбе подаётся обрядовый пирог - Курник.

В народе святые братья - бессеребренники были чрезвычайно почитаемы.

В Древней Руси в их честь строили храмы.

В настоящее время храмы святых Космы и Дамиана сохранились в городах: Киеве, Екатеринбурге; в Москве, в селе Космодемьянское.

Мы уделим внимание храму Святых бессеребренников и чудотворцев Космы и Дамиана, который в настоящее время, находится в 150 километрах от города Нижний Новгород, в селе с тихим названием Глухово. Красивый деревянный храм, построенный в традициях древнего русского зодчества в форме корабля.

У храма не простая судьба.

Храм Святых бессеребренников и чудотворцев Космы и Дамиана был основан на берегу реки Ветлуги в 1862 году лесопромышленниками Шуртыгиными. В 1937 году храм был закрыт, священник Вячеслав Святицкий арестован. Храм был переоборудован под клуб, склад, затем пустовал, и к 2000 году разрушился.

В 2004 году семья Владимира Васильевича и Нины Александровны Каданниковых, посетили родину родителей Нины Александровны, и увидев разрушенный храм, принимают решение его восстановить. Большое влияние на их решение оказал тот факт, что предки и родственники Нины Александровны были благотворителями прежнего храма, а дед Нины Александровны был в этом храме церковным старостой.

Были изучены старинные чертежи, разобраны остатки старого храма, закуплен строевой лес из ангарской (байкальской) лиственницы. Строительные работы велись около года, и 30 августа 2005 года храм был освящён архиепископом Нижегородским - Георгием, то есть храм стал действующим.

Восстановлением храма Святых бессеребренников и чудотворцев Космы и Дамиана была сохранена память о Святых и продолжены славные традиции Шуртыгиных возводить храмы.

Е.В., крестьянка: ребята, какой интересный рассказ, а сейчас вопрос на внимательность: где в видеоролике прозвучала связь с Республикой Бурятия?

Ответы детей: ангарская или байкальская лиственница, из которой построен храм. Республика Бурятия богата лесами.

Е.В., крестьянка: ребята, как вы думаете, почему именно байкальская лиственница?

Е.В., крестьянка: а чтобы получить правильный ответ мы предоставим слово Нине Яковлевне Друговой, послушаем, что Нина Яковлевна нам расскажет о байкальской лиственнице (прослушали, задали вопросы Н.Я.)

Е.В., крестьянка: спасибо, Нина Яковлевна, за интересный рассказ. Мы гордимся, тем, что мы живём в Республике Бурятия, ведь с нами рядом растут такие крепкие лиственницы.

Е.В., крестьянка: ребята, а в нашей мастерской есть главные герои нашего праздника, где они. (Е.В. показывает на куклу Кузьма и Демьян) Ребята, как вы думаете, как их зовут?

Ответы детей: Кузьма и Демьян!

Яна: традиционная тряпичная кукла «Кузьма и Демьян». Кукол изображают на одной общей руке, так как в жизни Косма и Дамиан никогда не расставались друг с другом: вместе ходили, вместе лечили.

Куклы приносят в дом благо и здоровье. Куклы ритуальные, ими не играли, а помещали над рабочим местом и оставляли на год до следующего праздника.

Е.В., крестьянка: ребята, скажите, пожалуйста, почему люди строили храмы в честь Космы и Дамиана? Почему люди посвятили Косме и Дамиану ритуальную куклу? За какие качества люди уважали и любили Косму и Дамиана? Давайте, - эти качества перечислим и напишем на открытках, которые лежат у вас на столах, чтобы запомнить и учиться быть такими же. (Яна эти же слова пишет фломастером на листе полуватмана в красивой рамке, закреплённой к мольберту).

