Урок познания мира "Космос. Вселенная". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: окружающий мир, космос, Вселенная


Цель урока:

  • сформировать знания о Солнечной системе, её составе, о месте Земли в Солнечной системе, показать значение Солнца для всего живого на Земле;
  • развивать пространственное воображение, абстрактное мышление, любознательность, расширять кругозор учащихся;
  • воспитывать чувство любви к планете Земля, гордость за свою страну, как космическую державу, уважение к первооткрывателям Космоса, к космонавтам казахстанцам.
  • развивать воображение, фантазию, познавательные способности учащихся, умение работать с научной литературой.
  • развивать умение работать в группе, самостоятельно находить учебный материал.

Целеполагание для детей:

  • Узнать, что такое Солнечная система и космос.
  • Расширить знания о планетах.
  • Научиться отличать звезды и планеты.
  • Узнать о людях, изучающих космос.

ХОД УРОКА

Класс разделён на 3 группы.

1) Организационный момент. Приветствие. Эмоциональный настрой

Учитель:

Долгожданный дан звонок - начинается урок!

Здравствуйте, ребята садитесь!

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!

2) Звучит музыка («Космос» - самая любимая мелодия)

- Ребята, что за музыка звучит? (Таинственная, необычная,космическая)

Океан бездонный, океан бескрайний
Безвоздушный, тёмный и необычайный
В нём живут вселенные, звёзды и кометы
Вместе с солнцем радышком разные планеты.

Назовите тему нашего урока. (Космос)

Слайд №2: «Космос»

3) Я вам предлагаю сегодня совершить путешествие в космос.

Ребята, но прежде чем отправиться в космическое путешествие надо подумать, наметить, поставить цели путешествия, для чего мы полетим в космос? (выбор целей урока) ответы учащихся:

Слайд №3

«Цели»

  • Узнать, что такое Солнечная система и космос.
  • Расширить знания о планетах.
  • Научиться отличать звезды и планеты.
  • Узнать о людях, побывавших в космосе.

Да, мы совершим путешествие не просто так, узнаем о космосе много интересного, получим много новых знаний о планетах, звёздах. Постараемся разгадать загадки и тайны космоса, полюбуемся его красотой! Ответим на многие вопросы, которые нас интересуют. Узнаем, есть ли жизнь на других планетах!

Сегодня мы скучать не будем
Про лень, тоску мы позабудем.
Мы оторвёмся от Земли
Туда, где бороздят просторы корабли,
Где вечный мрак, спокойствие Вселенной!
В то место, что зовётся Космосом
И Солнечной системой!

- На каком транспорте можно полететь в Космос? (на ракете, на космическом корабле, на летательном аппарате, космической, летательной тарелке)

4) Отгадайте, на чём мы полетим в Космос

На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Обгоняя ветер, летим мы на … ракете!

Слайд №4 «Ракета»

  • 1 группа летит на красной ракете,
  • 2 группа на белой ракете,
  • 3 группа на синей ракете.

На столе у вас буквы, составьте название вашего корабля Слайд №5
1) ВОСХОД
2) ВОСТОК
3) СОЮЗ

5) Экипажи готовы? - Готовы!

Далёкие звёзды над нами горят,
Зовут они в гости ребят.
Собраться в дорогу нетрудно для нас,
И вот мы готовы к полёту сейчас!
Внимание! Взлёт! Мы летим вперёд!
Вперёд к загадочным и далёким планетам и звёздам!

Звучит музыка (Фоновая музыка - Космос - это мы!)

Слайд №6 (космос, летит ракета)

Учитель: И вот мы в Космосе!

Слайд №7

Учитель: Посмотрите, мы с вами оказались в космосе! Что нас окружает в космическом пространстве? Мир - это Вселенная или Космос. Космос в переводе с греческого - это «мир, порядок, Вселенная». Слайд №8

Вселенная имеет свои особенности: бесконечность, постоянное движение всех тел. Вселенная имеет 100 миллиардов галактик. Мы находимся в галактике, которая называется - Млечный Путь!

Млечный Путь - это название нашей галактики. Слайд №9

Учитель: Солнце, планеты и их спутники, звёзды, кометы, метеориты и другие космические тела составляют Солнечную систему.

