Организация работы с одаренными детьми в начальных классах

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство, Работа с родителями

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: одаренные дети


Введение

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.»

В.А.Сухомлинский

В концепции ФГОС нового поколения подчёркивается мысль о том, что учащиеся «должны научиться самостоятельно, ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса».

Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи, поскольку не только знание иностранных языков, компьютеризация, а особый - более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления - будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.

Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Рассуждая об организации работы с одарёнными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентно способного.

Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Выявление и развитие детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную задачу.

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.

Успешность работы с одаренными обучающимися во многом зависит от того, какая работа проводится с этой категорией учащихся в начальной школе, поэтому рассматривается как самостоятельный вопрос о стратегии работы с данной категорией детей на этапе начальных классов.

В своих работах психологи доказывают, что младшие школьники обладают всеми видами интеллекта, и он имеет свой неповторимый профиль, зависящий от индивидуальных психологических особенностей жизненного опыта и воспитания.

Когда дети достигают 7-8 лет, у отдельных происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии этих детей определенной степени одаренности. Система работы по развитию способностей, используемая на предыдущих этапах, недостаточна для этих детей, так как не учитывает в должной мере их индивидуальной особенности, потенциальной возможности, перспективы. Для данной категории детей необходима организация особой системы работы, которая в наибольшей степени учитывала бы их особенности и обеспечивала их эффективное развитие. Она предполагает: наличие комплекса мониторингов, позволяющих выявлять и определять степень одаренности ребенка прослеживать динамику его развития; разработку и реализацию индивидуальных программ развития ребенка. Индивидуальные программы должны представлять собой комплексные модели развития одаренности; диагностика и развитие творческой одаренности младшего школьника.

При организации данной работы необходимо учитывать ряд условий: общая учебная нагрузка ребенка не должна превышать допустимую валеологическую норму; нельзя допускать ранней узкой специализации; нужно давать ребенку возможность, помимо занятий приоритетной для типа его одаренности деятельностью, включаться и в другие интересные нужные дела; необходимо планировать для ребенка здоровье охраняющий режим дня, предполагающий рациональное чередование занятий, отдыха, прогулок.

Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача учителей состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Способный, одаренный ученик - это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление).

Сохранение и развитие одарённости детей - важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача - способствовать развитию личности ребенка.

Организация работы с одарёнными детьми в начальных классах

При изучении особо одаренных детей перед учителем стоят следующие задачи: способствовать развитию каждой личности; довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня; способствовать общественному прогрессу, поставив ему на службу ресурсы дарования. Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов. Важно использовать разнообразные методики отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами.

На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.

Второй этап можно обозначить как диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребенка психологом и психотерапевтом. В зависимости от результатов первого этапа ребенок обследуется набором психологических тестов в зависимости от предпочтительности того или иного варианта потенциальных возможностей. При предпочтительности развития интеллектуальной сферы ребенок отличается остротой мышления, любознательностью и легко учится, обнаруживает практическую смекалку. В этих случаях используются методики, направленные прежде всего на определение базовых когнитивных и речевых параметров у одаренных детей.

У детей, одаренных в сфере академических достижений, наиболее развиты могут быть отдельные склонности - к языку и литературе, математике или естествознанию. Поэтому задача учителя не только определить уровень общего интеллектуального развития, но и оценить предпочтительную сторону мышления.

Дети с творческим и продуктивным мышлением отличаются независимостью, неконформностью поведения, способностью продуцировать оригинальные идеи, находить нестандартное решение, изобретательностью. Их выявление предусматривает оценку прежде всего их творческих наклонностей (тесты) и личностных характеристик (опросники, тесты и т.п.).

Дети с преимущественным преобладанием контактности, потребности в общении и лидерстве отличаются инициативностью, высокими организаторскими способностями, их обычно легко выбирают на главные роли в играх и занятиях, они уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых. В этом случае вам помогут личностные методики и социометрия.

