Внеклассное мероприятие к 75-летию снятия Блокады Ленинграда

Разделы: Внеклассная работа, Патриотическое воспитание, Конкурс «Путь к Великой Победе»

Классы: 9, 10, 11

Ключевые слова: блокада Ленинграда, Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Цель: воспитание патриотизма, духовности, любви и чувства гордости за свою страну.

Задачи:

  • приобщение подростков к историческому, культурному и духовному наследию Санкт-Петербурга;
  • воспитание уважения к ветеранам, участникам ВОВ;
  • раскрытие творческих способностей обучающихся.

Материалы и технические средства: компьютер, мультимедиапроектор, метроном (физический прибор), хлеб, дневник, платок для Тани, кружка, свечка, презентация.

Музыкальное сопровождение:Д.Д. Шостакович Симфония №7 Ленинградская, Т.Альбинони Адажио, Секрет Гарден, записанный звук ленинградского метронома.

Ход классного часа

Вступительное слово классного руководителя

Кл.рук-ль: Добрый день! Поверьте, он сегодня действительно добрый. Потому что мы живем под мирным небом над головой, в свободном и независимом государстве. Совсем не так было в далеком, но незабытом 1941 году, когда началась ВОВ. Но сегодня не 22 июня, скажете вы, и не 9 мая, по поводу какой даты мы собрались?

Презентация

А знаменательная дата эта - 75-летие со дня снятия блокады Ленинграда. (Слайд 1) Произошло это 27 января 1944г. Что мы знаем о блокаде? Блокада Ленинграда - это одна из трагических и героических страниц в истории Великой Отечественной войны. "Блокада" - это страшное слово стало настоящим приговором для ленинградцев. Фашисты, получив приказ от Гитлера стереть Ленинград с лица земли, взяли город в окружение. 900 дней и ночей люди, изолированные от всего мира, жили в настоящем аду, между жизнью и смертью.Тяжелые испытания выпали на долю города Петра. Но он выстоял, они выстояли, не сломились, не сдались врагу! От понимания значимости этого события зависит наше будущее, будущее нашей страны. Итак вспомним, как это было: 4 сентября 1941 года в 11 часов дня над Ленинградом впервые просвистел вражеский снаряд. (Слайд 2)

6 сентября 1941 года на город упали первые бомбы. (Слайд 3). Снаряды разрывались в переполненных трамваях, в очередях, в общественных местах, на улицах.

8 сентября 1941 года немцы были у стен Ленинграда. Началась блокада.

Подготовка к восприятию. Стихи о блокаде Ленинграда

Кл.рук-ль: Какие у Вас ассоциации вызывает слово Блокада? Пусть это будут и вещественные понятия и отвлеченные, абстрактные. (студенты называют - взрывы, бомбежка, голод, холод, смерть…..). И с болью и горечью в сердце мы встречам эти ужасающие образы войны в ярких, пронзительных стихах о блокаде.

Студент 1:

Страшней того, что было в Ленинграде,
Сегодня в мире больше не найти!
Ведь речь пойдет сегодня о блокаде,
О страшном времени, о горестном пути!
(Л.Деулина)

Студент 2:

Сегодня с вами нам представить сложно,
Что испытали ленинградцы в той войне.
Понять и осознать нам невозможно,
Что миллионы погибали на Неве!
(Л.Деулина)

Студент 3:

Блокада. Блокада. Блокада.
Не вспомнить печальнее слова.
Для жителей Ленинграда
Нет горше слова такого.

Студент 4:

Мороз. Тишина и нет света.
И печка-буржуйка не дышит.
«Все умерли». Девочка Таня
В дневник свой об этом запишет.
(Л.Деулина)

Кл.рук-ль: Давайте дополним ваш образ еще одним пронзительным стихом. Вашему вниманию предлагается стихотворение «Блокада» (музыка бэкграунд Секрет Гарден).

Студент 5:

Блокада

Чёрное дуло блокадной ночи...
Холодно,
холодно,
холодно очень...
Вставлена вместо стекла
картонка...
Вместо соседнего дома -
воронка...
Поздно.
А мамы всё нет отчего-то...
Еле живая ушла на работу...
Есть очень хочется...
Страшно...
Темно...
Умер братишка мой...
Утром...
Давно...
Вышла вода...
Не дойти до реки...
Очень устал...
Сил уже никаких...
Ниточка жизни натянута тонко...
А на столе -
на отца похоронка...
(Н.Радченко)

Основное содержание классного часа, построенное на ассоциациях

Кл.рук-ль: Я вовсе не случайно попросила вас назвать, с чем ассоциируется у вас блокада. Дело в том, что мы с вами построим нашу встречу именно на ассоциациях, которые помогут нам лучше понять и прочувствовать эти события. И я хочу показать вам первый предмет, который ассоциируется с Блокадой.

