Актуальной проблемой для современной системы образования является мотивация к обучению дошкольников. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть эффективной уже в детском саду. Мотивацию дошкольников можно рассматривать как психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Позитивная мотивация - это побуждение, которое обуславливает достижение положительного результата к будущей учебной деятельности. Психологи и педагоги отмечают, что у нынешних дошкольников существует целый ряд проблем, связанных с мотивацией:
- Обеднение, ограниченность сюжетно-ролевых игр;
- Отсутствие интереса к учебе;
- Школьная дезадаптация;
- Угнетенность, страх из-за негативного отношения педагога;
- Нежелание идти в школу;
- Неврозы.
Эффективное развитие мотивации у дошкольников, по мнению психологов и педагогов, включает несколько направлений:
- улучшение отношений ребенка с родителями, сверстниками, воспитателями;
- стимуляция развития предпосылок учебной деятельности;
- формирование и развитие ведущих для обучения психологических способностей (планирования, анализа, рефлексии);
- создание всех условий для позитивного эмоционального отношения к школьной деятельности;
- обеспечение сближения главных субъектов учебно-воспитательного процесса.
Развитие мотивации у дошкольников - это задача не только специалистов дошкольного учреждения. В данный процесс должны активно включаться и родители. Все дети нуждаются в мотивации, которая помогает им достичь желаемых результатов. Родители являются для своих детей примером для подражания и источником мотивации в достижении желаемого.
Позитивная познавательная мотивация имеет несколько главных условий развития:
- обогащение, расширение замыслов игровых сюжетов;
- удовлетворение потребности дошкольника к познанию;
- удовлетворение потребностей дошкольника в общении со сверстниками и взрослыми;
- комплексная и поэтапная психолого-педагогическая диагностика;
- развитие у родителей, педагогов эмоционального принятия ребенка;
- создание ситуаций успеха в рамках деятельности.
Развитие мотивации должно идти параллельно, неразрывно с обучением. Учебная деятельность для дошкольника должна быть разнообразной, с возможностью играть и фантазировать. Одними из ведущих способов формирования мотивации являются дидактические игры, проблемные и творческие задания. В процессе формирования мотивации важную роль играют сказочные персонажи и красочная наглядность. Содержание и формулировка заданий должны вызывать интерес у ребенка. Дошкольники должны учиться сотрудничать и соревноваться - это необходимо стимулировать в них.
Родители и педагоги помогают и учат ребенка преодолевать страх, выдают авансы успеха (у тебя получится), дают высокую оценку даже частям деятельности. Можно подключать личную исключительность (только ты сможешь это сделать), усиливать мотивацию (это необходимо нам для…). Позитивная мотивация к обучению в детском саду, ее комплексное развитие - это условие успешного дальнейшего обучения. Если у детей есть мотивация, то они развивают свои способности собственными усилиями. Такие дети способны сосредоточиться на получении новых знаний и умений.
Исследователи выявили шесть механизмов мотивирования - это те способы, с помощью которых можно повысить мотивацию ребенка к достижению цели в домашних условиях:
- поощрять исследование окружающей среды;
- хвалить ребенка за совершенные достижения;
- оказывать помощь в развитии и тренировке навыков;
- воздерживаться от наказания и критики за ошибки и плохие результаты;
- стимулировать общение;
- прививать начальные способности к исследованию.
Выполнение этих условий поможет вашим детям обрести мотивацию к достижению успеха с ранних лет.
Советы «Как развивать детскую мотивацию».
- Обеспечьте ребенка необходимой стимулирующей обстановкой и множеством разнообразных впечатлений: книги, пазлы, кубики и т.д.
- Дайте ребенку игрушки и материалы, в которые можно играть, меняя их местоположение и форму. Позвольте ему сделать собственный выбор - это придаст уверенности в себе и создаст мотивацию.
- Ребенку полезно играть шариками или бусинками, составляя из них цепочку. Это развивает познавательные способности и усиливает концентрацию.
- Полезным занятием является сортировка предметов по форме. Давайте задания, соответствующие его возрасту. Это придаст ему уверенность в выполнении заданий. Помогайте ребенку справляться с заданиями. Благодаря вашей помощи он сможет дольше оставаться в игре и не отступит перед первыми трудностями.
- Разделяйте интересы ребенка. Спрашивайте и говорите о том, что ему интересно. Предлагайте различные задания, выполнение которых способствует его развитию. Успешное выполнение одного задания подталкивает ребенка к выполнению другого.
- Помогите ребенку овладеть базовыми умениями.
- Участвуйте в играх ребенка, взаимодействуйте с ним. Проводя время с ребенком, вы сможете лучше понять его и помочь ему.
