Конспект воспитательского занятия во 2-м классе по теме «Нетрадиционные символы России»

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 2


Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить представление детей о России
  • Дать понятия о символах России.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность.
  • Обогащать и активизировать словарный запас детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей чувство любви и гордости за свою страну.
  • Наглядное пособие: картинки с изображением символов России, наглядные «экспонаты» (самовар, валенки, матрешка), полоски 3-х цветов (синяя, белая, красная)

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас на занятии гости, давайте встанем и поздороваемся с ними. Они пришли к нам, чтобы вместе с нами побывать в «музее символов России».

Воспитатель: А что такое Россия?

Дети: Это наша страна, в которой мы с вами живем.

Воспитатель: Давайте вспомним, какие символы России мы уже знаем?

Дети: Герб, флаг, гимн.

Воспитатель: Что такое герб?

Дети: Эмблема государства.

Воспитатель: Какая птица изображена на гербе нашей страны?

Дети: Орел с двумя головами.

Воспитатель: Почему у орла две головы?

Дети: Наша страна очень большая.

Воспитатель: Что такое гимн?

Дети: Главная песня страны.

Воспитатель: Как слушают и исполняют гимн?

Дети: Стоя.

Воспитатель: Какой еще не назвали символ?

Дети: Флаг.

Воспитатель: Предлагаю вам вспомнить из каких цветов состоит наш флаг, для этого на столе разложены полоски 3-х цветов, надо правильно разложить цвета, чтобы получилось изображение флага России.

Дети выполняют задание с флагом.

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо запомнили традиционные символы России.

Воспитатель: Но, кроме гимна, герба и флага, есть еще символы России, которые прославили нашу страну. Их много, а мы сегодня познакомимся лишь с некоторыми из них. Сможем не только их увидеть, но и потрогать их в нашем «музее».

Воспитатель: Загадываю загадку:

Разноцветные подружки
Перепрятались друг в дружке.
Мал, мала, еще меньше (матрешка).

Дети: Матрешка.

Воспитатель: Конечно, это всем знакомая матрешка (показываю картинку и «экспонат музея»). Матрешка - символ дружбы и любви. Эту русскую красавицу в косынке и русском народном платье знают и любят во всем мире. Она драгоценный сувенир для туристов - памятная кукла.

А кто мне подскажет, чем так необычна эта игрушка?

Дети: В одной большой матрешке спрятано еще несколько таких же расписных кукол.

Дети подходят к столу «музею» и рассматривают несколько разных матрешек.

Воспитатель: Наши русские зимы всегда славились своими сильными морозами, но на помощь человеку приходил следующий символ России, а какой отгадайте.

Не страшны зимой морозы
Ни большим, ни маленьким.
Что нам зимушки угрозы -
Мы обуем … (валенки)

Дети: Валенки.

Воспитатель: Валенки - теплый символ России (показываю картинку и «экспонат в музее»). Исконно русская обувь. Валенки были весьма дорогим удовольствием. Изготовление валенок дело долгое и тяжелое, поэтому к валенкам относились с большой аккуратностью, их берегли и передавали следующему поколению. А семью, в которой все носили валенки, считали богатой. Без валенок наши предки не мыслили праздничные гуляния, ярмарки, во время которых стояла настоящая русская холодная зима. (Дети подходят к столу трогают, рассматривают и примеряют валенки).

Воспитатель: А сейчас, вы отгадаете загадку и узнаете, какое дерево является символом России.

Ствол белеет,
Шапочка зеленеет
Стоит в белой одежке,
свесив сережки (береза).

Дети: Береза.

Воспитатель: Береза олицетворяет русскую природу, Россию. Береза любимое дерево всех русских людей. Стройную, белоствольную ее всегда сравнивали с невестой. Поэты писали стихи, художники рисовали картины. Березка дерево нежное, но сильное, ветер гнет ее ветки, она клонится, но опять поднимается. Давайте, ребята покажем, как березка не сдается ветру.

Физминутка (включается видео на экране березовой чащи и далее выполняются движения):

Выросли березки в поле.
Хорошо расти на воле! (потягивают руки в стороны)
Каждая старается,
К небу, к солнцу тянется. (потягивают руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки (машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли (наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед-
Так березки ветер гнет (наклоны вправо-влево)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же ветер стихнет? (вращение туловища)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина (дети садятся на места).

Воспитатель: А сейчас мы познакомимся с последним «экспонатом» нашего музея.

Выпускает жаркий пар
Древний чайник - (самовар)

Дети: Самовар.

Воспитатель: Самовар - это символ семейного благополучия. Во все времена самовар занимал почетное место в любом доме. Кто знает, что такое самовар?

Дети: Устройство для кипячения воды и приготовления чая.

Воспитатель: Самоварчик- так ласково звали его в прошлые времена, красавец, душа домашних чаепитий. За столом, на котором стоял самовар, всегда собирались гости, все пили чай и вели добрую, спокойную беседу.

(Показываю детям самовар).

Воспитатель: Вот, ребята, сколько удивительных предметов, которые стали символами России, мы увидели в нашем «музее». С давних пор и поныне эти предметы вызывают гордость за богатую культуру русской земли. А в наше время, предметы древности, бережно сохранившиеся, можно найти только в музеях.

Воспитатель: Вот и подошла к концу наша «экскурсия». Она понравилась вам?

Дети: Да!

Воспитатель: С чем познакомились?

Дети: С символами России.

Воспитатель: Какой символ вам понравился больше всего?

Воспитатель: А сейчас, ребята и дорогие гости, приглашаю вас за наш стол, на котором стоит самовар. Будем пить чай и вести дружественную беседу, как в давние добрые времена на Руси (дети садятся за стол, в центре которого стоит самовар и вкусные угощения).