Информационная карта проекта
№ |
Название проекта |
«Лук наш лучший друг» |
2. |
Цель проекта |
Расширение знания детей о том, как создать грядку на оконном огороде и ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогатить словарнй запас ребенка. |
3. |
Задачи проекта |
1. Учить детей, как можно посадить лук на оконном огороде.
|
4. |
Результаты внедрения проекта по образовательным областям: |
- «Познание»
|
9. |
Сроки реализации проекта |
Краткосрочный - 2 недели |
10. |
Участники проекта |
Дети старшей группы, родители, воспитатели. |
Посадили лук весёлый
Чтобы вырос он огромный
Ведь наш лук хорош везде
И в лекарстве и в еде.
Дошкольное детство - это начальный этап человеческой личности, когда маленький человечек начинает осознавать свое место в природе, то, что он является неотъемлемой частью природы.
На пятом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений.
Проект разработан для детей старшего возраста. Работая над проектом, дети узнают о роли и значении лука в жизни людей, какие витамины и минеральные вещества содержатся в луке, убеждаются в том, что лук убивает болезнетворные микробы, знакомятся с видами и сортами лука, которые выращивают в нашей местности.
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности - к экспериментированию.
Актуальность
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Многие дети ежегодно видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в различных целях. Но ни разу не задумывались: как растет лук, какие условия необходимы для его роста? И чем же он полезен? При проведении совместной деятельности - посадка лука, все дети проявили желание помочь, посадить самим. Возникла идея реализовать проект «Лук наш лучший друг», и предложить детям совместно с родителями посадить лук, пронаблюдать, как и насколько быстро вырастет он в перо, при этом учесть, что посадка лука на перо может быть выполнена в самом различном виде.
Формы работы: Рассматривание, сравнение, опыт, наблюдение, уход, полив, рыхление, срезка, употребление в пищу.
Вид проекта: проектно-исследовательский, творческий, коллективный.
Объект исследования: репчатый лук.
Предварительная работа: Знакомство с художественным произведением Дж. Родари «Чиполлино», чтение сказки "Три брата", стихотворений, пословиц и поговорок о луке, разгадывание загадок; рассматривание строение лука, иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу). Беседы о том, как выращивают овощи на огороде и дома, о свойствах лука. Проведение сюжетно-ролевой игры "Зеленый друг".
Планируемые результаты:
- дети научатся сажать и ухаживать за луком, познакомятся с условиями его выращивания;
- у детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях как в контейнере с опилками, так и в стакане с водой;
- дети узнают о пользе зелёного витамина.
Работа с родителями:
Задание родителям:
- Для проведения проекта принести контейнеры, опилки, луковицы для посадки;
- Предложить родителям изготовить совместно с детьми поделки из лука.
- Консультации для родителей "Здоровье всему голова"
Результаты внедрения проекта по образовательным областям:
Образовательная область «Познание»:
- Развитие вкусовых качеств человека, так же обоняния, осязания. Формирование умений устанавливать связи между состоянием роста растения в воде умений сравнивать лук по форме, величине, цвету.
Образовательная область «Речевое развитие»:
- Cовершенствование умений видеть окружающую себя красоту природы и отражение увиденного и прочитанного на рисунках.
- Разучивание пословиц, загадок.
- Чтение: Джанни Родари «Приключения Чиполино».
Образовательная область «Физическая культура».
- Формирование представлений о ЗОЖ.
Образовательная область «Познавательное развитие».
- Развитие дружбы, умение работать друг с другом, в коллективе. Воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, бережное отношение к окружающей природе и к труду товарищей.
1 ЭТАП - подготовительный
В группе детского сада мы сделали грядки на оконном огороде. Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки о луке и других овощах, составили огородную игротеку.
2 ЭТАП - исследовательский
Дети наблюдали за ростом лука, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой о луке: выучили поговорки, стихи, загадки, смотрели сказки. Рассматривали иллюстрации, картины с изображением лука. Проводились занятия, дидактические игры, беседы. Совместно с детьми, изготавливали лепбук «Лук наш лучший друг».
