Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему «Составление и решение задач. Измерение отрезка клетками» для детей 6–7 лет

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Задачи.

Образовательные:

  • Познакомить детей со структурой арифметической задачи на основе модели - «пирамида».
  • Учить составлять и решать простую арифметическую задачу на сложение.
  • Учить соотносить условие и решение задачи на наглядной основе (на сложение и на вычитание).
  • Формировать представление о том, что результат измерения зависит от величины условной меры.
  • Формировать умение измерять длину отрезка с помощью условной меры (бумаги в клетку).

Развивающие:

  • Развивать память, внимание, логическое мышление, воображение.
  • Способствовать развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к выполнению математических заданий.
  • Воспитывать умение «действовать в команде»: понимать, что общий результат команды зависит от правильного решения каждого участника.

Оборудование и материалы.

  • Технические средства: ноутбук, проектор, презентация.
  • Демонстрационный материал: пирамида, «черный ящик», лист с рисунком задачи на сложение, «золотой куб», ткань, квадраты (8 шт. размером 15*15).
  • Раздаточный материал: листы с записанным «зашифрованным» решением задачи (по 1 карточке на каждого ребенка), иллюстрация с рисунком задачи (по 1 на каждого ребенка), листы в клетку с изображением героев мультсериала «Смешарики» (по 1 листу на каждого ребенка), набор цифр (от 1 до 10, на каждого ребенка), тарелочки (на каждого ребенка), полоска бумаги желтого цвета с расчерченными клетками (на каждого ребенка), губки, краска голубого цвета (на каждого ребенка)

Ход ООД

I. Вводная часть

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, как много гостей собралось в зале. Поприветствуем их.

Раздается звук с экрана (заставка «Новости»).

Репортер: «Здравствуйте, в эфире выпуск новостей о научной жизни города Мичуринска. Сегодня, в стенах дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Ручеек» проходит конкурс знатоков математики, где решается судьба ежегодной городской премии «Математические дарования».

Напоминаю, желающие принять участие в конкурсе, должны пройти отборочный тур, а победителем конкурса и обладателем «Золотого куба» станет команда, правильно ответившая на вопросы жителей нашего города и выполнившая правильно задания».

- Ребята, а вы хотите принять участие в конкурсе знатоков математики? (Да).

2. Игровое упражнение «Найди нужную шляпу».

- Тогда внимание на экран! Выполним задание отборочного тура. (На экране упражнение «Найди нужную шляпу»).

- Назовите номер шляпы знатоков, если она не синего, не красного цвета, и не с красной кисточкой.

- Правильно. Это шляпа под номером 3.

- Итак, в ряды знатоков математики вступают дети группы «Непоседы».

3. Эмоциональный настрой на работу.

Предлагаю всем соединить ладони и настроиться на игру: «Мы вместе добьемся успеха: ведь наша команда дружных, умных, находчивых, а значит, достойных победы»

- Приглашаю вас, уважаемые знатоки, прикрепить эмблемы нашего конкурса.

- Конкурс проходит в прямом эфире, и у всех члены жюри есть возможность наблюдать за правильностью выполнения заданий и дать свою оценку происходящему.

II. Основная часть

1. Знакомство с моделью «Пирамида задачи»

- Первое задание.

(на экране видеосюжет «Ученица школы»)

«Уважаемые знатоки, на уроке воспитатель объясняла нам, как составлять и решать задачи по картинке. Рассказывала про условие, вопрос, как узнать ответ и даже показывала пирамидку. Я немного не поняла. Помогите разобраться, из каких частей состоит задача?»

- Ребята, поможем девочке разобраться? Расскажем, что должна включать в себя задача и как ее составить. Поможет нам в этом -пирамидка.

- Что мы должны сделать прежде всего, когда составляем задачу по картинке. (Внимательно рассмотреть картинку, посчитать предметы).

- Затем? (говорим, что нам известно)

- Правильно, придумываем небольшой рассказ о тех предметах, которые изображены, рассказываем, что нам известно. Как называется эта часть задачи? (условие). Вот посмотрите, условие, это одно из колец нашей пирамиды, ее основание, оно очень важно. Нужно не забывать рассказывать обо всем, что нам известно и важно помнить: условие задачи всегда содержит два числа.

- Что еще обязательно должно быть в задаче? (вопрос)

- Правильно, это то, что нам неизвестно, что мы хотим узнать. Это следующее кольцо нашей пирамидки. Помним: без вопроса нет задачи, это просто рассказ.

- Итак, дано условие и вопрос. Как нам ответить на вопрос задачи? (Решить). Решение задачи- третье кольцо нашей пирамиды.

- Выполнив решение, что мы с вами получим…(ответ). И последнее кольцо нашей пирамиды - это ответ задачи. Все, задача решена.

- Вот так простая пирамидка может помочь при составлении и решении задачи.

- Предлагаю вам составить и решить задачу по иллюстрации. (на картинке 4 мячика и 2 куклы.)

- Кто придумает условие?

- Какой вопрос можно поставить к задаче?

- Назовите решение задачи.

- Каков ответ?

- Все, задача решена.

(Воспитатель постоянно обращает внимание детей на пирамидку, обводя круговым движением ладони нужное кольцо).

