«Единственный путь, ведущий к познанию, - это деятельность»
Б.Шоу
Активизация познавательной деятельности учащихся является объективным условием сознательного и прочного усвоения школьниками знаний по экологии, формирования умений и навыков. Одной из движущих сил в учебной работе школьников является познавательный интерес. Развитие его обеспечивается активной самостоятельной познавательной деятельностью учащихся. В современном образовании меняются приоритеты, становятся важными не столько знания школьника, сколько способы и процесс их получения, большое значение приобретают самостоятельность и инициатива ученика.
А.А.Плигин, рассматривая вопрос о способах развития познавательного интереса ученика к предмету, подчеркивает, что познавательный интерес входит в деятельность как важный энергетический ресурс, создает ценные условия для хода и результата деятельности, для самочувствия ученика. Чтобы изменить позицию ученика в учебном процессе, помочь ему стать субъектом деятельности, необходимо использовать концепцию и технологию целенаправленного развития познавательных стратегий школьников (ЦРПС), которая позволяет развить у школьников: субъектность (самостоятельность и инициатива), познавательные способности, управленческие и рефлексивные умения, умение учиться и обучаемость, интеллектуальные операции, предметные компетенции. В данной образовательной модели предполагается передача управления учением «в руки ученика», он становится субъектом в образовательном процессе, в его руках находится осознанное управление деятельностью и собственным развитием. Учащиеся самостоятельно выдвигают цели и критерии ее реализации, учатся выбирать средства деятельности и планировать ход ее осуществления, обеспечивать корректировку и многоуровневую рефлексию, получая индивидуальный результат учебной деятельности[1: с. 9].
Познавательная стратегия - это совокупность (чаще последовательность) мыслительных операций и внешних действий, направленных на реализацию результата. Познавательная стратегия раскрывает взаимосвязи между: репрезентацией цели и критериями ее достижения, операциями по достижению результата, коррекцией процесса деятельности, фиксацией получаемого результата.
Для составления познавательной стратегии используется модель ТОТЕ, компонентами которой являются: мотивационно-ориентировочный, исполнительский, рефлексивно-корректировочный, результат - фиксирующий.
Рассмотрим познавательную стратегию «Стратегия составления экопаспортов комнатных растений как один способов активизации познавательной деятельности учащихся в обучении экологии». Составление учащимися экологического паспорта комнатных растений является одним из способов анализа биологического объекта. Анализ объекта как метод в обучении биологии и экологии позволяет выявить и оценить состояние биологических объектов, а также помогает систематизировать знания, выделить отличительные и общие черты, делает сложный материал более доступным. Биологический анализ состояния объекта или системы является учебной задачей, которая в процессе обучения позволяет усвоить и закрепить знания. Применение биологического анализа как метода обучения приводит к эффективности обучения, так как анализ предполагает выделение наиболее существенных черт состояния изучаемого объекта. Умение анализировать материал и решать задачи в наибольшей мере развивается в условиях включения учащихся в исследовательскую деятельность. В ходе исследовательской деятельности учащиеся одновременно усваивают новые знания и получают навыки их использования. В результате повышается умственная и творческая активность, улучшается понимание и усвоение материала.
В исследовании участвовала группа учащихся 7 класса, которые посещали факультативный курс по экологии «Озеленение и дизайн».
Практической частью данных занятий являлось грамотное составление и оригинальное оформление экопаспортов комнатных растений кабинета биологии. Изготовляемые паспорта сочетают в себе элементы наглядности, активизируют образное мышление. Работа может выполняться как индивидуально, так и в группе. Предлагаемая методика позволяет найти ответы на следующие вопросы: видовое многообразие растений, типы декоративных растений, правила ухода за растениями и основные понятия экологии и биологии. Результатом изучения ряда вопросов должно быть создание экологических паспортов комнатных растений, формирование умений определять основные виды, семейства растений, понимать роль каждого комнатного растения для создания благоприятного для человека микроклимата помещения.
Этапы исследования:
1. Составление вопросника.
2. Выявление индивидуальных стратегий.
3. Обсуждение, обогащение выявленных стратегий и выявление более эффективных действий необходимых для достижения результата.
4. Анализ выявленных стратегий по сенсорным предпочтениям, модели Т.О.Т.Е., интеллектуальным актам и определение уровня развития познавательных стратегий.
5. Подведение итогов.
На факультативе учащимся задавались такие вопросы: «как вы себе представляете экопаспорт растений, по каким критериям его можно составить, какую информацию о растениях он должен содержать, как паспорт можно оформить?». При первом знакомстве с этими вопросами школьники не смогли объяснить, как они будут составлять, и оформлять экологический паспорт комнатных растений кабинета биологии. Их ответы были: «я не знаю», «я не понимаю, что такое экопаспорт», «паспорт - это список растений».
