Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьной жизни. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Инновационный поиск новых средств приводит к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием обучающегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:
1. Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.
2. Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: умение коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером; умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; навыки делового партнерского общения; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс, навыки интервьюирования, устного опроса и.т.п.
6. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на не запланированные вопросы.
Возрастные и психологические особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними слишком сложные задачи, предлагать далекие перспективы, требовать охвата одновременно нескольких направлений деятельности и привлечения множества вспомогательных дидактических материалов (памятки, инструкции, шаблоны). Разумеется, детям необходима помощь со стороны не только учителя, но и родителей.
Наиболее сложными из всех видов проектов по типу деятельности являются исследовательские проекты. В полном объеме исследовательскую деятельность можно организовать в рамках учебного предмета «Окружающий мир», где и учитель, и ученик являются исследователями, наблюдателями, экспертами, участвуют в поисковой деятельности, цель которой - найти что-то новое в привычном, раскрыть тайны окружающего мира. В процессе познания окружающей действительности происходит совершенствование мышления и речи учащихся, развивается их любознательность. В курсе «Окружающий мир» формируются многие первоначальные представления детей о закономерностях окружающего мира, обеспечивающие переход от созерцания явлений к осмыслению их сущности. Работа над учебной темой и исследовательским проектом позволяет связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое, так как учебные исследования я рассматриваю, как особое направление внеклассной работы тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков. Эту работу я провожу индивидуально с каждым ребенком или с группой детей.
Для работы над проектом отвожу часть урока или внеурочное время школьников. Небольшое количество урочного времени целесообразно использовать для того, чтобы познакомить детей с новой темой, обменяться мнениями, обсудить возможные аспекты темы, дать детям возможность выбрать интересующий их предмет исследования. В процессе работы над темой и реализацией проектов делаем обзоры текущего состояния дел, дети представляют промежуточные презентации своей деятельности, решаем организационные вопросы.
Формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска в курсе «Окружающий мир» начинается с первого класса. Основной способ познания - наблюдение и проведение опытов, рассчитанных на все органы чувств. Дети знакомятся с главным способом получения научной информации - экспериментом. Работая в парах, дети проводят свой первый опыт в теме «Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств». В результате, которого они узнают, по каким признакам и с помощью каких органов чувств можно узнать предметы? Длительный эксперимент дети проводят, изучая тему «Животные - часть природы». Они узнают, как появляется на свет и растет цыпленок. Тема «Растения - часть живой природы»: дети узнают, что растения гибнут без воды и воздуха, что они растут и размножаются. Все свои наблюдения дети записывают в дневники, делают соответствующие выводы. При изучении темы «Зимние изменения в природе» дети участвуют в исследовательском метапредметном проекте. Он нацелен на применение учащимися интегрированных знаний из области естествознания, математики, филологии, изобразительного искусства. По срокам проведения - это среднесрочный проект, рассчитанный на 4 учебные недели, из которых экспериментальная часть заняла 3 недели. Результаты собственной исследовательской работы первоклассники представляют на мини конференции. Доминирующая деятельность в этом проекте - исследовательская, выполнение творческих заданий позволяет использовать разнообразные источники информации, в том числе и собственные наблюдения. В проекте реализуются следующие темы: «Пришла зима», «Снежные загадки», «Жизнь лесных зверей зимой», «Как помочь птицам зимой», «Есть ли жизнь в воде подо льдом?», «Как зимуют травы, кустарники и деревья». Основополагающий вопрос данного проекта «Изменилась ли природа с приходом зимы?» На организационном этапе все учащиеся делятся на группы по интересам. На первом уроке определяется тема, цель, выдвигается гипотеза, составляется план, и определяются вопросы для исследования, раздаются командам опросные листы, шаблоны, список литературы. Работа по исследованию проблемы, находящейся в центре внимания данного проекта, проводится учениками самостоятельно либо с участием родителей. Продуктом этого проекта являются небольшие сообщения по данным темам, которые оформляются в виде книги-малышки. Презентация книжки проводится на празднике «Здравствуй, зимушка - зима!», на котором дети получают оценку своего труда. Ученики, принявшие участие в проекте, награждаются призами и грамотами.
Выполненные работы рецензируются учителем, где ученик получает совет для улучшения работы. Для оценки результатов формируется жюри. В его состав входят учитель, родители, дети. В работе оценивается познавательная ценность темы, оригинальность и ценность собранного материала, структура и логика, язык и стиль изложения, ответы на вопросы (таблицы 1, 2).
Таблица 1
Критерии оценивания исследовательского отчета
Критерии |
0 |
1-3 |
4-5 |
Соответствие теме задания |
Работа не соответствует теме. Тема не раскрыта |
Работа частично соответствует теме. Тема раскрыта не полностью |
Работа соответствует теме. Тема раскрыта полностью |
Оформление (цвет, фон, рисунки, фотографии |
Плохое оформление, много рисунков или не соответствует теме |
Несущественные недочеты в оформлении |
Хорошее оформление |
Представление информации (содержание, шрифты, объем информации) |
Плохое представление: неудачное содержание информации, ее расположение, шрифты, объем неблагоприятствуют восприятию |
Недочеты в представлении информации |
Хорошее представление, краткое, четкое достоверное содержание |
Итого |
|
|
|
Таблица 2
Критерии оценивания исследовательского отчета для учащихся
Критерии оценивания |
Оценка |
Соответствие темы задания |
|
Наличие цели, выводов |
|
Четкий ход исследования |
|
Работа в группе (активное участие всех членов группы), оформление (наличие рисунков, аккуратность, яркость) |
|
Мой опыт работы показывает, что использование проектного метода на уроках окружающего мира не вытесняет классно-урочную систему, а наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться и в начальных классах. При этом учебный процесс, организованный на основе метода проектов, конечно же, отличается от традиционного обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе - наличие познавательного интереса. В первом классе это наличие только ситуативного интереса, но уже во втором классе отмечается рост устойчивого и обобщенного интереса к исследовательской деятельности. Метод проектов реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, обеспечивает рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста - от проекта к проекту.
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому «проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения».
Входя в науку не через освоение готовых знаний, а через собственные наблюдения, впечатления и размышления, ребенок сохранит свое видение мира, а значит, и способность к самостоятельным открытиям.