Цель: Развитие познавательной и речевой активности детей в процессе проведения элементарных опытов с водой.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить ранее полученные знания о воде;
- способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воды;
- формировать представление о том, что дождь - это один из этапов круговорота воды в природе;
- совершенствование лексико-грамматического строя речи (поиск однокоренных слов, образование качественных прилагательных от существительных).
Развивающие:
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать зрительный гнозис;
- тактильный анализатор;
- формировать умение отвечать на вопросы;
- развивать навыки ситуативной речи;
- внимание, память.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами;
- воспитывать организованность, дисциплинированность;
- формировать умение работать в коллективе.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, речевая, коммуникативная.
Методы:
- Наглядный (показ способов действий).
- Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).
- Практический (экспериментирование).
Форма организации: групповая.
Форма реализации: проблемная ситуация, экспериментирование, дидактическая игра речевым сопровождением.
Целевые ориентиры: Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, использовать речь для выражения своих мыслей, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Оборудование: ноутбук, презентация с аудиозаписью, 3-х литровая банка с кипятком, железная крышка, лед в термосе, фольга, полотенце сухое, 4 стакана с водой, подкрашенной пищевыми красителями, масло растительное, 4 стеклянных стакана, 2 пластиковых крышки, поднос, салфетки, текст загадки о воде, дидактические картинки, глобус.
Ход НОД
Оргмомент
Доброе утро! Всем отличного настроения!
Основная часть
1. Сообщение темы
Логопед: Сегодня на мой компьютер поступило электронное письмо, его прислали Финис и Ферб. Я с удовольствием вам его покажу.
Ролик на экране ноутбука.
«Профессор Фуфелшмерц узнал о том, что мы изобрели сверхсекретный аппарат и хочет завладеть технологией. Нам нужно произвести еще несколько испытаний и некоего вещества, чтобы он не раскрыл наш секрет. Присоединяйтесь к нашим опытам, мы будем рады помощникам. Разгадайте шифр и приступайте.
Воспитатель:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
на землю падает опять.
Что это? (Вода)
2. Актуализация знаний
Воспитатель: Итак, сегодня мы побудем в роли исследователей. Для начала вспомним, для чего нужна вода?
Вода - основа всего, она дает жизнь всем организмам на нашей планете. Без нее не смогло бы существовать ни одно живое существо. Тело человека состоит более чем на половину из воды.
3. «Слова - родственники»
Логопед: Ребята, у слова вода есть слова-родственники, предлагаю поискать их.
- Назовем воду ласково - водица;
- Место, где находится много воды - водоем;
- Человек, который опускается на дно в скафандре - водолаз;
- Гора, с которой течет вода - водопад;
- Транспорт, который возит воду - водовоз;
- Герой сказки, состоящий из воды - Водяной;
- Насос, качающий воду какой - водный насос;
- Трубы, по которым течет вода - водопровод.
Воспитатель: А вы знаете, что вода покрывает большую часть нашей планеты. Реки, моря, океаны, ручейки - все это вода. Она может быть теплой и холодной, жидкой и твердой, она есть даже в воздухе, которым мы дышим.
И сейчас мы в этом убедимся:
4. Опыт №1
В банке находится кипяток, он очень горячий, поэтому мы будем действовать осторожно. Берем кусочек фольги и заворачиваем лед в фольгу.
Возьмите каждый по кусочку льда и положите в центр фольги, а затем заверните в комочек.
Кладем этот холодный комочек на крышку банки и смотрим. Горячая вода стала испаряться и превращаться в облачко.
Мы видим это облачко над водой. Долетев до крышки, она собралась в тучку, и когда тучка дотронулась до холодной крышки, пошел дождик.
Вот так в природе и начинаются дожди.
Солнце нагревает воду, она превращается в пар, а затем летит вверх.
Но, так как на большой высоте гораздо холоднее, то капельки остывают, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.
5. Словообразование
Логопед: Если идет дождь, то такой день называют дождливый.
А если дождь идет утром, то утро какое?
А как мы скажем про погоду?
И даже настроение у людей ….
Ночь, когда идет дождь ….
Логопед: Ребята, какой бывает вода?
Холодная, горячая, мутная, чистая, ледяная, теплая, а еще вода бывает разноцветная.
6. Опыт №2
В каждом стаканчиках находится вода, в которую добавлены пищевые красители.
Сейчас я налью растительное масло в пустые стаканы, а сверху мы вместе нальем цветную воду.
Мы наблюдаем, как цветная вода опускается на дно стаканчика с маслом не смешиваясь.
Можно потрясти стаканчик, и мы увидим красивые пузырьки воды, которые стремятся соединиться друг с другом и опуститься вниз.
Вода никогда не смешивается с маслом. Что мы и увидели в этом опыте.
Итог и рефлексия
Уважаемые исследователи, все опыты в нашей лаборатории на сегодня закончены. Подведем итоги работы. Какие явления мы наблюдали сегодня?
При нагревании вода превращается в пар, летит вверх, там она остывает и опускается на землю в виде осадков.
Вода никогда не смешивается с маслом.