В современных условиях реформирования системы образования неизбежно модифицируются задачи кадровой политики образовательных учреждений в условиях современного запроса образовательных услуг.
Профессиональное развитие преподавателя проявляется в совокупности как личностных деловых качеств, так и свойств его личности, которые обеспечивают высокоэффективный процесс обучения и воспитания обучающихся в образовательном учреждении. Педагогическая наука сформулировала несколько позиций в определении содержания мастерства педагога. При одном подходе ученые выделяют в категорию профессионального развития такие качества, как совокупное единство глубоких знаний и интуиции; присутствие дара и умения научно и авторитетно руководить познавательной деятельностью обучающихся; способность чувствовать душу своих учеников, тонко и корректно подходить к личности каждого, учитывая его внутренний мир, творчество, фантазию, способность креативно мыслить. Эта категория также включает овладение и использование преподавателями в своей практической деятельности педагогических техник, которые дают возможность получать большую эффективность и результативность решения задач обучения и воспитания студентов с меньшими затратами [1].
Мастерство педагога соединяет в себе специфические знания, навыки, умения и стереотипы поведения в которых соединяются в единое целое, все способы и приемы того вида деятельности, которым человек занимается. В решении любых задач, в которых задействован педагог, он выступает в качестве организатора, мастера и наставника педагогического влияния. Из этого следует, что профессиональное развитие содержит четыре структурных элемента, которые выступают относительно самостоятельно: организаторское мастерство индивидуальной и коллективной деятельности обучающихся; мастерство убеждать своих обучаемых; мастерство в умении передавать знания и на их основе формировать опыт будущей деятельности; мастерство использования в педагогическом процессе современных техник. Все эти виды профессионального развития в практической деятельности преподавателя соединяются в единое целое, взаимодобавляя и усиливая один другого [2].
Важное значение в понятии мастерства преподавателя уделяется педагогической технике. Это совокупная система навыков и умений, которыми владеет преподаватель, позволяющая на высоком уровне эффективности применять систему приемов воздействия как на отдельных обучающихся, так и на учебные группы студентов в целом: способность использовать необходимый для общения тон, стиль и манеру; умение держать аудиторию в высоких фазах внимания, поддерживать необходимый темп передачи информации; обладать навыками управления групповыми настроениями, отношениями и поступками обучающихся [3].
Указанные компоненты мастерства педагога, его профессиональных знаний и навыков, владения педагогической техникой и перечнем необходимых компетенций, а также стремление к постоянному развитию ложатся в основу формирования задач кадровой политики по отбору педагогических кадров в условиях современного запроса образовательных услуг и реформирования системы образования.
Библиографический список
- Андиева М.С. Особенности управления образованием в Российской Федерации (правовой аспект) // Право и образование. - 2018. - № 6. - С. 151-171.
- Краснова Г.А. Открытое образование: цивилизационные подходы и перспективы: учебник - М., 2019. - 360 с.
- Цирульников А.М. Социокультурные основания развития системы образования. Метод социокультурной ситуации // Вопросы образования. - 2014. - №2. - С. 77.