Принципы проведения математической интеллектуальной игры в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова

Разделы: Математика, Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: интеллектуальная игра, интеллектуальная игра по математике


На протяжении последних лет игровые технологии активно входят в образовательный процесс. Игры используют как на уроках, так и во внеурочной деятельности. В интеллектуальных играх заложен мощный развивающий и образовательный потенциал. В нашем регионе интеллектуальные игры существуют и проводятся как школьного уровня, так и краевого уровня, но они не всегда соответствуют принципам и содержанию учебных предметов в развивающем обучении Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

КГБПОУ "Красноярскому педагогическому колледжу №1 им. М.Горького" поступил технический заказ от Региональной Общественной организации «Творческий союз учителей» на разработку и проведение краевого "Интеллектуального кРОсса" в дистанционном формате для учащихся и учителей системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Дистанционный формат проведения интеллектуальной игры был выбран в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в нашей стране, а также отсутствием интеллектуальных игр в данном формате. В ходе создании "Интеллектуального кРОсса" были разработаны задания по математике для 1-4 класса в системе развивающегося обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Интеллектуальные игры - одно из средств мотивации к самостоятельному творческому и поисковому развитию школьника. Интеллектуальные игры обладают большими возможностями, которые необходимо использовать в учебном процессе и во внеурочной деятельности для раскрытия личностного потенциала учащегося, повышения учебной мотивации, формирования умений сотрудничать и для развития критического мышления.

Но, по-прежнему, нет единого мнения относительно природы интеллектуальных игр, их происхождения, дефиниции. Неслучайно немецкий философ Е.Финк считал игру настолько экзистенциальным феноменом, что она, по его мнению, «...отталкивает от себя понятия...» [3; с. 42]. Б.Р.Мандель раскрывал это понятие так: «Игра, называемая интеллектуальной, - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления для познания предметной и социальной действительности в условиях ограниченного времени и соревнования» [3; с.43].

Для составления дистанционной игры "Интеллектуальный кРОсс" мы использовали принципы, выделенные в развивающем обучении:

  • принцип управления развитием - организуя обучения детей особым образом, можно закономерно управлять темпами и содержанием их развития;
  • принцип «восхождение от абстрактного к конкретному» - введение детей в учебный предмет начинается с выделения исходного отношения, общего принципа построения предмета; понимание направления движения придает смысл движению;
  • принцип квазиисследования - знания не даются в готовом виде, существенные свойства изучаемого предмета они сами обнаруживают в процессе решения учебных задач;
  • принцип моделирования - общий способ обучающиеся ищут в предметно-практической деятельности, центральным учебным действием которой выступает моделирование, поскольку именно через модель получают выражения общие способы решения класса различных задач;
  • принцип соответствия содержания и формы - использование форм организации коллективно-распределительной деятельности соответствуют этапу освоения учениками способов действия. [2; с. 8-10]

Нашей командой были разработаны следующие принципы проведения интеллектуальной игры для обучающихся с 1 по 4 класс:

  • принцип соответствия планируемым образовательным результатам по программе системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова;
  • принцип квазиисследования;
  • принцип моделирования;
  • принцип владения теоретическими понятиями;
  • принцип коллективно-распределенной деятельности;
  • принцип анализа, планирования и рефлексии.

В соответствии данным принципам были разработаны следующие математические задания для интеллектуальной игры:

Блок 1. "Блиц-опрос". На данном этапе обучающимся предлагается ответить на вопросы предметного содержания, которые подразумевают ответ в одно слово или да/нет.

Приведу примеры:

  • Можно ли сравнить длину подоконника с длиной доски с помощью посредника-веревки? Ответ: да.
  • Можно ли измерить площадь стола прямоугольной формы с помощью кружки? Ответ: нет.
  • Объем, масса, длина, площадь-одним словом можно назвать? Предполагаемый ответ: величиной.
  • Можно ли найти значение выражений, в которых использованы сказочные числа? Ответ: да.
  • Существует ли десятиричная система счисления? Ответ: нет.

В данных вопросах отражен следующий предметный результат: осознанно применяют математические термины и обозначения.

Таким образом, в данном блоке реализуется принцип соответствия планируемым образовательным результатам по программе системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина В.В.Давыдова.

Блок 2 "Модели". На данном этапе командам предлагаются модели и 4 текста, связанные с разными предметными областями. Им необходимо подобрать подходящие тексты к модели и аргументировать свой ответ.

Приведу пример данных текстов:

  • У Маши портфель весит А кг, у Коли на B кг больше, чем у Маши, а у Саши на M кг больше чем у Коли.
  • Встретил колобок по дороге зайца. Захотел заяц колобка съесть, но тот попросил не есть его, спел хвастливую песенку и покатился дальше. Встретил колобок волка, ему тоже спел песенку и покатился дальше. Наконец, встретилась ему по дороге хитрая лиса, которая его съела…
  • Один ученик решил провести опыт. Сначала у него была глыба льда, спустя какое-то время лед растаял и превратился в воду, затем воды стало меньше, а еще через некоторое время она и вовсе исчезла.
  • Вокзал, вокзальный, привокзальный.

Предложенная модель к текстам:

Рисунок 1 «Модель 1»

Ответ: все предложенные тексты будут подходить, поскольку они отражают процесс перехода от одного к другому.

Таким образом, в данном блоке прослеживается принцип анализа, моделирования.

Блок 3 "Гипотезы". На этом этапе командам предлагается проблемный вопрос, и игроки за ограниченное время должны на листе бумаги написать как можно больше гипотез и сформулировать их в верном виде: «Допустим, что …».

  1. Почему мы пишем русскими буквами, а цифрами арабскими?
  2. Как появилось число?
  3. Почему однозначных чисел меньше, чем многозначных?
  4. Почему нельзя разделить на ноль?

Таким образом, в данном блоке прослеживается принцип квазисследования и коллективно-распределенной деятельности учащихся.

Блок 4 "Где логика?". На этом этапе команде предлагается 3 иллюстрации, с помощью которых зашифровано специфическое понятие из содержания математики в системе развивающегося. Участники после обсуждения должны выбрать одно понятие и дать ему определение.

Пример таких заданий можно увидеть на рисунках 1-2:

Рисунок 1 «Задание 1»

Рисунок 2 «Задание 2»

На основе планируемых предметных результатов по математике предполагаемым ответом в рисунке 1 будет - мерка, рисунке 2 - модель.

Таким образом, в данном блоке прослеживаются следующие принципы: принцип соответствия планируемым образовательным результатам по программе системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова; принцип владения теоретическими понятиями.

Таким образом, в ходе создания и проведения интеллектуальной игры будут реализованы основные принципы развивающегося обучения. Также данную интеллектуальную игру можно использовать для разновозрастного коллектива в дистанционном и очном формате.

Библиографический список

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.
  2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению - 2011. - С. 288.
  3. Мандель Б.Р. Интеллектуальная игра: социокультурный феномен в движении (к вопросам истории и определения сущности) // Современные проблемы науки и образования. - 2009.