Цель:
- Расширить представление обучающихся о сущности сквернословия, как о пороке человеческого общества и юридической ответственности за сквернословие.
- Способствовать формированию культуры речи, культуры поведения.
- Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.
Вводная часть
Воспитатель: Добрый день!
Я рада видеть здесь всех без исключения. В начале занятия, я предлагаю вам вспомнить правила работы.
Сегодня отправиться в путешествие в страну сквернословия. Готовы!
(Звучит шум моря, крики чаек.)
Воспитатель: Вот наш парусник прибыл в страну без названия, здесь нас встречают и приветствуют интересные жители.
Игра «Необычные приветствия»
Чтобы зарядиться хорошим настроением мы под музыку друг друга поприветствуем. (звучит музыка)
В Японии – сложив ладони на груди прижав друг к другу, Греция – похлопать по плечу, Кения - кто выше подпрыгнет, Эскимосы – потереться спина о спину, Россия - рукопожатие, улыбка.
Наш парусник плывет дальше
Воспитатель: отправляемся дальше и следующая остановка, это страна, которая находится за высоким забором.
Дядя Фёдор мыл забор,
На котором был «фольклор».
Мыл, ругаясь неприлично,
Слышал Вася все отлично
И усвоив весь «набор».
Вновь украсил им забор.
Воспитатель: А знаете, почему вы смеетесь? Потому что смех - это попытка скрыть стыд, неловкость, вы поняли, о чем речь, и конечно знаете, что «фольклор» употреблять неприлично, хотя в неофициальной обстановке, в кругу своих сверстников, вы часто употребляете такую «сниженную» лексику, в том числе и нецензурную.
В этой стране живут люди больные тяжелым психическим заболеванием, встречающемся достаточно редко – «копролалия».
Приходилось ли вам слышать об этом заболевании?
Воспитатель: Об этом мы погорим позже, а вначале скажите, что же нужно делать человеку, чтобы быть здоровым? (Примерный ответ детей: избавиться от вредных привычек: алкоголя, курения и т.д.)
Чтобы узнать о какой вредной привычке пойдёт речь, я предлагаю вам послушать одну притчу из книги «Мудрость вымысла».
Охотник пригласил друга – медведя. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух, медведь обиделся, ушёл.
Прошло время, он встречает охотника и говорит: «Ударь топором по голове, чтоб рана была». Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своём, и охотник нанёс удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: «Посмотри – рана, которую нанёс ты мне, зажила, а рана от слов твоей жены – до сих пор саднит мне сердце».
- Какую же рану нанесла хозяйка медведю? (Примерный ответ детей: словесную, обидела словом).
- Ребята, а давайте поможем вылечиться людям этой страны!
Эстафета «Добрые слова»
- Наверняка вы слышали, что слово исцеляет человека, а какие это могут быть слова?
Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его. («добро», «вера», «надежда», «любовь», «счастье», «красота»).
- Начиная с меня, каждый из вас по цепочке должен передать соседу мяч и сказать, какое-нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека - это тоже очень хорошее и доброе слово. (Дети выполняют задание.)
- Приятно ли вам было произносить хорошие слова?
- Приятно ли было, когда вам говорили добрые слова?
Воспитатель: Мне кажется, у нас стало, как будто немного теплее.
А если бы такие слова звучали каждый день!
- Но, к сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова. Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом - необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае возникают болезни. Я сегодня говорила о редком психическом заболевании, симптомы которого сейчас встречаются у многих здоровых людей. Эта болезнь называется «копролалия». Название происходит от греческого «копрос» - грязь и lalia - речь. Так в медицине называют болезненное, иногда непреодолимое влечение к ЦИНИЧНОЙ и нецензурной брани безо всякого повода.
- Сегодня матом разговаривают не только подростки, но и дети младшего возраста.
А, что же такое сквернословие, мат? (слайд 1)
Сквернословие – это речь, наполненная скверными, неприличными выражениями
- В наше время мат используется:
- для повышения эмоциональности речи,
- эмоциональной разрядки,
- оскорбления, унижения адресата речи,
- демонстрации агрессии,
- демонстрации отсутствия страха,
- демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов.
- Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).
Воспитатель: (парная работа) - Давайте попробуем составить лозунги, антирекламу мата.
Например:
- Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться!
У Вас на столе лежат половинки фраз, попробуйте составить лозунги.
- Матюгайся почаще, и будет тебе несчастье!
- Наше условие - долой сквернословие!
