Веб-квест

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Быстрый рост объема информации, которым необходимо овладеть современному школьнику, требует от педагогов создания и использования новых эффективных средств обучения.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

  • пассивная - обучаемый выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит);
  • активная - обучаемый выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
  • интерактивная - ученик становится субъектом взаимодействия, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов, организуется с учетом включенности в процесс познания всех учащихся без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой, особый, индивидуальный вклад. В ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальные, парные и групповые виды работы, используется проектная деятельность, ролевые игры. Осуществляется работа с различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. В результате создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.

В своей деятельности я использую технологию веб-квест. Веб-квест - это пример организации интерактивной образовательной среды, сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Веб-квест (webquest) представляет собой проблемное задание с элементами ролевой игры. Цель работы в данной образовательной среде - организовать грамотную работу учащихся в Интернете, сформировать ключевые компетентности учащихся. Веб-квест - продукт совместной деятельности учителя и учеников, публикация созданных учащимися мини-проектов в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернете).

Веб-квест имеет определенную структуру:

  • введение, в котором четко прописаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы;
  • задание, которое понятно, интересно и выполнимо.четко определен итоговый результат самостоятельной работы (задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы; прописана проблема, которую нужно решить; определена позиция, которая должна быть защищена; указана другая деятельность, направленная на переработку и представление результатов исхода из собранной информации);
  • ресурсы - писок информационных ресурсов (в электронном или бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернете по теме), необходимых для выполнения задания.
  • процесс работы - описание процедуры работы, которую необходимо проделать каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы);
  • оценка - описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
  • заключение - раздел, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Иногда полезно продумать для этого этапа риторические вопросы, стимулирующие учащихся к продолжению своих опытов в дальнейшем.

В настоящее время большинство детей свободно пользуются современными информационными технологиями. Девайсы стали неотъемлемым атрибутом учащихся уже в начальных классах. Их грамотное использование в образовательном процессе позволяет упростить поиск информации, ее обработку и представление в различных презентационных формах.

Работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как веб-квест, вносит разнообразие в учебный процесс, делает его живым и интересным. А полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при этом развивается ряд компетенций:

  • информационных (умение ориентироваться в информационных потоках, навык выделения в них главного и необходимого; владение навыками использования информационных устройств; применение для решения учебных задач информационных и телекоммуникационных технологий; аудио- и видеозапись, электронная почта, Интернет; оформление результатов работы ввиде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных и т.п.);
  • учебно-познавательных (умение ставить цель и организовывать ее достижение, пояснять свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; умение находить несколько способов решения проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор);
  • социокультурных (умение работать в команде, осуществлять планирование, распределение функций, организовывать взаимопомощь, взаимоконтроль);
  • коммуникативных (умение представить себя устно и письменно; владение способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступление с устными сообщениями, умение задавать вопрос, корректно вести учебный диалог).

Наиболее важным моментом для педагогов в организации данной работы является понимание и желание узнавать новое, а учитель в свою очередь стимулирует положительное отношение к познанию в данном формате взаимодействия.

Приведу пример веб-квеста «Чудесный мир рассказов Виталия Бианки» (http://vebkvestbianki.blogspot.ru/p/blog-page_6.html) приуроченного к урокам внеклассного чтения. Мне захотелось расширить границы общения между ребятами из разных школ Лежневского района Ивановской области.

На подготовительном этапе были сформированы команды из разных классов и школ района, которые придумали себе название, девиз и прошли регистрацию участника веб-квеста. На первой страничке «Писательской» команды познакомились с биографией В.Бианки и создали интеллект-карты или паутинки ассоциаций, разместив их в совместной Google презентации. Важно было корректно работать с общим документом, не мешая другим командам. Следующим заданием на страничке «Литературной» нужно было решить кроссворд и пройти викторину по произведениям автора. Проверялась внимательность и вдумчивость прочтения рассказов и сказок В.Бианки. В заключение нужно составить облако слов воспользовавшись сервисом Tagul и разместить в совместной презентации Google/ На третьей страничке «Птичьей» команды составляли «паспорт птиц». Самым трудоемким этапом стала страничка «Мастерская диафильма», где нужно было создать диафильм по одному из произведений В.Бианки. В совместной Google форме активно шло распределение ролей, обязанностей и обсуждение идей и задумок по созданию диафильма. Готовые работы размещались в Google презентации.

На последней страничке «Домашней» команды попробовали себя в роли художников, проиллюстрировав задание по просмотренному мультипликационному фильму. Рисунки выложили на онлайн-доску Lino для совместного обзора. Команды работали каждая в своей школе, создавая совместный электронный продукт. На каждом этапе выполняли отметку в Таблице продвижения команд, где получали обратную связь организатора веб-квеста. Кульминацией данного мероприятия стала очная встреча со всеми участниками сетевой игры и награждение команд. Очная встреча прошла весело и интересно: была проведена онлайн-викторина, показана инсценировка отрывка сказки В.Бианки, намечены планы на дальнейшее сотрудничество.

Таким образом, использование в педагогической практике веб-квеста способствует повышению мотивации самообучению, формированию новых компетенций, реализации креативного потенциала, повышению личностной самооценки, развитию личностных качеств, а творческий процесс преобразования информации из разных источников дает основу для прочных знаний.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева М.В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции/ М.В.Андреева //Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранным языкам: тезисы докладовI Междунар. науч.-практ. конф. - М., 2004.
  2. Быковский Я.С.// Информационные технологии в образовании. ИТО-99: материалы междунар. конфи. Электрон.ресурс - Режим доступа: http://ita.bilpro.ru 1999.
  3. Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство реализации навыков информационной деятельности учащихся/ Н.В.Николаева//Вопросы интернет-образования. - 2002. - № 7.