Ошибки будущего. Методическая разработка киноурока на материале мультфильма «Колобок» из серии «Уральские самоцветы»

Разделы: Школьная психологическая служба


Урок направлен на детей и подростков группы риска, попавших в социально-опасное положение.

В основу урока взят мультипликационный фильм «Колобок».

Цель: Развитие ответственного подхода к своему будущему и жизни близких людей.

Задачи:

Образовательная.

  • Формирование культуры поведения несовершеннолетних.
  • Обучение анализу конфликтных ситуаций и нахождению конструктивного выхода из сложных ситуаций.
  • Побуждать несовершеннолетнего к самосовершенствованию с целью снижения его уязвимости.

Развивающая.

  • Развитие целостного восприятия картины мира.
  • Развитие коммуникативной сферы подростка.
  • Развитие рефлексии и прогнозирования поведения.

Воспитательная.

  • Профилактика праздного, бесконтрольного времяпрепровождения.
  • Профилактика социализированной формы бродяжничества и правонарушений.

Объект урока: подростки 11-16 лет, группа 2-4 чел.

Форма урока: тренинговое занятие с элементом кинотерапии, предоставление мультипликационного фильма «Колобок», продолжительность фильма 13 мин.

Оборудование: сенсорная комната, телевизор, видеофайл, листы для рисования, карандаши.

Продолжительность урока: 40 мин.

Ход урока

1. Вводная часть

В современном сообществе внешне благополучный человек может ощущать себя предоставленным только самому себе, и абсолютно безразличным для окружающих. В семье, где родители чисто формально выполняя свои функции, не поддерживают доверительное общение друг с другом и с детьми. Проявляют интерес друг другу только в кризисные моменты. Наиболее ярко это проявляется во взаимоотношениях родителей и подростков, когда родители с одной стороны видя начало взросления своего ребенка, дают ему больше свободы, с другой стороны переключаясь на проблемы собственных отношений, забывают уделять ребенку достаточно времени, считая его самостоятельным, время от времени вмешиваются в жизнь подростка потоком нравоучений, вызывая в ребенке протест и - отдаляются друг от друга. Именно в этот момент подросток может попасть под влияние различных социальных групп, которые проявят к нему большую заинтересованность и лояльность. Вступая во взрослые отношения и не будучи еще социально зрелым, подросток не задумывается о социальных последствиях своего поведения, стремясь получить желаемое здесь и сейчас.

Метод кинотерапии как практический инструмент групповой работы, направленной на личностный рост и развитие участников, основан на совместном анализе просмотренного фильма и дальнейшей коррекции выявленных зон ближайшего развития участников группы. Кинотерапия - тонкий, мощный и современный инструмент самодиагностики и коррекции бессознательной сферы психики. По мере просмотра фильма и анализа эмоционального восприятия его образов, участники исследуют свои личностные особенности и выявляют бессознательные сценарии и паттерны поведения. Вслед за этим становится возможным переход к сознательной коррекции действий и осознанным изменениям в жизни.

Данный урок разработан для подростков «группы риска», которые имеют следующие общие поведенческие и психологические особенности:

- отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность);

- убеждение в своей ненужности в обществе, невозможности добиться в жизни чего-либо своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, достичь материального благополучия.

- проецирование на себя современной жизни собственных родителей, напоминающей гонки на выживание.

- ощущение эмоционального отвержения со стороны родителей и одновременно психологическая автономия.

- среди ценностей на первом месте - счастливая семейная жизнь, на втором - материальное благополучие, на третьем - здоровье.

- кажущаяся недоступность желаемых ценностей в жизни. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт - один из источников стресса.

- подкрепление потери ценности образования в реальной жизни - пример тех, кто плохо учился или не учился совсем, а в жизни преуспел (имеет квартиру, дачу, машину и т.д.)

- повышенный уровень тревожности и агрессивности - под влиянием агрессивно настроенных СМИ и социальной культуры.

- преобладание ценности красивой, легкой жизни, стремления получать от жизни одни удовольствия.

- изменение направленности интересов, свободное времяпровождение (в подъезде, на улице, подальше от дома и т.п.),

- ощущение полной свободы (уход из дома, побеги, путешествия, ситуации переживания риска и т.д.)

- в отношениях со взрослыми характерны отклонения в общении, приводящие к переживанию своей ненужности, утрате собственной ценности и ценности другого человека.

Конфликтные отношения внутри семьи, отсутствие любви, родительская жестокость или непоследовательность в системе воспитания - далеко не полный перечень внутрисемейных стимуляторов девиантности и делинквентности.

Другими причинами являются те, что порождаются школой: недобросовестность, элементарная грубость и предвзятость учителей, психологическая и педагогическая беспомощность, многие другие малые и большие ошибки при работе с «трудными детьми».