Многие дети проявляют высокую степень одаренности не в одной какой-либо сфере, а в нескольких. Наша задача не только выявить это, но и совершенствовать, развивать их.

На третьем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится учителям, задача которых - сформировать и углубить их способности. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (авторские программы и разносторонние программы, индивидуальные занятия - консультации и т.п.).

Одаренные дети намного быстрее своих сверстников проходят начальные уровни социальной адаптации (послушание и примерное поведение, ориентированное на получение положительной оценки взрослых); в этом возрасте они часто как бы минуют фазу детского конформизма и оказывают сопротивление стандартным правилам, групповым нормам и внутригрупповым ориентациям на авторитарных лидеров.

Итак, сохранение и развитие одаренности - это проблема прогресса общества, реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб. Успешность работы с одаренными обучающимися во многом зависит от того, какая работа проводится с этой категорией обучающихся в начальной школе, поэтому рассматривается как самостоятельный вопрос об организации работы с одаренными детьми на этапе начальных классов.

Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая познавательная потребность, которая отличается активностью, потребностью в самом процессе умственной деятельности и удовольствия от умственного труда.

Познавательная потребность является одной из базовых потребностей, удовлетворение которой обеспечивает формирование и самосуществование личности, развитие ее способностей из природных задатков. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня: первый уровень - потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство); второй уровень - развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета (младший школьный возраст, младшие подростки); третий уровень - познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (наблюдается у старшеклассников). Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии. Исходя из вышеизложенного можно выделить следующие цели и задачи воспитательно-образовательной работы с одаренными детьми в начальных классах.

Цель: развитие общих способностей ребенка как основы всех специальных способностей («генерального фактора интеллекта» или «базального фактора одаренности»), так как можно развивать природные задатки способностей в определенный благоприятный возрастной период; развитие интеллекта ребенка (мышления, памяти, речи и других интеллектуальных функций).

Задачи: выявление одаренных детей из числа показавших высокие результаты на приемных собеседованиях и в ходе учебной деятельности психологическими методами диагностики, а также путем анализа результативности умственного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей; формирование умения учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.); воспитание навыков общения, так как для одаренного ребенка в 6-7 лет умение учиться - это, прежде всего, способность включаться и инициировать учебное сотрудничество; обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия детей как необходимого условия успешности любой деятельности, особенно школьника: забота о сохранении здоровья: полноценном функционировании нервной системы ребенка, обеспечивающем способность к сосредоточенному умственному труду, соблюдении режима умственного труда и отдыха, достаточной физической активности в целях удовлетворения возрастных потребностей; сохранение высокой самооценки одаренного ребенка, непосредственно связанной с развитием любознательности и в целом с развитием личности: начальные неуспехи в учении, «подкрепляемые» систематическими отрицательными оценками, разрушают недостаточно подкрепившуюся познавательную потребность; формирование системы приобретенных учебных мотивов, в которой отметка является не главным мотивом учебной деятельности, а только средством обратной связи учителя и ученика при оценивании работы последнего; организация развивающей среды, стимулирующей любознательность ребенка и обеспечивающей возможность ее удовлетворения (лекции, кружки, экскурсии, пример взрослых); стратегия ускорения обучения одаренных детей, допускающая возможность системы экстерната и перешагивания через класс по отдельным предметам при наличии решения психолого-педагогического совета; организация контроля за развитием познавательной деятельности одаренных учащихся в виде: контроля по результатам (итоговый контроль); процессуального контроля; предметного контроля.

Одаренный ребенок. Рекомендации для родителей

Какое огромное значение имеет семья для развития одаренности, убедительно показывают биографии выдающихся людей. При всем многообразии условий воспитания, жизни и судеб этих людей обращает на себя внимание некоторая общность в характеристиках каждой семьи, вырастившей талантливую личность: творческая атмосфера, царящая в доме, приоритет духовных ценностей, «культ» образования, увлеченность родителей каким-то занятием и т.д.