После этого был предложен учащимся вопросник с элементами листа анализа. Он создан по модели Т.О.Т.Е., включает в себя четыре смысловых блока: постановка цели, операции по ее достижению, коррекция своих действий и фиксация результата выполнения.
Вопросник для выявления познавательной стратегии составления экологического паспорта комнатных растений (с элементами листа анализа)
1. Как ты решил, что будешь делать паспорт комнатных растений? (Почему ты решил, что будешь делать паспорт комнатных растений?)
2. Представлял ли ты как будет выглядеть паспорта растений, если да, то как?
а) Мысленно представлял паспорт в виде таблицы, рисунка, плана действий по уходу за растениями; что-то другое, опишите, что именно;
б) вживался в роль, т.е. представлял себя участником процесса;
в) делали что-то ещё, опишите.
3. Какую цель ты ставишь пред собой, приступая к заданию?
а) применение разнообразного биологического материала для составления паспорта;
б) понять какие условия необходимы для лучшего роста цветов в комнатных условиях;
в) правильность - соблюдение правил ухода за комнатными растениями;
г) что - то другое, опишите, что именно.
4. Как ты выполнял задание? Каким может быть алгоритм действий твоей деятельности? В какой последовательности, что и как ты делал? Что делал первым, вторым и т.д.?
а) читая задание, обдумывали, как вы будете составлять паспорт;
б) вспоминали презентации по правилам ухода за растениями;
в) знакомились с научно-популярной и методической литературой о комнатных растениях, использовали Интернет-ресурсы;
г) отбирали нужную информацию из разных источников о происхождение и распространение комнатных растений; о видовом многообразии растений; об особенностях питания и размножения; о заболеваниях и вредителях комнатных растений; о правилах ухода и пересадки за растениями;
д) систематизировали всю найденную информацию о растениях;
е) делали что-то ещё. Опишите, что именно.
5. Какие действия тебе кажутся наиболее главными и эффективными для составления и оформления паспорта растений?
6. Как ты завершил оформление паспорта? Как понял, что тебе удаётся составить и оформить паспорт растений?
7. Что ты делал, если у тебя не получалось находить и систематизировать нужную информацию о растениях по необходимым критериям? Как исправлял ошибки?
8. Какие вопросы вызывали наибольшие затруднения при составлении и оформлении паспорта?
9. Какие этапы работы при составлении и оформлении паспорта тебе понравились больше всего? Почему?
10. Какой шаг в твоей работе был завершающий?
11. Как ты понял, что достиг цели - составил экопаспорт комнатных растений кабинета биологии?
12. Понравилась ли тебе твоя работа?
13. Доволен ли ты собой?
Ниже приводятся варианты ответов на некоторые вопросы (в такой формулировке, как он были записаны учащимися).
1. Как ты решил, что будешь делать паспорт комнатных растений? (Почему ты решил, что будешь делать паспорт комнатных растений?)
- Я решила делать паспорт комнатных растений, потому что люблю предмет биология и мне хотелось, что бы другие тоже узнали больше о растениях. Хочу знать правила ухода за цветами.
- Я решила составить паспорт комнатных растений, потому что мне захотелось узнать о них побольше интересного. Побудила просьба учителя и хорошая оценка.
- Я выполняю это задание, потому что мне нравится ухаживать за растениями, и я должна знать, как за ними надо правильно ухаживать.
- Меня заинтересовала это задание.
- Я никогда этого не делала, мне стало интересно.
- Я решил делать это задание, что бы знать правила ухода за цветами, узнать о видовом многообразии комнатных растений.
2. Представлял ли ты как будет выглядеть паспорт, если да то как?
- Я представляла паспорт: на каждом кашпо комнатного цветка будет информация об этом растении и каждый сможет подойти и прочитать правила ухода за эти растением.
- Я думаю, что паспорт растений - список всех растений кабинета.
- Я не знаю пока, как будет выглядеть паспорт растений.
- Да, я, закрывая глаза, мысленно представила, как будет выглядеть паспорт растений - это будет стенд, на котором будет размещена информация о комнатных растениях кабинета биологии с фотографиями.
- Видела паспорт комнатных растений в виде рисунка.
- Паспорт комнатных растений - это папка с прозрачными файлами, в которой будет вся необходимая информация о растениях.
- Я вообразил себя дизайнером по озеленению помещений и решил, что для успешного результата необходимо составить паспорт комнатных растений в виде альбома.
3. Какую цель ты ставишь пред собой, приступая к заданию?