- Кто использует мат, тот умишком небогат (тот немного глуповат).
- Мат - это помоев ушат.
- Мат - дорога в ад.
- Мат уродует девчат.
- Хочешь успеха в жизни добиться - книжки читай, прекращай материться!
- Сколько будешь материться, столько будешь и лечится!
- Мат - это ядов концентрат!
- В классе мы найдем управу на словесную отраву!
- Мат, ребята, не забава, а словесная отрава!
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру - «Да», «Нет», «Иногда».
- Кто ругается матом поднимает карточку со словом «Да», кто не ругается - карточку со словом «Нет», а кто нечасто использует мат в разговорной речи поднимает карточку со словом «Иногда».
Вопросы для детей, которые выбрали карточку «Да»:
- Как часто вы ругаетесь матом?
- Скажите, а почему вы ругаетесь матом?
(злюсь, хочу обидеть, привычка, хочу выглядеть крутым)
- Как вам живется с этой привычкой?
(нормально, все ругаются, и я тоже, неприятно, когда тебя ругают за мат)
Вопросы для детей, которые выбрали карточку «Иногда»:
- Скажите, а почему вы ругаетесь матом?
- Как вам живется с этой привычкой?
Вопросы для детей, которые выбрали карточку «Нет»:
- А, как вам живется без этой привычки?
(хорошо, у меня хватает хороших слов)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, есть ли наказание за сквернословие?
Сквернословие на Руси до середины 19 века было не распространено даже в деревне. И являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. За использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.
В наше время за сквернословие в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда (штраф от 500 до 1,5 тыс. руб.) или административный арест на срок до пятнадцати суток ст. 20, ч. 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях».
(слайд 2) - Сквернословие имеет 4 стадии развития болезни:
1 стадия – человек испытывает стыд, отвращение, брезгливость.
2 стадия – человек впервые употребляет такое скверное слово – за компанию, для разрядки или напускной удачи.
3 стадия – человек использует эти слова, не замечая этого.
4 стадия – уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.
Воспитатель: Давайте представим себе, что мы с вами врачи. И нам нужно найти лекарство от такой болезни, как сквернословие, чтобы помочь всем людям излечиться от такого вируса. Попробуем составить рецепт для больных.
(Учащиеся зачитывают рецепты)
- А вот что нам предлагают (слайд 3)
1. Не говорить плохих слов самому. Скажите себе: «Все пусть говорят, а я не буду!»
2. Не копировать других, не говорить, как все, не стараться быть похожими на кого-то, сохранять самобытность и помнить: «Не то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст».
3. Тренировать себя просто говорить вежливо и красиво.
4. Читать больше художественной литературы.
Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Использовать в своей речи как можно больше похвалы, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей.
Упражнение «Кто Он»
Вам надо разделиться на 2 команды. Каждой команде предоставляется ватман, краски, кисточки, фломастеры. После жребия одна команда рисует портрет человека, который сквернословит, другая команда рисует портрет человека, который не употребляет мат в своей речи. Также вам надо предоставить презентацию вашего портрета: название, самые яркие черты характера, его будущее.
Пусть от каждой команды выйдет представитель и выберет конверт с заданием.
Команды получают задания, приступаем к работе. На выполнение вам дается 10 мин. Удачи!
(время закончилось. Работы вывешиваются на доску, и каждая команда представляет свою презентацию)
Примерные ответы детей:
1 команда: веселый, добрый, мягкий, честный, не бросит в беде, настоящий друг. Он будет просто счастливым и любим. Цвета красок – светлые, яркие.
2 команда: с синяком и сигаретой в одной руке, а в другой бутылка, в наколках, темные цвета красок. Грубиян, тюремщик, курит, пьет, дерется, матерится. Одинокий, бродяжничает, скорее всего опять попадет в тюрьму.
Воспитатель: у вас получилось замечательно, такие яркие личности, черты характера.
- я надеюсь, у вас уменьшилось желание употреблять в своей речи нецензурные слова?
- давайте попытаемся хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследить за изменением в нашей жизни. Вы скоро поймете, что, отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретете здоровье, счастье, везенье, ясность мыслей, поступков и любовь наших близких.
- давайте задумаемся о словах, которые мы произносим.
Заключительная часть
Рефлексия
- Понравилось ли вам занятие?
- Что для вас было нового, неожиданного?
- Что вам не понравилось?
- Хотели бы вы продолжить тему о вреде сквернословия?
(слайд 4)
Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим.
Спасибо за внимание!