Одаренный ребенок - ребенок с более высокой, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивостью к учению и более выраженными творческими проявлениями. И родителям повезло, если их ребенок талантлив, неординарен и выделяется своей способностью учиться или придумывать необычное. Решать математические и логические задачи или рисовать, петь или осваивать спортивные виды деятельности и т.д. Но в то же время чем выше уровень достижений ребенка, тем больше груз проблем ложится на плечи родителей, учителей и самих детей. Очень важно, чтобы взрослые помогли одаренному ребенку прожить без психических потерь счастливое детство, использовать свою одаренность для профессионального и личностного развития. Предлагаем родителям памятку:

Как надо вести себя родителям с одаренным ребенком

  • Понять ребенка и осознать его неординарность.
  • Признать всю уникальность его данных.
  • Восторгаться им в меру.
  • Не использовать всю жизнь ребенка для удовлетворения своих высоких родительских амбиций.
  • Создать условия для «поощрения» таланта.
  • Не проецировать на одаренного ребенка собственные интересы и увлечения.
  • Не культивировать необходимость преуспеть. Не заставлять его все время делать вам приятное, используя свою незаурядность.
  • Не заставлять чрезмерно увлекаться любимым делом и не перегружать его.
  • Создать ребенку атмосферу творчества, поддерживать возникший интерес.
  • Учить терпению и поощрять за все старания.
  • Тактично, деликатно помогать ему.
  • Учить проигрывать и ее воспринимать любую неудачу как трагедию.
  • Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную ранимость малыша.
  • Учить ребенка быть как можно меньше уязвимым.
  • Спокойно относиться к эмоциональным перепадам малыша.
  • Учить владеть эмоциями.
  • Попытаться помочь изжить чувство неудовлетворенности собой немного приземлив тот идеал, которому он подражает.
  • Все делать, что от вас зависит, чтобы ребенок не занижал свою самооценку и в то же время чтобы он не выставлял сверходаренность напоказ.
  • Не возвышать его над остальными детьми в семье.
  • Помочь наладить отношения со сверстниками. Учит быть дружелюбным в коллективе.
  • Стараться объяснить, что неудобно поправлять других, показывая свою образованность и превосходство.
  • Как можно больше уделять внимания физической активности ребенка.
  • Организовать активный отдых, помочь научиться вовремя переключаться с одного вида деятельности на другой.
  • Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки.
  • Понять, что беспокоит малыша все время, в чем суть проблемы вашего ребенка, с чем агрессия или неприятие себя.
  • Учитывать его индивидуальность.
  • Все время ободрять его.
  • Тактично общаться с ним.
  • Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению к нему, привлекая близких.

Методики для родительского исследования

Уважаемые родители! Нам очень важна ваша помощь в получении информации о вашем ребенке. Отметьте то, что вы знаете о нем, и верните в школу к указанной дате.

Родительское исследование

Имя ребенка ______________________________
возраст ____________ класс _______
адрес ________________________телефон _______

1. У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имеет большой словарный запас (Да / нет)

2. Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца. (Да / нет)

3. Мой ребенок овладел навыками слогового чтения (Да / нет)

4. Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу (Да / нет)

5. Он очень любит рисовать (Да / нет)

6. Он очень любит заниматься художественным трудом (Да / нет)

7. Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (Да / нет)

8. Мой ребенок занимается спортом (Да / нет)

9. Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок в свободное время? ______________________________________________

10. С удовольствием ли ваш ребенок собирается идти в школу, если нет, укажите причину ____________________________________

Методика «Карта одарённости»

Методика адресована родителям, ее также могут использовать педагоги. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, - от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение функций:

1) первой, основной, - диагностической. С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет» развития его дарований;

2) второй - развивающей. Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития.

Эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Инструкция

Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

  • (+ +) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
  • (+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
  • - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
  • (-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму - во вторую и т.д.

Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.

Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например, бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов

  1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
  2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
  3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
  4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
  5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
  6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
  7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
  8. Интересуется механизмом и машинами.
  9. Инициативен в общении со сверстниками.
  10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
  11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
  12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
  13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
  14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую вещь.
  15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
  16. Может легко построить рассказ, начиная с завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  17. Интересуется актерской игрой.
  18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
  19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
  20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
  22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов.
  23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
  24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.
  25. Хорошо поет.
  26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
  28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.
  29. Легко общается с детьми и взрослыми.
  30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
  31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
  32. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.
  33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
  34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
  35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
  36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
  38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
  39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
  40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
  41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
  42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
  43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
  44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное значение, в свободное время, без побуждения взрослых.
  45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
  47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
  48. Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
  49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
  50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
  51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
  52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
  53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.
  54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
  55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
  56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
  57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
  58. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.
  59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
  60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
  61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
  62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
  63. Умеет делать выводы и обобщения.
  64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
  65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
  66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
  67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
  68. Проводит много времени за конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
  69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
  70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).
  71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
  72. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
  73. В свободное время любит читать научно-популярные издания, делает это, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги.
  74. Может дать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
  75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
  76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
  77. Любит игры-драматизации.
  78. Быстро и легко осваивает компьютер.
  79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
  80. Физически выносливее сверстников.

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

  1. интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);
  2. творческая (2-й столбец листа ответов);
  3. академическая (3-й столбец листа ответов);
  4. художественно-изобразительная (4-й столбец листа ответов);
  5. музыкальная (5-й столбец листа ответов);
  6. литературная (6-й столбец листа ответов);
  7. артистическая (7-й столбец листа ответов);
  8. техническая (8-й столбец листа ответов);
  9. лидерская (9-й столбец листа ответов);
  10. спортивная (10-й столбец листа ответов).

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

Творческое развитие вашего ребенка. Советы Дэвида Льюиса

Отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно. Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез. Предоставьте ребенку комнату или уголок исключительно для его дел. Сделайте стенд, где ребенок может показывать свои работы. Не ругайте ребенка за беспорядок на столе, если это связано с его творческим процессом. Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, т.е. таким, какой он есть, а не за успехи и достижения.

Поручайте своему ребенку посильные дела и заботы. Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения. Помогайте ему улучшать результаты его работы. Берите вашего ребенка в поездки по интересным местам. Помогайте ребенку общаться с детьми из разных культурных слоев. Не сравнивайте своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки. Не унижайте своего ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас. Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно.

Снабжайте ребенка книгами, играми и другими нужными ему вещами для его любимых занятий. Побуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним. Приучайте его к регулярному чтению с малых лет С вниманием относитесь к его потребностям. Каждый день находите время, чтобы побыть с ребенком наедине. Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел. Не упрекайте ребенка за ошибки. Хвалите за любые успехи.

Учите его общаться со взрослыми любого возраста. Разрабатывайте практические эксперименты, помогающие ребенку больше узнавать.

Не запрещайте ребенку играть со всяким хламом - это стимулирует его воображение.

Побуждайте ребенка находить проблемы и затем решать их. Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренне.

Будьте честными в оценке своих чувств к ребенку. Не ограничивайте круг тем, обсуждаемых с ребенком. Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и ответственность за них. Помогайте ребенку стать личностью.

Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему. Никогда не отмахивайтесь от неудач ребенка, говоря ему «этого тоже не умеешь». Предпочитайте, чтобы основную часть работы, за которую взялся ваш ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном конечном результате. Ведите дневник наблюдений за развитием вашего ребенка и анализируйте процесс развития.

Учителям необходимо провести:

Карта интересов для младших школьников - чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников - это самая трудоемкая операция. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени. Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным. Эта методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.

