Педагогические условия, методы и приемы, направленные на формирование понятийного мышления школьников

Разделы: История и обществознание

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


К числу задач, стоящих перед школой, относится развитие логического мышления учащихся, от уровня сформированности которого во многом зависит эффективность усвоения основ наук, умение самостоятельно ориентироваться в постоянно растущем объеме информации, применять имеющиеся знания с максимальной пользой, создавать наиболее выгодные условия для приобретения новых знаний и для сообщения их другим. Перечисленные умения играют большую роль не только в процессе обучения, но и во всей жизнедеятельности человека.

Результаты исследований уровня сформированности логического мышления у учащихся нашей школы, проводимые педагогом-психологом, мои наблюдения показали, что учащиеся путают содержание события, процесса (явления) с последствиями данного события, процесса, испытывают затруднения в заданиях на аргументацию, сравнение исторических событий, процессов, явлений. Если не сформирован этот элемент понятийного мышления, то учащиеся сталкиваются с огромной сложностью с целеполаганием, планированием, организацией самоконтроля на уроке (регулятивные УУД), чего требует ФГОС ООО.

Актуальность работы в том, что в условиях реализации ФГОС без познавательных метапредметных умений возникают сложности в формировании регулятивных и личностных УУД, проблемы при прохождении промежуточной и итоговой аттестации.

Цель работы: показать эффективные приемы и методы формирования понятийного мышления у учащихся 5-11-х классов.

Задачи: изучить теоретический материал по теме работы и обобщить собственный педагогический опыт по проблеме исследования.

Работу над проблемой начала еще в 2004 году. В течение этого времени использую приемы и методы, которые позволяют решать проблему формирования понятийного мышления школьников более эффективно. Такие приемы, которые доказывают эффективность на уроках, контрольных работах, ВПР, ГИА, применяю систематически в течение многих лет, например, таблицы и проблемный диалог. С 2004 года использую технологию «Перевернутый класс», начиная с 5 класса. С 2011 года активно использую приемы технологии критического мышления - чтение с остановками, кластер, синквейн. В текущем учебном году начала более активно использовать прием «Маркировки текста (INSERT)».

В ходе работы над темой исследования, я прочитала интервью с руководителем лаборатории социальной психологии СПбГУ, главой центра «Диагностика и развитие способностей» Людмилой Ясюковой «Понятийное мышление как условие формирования культуры разрешения конфликтов», в котором она сказала, что меньше 20% людей обладают полноценным понятийным мышлением. На вопрос корреспондента о том, что такое понятийное мышление, Людмила Аполлоновна ответила, что истоки этого понятия следует искать в работах выдающегося советского психолога Льва Выготского. Понятийное мышление можно определить через три важных момента: умение выделять суть явления, объекта, умение видеть причину и прогнозировать последствия, умение систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации.

Людмила Аполлоновна обратила внимание на то, что, те, кто обладает понятийным мышлением, адекватно понимают реальную ситуацию и делают правильные выводы, а те, кто не обладают… Они тоже уверены в правильности своего видения ситуации, но это их иллюзия, которая разбивается о реальную жизнь. Их планы не реализуются, прогнозы не сбываются, но они считают, что виноваты окружающие люди и обстоятельства, а не их неправильное понимание ситуации(1).

Таким образом, мы можем убедиться в том, что способность мыслить с помощью понятий необходима не только людям науки, но всем, кому важно донести свое мнение до других. Проблема в нашем мире актуальна. А формирование, «закладка» фундаментальных основ понятийного мышления учащихся осуществляется под руководством учителя.

Движущей силой формирования понятийного мышления является организация практической деятельности в зоне ближайшего развития ребенка.

Я работаю с учениками 5-11 классов и имею прекрасную возможность строить работу системно, учитывая возрастные особенности учащихся. В течение нескольких лет использую технологию «Перевернутый класс», поэтому значительную часть теоретического материала дети узнают дома. На уроках мы решаем познавательные задачи, направленные на формирование универсальных учебных действий, в том числе познавательных, которые включают в себя: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Начинаю работу над формированием логического мышления с работы текстом. Эффективным при работе с информацией является прием «Маркировки текста (INSERT)». Учащиеся знакомятся с текстом и на полях ставят значки.

  • «v» - уже знал
  • «+» - новое
  • «-» - думал иначе
  • «?» - есть вопросы

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Работу с терминами организую по следующему алгоритму: сначала определяем родовое понятие, а затем определяем существенные и несущественные признаки предмета, явления (процесса). Обязательно присутствует элемент сравнения, если предмет, явление является не первым в историческом процессе. Так, в 7 классе, когда вводится понятие «мануфактура», обязательным элементом урока является сравнение ее с ремесленной мастерской.

Заданий на работу с понятиями очень много, но чаще всего использую следующие: конструктор понятий, задание на поиск в ряде понятий лишнего понятия, задание на поиск в ряде понятий обобщающего понятия, текст с ошибками, синквейн, кластер. Принципиальным считаю контроль понятий, поэтому во всех классах провожу проверочную работу по терминам, изученным на предыдущем уроке.