1 ассоциация - метроном (кл.руководитель показывает метроном, но не называет этот прибор)

Как называется этот физический прибор? (Метроном.) Для чего он предназначен? (Маятниковый прибор для отсчета коротких промежутков времени, употребляется при определении темпа в музыке.) Как может он относится к блокадному Ленинграду? (студенты предлагают свои ответы)

Кл.рук-ль: В окруженном фашистами Ленинграде проводное вещание продолжалось круглосуточно. Трансляция концертов, сводок Совинформбюро, выступления по радиосети известных горожан, деятелей культуры вселяли в жителей города надежду и веру в неизбежную победу над захватчиками. По окончании же передач, когда радио не работало, в эфире стучал метроном: - его стук называли живым биением сердца Ленинграда, и если стучит метроном, Ленинград жив, сердце его бьется, город борется.) Вслушайтесь (включить запись метронома) - ведь и правда похоже на биение сердца.(прослушать метроном несколько секунд)

Быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм - отбой.

Известно также, что стук этого прибора жадно ловил по радио весь мир.

Одни слушали его, как великую и прекрасную музыку. Другие - как приговор, как свидетельство преступления против человечества. Слушали внимательно. Следили за ритмом, за тем, не прерывается ли этот стук.

2 ассоциация - блокадный хлеб (принести хлеб на тарелке)

Кто мог бы объяснить, какую связь с блокадным Ленинградом имеет данный кусочек хлеба?

Кл.рук-ль: О том, какими были нормы хлебного пайка, видно из следующих данных (в день в граммах): (Слайд 4)

(Стих о блокадном хлебе)

Студент 6:

125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря священным даром назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.

В Ленинграде за время блокады погибло более 700 000 человек. (Слайд 5) В этом городе, абсолютно обреченном с точки зрения даже физиологических возможностей человека (зимой 1941-1942 годов норма выдачи хлеба колебалась между 125 и 500 граммами в сутки, зимой 1942-1943 - между 300 и 500 граммами, а кроме хлеба не было уже ничего), существовали правила выживания: выжили те, кто помогал, из последних сил, заботился, обогревал, кормил близких, кто тратил драгоценные калории на физические усилия борьбы.

3 ассоциация - Картина С.С.Боим «Ладога - дорога жизни». (Слайд 6)

Кл.рук-ль: Что это за картина? Что на ней изображено? И опять-таки, какое отношение она имеет к событию, о котором мы повествуем в нашем сегодняшнем мероприятии? (ответы студентов).

Единственной дорогой, связывающей осаждённый Ленинград с Большой землёй, было Ладожское озёро. Для массовой транспортировки грузов нужен был лёд толщиной 200 миллиметров. И вот пришёл тот светлый день, когда началось движение машин по льду - 22 ноября. Двухтонные грузовики везли по всего три-четыре мешка продуктов, позади прикрепляли сани с двумя-тремя мешками - это уменьшало давление на лёд. Машины одна за другой, везли грузы от станции, а обратно вывозили истощённых людей. Так родилась Дорога Жизни - зимник по льду Ладожского озера в 30 километров. (Слайд 7).

Но какими были эти 30 километров! В это время наступили лютые морозы. Ледяной ветер при температуре ниже 30 градусов обжигал лицо, пронизывал тело до костей. У шофёров коченели руки, но люди шли на штурм Ладоги, многие погибали, уходили под лед Фашисты не оставляли дорогу жизни в покое. Они бомбили, обстреливали трассу (за 6 месяцев совершено 5000 налётов). Но желаемого результата они не достигали: бомбы пробивали лёд и разрывались на дне, взрывная волна взломать лёд не могла. Образующиеся воронки тут же отмечали длинными шестами с еловыми ветками на концах. Водители машин их замечали издали и своевременно объезжали.
Зимник действовал до апреля, за четыре месяца по нему вывезли из осаждённого города 514.069 человек.

Дорога спасла жизнь многим и многим людям.

4 ассоциация - Симфония № 7 «Ленинградская» до мажор соч. 60. (Прослушать фрагмент симфонии)

Сейчас я вам предлагаю прослушать музыкальный отрывок, а вы опять же предположите, что это за музыка и какое отношение она может иметь к блокаде Ленинграда? (Ответы студентов).

