Внедрение проектных технологий в учебный процесс - это эффективная форма работы учителя и ученика, которая создаёт оптимальные условия для самореализации познавательных компетенций каждого ученика.
Применение новых подходов в обучении переводит обучающихся на продуктивный и творческий уровни познавательной самостоятельности, главной целью которой является образовательный результат, направленный на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
Суть новизны современных образовательных технологий состоит в индивидуализации процесса обучения, повышении роли самостоятельности учащихся в постижении знаний. Потеря интереса к обучению на каком-то этапе рождает безразличие и апатию. Поэтому важно построить урок так, чтобы он был интересным, содержание - современным, открывало пути, как в научную, так и в практическую деятельность. Решить проблему позволяют уроки с применением исследовательской деятельности.
Проектная и исследовательская деятельность по учебному предмету «физика» ведётся по плану: накопление фактов, выделение гипотез, проверка истинности доказательств, построение теории, выход в практику.
На информационном этапе проводится установочное занятие с учащимися, на котором им сообщается о целях и задачах данного исследовательского проекта, формируется мотивация к выполнению проекта, определяется общее направление работы. На этом этапе учителю необходимо: обратить внимание учащихся на общую тему проекта; проинформировать о ходе, сроках и этапах работы над проектом; создать ситуацию, стимулирующую к самостоятельному исследованию.
Организацию исследовательской деятельности школьников на уроках физики я, осуществляю в рамках: уроков изучения нового материала; уроков решения задач; лабораторных работ, которые преобразованы в уроки-исследования; экспериментальных заданиях; в конкурсах исследовательских проектов; системе диагностики уровня сформированности исследовательских умений и навыков.
Приведу примеры исследовательских заданий:
- назовите силу, изображенную на рисунке, аргументируя свой ответ;
- проведите классификацию физических явлений, выделяя основание классификации (приведены примеры физических явлений);
- составьте логическую цепочку для объяснения: действия прибора или устройства: шприца, модели фонтана, барометра, двигателя внутреннего сгорания, электроскопа;
- составьте план исследования для установления зависимости периода колебаний пружинного маятника от его характеристик.
Представленные задания способствуют формированию следующих умений:
- умение выделять критерии и оценивать факты;
- умение проводить классификацию;
- умение составлять план учебной деятельности.
На уроках физики учащиеся выполняют следующие краткосрочные проекты: составление паспорта физического явления; написание опорного конспекта; демонстрация физического фокуса с обязательным описанием физических процессов; написание сказок с физическими вопросами, рисунки к явлениям; проведение лабораторных работ, которые не описаны в учебнике и решение экспериментальных задач.
В процессе работы учащиеся опираются на знания, умения, полученные от других школьных дисциплин, из разнообразных источников.
Метод проектной деятельности, требующий поиска нужной информации, развивает умения общаться, трудиться, познавать, становится одним из практических инструментов при подготовке к государственной итоговой аттестации для учащихся старших классов.