Мышление формируется только тогда, когда ребенок отвечает на вопросы, поэтому необходимым элементом урока становится проблемный диалог. В 5 классе, работая с иллюстративным материалом, чтобы историческая наука не воспринималась как история в картинках ставлю проблемные вопросы. Например, на уроке «Первобытные люди », работая с иллюстрацией «Древние люди», спрашиваю: «А действительно ли это люди? Почему ты так решил?». В 7 классе, когда рассуждаем над причинами и месте начала Реформации, обязательно интересуюсь тем, случайно ли Германия стала родиной Реформации. В 9 классе - «Почему в Англии 19 века, в отличие от других стран Европы, не было ни одной социальной революции?» и т.д.

Результаты исследований уровня сформированности логического мышления у учащихся нашей школы, проводимые педагогом-психологом, мои наблюдения показали, что учащиеся путают содержание события, процесса (явления) с последствиями данного события, процесса. Часто содержание выдается за последствие, даже в старшей школе. Так, изучая указ о вольных хлебопашцах, узнаю, что последствием стал выкуп крестьян у помещика с землей. Это проблема актуальна, заданий на выявление причинно-следственных связей много в контрольно-измерительных материалах ОГЭ и ЕГЭ, всероссийских проверочных работах, годовых контрольных работах. Поэтому включаю задания на выявление этих связей в урок на разных его этапах. Часто использую прием «Фишбоун».

Я согласна с Людмилой Аполлоновной Ясюковой, что если не сформирован этот элемент понятийного мышления, то учащиеся сталкиваются с огромной сложностью с целеполаганием, планированием , организацией самоконтроля на уроке (регулятивные УУД), чего требует ФГОС ООО.

Сформировать умение систематизировать информацию и строить целостную картину процессов (явлений) на уроках помогают таблицы. Без них обработать огромный материал и сформировать целостную картину, на мой взгляд, сложно. С 5 класса составляем таблицы разных видов - хронологические, тематические, сравнительные, аналитические. Считаю таблицы самым эффективным способом для подготовки к олимпиадам, контрольным работам, экзаменам.

Таблица №1

Виды таблиц, используемых на уроках для решения различных дидактических задач

Вид таблицы

Учебная задача, которая решается посредством таблицы

Форма таблицы

хронологическая

усвоить обязательный минимум исторических дат

дата

событие

участник(и)

аспектная

Рассмотреть период истории с разных позиций

Характеристика нового времени

политическая сфера

Экономическая сфера

социальная сфера

духовная жизнь

тематическая

сформировать целостную картину события (процесса)

Образование СССР

вопросы

1 период 1922г.

2 период
1924-1936

3 период
1939-1940

количество республик

состав

аналитическая

установить причинно-следственные связи

Промышленный переворот в Англии 70-80-е г. 18в. -30-40 г. 19 в.

условия

источник

последствия
«+» и «-»

сравнительная

найти общее и различия в явлениях (процессах)

Ремесленная мастерская

Мануфактура

Общее:
1)
2)
3)

Различия:

В старшей школе организую работу с заданиями на аргументацию, что позволяет провести всесторонний анализ ситуации, увидеть событие, явление (процесс) с двух сторон.

Необходимым условием формирования понятийного мышления является исследовательская работа учащихся. В процессе исследовательской деятельности учащийся проходит все этапы научного исследования: возникновение проблемной ситуации, ее первоначальный анализ и формулирование гипотезы; этап поиска пути решения проблемы в ходе дополнительного ее анализа на основе имеющихся знаний; этап претворения найденного принципа решения проблемы и его проверка. Значит, на уроках истории и обществознания учащиеся должны выработать общие навыки исследовательской работы. Работа над исследовательским проектом - это учебная деятельность, поэтому естественно, что она проводится под руководством педагога. Однако роль учителя в данном случае заключается в организации субъект - субъектных отношений, в корректировке самостоятельной деятельности школьников.

Организую исследовательскую работу в течение нескольких лет в урочной и во внеурочной деятельности. Руковожу краеведческим кружком с 2004 года.

В результате системной работы, успеваемость по предмету составляет 100%. Результаты ОГЭ и ЕГЭ по истории выше, чем средние показатели по республике в течение нескольких лет.

Интерес к истории растет. Это проявляется в положительной динамике участия в конкурсах, олимпиадах, исследовательских конференциях.

Мои ученики - призеры и победители различных районных и республиканских конференций. Выпускники школы, принимающие участие в исследовательской работе, становятся успешными студентами, так как методика исследования очень близка методике написания курсовых и дипломных работ.

Результаты работы показывают, что умение работать с понятиями и системно-понятийное мышление обеспечивает учащемуся развитие способности без помощи извне самостоятельно изучить и усвоить понятия новой предметной области и сформировать у себя системное представление о них.

Таким образом, педагогические условия формирования понятийного мышления - это работа в зоне ближайшего развития ребенка, системно-деятельностный подход, технология «перевернутый класс», проектно-исследовательская деятельность, обучение в сотрудничестве.

Эффективными приемами формирования понятийного мышления считаю таблицы, схемы, приемы технологии критического мышления - чтение с остановками, прием маркировки текста, кластер, синквейн, фишбоун, проблемный диалог.

Выготский Л.С. сказал, что школа должна научить мыслить. Считаю, что без познавательных метапредметных умений возникают сложности в формировании регулятивных и личностных УУД.

Источники информации

  1. http://conflictmanagement.ru/ponyatiynoe-myishlenie-kak-uslovie-formirovaniya-kulturyi-razresheniya-konfliktov