Симфония № 7 «Ленинградская» домажор соч. 60 - симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича в 4 частях, одно из важнейших его произведений, созданное в 1941 году во время Блокады Ленинграда. «Ленинградская» симфония Шостаковича была впервые исполнена в Северной столице 9 августа 1942 года и навсегда осталась символом мужества ленинградцев в блокадные годы. Какой сильный духом русский человек, и в даже в войну он продолжает творить! Вот послушайте, что сам композитор писал об этом.

«Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому, и не сочинять ее. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть в собственной музыке образ нашей страны, которая так отчаянно сражается. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог». (слайд 8)

Студент 7: Стихотворение «Дети» Елена Вечтомова, 1942 г.

(тихо звучит Адажио Альбинони)

Дети

Все это называется - блокада.
И детский плач в разломанном гнезде...
Детей не надо в городе, не надо,
Ведь родина согреет их везде.
Детей не надо в городе военном,
Боец не должен сберегать паек,
Нести домой. Не смеет неизменно
Его преследовать ребячий голосок.
И в свисте пуль, и в завыванье бомбы
Нельзя нам слышать детских ножек бег.
Бомбоубежищ катакомбы
Не детям бы запоминать навек.
Они вернутся в дом. Их страх не нужен.
Мы защитим, мы сбережем их дом.
Мать будет матерью. И муж вернется мужем.
И дети будут здесь. Но не сейчас. Потом.

Кл.рук-ль: Как вы догадались, мы продолжим наше повествование темой «Дети в Блокадном Ленинграде». Посмотрите на еще один предмет. Что это? - Дневник. Чей это дневник, причем тут Блокада? (ответы студентов)

5 ассоциация - Дневник.

Кл.рук-ль: Действительно, нельзя не вспомнить Дневник Тани Савичевой.

Двенадцатилетняя ленинградка, теряющая силы от голода, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции и просто фиксировала реальные факты гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде - трагические «визиты смерти» в родной дом.

Лето 1941-го года Савичевы собирались провести в деревне под Гдовом, у Чудского озера, но уехать успел только Миша. Утро 22-го июня, принесшее войну, изменило планы. Сплоченная семья Савичевых решила остаться в Ленинграде, держаться вместе, помогать фронту. Мать-белошвейка шила обмундирование для бойцов.

Лека, из-за плохого зрения, в армию не попал и работал строгальщиком на Адмиралтейском заводе, сестра Женя точила корпуса для мин, Нина была мобилизована на оборонные работы. Василий и Алексей Савичевы, два дяди Тани, несли службу в ПВО.

Таня тоже не сидела сложа руки. Вместе с другими ребятами она помогала взрослым тушить «зажигалки», рыть траншеи. Но кольцо блокады быстро сжималось - «душило» голодом и потихоньку уносило жизни всех родных. Однажды не вернулась с работы Нина. В этот день был сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Но когда прошли все сроки, мать отдала Тане, в память о сестре, ее маленькую записную книжку, в которой девочка и стала делать свои записи. Сестра Женя умерла прямо на заводе. Работала по 2 смены, а потом еще сдавала кровь, и сил не хватило. Скоро отвезли на Пискаревское кладбище и бабушку - сердце не выдержало. В «Истории Адмиралтейского завода» есть такие строки: «Леонид Савичев работал очень старательно, хотя и был истощен. Однажды он не пришел на смену - в цех сообщили, что он умер…». Таня все чаще открывала свою записную книжку - один за другим ушли из жизни ее дяди, а потом и мама. Однажды девочка подведет страшный итог: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня». Таня так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается. Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом, и среди голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжку с Таниными записями. Оправился после тяжелого ранения на фронте и брат Миша. Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне - Нижегородская) область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась. Ее похоронили на поселковом кладбище, где она и покоится под мраморным надгробием. Рядом - стена с барельефом девочки и страничками из ее дневника. Танины записи вырезаны и на сером камне памятника «Цветок жизни», под Санкт-Петербургом, на 3-ем километре блокадной «Дороги Жизни». Дневник Савичевой Тани был показан на Нюрнбергском процессе в качестве документа, обвиняющего фашизм. (Слайд 9)

Сценка «Дневник Тани»

(студент 8 - читает стихотворение, студент 9-играет роль Тани Савичевой, на сцене стол, догорающий огарок свечи, за столом сидит девочка Таня и ведет записи в своем дневнике, вслух произносит слова стихотворения, обозначенные прямой речью)