  • «Как я вижу себя» (А.И.Савенков) - это метод самооценки для обучающихся и методику оценки общей одаренности - общая характеристика; методика разработана автором и адресована родителям (может также применяться учителями); ее задача - оценка общей одаренности ребенка его родителями. Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и учителей);
  • Методики изучения креативности творческого мышления П.Торренса;
  • Диагностика детской креативности (по шкале Вильямса) - Шкала Вильямса - опросник для родителей и учителей об оценке креа­тивности (творческого начала) ребенка - проводится индивидуально, время не огра­ничено; эта шкала состоит из восьми подразделов - показателей, характеризующих поведе­ние творческих детей; по каждому показателю приводится шесть утверждений, по кото­рым учитель и родители должны оценить ребенка так, чтобы наилучшим образом оха­рактеризовать его.

Заключение

В ФГОС прописан социальный заказ общества, ориентированный на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей.

Одарённые, талантливые дети - это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.

Организация работы с одаренными детьми включает в себя работу семьи, школы и центров дополнительного образования.

Сегодня учитель не только источник знаний, но и союзник, умеющий поддержать ребенка, развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы не только в урочной и внеурочной деятельности, но и в будущей профессиональной деятельности.

Немаловажную роль в развитии способностей и одаренности ребенка играет семья. Но не каждая семья способна разглядеть вовремя креативность ребенка. Поэтому данная работа предусматривает советы для родителей, в поддержку развития способностей у детей на начальном этапе.

Целью организации работы по развитию творческих способностей и одаренности младших школьников является не только систематическое развитие способностей и одаренности, но и четкое прослеживание достигнутых результатов. Система развития способностей и одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период. Необходимо участие детей в школьных, городских, областных, всероссийских олимпиадах, в международных конкурсах, участие в исследовательской работе, где учащиеся показывают высокие результаты. Развитие способностей и одаренности ребенка невозможно без творческой деятельности, причем продуктивной деятельности.

Именно об этом сказал великий ученый Л.С.Выготский, когда написал: «Творчество на деле существует не только там, где создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев».

Положительные результаты, достигнутые в ходе работы с одаренными детьми убеждают в том, что начатая деятельность востребована обществом, необходима и значима для интеллектуального и творческого развития личности, и требует своего продолжения на следующих ступенях образования. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения одаренных детей.

Список использованной литературы

  1. Андреев В.И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества», Казань, 2010.
  2. Зак, А.З. «Методы развития интеллектуальных способностей у детей 8 лет». - М.: Интерпакс, 1994
  3. Зак, А.З. «Развитие умственных способностей младших школьников». - М.: Просвещение: Владос, 1994
  4. Зак, А.З. «Методы развития интеллектуальных способностей у детей 8 лет. Учебно-методическое пособие для учителей». - М.: Интерпракс, 1994. 352с.
  5. Зябянцева, М.А. Развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005
  6. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009
  7. Савенков, А.И. «Одаренный ребенок в массовой школе». - М.: Сентябрь, 2001
  8. Савенков, А.И. «Путь к одаренности исследовательское поведение дошкольников». - СПб: Питер, 2004
  9. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю.Синягина, Н.В.Зайцева. - М.: Арманов-центр, 2012.

Статьи из сборников, журналов и газет:

  1. Вятисов, М.Е. Синтетический метод в подготовке учителей к развитию творческого воображения у учащихся в процессе художественной деятельности [Текст] / М.Е.Велтистов // Одаренный ребенок. - 2007. №5. с. 22-30
  2. Губайдуллин, М. И. Самодиагностика для родителей [текст] М. И. Губайдуллин // Одаренный ребенок. 2007. №5 с. 108-112.

Для выявления одарённости учащихся, обучающихся на начальной ступени обучения можно использовать также методики в приведённых изданиях.

  1. Иванов, А.В. Методики диагностики одаренности младших школьников // Практика административной работы в школе. 2002. - № 6 с 54.
  2. Савенков А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема/ А.И.Савенков // Педагогика. 2000. - N 10. с 87-94.