3 ЭТАП - заключительный
Проанализировали и обобщили результаты, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Оформили выставку рисунков - аппликаций, поделок «Лучок на грядке».
Провели дидактическиеигры «Что сажают в огороде?», «Подбери пару», «Опиши, я отгадаю», «Съедобное - несъедобное» «Где растет?», «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус».
Организационная деятельность
1. Подобрать художественную литературу, иллюстрации, фото, рисунки - материал по данной теме.
2. Подобрать материал: контейнеры, луковицы разных сортов и оборудование для опытов и экспериментов детей.
Заключение
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково- исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост лука, отметили его роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние на здоровье человека. У детей расширился кругозор и мыслительная деятельность. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходим ЛУК.
Материально-технические ресурсы
- компьютер;
- проектор;
- принтер (цветной);
- фотоаппарат.
Информационные ресурсы
- художественная литература для детей (Дж. Родари "Чиполино", сказка "Три брата", стихи и др.);
- дидактический материал («Что сажают в огороде?», «Подбери пару», «Опиши, я отгадаю», «Съедобное-несъедобное», «Где растет?» и др)
- наглядный материал (рассматривание иллюстраций, картины с изображением лука)
Финансовые ресурсы
Финансирование осуществляется:
- использование стимулирующего фонда работников ДОУ (покупка семян, земли, леек)
- использование благотворительной (родительской) помощи (приобретение стаканчиков)
Цель: Расширение знаний детей о луке, его значении в жизнедеятельности. Формирование умения высаживать лук.
Методы и приемы:
- Игровой - использование сюрпризных моментов.
- Наглядный (рассматривание луковицы, показ посадки лука, наблюдения).
- Словесный (беседа, вопросы, ответы детей, художественное слово, объяснение).
Ход НОД
I. Мотивационный этап
Ребята, в гости к нам пришел зайчик Степашка.
Воспитатель: Здравствуй, заяц! Что с тобой? Видим мы, что ты больной.
Заяц: Я, ребята, захворал, потому что снег я ел.
Воспитатель: Ребята можно кушать снег или нет?
(Ответы детей - нет можно заболеть)
Заяц: Что же делать? Как тут быть?
Воспитатель: Надо заиньку лечить! Ребята давайте расскажем зайчику как надо лечить горло.
Дети: Надо горло полоскать, пить теплый чай с лимоном и теплое молоко с медом.
Воспитатель: Степашка, верно ребята говорят: молоко смягчит горло, а мёд убьёт микробы.
Заяц:
Всё запомнил! Поскачу,
Своё горло полечу:
Буду солью согревать,
Чаю с мёдом запивать.
Воспитатель: Степашка, а ещё тебе нужно обратиться к доктору Айболиту. Выздоравливай скорее!
Заяц: Спасибо большое за совет. До свидания, ребята.
Дети: До свидания, Степашка!
(Заяц уходит)
II. Содержательный этап
Воспитатель: Ребята, видите, что бывает, когда едят снег и сосульки. Можно заболеть. А болеть - это плохо! Чтобы быть здоровым - надо беречь, укреплять своё здоровье и больше гулять на свежем воздухе. Давайте вспомним, как нужно вести себя зимой на прогулке, чтобы не простудиться.
Дети:
- Дышать носиком.
Не кричать в морозную погоду.
Нельзя есть снег и сосульки.
Гулять в варежках и с шарфом.
Воспитатель: Чем вы любите заниматься зимой на прогулке?
Дети:
- Мы катаемся на санках, на лыжах.
Расчищаем дорожки от снега.
Играем в снежки.
Лепим снеговика.
Воспитатель: Я вам предлагаю слепить снеговика.
Массаж биологически активных точек «Снеговик».