Вступление кинопедагога: В современном мире кинематограф занимает огромную часть жизни каждого человека, особенно подростка. И во многом уровень и развитие молодого поколения зависит от того, что они смотрят на экранах. Так как мы не живем в вакууме, запреты, как правило, не дают положительных результатов в формировании целостной, самостоятельной, независимой личности. К проблемам подрастающего поколения можно подойти с другой стороны, можно развивать и воспитывать подростков с помощью «интеллектуального» кино, которое несет в себе положительный посыл. И то, что мы не можем объяснить на словах, или показать на собственном примере мы можем донести с помощью фильма. Научить состраданию, расширить кругозор путем получения новой информации и терминологии. Показать логические взаимодействия и причинно-следственные связи, лежащие в основе восприятия картины мира индивидуума.

2. Основная часть: просмотр мультфильма «Колобок»

Кинопедагог:

Я попрошу вас внимательно посмотреть этот мультфильм, и рассматривать его, не только с точки зрения интересно или неинтересно, а выявить посыл фильма. Другими словами: «Что хотел сказать нам автор, через этот фильм?», «Какова основная мысль фильма?», «Посмотрите повнимательнее на героев фильма? Оцените их поведение и свое отношение к ним».

После просмотра мультфильма, начинается динамическая часть урока.

Кинопедагог: нужно образовать круг, давайте удобно расположимся и начнем наше обсуждение по увиденному материалу. Каждый из вас выскажет свое мнение по очереди. Какие чувства в вас вызывает этот фильм? Близок ли вам этот фильм? Может кто-то в сюжете или в героях увидел себя? Как вы считаете, изменился ли главный герой в конце фильма? Как изменилась его жизнь, и почему? Какие выводы, главный герой мог сделать в ходе своего путешествия?

Обратная связь группы.

Кинопедагог: Были ли у вас такие моменты в жизни, когда вам хотелось отмотать время и изменить сложившуюся ситуацию? Я предложу вам несколько вариантов разрешения ситуации и в зависимости от решения меняется конец сказки.

  • Колобок остался дома
  • Колобок отправился в путешествие, но никого по дороге не встретил
  • Колобок прошел весь предложенный путь в сказке, преодолел все препятствия и встретил настоящих друзей.
  • Предложите ваш вариант развития сказки.

Кинопедагог: Задумайтесь, если у вас была бы возможность, что бы вы изменили в своей жизни и жизни ваших близких? Поставьте себя на место ваших родителей, семья призвана обеспечивать ребенку базисное чувство защищенности, она становится его путеводителем в освоении внешнего мира и правил взаимодействия с ним. Одним из важнейших первоначальных принципов становления личности является копирование поведения старших и прежде всего самых близких людей - отца и матери. Пример родителей - первый социальный образец человеческих отношений, их формы и содержания.

Обратная связь группы.

3. Заключительная часть

Самовольные уходы из дома, социализированная форма бродяжничества зачастую становится следствием повышенной агрессивности, импульсивности поведения подростков, а также слабо сформированный навык общения и взаимодействия между членами семьи. Конечно, не всегда со стороны наблюдаемая агрессия подростка говорит о том, что его семья неблагополучная. Но это всегда говорит о том, что у агрессивного ребенка не заложены другие способы решения конфликта. Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома. Агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. И, наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических, предлагаемых масс-медиа.

«Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлениям детской агрессии безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания», а на примере взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохранятся у него в подростковом периоде и в зрелые годы. Реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями или сестрами - вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне ее, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы.

Среди основных функций семьи выделяется такая функция, как коммуникативная, или функция общения. Внутрисемейные коммуникации направлены как на ребенка (при авторитарной или автократичной модели внутрисемейных коммуникаций), так и от ребенка к родителям (при эгалитарной, попустительской или игнорирующей модели внутрисемейных коммуникаций). Наиболее оптимальной моделью внутрисемейных коммуникаций является демократическая модель, при которой подросток вносит определенный вклад в обсуждение проблем, связанных с его жизнедеятельностью, и может сам принять решение и нести ответственность за его выполнение. Тип внутрисемейных коммуникаций, господствующий в семье, определяет навыки взаимодействия ребенка, его социальную роль в семье.

Кинопедагог: в конце нашего урока мне бы хотелось вас немного отвлечь и предложить вам творческое отступление. Сейчас будут розданы материалы. Попрошу вас нарисовать того персонажа мультфильма, который вам понравился, или впечатлил. 10-15 мин, даю вам на творческий процесс.

4. Рефлексия

Кинопедагог: у кого есть желание, покажите ваш рисунок и расскажите, почему выбор пал на этого героя фильма?

Обратная связь группы.

Кинопедагог: У меня к вам последний открытый вопрос, «С каким настроением вы уйдете сегодня из этой аудитории?».

Обратная связь группы.

Напоследок хочу вам пожелать напутствие, надеюсь вы в него вслушаетесь и осмыслите.

«Будущее только в наших руках. Каким оно будет решать вам. Но не забывайте, что ваша жизнь взаимосвязана с жизнью ваших родителей, а будущее ваших детей связано с вашим настоящим».

До новых встреч.