- Награждайте и поощряйте ребенка за хорошо выполненное задание. Никогда не обещайте награду прежде, чем дадите ее.
- Начинайте читать ребенку с раннего возраста. Чтение ребенку вслух развивает его творческие способности и воображение.
- Дайте ребенку понять, что все дети разные, помогите ему осознать свои слабости и развить в себе сильные стороны.
- Говорите Вашему ребёнку, что Вы верите в его способность выполнить задание. Дайте ему понять, что неудача всего лишь случайность.
- Дайте ребёнку выполнить простой эксперимент, чтобы разжечь его любопытство. Можно дать ему магнит и предложить разделить предметы на те, которые притянутся к магниту и те, которые не притянутся. Любопытство и любознательность играют важную роль в мотивации вашего ребёнка.
- Хвалите ребёнка всякий раз, когда он старается овладеть новыми умениями. Это заставляет его стараться ещё сильнее. Хвалите ребёнка не только за достижения, но даже за попытки. Помогите ребёнку понять, что достичь успеха нелегко, для этого требуется время и старание.
- Сделайте чтение увлекательной игрой для ребёнка. Вы можете издавать смешные звуки и предложить ребёнку сделать то же. Можно сыграть роль персонажа сказки. Всё это поможет превратить чтение в удовольствие.
- Попросите ребёнка самому оценить, насколько хорошо он выполнил задание. Гораздо полезнее спросить, что ребёнок сам думает о своей работе, чем просто похвалить его.
- Позвольте ребёнку проявлять активность различными способами. Дети обычно учатся делать что-либо методом проб и ошибок. Никогда не критикуйте ребёнка за неудачу, наоборот, посоветуйте ему, что делать, чтобы добиться желаемого результата.
- Вместо того чтобы говорить ребёнку, как именно выполнить ту или иную задачу, просто предложите ему различные способы выполнения и пусть он выберет сам.
- Дайте ребёнку возможность показать свои умения и талант окружающим.
- По мере того, как ребёнок развивается, меняются его интересы и способности. Время от времени обсуждайте с ребёнком его интересы.
- Старайтесь не кричать на ребёнка и не ставить его в неловкое положение перед окружающими.
Как определить, насколько сильна мотивация ребёнка? Лучший способ определить степень мотивации ребёнка - это обратить внимание на его эмоциональное состояние. Мотивированный ребёнок доволен результатами своей работы и получает удовольствие от её выполнения. И наоборот, немотивированный ребёнок выглядит скучным, тихим и замкнутым. Он ни к чему не проявляет интереса и постоянно жалуется.
Пусть в семье все было сделано правильно и домашнее воспитание не заглушало, а помогало развитию познавательной потребности. Значит ли это, что, пойдя в школу, ребенок проявит интерес к учебе? К сожалению, такой гарантии дать нельзя. На это есть несколько причин.
Прежде всего, потребность и интерес не одно и то же. Психологическая наука различает эти два понятия. Потребности являются более глубокими побудителями к деятельности, чем интересы, но ведущими стимулами деятельности и поведения людей являются интересы. Потребности дают как бы первый толчок, импульс, интересы же определяют характер деятельности и поведение человека, определяют пути удовлетворения потребности в зависимости от конкретных социальных условий. Деятельность, которая нас в данном случае интересует, это учебная. Потребность, которая является двигателем такой деятельности, познавательная. Можно сказать, что если познавательная потребность у ребенка заглушена неправильным воспитанием, то интереса к учебе у него не возникает.
Известный советский психолог Н.Г.Морозова в своей работе «Учителю о познавательном интересе» говорит о том, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется тремя обязательными моментами:
- положительной эмоцией по отношению к деятельности;
- наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью познания;
- наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает заниматься ею независимо от других мотивов (побуждений).
Вот от этих трех условий и зависит появление интереса, в том числе интереса к учебе. Итак, если познавательная потребность у ребенка не развита, то познание нового никогда не будет приносить ему радости. А без радости познания не появится и интереса.
В среднем дошкольном возрасте мотивация поведения и деятельности приобретает качественно более сложный характер: поощрение воспитателя, положительная оценка усилий детей и результатов этих усилий являются важным мотивом поведения и становятся непременным условием определения ребенком своей позиции в семье или детском саду.
На основе этой мотивации воспитатель получает возможность создавать условия для более высокой мотивации, показывая ценность их деятельности для семьи и воспитателя.
Если в младшей группе детского сада дети получали удовольствие от любого доброжелательного общения со взрослыми, то в средней для них становится важной и оценка. Поэтому у ребенка возникает потребность не только в общении с воспитателем, но и в положительной оценке его деятельности со стороны взрослого. В связи с чем необходимо с большим вниманием подходить к вопросу положительного стимулирования детской деятельности.