Слайд №10

Солнце - центр нашей солнечной системы, в которую входят 9 планет с их спутниками и много космических тел. Солнце - это ближайшая к нам звезда. Как и все звезды, солнце - гигантский пылающий шар. Оно испускает огромное количество света и тепла. Ученые, которые изучают Солнце, говорят, что его поверхность напоминает кипящую "кашу". Температура такой "каши" - 6000, а внутри него достигает 15 миллионов градусов. Почему же Солнце тогда кажется нам таким маленьким, несмотря на свои размеры? Расстояние от Земли до Солнца 150 миллионов километров.

Видеоролик «Планеты солнечной системы»

Учитель: продолжаем космическое путешествие! Экипаж «Восток» доложите, что вы видите в иллюминатор вашего корабля?

Видим планеты! Слайд №11

Планеты различаются по размерам, но все они во много раз меньше Солнца. Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему. В ней 9 планет, многие из которых имеют спутники.

2) Слайд № 12 «Меркурий»

Меркурий - ближайшая к Солнцу планета.

Жара нестерпима! Изжарит в котлету!
Повёрнута к Солнцу одной стороной,
В другой страшный холод и мёртвый покой.

Полный оборот вокруг Солнца совершает за 88 суток. Температура днём + 620 градусов, ночью - 110 градусов. Спутников не имеет. Поверхность каменистая и пустынная. На Меркурии нет воздуха, нет воды. Сколько же чудес на Меркурии: и кратеры, и обрывы, и ужасная жара, и ужасный холод!

Слайд № 13 «Венера»

Венера - вторая по расстоянию от Солнца планета.

Венера получила свое название в честь римской богини любви и красоты. На небе она сияет ярче всех звезд и хорошо видна невооружённым глазом. По размерам Венера лишь немного меньше Земли. Температура на планете даже выше, чем на Меркурии, - до +500°.

Закрыта она пеленой облаков. А что же под ними? Климат каков?

Климат имеет огромный дефект -
Причиной тому парниковый эффект.
Газ ядовит в атмосфере Венеры.
Дышать невозможно. Жарища без меры.

Слайд № 14 «Земля»

Земля - это самая большая из планет земной группы. Она имеет атмосферу, образованную азотом, кислородом и небольшим количеством углекислого газа. Более 70% поверхности Земли покрыто водой. Главное отличие Земли от других планет состоит в том, что только на ней есть жизнь. Высшим существом на планете является человек. У Земли есть 1 спутник - Луна.

Прекрасно, что мы Атмосферой закрыты
От злых и опасных метеоритов.
Озоновый слой, без всяких сомнений,
Нас защищает от излучений.

Мы, люди, стараемся познать и освоить природные богатства Земли, поэтому перед человеком встаёт серьёзная задача: как спасти Землю, сохранить природу и научиться бережно использовать её богатства.

Слайд № 15 «Луна»

Учитель: Экипаж «Восход» доложите, Что наблюдаете вы с борта вашего корабля?

Слайд №16 «Марс»

Марс - четвёртая по расстоянию от солнца планета Солнечной системы.

Марс красноватый на Землю глядит.
Многих пугает его грозный вид.
В здешних морях нет ни капли воды.
И не помогут сухие здесь льды.

Поверхность Марса - пустыни, кратеры, горы из сухого льда. Грунт Марса богат железом, этим и объясняется красноватый цвет планеты. Год на Марсе длиться 687 дней. Температура + 290 градусов, имеет два Спутника.

На Марс уже несколько раз прилетали космические беспилотные корабли-исследователи, запущенные российскими и американскими учёными, но никаких признаков жизни обнаружить не удалось.

Слайд №17 «Юпитер»

Пятая планета от солнца - большой газовый гигант. Юпитер самая большая планета в нашей Солнечной системе. Юпитер представляет собой гигантский быстро вращающийся жидкий шар. В его атмосфере расположены длинные слои облаков, из-за которых Юпитер выглядит полосатым. Из-за большой удаленности от Солнца температура на этой планете около -130°.

Юпитер так бушует, что к нему опасно приближаться… Там свирепствуют вулканы. Наш космический аппарат спуститься не может, твёрдой поверхности у Юпитера пока ещё никто не обнаружил. На Юпитере бывают такие сильные грозы, каких никогда не бывает ни на Земле, ни на Венере. Юпитер имеет цветастую атмосферу и 16 спутников

Слайд №18 «Сатурн»

Шестой планетой от солнца является также большой газовый гигант, не имеющий реальной поверхности. Сатурн имеет 17 спутников.