- Для меня важно, что бы паспорт комнатных растений получился познавательным и интересным.
- Важно для меня получить новые знания в процессе составления паспорта.
- Важно для меня получить новые знания в процессе составления паспорта.
- Использовать полученные знания и навыки для выступления на научно-школьной конференции по биологии.
- Сделанный паспорт поможет правильно оформить проект летнего и зимнего сада в школе.
- Получить новые знания и практические навыки.
- Знать правила ухода за растениями.
- Для меня важно, что бы сделанный мной паспорт комнатных растений будет полезен для учащихся 6 классов для изучения биологии.
Одним из вопросов предлагал учащимся записать последовательность своих действий для составления экопаспорта комнатных растений. Приведу несколько индивидуальных стратегий, которые содержат мало шагов.
Стратегия №1 (Ксения К.)
1. Получила задание.
2. Вспомнила объяснение учителя
3. Составляю список растений кабинета.
4. Нахожу нужную информацию о комнатных растениях в энциклопедии.
5. Записываю в тетрадь.
6. Оформляю паспорт растений в виде рисунка.
Стратегия №2 (Люба Б.)
1. Обдумываю полученное задание.
2. Ищу информацию о цветах (название растения, какие условия нужны для лучшего роста растения).
3. Показываю учителю.
4. Оформляю памятки по правилам ухода за растениями.
Стратегия №3 (Никита С.)
1. Внимательно слушаю учителя.
2. Знакомлюсь с нужной литературой.
3. Отбираю нужную литературу.
4. Записываю всю информацию о цветах (название цветка, родину произрастания, правила полива, освещённость, значение в жизни человека).
5. Делаю фотографии всех комнатных растений.
6. Оформляю паспорт растений.
Приведу варианты стратегий, у которых увеличилось количество этапов.
Стратегия №4 (Настя П.)
Получила задание, стала обдумывать, как я буду составлять паспорт комнатных растений.
1 этап - прочитала энциклопедию о комнатных растениях, нашла нужные для меня растения.
2 этап - выбираю из энциклопедии нужную информацию по следующим вопросам: а) происхождение и распространение растения б) о видовом многообразии в) об особенностях питания и размножения г) о правилах ухода и пересадке за растениями.
3 этап - всю информацию зафиксировала в печатном виде;
4 этап - делала фотографии всех комнатных растений кабинете биологии;
5 этап - искала в Интернете, что такое фитонциды растений;
6 этап - определяла фитонцидные растения в кабинете биологии;
7 этап - составляла список фитонцидных растений;
8 этап - делаю памятки по правилам ухода за комнатными растениями;
9 этап - наклеиваю памятки по правилам ухода на кашпо цветка;
10 этап - оформляю паспорт комнатных растений.
В представленной стратегии:
- присутствуют операции аналитико - синтетического познания (группировка, построение схем - памяток, сопоставление, сравнение);
- управленческие акты (планирование, программирование, фиксация результата);
- отмечаются предметные действия.
Стратегия №5 (Влада С.)
Сначала я вспоминала презентацию по правилам оформления экопаспорта, затем знакомилась с научно - методической литературой, отбирала и систематизировала нужную информацию о комнатных растениях; всю информацию записывала в дневник наблюдений; делала фотографии цветов; делала памятки по правилам ухода за цветами; оформляла паспорт комнатных растений кабинета биологии, в котором указывала следующее:
1) название растения 2) семейство растения 3) родину растения и природную зону произрастания; 4) описание растения; 5) как человек использует растение; 6) «портрет» растения
В представленной стратегии:
- присутствуют операция чувственного познания (представление), операция логического познания (систематизация материала), операции аналитико - синтетического познания (группировка, построение схем - памяток ухода за цветами);
- управленческие акты (планирование, программирование, фиксация результата).
Стратегия №6 (Ева К.)
Получила задание. Стала обдумывать, отбирала нужную литературу по следующим вопросам:
1. Я узнавала точное видовое название растения из энциклопедии комнатных растений
2. Какая освещённость нужна каждому комнатному растению
3. Какую температуру нужно поддерживать летом и зимой для лучшего роста растений
4. Какой нужен полив
5. Когда можно пересаживать и подкармливать растение
6. Какие заболевания и вредители характерны для каждого цветка
Затем всю информацию я показывала учителю, а после проверки составляла памятки по правилам ухода за комнатными растениями. Оформляла их.
В представленной стратегии:
- присутствуют операция чувственного познания (представление),операция аналитико - синтетического познания (построение схем - памяток по правилам ухода за цветами);
- управленческие акты (планирование, фиксация результата).
