Использование метода проектов на уроках окружающего мира в начальной школе

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: метод проектов


Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьной жизни. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Инновационный поиск новых средств приводит к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием обучающегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:

1. Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.

2. Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: умение коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером; умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; навыки делового партнерского общения; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс, навыки интервьюирования, устного опроса и.т.п.

6. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на не запланированные вопросы.

Возрастные и психологические особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними слишком сложные задачи, предлагать далекие перспективы, требовать охвата одновременно нескольких направлений деятельности и привлечения множества вспомогательных дидактических материалов (памятки, инструкции, шаблоны). Разумеется, детям необходима помощь со стороны не только учителя, но и родителей.

Наиболее сложными из всех видов проектов по типу деятельности являются исследовательские проекты. В полном объеме исследовательскую деятельность можно организовать в рамках учебного предмета «Окружающий мир», где и учитель, и ученик являются исследователями, наблюдателями, экспертами, участвуют в поисковой деятельности, цель которой - найти что-то новое в привычном, раскрыть тайны окружающего мира. В процессе познания окружающей действительности происходит совершенствование мышления и речи учащихся, развивается их любознательность. В курсе «Окружающий мир» формируются многие первоначальные представления детей о закономерностях окружающего мира, обеспечивающие переход от созерцания явлений к осмыслению их сущности. Работа над учебной темой и исследовательским проектом позволяет связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое, так как учебные исследования я рассматриваю, как особое направление внеклассной работы тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков. Эту работу я провожу индивидуально с каждым ребенком или с группой детей.

Для работы над проектом отвожу часть урока или внеурочное время школьников. Небольшое количество урочного времени целесообразно использовать для того, чтобы познакомить детей с новой темой, обменяться мнениями, обсудить возможные аспекты темы, дать детям возможность выбрать интересующий их предмет исследования. В процессе работы над темой и реализацией проектов делаем обзоры текущего состояния дел, дети представляют промежуточные презентации своей деятельности, решаем организационные вопросы.

Формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска в курсе «Окружающий мир» начинается с первого класса. Основной способ познания - наблюдение и проведение опытов, рассчитанных на все органы чувств. Дети знакомятся с главным способом получения научной информации - экспериментом. Работая в парах, дети проводят свой первый опыт в теме «Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств». В результате, которого они узнают, по каким признакам и с помощью каких органов чувств можно узнать предметы? Длительный эксперимент дети проводят, изучая тему «Животные - часть природы». Они узнают, как появляется на свет и растет цыпленок. Тема «Растения - часть живой природы»: дети узнают, что растения гибнут без воды и воздуха, что они растут и размножаются. Все свои наблюдения дети записывают в дневники, делают соответствующие выводы. При изучении темы «Зимние изменения в природе» дети участвуют в исследовательском метапредметном проекте. Он нацелен на применение учащимися интегрированных знаний из области естествознания, математики, филологии, изобразительного искусства. По срокам проведения - это среднесрочный проект, рассчитанный на 4 учебные недели, из которых экспериментальная часть заняла 3 недели. Результаты собственной исследовательской работы первоклассники представляют на мини конференции. Доминирующая деятельность в этом проекте - исследовательская, выполнение творческих заданий позволяет использовать разнообразные источники информации, в том числе и собственные наблюдения. В проекте реализуются следующие темы: «Пришла зима», «Снежные загадки», «Жизнь лесных зверей зимой», «Как помочь птицам зимой», «Есть ли жизнь в воде подо льдом?», «Как зимуют травы, кустарники и деревья». Основополагающий вопрос данного проекта «Изменилась ли природа с приходом зимы?» На организационном этапе все учащиеся делятся на группы по интересам. На первом уроке определяется тема, цель, выдвигается гипотеза, составляется план, и определяются вопросы для исследования, раздаются командам опросные листы, шаблоны, список литературы. Работа по исследованию проблемы, находящейся в центре внимания данного проекта, проводится учениками самостоятельно либо с участием родителей. Продуктом этого проекта являются небольшие сообщения по данным темам, которые оформляются в виде книги-малышки. Презентация книжки проводится на празднике «Здравствуй, зимушка - зима!», на котором дети получают оценку своего труда. Ученики, принявшие участие в проекте, награждаются призами и грамотами.

Выполненные работы рецензируются учителем, где ученик получает совет для улучшения работы. Для оценки результатов формируется жюри. В его состав входят учитель, родители, дети. В работе оценивается познавательная ценность темы, оригинальность и ценность собранного материала, структура и логика, язык и стиль изложения, ответы на вопросы (таблицы 1, 2).

Таблица 1
Критерии оценивания исследовательского отчета

Критерии

0

1-3

4-5

Соответствие теме задания

Работа не соответствует теме. Тема не раскрыта

Работа частично соответствует теме. Тема раскрыта не полностью

Работа соответствует теме. Тема раскрыта полностью

Оформление (цвет, фон, рисунки, фотографии

Плохое оформление, много рисунков или не соответствует теме

Несущественные недочеты в оформлении

Хорошее оформление

Представление информации (содержание, шрифты, объем информации)

Плохое представление: неудачное содержание информации, ее расположение, шрифты, объем неблагоприятствуют восприятию

Недочеты в представлении информации

Хорошее представление, краткое, четкое достоверное содержание

Итого

Таблица 2
Критерии оценивания исследовательского отчета для учащихся

Критерии оценивания

Оценка

Соответствие темы задания

Наличие цели, выводов

Четкий ход исследования

Работа в группе (активное участие всех членов группы), оформление (наличие рисунков, аккуратность, яркость)

Мой опыт работы показывает, что использование проектного метода на уроках окружающего мира не вытесняет классно-урочную систему, а наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться и в начальных классах. При этом учебный процесс, организованный на основе метода проектов, конечно же, отличается от традиционного обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе - наличие познавательного интереса. В первом классе это наличие только ситуативного интереса, но уже во втором классе отмечается рост устойчивого и обобщенного интереса к исследовательской деятельности. Метод проектов реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, обеспечивает рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста - от проекта к проекту.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому «проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения».

Входя в науку не через освоение готовых знаний, а через собственные наблюдения, впечатления и размышления, ребенок сохранит свое видение мира, а значит, и способность к самостоятельным открытиям.