Сатурн - вторая по величине планета Солнечной системы. Она окружена множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней.

Тут ожерелье жемчужных колец.
Тускло мерцает Сатурн - молодец.
Нет атмосферы и вечно зима.
Жизни здесь нет, тут кромешная тьма.

Слайд №19 «Уран»

«Уран» - седьмая по порядку от солнца планета Солнечной системы. Уран относится к числу планет - гигантов. Обращается по орбите вокруг Солнца за 84 года, температура - 215 градусов, имеет 5 спутников. Уран состоит из маленького каменного ядра и замёрзших газов. Уран окружён кольцами.

Слайд №20 «Нептун»

«Нептун» - одна из больших планет Солнечной системы. Масса в 17 раз больше массы Земли. Период обращения вокруг Солнца 165 лет. Нептун - это гигант из газа и льда, с каменным ядром. Нептун одна из самых холодных планет в Солнечной системе, на её поверхности - 222 градуса. У Нептуна есть кольца. Эти кольца состоят из камней и пили.

Слайд № 21 «Плутон»

Девятая и последняя планета от Солнца, Плутон - самая маленькая планета в нашей Солнечной системе - была повторно классифицировать как карликовая планета. Плутон имеет 3 спутника. Она находится от Солнца в 40 раз дальше, чем Земля. Движется очень медленно, за 248 лет совершает оборот по орбите, имеет 1 спутник.

Плутон так далёк от Солнца, что на его поверхности царит невероятный холод - до минус 230 градусов.

Здесь холодные миры, света нет и нет жары. Вечные зима и ночь… Захотелось сразу прочь. На Плутоне - колотун! Без атмосферы, по всему, жить невозможно никому!

Слайд №22 Планеты солнечной системы. Сравнение по размеру.

Слайд №23 Стих

Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землей.
За ними Юпитер, из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Мрачны и холодны, но их отличим мы:
Уран, и Нептун, и кроха Плутон.

Дети:

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий, два - Венера,
Три - Земля, четыре - Марс,
Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,
Семь - Уран, за ним - Нептун,
Он восьмой идёт по счёту,
А за ним уже потом, и девятая планета
Под названием Плутон.

Учитель: Члены экипажа «Союз» расскажите, как изучали и осваивали космос!

Слайд №24 «Изучение и освоение космоса»

С незапамятных времен небо привлекало к себе внимание людей, вызывало у наших далеких предков любопытство и восторг, страх и желание познать неведомое. Звездочёты, астрономы, фантазёры и мечтатели - все желали узнать: Что же там - далеко-далеко…

Слайд № 25 «Первый искусственный спутник Земли»

Путь в космос был открыт в 1957 году, когда был запущен искусственный спутник Земли.

Слайд № 26 Животные «Космонавты»

Из животных первой поднялась в «Космос» собака по кличке Лимончик на борту «Спутника - 2» и, к сожалению, погибла, когда закончился кислород. Много животных побывало в космосе, и благополучно вернулись на Землю. Белка и Стрелка стали первыми собаками, которые побывали в космосе и вернулись благополучно на Землю.

Слайд №27 «Первый полёт человека»

И 12 апреля 1961 года произошло самое знаменательное событие в мире и изучении космоса.

12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток » с человеком на борту.

Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» был Юрий Алексеевич Гагарин. Космический корабль стартовал с космодрома Байконур. Всего 108 минут то есть 1 час и 48 минут продолжался этот полёт. «Облетев Землю в корабле - спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её» - написал Юрий Гагарин после полёта. С тех пор в космосе побывало более 500 космонавтов. 12 апреля стал Днём космонавтики!

Слайд № 28, 29, 30 «Казахстанские космонавты»

2 октября 1991 года в космос полетел первый казахстанский космонавт Аубакиров Токтар. Он пробыл в космосе 7 суток.

1 июля 1994 года наш второй космонавт совершил полёт. Это был Мусабаев Талгат. Он прожил на орбите 127 суток, это больше четырёх месяцев!!!

2 сентября 2015 года совершил космический полёт Айдын Аимбетов. Он пробыл в космосе 10 суток.

Наши казахстанские космонавты стали национальными героями, которые заслужили всеобщее уважение. Мы гордимся тем, что только в Казахстане на космической станции Байконур производят запуск космических ракет. Казахстан - космическая держава!