(Раздается звук с экрана проектора: аплодисменты).

- Вы слышите аплодисменты. Жюри высоко оценило ваши знания.

2. Игровое упражнение «Подбери рисунок к решению задачи»

- А мы переходим к следующему заданию (на экране черный ящик).

- Следующий вопрос у нас в черном ящике. Заглянем?

- Смотрите, конверт с заданием.

«Уважаемые знатоки. К вам обращаются художники города Мичуринска. У нас для вас два задания. Первое - расшифруйте наше послание….»

(на белых листах свечой написаны примеры)

- Посмотрим, где тут послание? Смотрите, здесь ничего не написано. Но еще художники положили краску и кисточки. (губки)

- Что объединяет все эти предметы?

- Правильно, ими можно рисовать. У нас краска какого цвета? А что мы обычно рисуем синим? (небо, море). Пройдемте к столу и нарисуем море.

(дети тонируют листы бумаги).

- Ой, смотрите, на ваших листах проявились примеры, а на моем листе - еще одно задание.

«Молодцы, ребята, у вас получилось расшифровать наше послание.

В каждом послании - решение задачи. Выберите картинки с изображением задачи, которое подходит к Вашему решению».

- Приступайте к выполнению задания. (При необходимости воспитатель оказывает помощь: необходимо посчитать предметы на картинке и соотнести со своими цифрами в решении, не запутаться со знаками).

- Вижу, вы все справились с заданием.

- Кто хочет составить по своей картинке задачу и озвучить решение?

- Молодцы, посмотрим, как оценили ваши ответы члены жюри? (аплодисменты)

- А теперь, немного отдохнем.

3. Музыкальная пауза (физкультурная минутка)

4. Игровое упражнение «Измерь длину ткани с помощью квадратов»

- Переходим к следующему видео-вопросу.

На экране девочка и мальчик.

«Здравствуйте, уважаемые знатоки. Сегодня я со своей сестренкой Аней мерили длину ковра шагами. У меня получилось 5 шагов, а у Ани 7.

Аня: как так, один ковер, а результаты измерения - разные. Помогите разобраться».

- Чтобы разобраться в данной ситуации, поведем эксперимент. (воспитатель разворачивает ткань). Перед нами отрезок ткани. Предлагаю измерить его длину также, как и Алеша с Аней - шагами.

- Пожалуйста, Миша, измерь длину своими шагами. Сколько получилось?

- Марина, теперь ты. Сколько у тебя получилось?

- Почему так получилось? Одинаковые ли шаги у Миши и Марины?

- Действительно, у каждого ширина шага разная, поэтому и результат разный.

- Чтобы не было таких споров, люди уже давно договорились пользоваться одинаковыми мерками.

- Я предлагаю измерить длину ленты с помощью одинаковых квадратов.

- Разделимся на 2 команды и встанем по обе стороны ткани. Возьмите квадраты и начните измерять длину ткани. Напомню: прикладываем квадраты от начала ткани, размещаем их плотно друг к другу, но не накладываем один квадрат на другой.

- Приступаем.

- Какой результат у вас получился? (Воспитатель подводит детей к выводу о том, что результаты измерений одинаковы).

- Почему получились одинаковые результаты? (пользовались одинаковыми мерками, мерили одну и ту же ткань).

- Почему у ребят, которые задавали нам вопрос, получились разные результаты? (они мерили разными мерками)

- Что вы посоветуете ребятам? (Пользоваться одинаковой меркой и результат будет одинаковый).

- Посмотрим, как оценили ваш ответ члены жюри (аплодисменты).

5. Самостоятельная работа «Измерь длину отрезка клетками»

- А теперь я предлагаю Вам выполнить мое задание.

- Посмотрите, перед вами дорожка, которая ведет Кроша к его домику. Задание: найдите длину этой дорожки.

- Подойдет ли для измерения наш квадрат? (нет, необходимо выбрать другую мерку.)

- Предлагаю воспользоваться полоской бумаги, которая разделена на клетки. В этом задании клетка будет вашей меркой.

- Начинаем измерять. Приложите полоску к началу дорожки. Отметьте карандашом конец полоски. Посчитайте, сколько клеток уложилось в длине полоски. Обозначьте результат измерения карточкой с цифрой.

(Скольким клеток в Вашей дорожке?)

- Посмотрим, как жюри оценило правильность выполнения задания: аплодисменты.

III. Заключительная часть

- Мы и выполнили все задания.

- С нами на связь выходит организатор конкурса.

«Вас присутствует магистр Треугольникова Оксана Владимировна. Я с коллегами все время наблюдала за всеми этапами конкурса.

Могу сказать, что вы успешно справились со всеми заданиями и заслужено получаете главный приз «Золотой куб».

(воспитатель выносит награду)

Воспитатель торжественно: «Золотой куб вручается команде группы «Непоседы» за отличные знания в области математики»! Поздравляю победителей!

- Мы с вами хорошо потрудились. И вы стали обладателями почетной награды. Надеюсь, что вам понравилась наша встреча. Если это так, протяните мне свои руки.

- Я рада знакомству с вами, надеюсь, что мы еще встретимся.