(Для профилактики простудных заболеваний)
Раз рука, два рука (Вытягиваем руки вперёд),
Лепим мы снеговика (имитируем лепку снежков)
Три - четыре, три - четыре (Поглаживают ладонями шею).
Нарисуем рот пошире.
Пять - найдём морковь для носа (Кулачками растирают крылья носа).
Угольки найдём для глаз.
Шесть - наденем шляпу косо (Приставляют ладони ко лбу),
Пусть смеётся он у нас («козырьком» и растирают лоб).
Семь и восемь, семь и восемь -
Мы плясать его попросим (Поглаживают колени ладонями).
Воспитатель: ребята, к нам еще в гости пришел снеговик.
Снеговик:
Эй, ребята, все вставайте,
Для ног зарядку начинайте,
Ноги чтоб не уставали,
Чтоб зимой не замерзали.
Гимнастика для стоп.
переступания с ноги на ногу
ходьба на носках
ходьба на пятках
перекаты с пятки на носок
сводят и разводят носки ног.
Воспитатель: Спасибо, Снеговик, за науку. Теперь мы с ребятами знаем, как согреть ноги на прогулке. Снеговик, а ты знаешь, что такое витамины?
Снеговик: Нет, не знаю. А вы, ребята, знаете?
Воспитатель: Витамины - это полезные вещества, которые нужны нам, чтобы не болеть. Есть витамины, которые мамы вам покупают в аптеке (показ. пузырёк с витамином С). А ещё витаминов много в овощах и фруктах. Ребята, какие вы знаете овощи и фрукты?
(Ответы детей-помидоры, апельсины, огурцы)
Воспитатель: В сыром виде они содержат полезные для здоровья витамины.
Итак, что содержится в овощах и фруктах?
Дети: В них живут витамины.
Воспитатель: Наши повара из овощей и фруктов готовят вкусные и очень полезные для здоровья салаты и компоты. Давайте вспомним их названия.
(Дети перечисляют свои любимые салаты, компоты).
Воспитатель: Сегодня я приготовила для вас сюрприз. Посмотрите - это самые лучшие живые витамины. (Показываю несколько луковиц).
Дети: Это лук.
Воспитатель: Лук - очень полезный овощ. Как бабушка с дедушкой говорили: «Лук от семи недуг».
(Предлагаю детям взять луковицы в руки для обследования.)
- Какой формы луковица?
- На что она похожа?
- Какая на ощупь?
- Какого цвета?
Это у луковицы верх (показываю, а это - низ или донце (показываю))
Из луковицы можно вырастить зелёный лук, очень полезный для всех (показываю проросшую луковицу).
Посмотрите на это растение - это проросшая луковица. Это какая луковица?
Дети: Проросшая луковица.
Воспитатель: Что за волокна видны в банке?
Дети: Это корни луковицы.
Воспитатель: А это перья зелёного лука. Зелёный лук едят, в нём много витаминов. А для чего нам нужны витамины? (Ответы детей)
Воспитатель: Настя, чем полезен зелёный лук?
Дима: В нём живут витамины.
Воспитатель: Артём, без чего не вырастит зелёный лук?
Артём: Без воды.
Воспитатель: А сейчас мы будем рисовать лук.
Сначала я нарисую круг желтого цвета, а затем перышки зеленого цвета.
Дети приступают к рисованию лука.
Воспитатель: Давайте посмотрим, какая луковая грядка у нас получилась.
III. Рефлексионный этап
Воспитатель: Вот и закончилось, ребята, наше занятие. Что вам больше всего понравилось на занятии. Кто к нам сегодня приходил в гости? Что больше всего понравилось на занятии?
А теперь, оцените свою работу. Если вам было интересно на занятии и у вас хорошее настроение, то поднимите «солнышко». Если у вас не всё получалось, то «тучку».
Помните! Болеть - это плохо!
Чтобы быть здоровыми, надо кушать овощи, фрукты, по утрам делать зарядку, проветривать комнату и делать влажную уборку.