Слайд № 31«Освоение космоса»

Слайд № 32- 36 «Современные космические станции и летательные аппараты

Освоение космоса продолжается…Наука развивается. Люди многое узнали об огромной Вселенной, в которой мы живем, научились запускать искусственные спутники Земли и летать в космос. Но еще многое предстоит понять и узнать, возможно, это делать придется нам. А для этого нам нужно долго и старательно учиться. Предлагаю выполнить несколько заданий, которые помогут вам хорошо запомнить всё то, о чём вы сегодня узнали на уроке.

Слайд № 37

1 задание: Вы должны быть грамотными, знать как можно больше языков. Вы сейчас изучаете 3 языка: казахский, русский, английский. На карточках слова, соедините их стрелочкой, как эти слова переводятся на казахский и на английский язык.

Слайд № 38-39

2 задание: Разгадайте кроссворд

Вопросы к кроссворду:

  1. Небесное тело, которое само светится. (Звезда)
  2. Звезда, вокруг которой вращается Земля. (Солнце)
  3. Небесное тело, которое вращается вокруг звезды. (Планета)
  4. Планета Солнечной системы, следующая после Земли. (Марс)
  5. Самая удаленная от Солнца планета. (Плутон)
  6. Естественный спутник, обращающийся вокруг Земли. (Луна)
  7. Пространство, окружающее Землю, звезды и планеты. (Космос)

Слайд № 40

3 задание: Тест по теме «Понятие о космосе»

1. Что такое звёзды?
А) Звёзды - это световые вспышки.
Б) Звёзды - это планеты Солнечной системы.
+ В) Звёзды - это гигантские пылающие шары, расположенные очень далеко от планеты.

2. Какое утверждение верно?
А) Солнце - относится к планетам-гигантам.
+ Б) Солнце - это гигантский пылающий шар, центр Солнечной системы.
В) Солнце имеет 5 спутников

3. Сколько планет входит в состав Солнечной сиcтемы?
+ А) 1
Б) 7
В) 9

4. Выберите правильный ответ:

Самая маленькая и самая удаленная от солнца планета Солнечной системы - это …
А) Венера
Б) Уран
+ В) Плутон

5.Самая большая планета Солнечной системы?
+ А) Юпитер
Б) Земля
В) Марс

6.Какую форму имеет Земля?
А) Круг
Б) Овал
+ В) Шар

7. Сколько спутников у Земли?
+ А) 1
Б) 7
В) 2

8. Назовите клички собак - космонавтов
А) Шарик, Тузик
+ Б) Белка, Стрелка
В) Мухтар, Дозор

9. Первый полёт человека в космос
+ А) 12 апреля 1961 года
Б) 1 сентября 1980 года
В) 10 апреля 1961 года

10. Назови имя первого Казахстанского космонавта
А) Талгат Мусабаев
+ Б) Токтар Аубакиров
В) Айдын Аимбетов

4 задание: Расположите название планет по порядку.

На карточке название планет, пронумеруйте по порядку, в зависимости удаления от солнца. (Карточка даётся каждому) (подпишите карточки)

Учитель: К сожалению мы не можем находиться в космосе более 40 минут, наше Путешествие подходит к концу и нам нужно возвращать домой, на нашу планету Земля. Давайте оставим наш адрес во Вселенной. Для этого вы должны ответить на вопросы:

Слайд № 41-42 «Домашний адрес»

  1. Где мы живём? (На Земле)
  2. Где находится Земля? (В Солнечной системе)
  3. Где находится Солнечная система? (В Галактике Млечный путь)
  4. Где находится Галактика? (Во Вселенной)

Наш домашний адрес: страна - Вселенная
Город - галактика Млечный путь
Улица - Солнечная система
Дом №3 - планета Земля.

Мы отправляемся домой! (Звучит музыка) Я вас поздравляю с удачным возвращением на планету Земля, домой!!!

Слайд № 44

Есть одна планета - сад в этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут в речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету - ведь другой, похожей, нету!

Фотоприложение

Рефлексия: На столах у вас лежат звёздочки, прикрепите вашу звезду на лист настроения:

  • Голубой лист: урок понравился, я всё понял, отличное настроение!
  • Белый лист: урок понравился, настроение хорошее, но что-то было непонятно!
  • Урок не понравился, плохое настроение, я ничего не понял!