Стратегия № 7 (Аня П.)
Мысленно выявила шаги действий.
1 этап - обдумывание задания;
2 этап - знакомство с литературой;
3 этап - отбор нужной литературы;
4 этап - нахожу нужную информацию о растении: вид, род, семейство, родина, внешний вид, правила ухода за растением, особенности размножения, правила пересадки и подкормки;
5 этап - всю информацию фиксирую в дневник наблюдений;
6 этап - делаю фотографии всех комнатных растений;
7 этап - делаю этикетки по правилам ухода за комнатными растениями;
8 этап - оформляю стенд, т.е. паспорт комнатных растений;
9 этап - сдаю на проверку учителю.
В представленной стратегии:
- управленческие акты (планирование действий, контроль действий, фиксация результата).
- предметные действия.
Учащимся было предложено выявить самые главные и эффективные действия для составления экопаспортов растений кабинета. Вот несколько таких действий в такой формулировке, как они были записаны учащимися.
1. «Главное для меня было отобрать нужную информацию о комнатных растениях и её систематизировать, т.е. сгруппировать по нужным критериям (вид, род, семейство растения, внешний вид растения, уход за растением). Эффективным я считаю, оригинально и красочно оформить памятки правил ухода за цветами».
2. «Главное - это правильно определить название вида комнатного растения и найти о нем необходимую информацию. Эффективное - оформить красочно паспорт комнатных растений и получить за него хорошую оценку».
3. «Главными и эффективными действиями для меня является правильно определить видовое разнообразие комнатных растений в кабинете, составить памятки ухода за комнатными растениями и оригинально оформить паспорт комнатных растений».
4. «Искала новую информацию о растениях, исправляла ошибки».
5. «Определение видового разнообразия комнатных растений, составление списка фитонцидных растений и оформление паспорта».
Пример одной индивидуальной стратегии, в которой четко и последовательно описывается порядок действий и имеется фиксация и коррекция результата.
Стратегия Сони К.
1. Как ты решил, что будешь делать паспорт комнатных растений? (Почему ты решил, что будешь делать паспорт комнатных растений?)
Я никогда этого не делала, мне стало интересно.
2. Представлял ли ты как будет выглядеть паспорт, если да то как?
Паспорт комнатных растений - это папка с прозрачными файлами, в которой будет вся необходимая информация о растениях.
3. Какую цель ты ставишь пред собой, приступая к заданию?
Использовать полученные знания и навыки для выступления на научно-школьной конференции по биологии.
4. Как ты выполнял задание? Каким может быть алгоритм действий твоей деятельности? В какой последовательности, что и как ты делал? Что делал первым, вторым и т.д.?
Настраиваю себя на успешное выполнение задания. Внимательно слушаю учителя, определяя мысленно алгоритм действий. Представляю конечный результат - паспорт - папку. Знакомлюсь с научно-популярной литературой и выбираю из них нужную информацию по следующим вопросам: а) происхождение и распространение комнатных растений; б) о видовом разнообразии растений; в) об особенностях питания, размножения; г) о вредителях комнатных растений; д) о правилах ухода за растениями. Всю информацию записываю. Делаю фотографии растений кабинета. Составляю проект уголка комнатных растений в кабинете с учётом биологических особенностей растений. Оформляю памятки по правилам ухода за растениями и сам паспорт.
5. Какие действия тебе кажутся наиболее главными и эффективными для составления и оформления паспорта растений?
Определить алгоритм своих действий, представить конечный результат, оформление и составления уголка комнатных растений, паспорта.
6. Как ты завершил оформление паспорта? Как понял, что тебе удаётся составить и оформить паспорт растений?
Двигаюсь в нужном направлении, так как я составила план своих действий, которые проверил учитель.
7. Что ты делал, если у тебя не получалось находить и систематизировать нужную информацию о растениях по необходимым критериям? Как исправлял ошибки?
Мне всё удавалось делать правильно.
8. Какие вопросы вызывали наибольшие затруднения при составлении и оформлении паспорта?
Определить каждому растению свою природную зону произрастания. Советовалась с учителем географии.
9. Какие этапы работы при составлении и оформлении паспорта тебе понравились больше всего? Почему?
Группировать растения по природным зонам произрастания - это необходимо для оформления проекта уголка зелёных растений с учетом их биологических особенностей. 10. Какой шаг в твоей работе был завершающий?
Всё правильно оформить и сдать на проверку.
11. Как ты понял, что достиг цели - составил экопаспорт комнатных растений кабинета биологии?
Похвала учителя.
12. Понравилась ли тебе твоя работа?
Радуюсь успешному окончанию работы. Понравилась.