Не спорьте, я прошу вас… - Бога ради!
Так страшно - каждый звук своей душой чеканя -
Никто нам не поведал о блокаде,
Как девочка, чьё имя - Савичева Таня…

Великий город взят в кольцо врагами -
Не разорвать стальные путы окруженья…
Зима и голод… И, тайком от мамы,
Она запишет в декабре: «Не стало Жени…»

День дня страшней - бомбёжки, артобстрелы…
И слёзы детские, что не бывает горше…
Родные лишь каким-то чудом целы…
Январь… Выводит Таня: «Бабушки нет больше…»

Весна ещё не отогрела город,
И дотянуть живым немыслимо до лета…
Всё злей, невыносимей жуткий голод…
Вновь в марте запись Тани: «Утром умер Лека…»

Озноб пронзает, как ни утепляйся…
Жизнь держится в телах иссохших еле-еле…
Рукою слабой: «Умер дядя Вася… -
Запишет Таня, - Ночью, в два...» - в сыром апреле…

Кошмарные короче стали ночи…
Мартиролог - ещё одной строкою больше…
Вновь в дневнике неровный детский почерк…
Май. Запись: «Днём сегодня умер дядя Лёша…»

Нам не дано постичь весь ужас драмы -
Где брались силы сердцем детским, чтобы биться? -
Через три дня не стало её мамы…
Скупая запись: «Мама умерла в семь тридцать»…

От записи последней стынут руки,
Читаешь строки - и сбивается дыханье…
Кровь вязнет в жилах от сердечной муки…
Из дневника… - «Все умерли… Осталась одна Таня…»

…Ей жить да жить бы, и учиться в школе,
Но слишком тяжким было горем испытанье -
Ушла из жизни от безумной боли,
Нам завещая помнить, Савичева Таня…

Кл.рук-ль: Дети и война несовместимые понятия, об этом небольшой ролик:

Показ ролика Детям Войны посвящается с 00:39 сек.

Заключительное слово

Кл.рук-ль: Мы с Вами поговорили о блокаде Ленинграда ассоциациями - метроном, блокадный хлеб, картина «Дорога Жизни», 7-я Ленинградская Симфония Шостаковича, дневник Савичевой Тани. О чем нам говорят эти ассоциации: вот вроде бы такие простые предметы, а каждый из них связан с людским горем, страданиями, а с другой стороны, - это свидетельства безграничного мужества нашего русского народа, потомками которого мы являемся - какие сильные они были, хочется ими бесконечно восхищаться….. А что же было дальше? В 1944 году с 14 января - 1 марта - было предпринято нескольких советских наступательных операций с целью снятия блокады. (Слайды 10, 11) 27 января - Конец блокады Ленинграда. (Слайд 12). Немцы отброшены на 60 - 100 км от города. Посмотрите и послушайте, как торжественно об этом объявили:

(просмотр и прослушивание голос Левитана Прорыв Блокады)

Кл.рук-ль: И в завершение нашего мероприятия еще один стих… радостный и трогательный одновременно…
Радостный, потому что настал конец Блокаде. Радостный, потому что победил наш народ, хоть и с огромными потерями, выстоял. Трогательный - много жизней безвозвратно унесла БЛОКАДА. Это не просто стихи - это слова наших героических предков, которыми они общаются с нами - с потомками, они хотят нам рассказать, что было, что они чувствовали, чтобы мы помнили, поэтому так трепетно произносить эти слова.

Студент 10: Юрий Воронов, 1944 г. - Салют над Ленинградом.

Салют над Ленинградом

За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы
Тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость
Слишком велика -
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика,
Но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют
С тобой
Пол-Ленинграда не поднялось.
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе -
Салют!
Сегодня ленинградцы
Плачут...

Литература

  1. https://infourok.ru/material.html?mid=53584 Классный час «Блокада Ленинграда - одна из страшных страниц Великой Отечественной войны».
  2. stihi.ru›2011/09/05/17 Ленинградский метроном. Нина Орлова.
  3. likt590.ru›project/podvig/3_41_1.htm. Повседневная жизнь (из дневников В.Инбер).
  4. blokada.otrok.ru›text.php?s=zd&t=2 Из книги: Павлов Д.В. Ленинград в блокаде.
  5. https://znanija.com/task/28886647История создания и первого исполнения "Симфонии 7" Д.Д.Шостаковича.
  6. https://www.liveinternet.ru/users/institytka/post310187369/ "Девять страничек. Страшные строчки". Дневник Тани Савичевой.