Ответы детей: за человеческие качества: милосердие, доброта, бескорыстие (без оплаты, без похвалы), великодушие, улучшение (исцеление) здоровья другим, спокойный, МИРНЫЙ характер, забота о других, талант (имеют дар быть и врачами и кузнецами), порядочность (соблюдает правила поведения)

3. Музыкальная разминка

Е.В., крестьянка: ребята, засиделись мы, давайте подвигаемся под музыку. Яна - наставница, Екатерина и Анастасия проведут музыкальную разминку, Мастерицы Волшебницы будут показывать движения, а вы их повторяете. Движение - жизнь. (звучит русская народная музыка).

Волшебницы Мастерицы показывают танцевальные движения: упражнение «танец с платочками»: платочек держим двумя руками, подняли руки вверх над головой, затем вправо, влево, так несколько раз, затем руки на пояс - покружились влево, вправо; упражнение «топотушки ногами»; упражнение «змейка» - ведущая Яна, а теперь всеми любимые «ладушки».

4. Практическая ручная работа

Е.В., крестьянка: ребята, мы разогрели руки, Мастерицы Волшебницы подарили нам заряд бодрости и хорошего настроения, теперь можно приниматься за работу. Мы с вами смастерим куклу Кузьма и Демьян. Мы смастерим традиционную куклу, так как её делали в Древней Руси. (Е.В. показывает куклу размером с ладонь) Обратите внимание на материал перед вами на столах. Как вы думаете, для чего лежат веточки?

Ответы детей: это деталь одной общей руки куклы Кузьма и Демьян.

Е.В., крестьянка: Порядок выполнения работы я показываю и объясняю.

Яна и девочки в Мастерицы Волшебницы вам помогут.

Яна: ребята, давайте вспомним правила техники безопасной работы с ножницами.

Е.В., крестьянка: ребята, мы смастерили кукол, какие вы молодцы, а теперь мы оформим выставку нашими куклами Кузьма и Демьян. Посмотрите, какие простые и в то же время удивительные куклы получились.

5. Девичье гостеприимство

(Сюрпризный момент) Яна несёт «пирог - курник» к столу, (курник закрыт полотенцем).

Е.В., крестьянка: (обращается к гостям) ребята, а что это Яна нам здесь готовит? Что она такое принесла, душистое, большое?

Ответы детей: «Курник» - это пирог такой, с начинкой из курицы, риса, лука, яиц отварных.

Е.В., крестьянка: - Ох, и вкусный да душистый «Курник» получился! (крестьянка гостям).

Яна, крестьянская дочь: 14 ноября - старинный русский народный праздник, день памяти Кузьмы и Демьяна. В народе этот день называют Кузьминками. Кузьминки издавна были девичьим праздником. Раньше родители устраивали для дочери-невесты проверку на зрелость. 14 ноября мама выдавала ей ключи от всех кладовых и позволяла брать из съестных запасов что захочет. Девушка на выданье в этот день становилась хозяйкой дома, сама готовила для семьи кушанья и накрывала праздничный стол. По этому поведению отец и мать судили, готова ли девушка замуж идти, заботливая ли она, бережливая ли, умеет ли гостей встретить.

Основным блюдом на столе была куриная лапша и «пирог - курник».

Вечером девушки устраивали «кузьминскую вечёрку» с играми, а угощались кашей «ссыпчиной» из разных круп.

6. Подведение итогов. Рефлексия

Е.В., крестьянка: дорогие ребята, познавательная часть нашего праздника подходит к завершению.

Если взять наше занятие (происходящее - суть занятия) в руки как наливное яблочко (педагог берёт яблоко в руки) и передавая его из рук в руки рассказать, - что ценного, интересного, а может удивительного вам запомнилось, или как это ценное, интересное может пригодиться вам в дальнейшей жизни? Катись наливное яблочко, расскажи, что дети узнали для себя интересного да ценного о традициях Древней Руси - матушки.

Сейчас мы отдыхаем 10 минут и продолжаем праздник играми и чаепитием с «пирогом - курником».

Е.В. и Волшебницы Мастерицы (все вместе): - ЖЕЛАЕМ ВСЕМ ЗДОРОВЬЯ И МИРА, ДО СВИДАНИЯ (поясной поклон)!