13. Доволен ли ты собой?
Я - молодец!
В представленной стратегии:
- определена цель, которую ученица представляет визуально: «образ будущего паспорта»;
- присутствуют операции чувственного познания (запоминание, представление);
- операция аналитико-синтетического познания (группировка);
- управленческие акты (программирование, принятие решений, планирование; присутствуют коррекция действий и фиксация результата);
- отмечаются предметные действия.
В результате проведённой исследовательской работе по выявлению стратегий составления экологических паспортов растений можно сделать следующие выводы:
1. Учащимся интересны такого рода задания и их мотивация не ограничивается только желанием выполнять требование учителя. Так, например, в стратегии Сони К. «Решила, потому что меня этот вопрос интересовал уже давно - с 6 класса. Хочу научиться правильно, определять вид, род, семейство растений и знать, как правильно ухаживать за цветами, какие цветы лучше всего подходят для выращивания в домашних условиях».
2. Учащиеся пытаются выделять критерии, которые важны для получения результата.
3. В стратегиях у учащихся нет сформированного алгоритма выполнения составления экопаспорта комнатных растений.
4. В стратегиях прослеживается коррекция своих действий, но описано она недостаточно полно. Очень кратко. Хотя некоторые элементы удачной систематизации растений мы впоследствии взяли в памятку.
5. У многих учащихся в стратегиях имеется фиксация результата. Радует, то, что некоторые семиклассники понимают значимость практического материала для усвоения и закрепления новых знаний по биологии.
6. У большинства учащихся в своих стратегиях есть личностная рефлексия. «Я молодец!», «Ура! У меня получилось оформить паспорт», «я довольна собой!». Значит школьники осознают значимость данной работы.
7. Для анализа индивидуальных стратегий и для выявления недостаточного звена в них я провела исследование ведущей модальности учеников. В результате учащиеся распределились следующим образом <рисунок 1>:
Ведущая модальность учащихся экспериментальной группы 7 класса
Рис. 1
Как видно из диаграммы, большинство учащихся 20% визуальными и аудиальными каналами восприятия, велика доля со смешенными предикатами - визуально-аудиальными (30%) и визуально-кинестетическими (20%).
8. В ходе проведения эксперимента была предпринята попытка создать памятку для составления экопаспорта растений кабинета биологии. Весь собранный материал скомпоновали в памятку.
Памятка по составлению экопаспорта комнатных растений
1. Сформулировать цель создания экопаспорта.
2. Внимательно слушать объяснение учителя о правилах составления паспорта растений.
3. Познакомиться с видовым разнообразием комнатных растений
4. Найти нужную методическую и научно-популярную литературу о многообразии комнатных растений.
5. Сделать отбор нужной литературы.
6. Найти информацию о растении по следующим вопросам:
а) название растения;
б) семейство растения;
в) происхождение и распространение комнатных растений (родина и природная зона произрастания);
г) внешний вид растения;
д) в каких климатических условиях произрастают (свет, температура летом, зимой, влажность);
е) тип растительности: декоративно-цветущие, декоративно-лиственные, ампельные, эпифиты, суккуленты;
ж) какие типы почвы нужны для лучшего роста растений;
з) о способах питания и размножения;
и) о заболеваниях и вредителях комнатных растений;
к) о правилах ухода и пересадки за растениями;
л) ядовитое или нет растение
м) фитонцидная активность растения;
7. Выписать необходимую информацию в дневник наблюдений.
8. Сделать фотографии всех комнатных растений.
9. Ещё раз всю найденную информацию перепроверить: сверить с источниками литературы, спросить у учителя.
10. Оформить красочно и оригинально памятки по правилам ухода за комнатными растениями.
11. Сделать стенд «Фитонцидные растения».
12. Составить проект уголка комнатных растений в кабинете с учётом эколого-биологических особенностей растений.
13. Сделать фото «зелёных» уголков кабинета.
14. Оригинально оформить экопаспорт комнатных растений.
Памятка эффективна, поскольку позволяет экономить время на факультативе, также она помогает учащимся в формулировке своих действий. Используя готовые памятки, необходимо отметить, что растет скорость и точность в создании экологических паспортов, техника их выполнения усовершенствуется.
Таким образом, развитие познавательных стратегий постепенно повышает качество результатов деятельности учеников. Происходит становление биологической культуры личности школьника, которая может самостоятельно организовать свою деятельность.
Список литературы
1. А.А.Плигин, Е.М.Тишкина. Учебно-методический комплекс по программе курса повышения квалификации учителей «Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников» / А.А.Плигин, Е.М.Тишкина. - Владимир: Транзит-ИКС, 2012. - 146 с.