История города мёртвых

Разделы: Краеведение

Классы: 6, 7, 8


Автор работы:
Есиева Милана,
8 класс.

Место выполнения работы:
МБУ ДОД «Станция юных натуралистов»
МО - Пригородного района РСО-Алания.

Руководитель:
Кокоева Эльма Хасанбековна

ВВЕДЕНИЕ

Когда я впервые увидела на картинках эти домики, я и представить не могла их реальные размеры, ни их содержимое, ни красоту тех мест, где они находятся. Но теперь, после моего исследования я понимаю, что это реальное кладбище, средневековые фамильные склепы в 2-3 человеческих роста.

Удивляет здесь многое, и сразу возникает очень много вопросов: почему такая форма захоронений? Ведь как мы знаем - древние АЛАНЫ были христианами. Почему это место так высоко в горах? Когда был тут оставлен последний человек? Правда ли, что во время эпидемии чумы, умирающие сами приходили сюда ждать смерти?

Ответы на некоторые вопросы мы получили в ходе исследования нашей работы. На другие вопросы мы уже никогда не найдём ответов.

Цель моей работы: выяснить исторические корни и причины возникновения некрополя на территории с. Даргавс. Собрать материал о некрополе, который играет огромную роль в вопросе изучения истории происхождения АЛАН.

Задачи:

  1. Узнать, когда началось заселение Даргавского ущелья.
  2. Объяснить, почему некрополь расположен на склоне горы.
  3. Изучить вопрос о необычной форме захоронения.
  4. Узнать, когда началось исследование некрополя.
  5. Ведутся ли в настоящее время раскопки.

Актуальность: Подрастающему поколению нужно изучать прошлое, чтобы чувствовать свою причастность к истории своего народа.

Объект исследования: Библиотека, сеть – Интернет, музей, Даргавская долина.

Предмет исследования: Виды могильников, артефакты.

Методы исследования: Изучение информации и иллюстраций, наблюдения, встречи, беседы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

На вопрос – «Почему я заинтересовалась этой темой?» конечно же, отвечу «Причина тому – легенда, услышав которую я долгое время была в недоумении, неужели мои предки были способны на такую жестокость?»

Легенда гласит, что когда-то Аланы, вернувшиеся с войны, привезли с собой трофей – девушку неземной красоты. Каждый мечтал, чтобы она досталась именно ему… Они долго не могли договориться, и тогда решили обратиться к старейшинам. Её привели на «Ныхас», но те в свою очередь тоже влюбились в неё. Никак не могли прийти к согласию. Тогда мужчины убили невинную девушку. Всевышний, наблюдавший за всем происходящим, разгневался и наслал на эту землю мор.
Но это – легенда… А я буду изучать исторические факты.

Необычное место. Мягкий климат, даже осенью и зимой здесь сухо, до трехсот дней в году стоит ясная погода. Большое количество ровных пространств, что редкость для горных ущелий. Говорят, здесь особая геомагнитная зона. А каждый склеп построен в центре геомагнитной сетки, форма же построек – в виде башен со сквозными отверстиями, через которые проникает ветер, способствует быстрому мумифицированию тел умерших.

На склоне горы Раминыраг находится историко-археологический памятник «Город мертвых», – комплекс из более 95 полуподземных (IX–XVII века) и наземных (XIV–XVIII века) каменных склепов, служивших фамильными усыпальницами и охраняющийся ЮНЕСКО.

Раскопки показывают, что Даргавское ущелье начали обживать еще аланы: на окраине поселка обнаружены аланские захоронения VIII-IX веков, не так давно найден могильник I тысячелетия н.э.

В некоторой степени Даргавс можно отнести к самым загадочным местам планеты, так как вокруг него ходит множество легенд и тайн.

С мистическим архитектурным ансамблем связано множество загадок. Крыши в виде пирамиды или конуса выложены шиферным сланцем ступеньками. Умерших не зарывали в землю, а укладывали в склеп через отверстие, которое потом закрывали деревянным щитом. Когда все боковые полки заполнялись телами, останки опускались вниз, освобождая место для новых погребений. И в одном склепе могло помещаться свыше ста покойников.

В процессе исследования мы узнали, что в данной местности существовала особая форма захоронения. Для подробного изучения данного вопроса, мы пользовались литературой.

Найти ответ на вопрос о нехристианском погребении оказался достаточно простым - не хватало земли. Во время татаро - монгольского нашествия хромой Тимур истребил почти всё население АЛАНИИ. И на равнинах осталось мало людей. Часть АЛАН, оставив всё нажитое, переселились на берег реки Днепр. Кто мог, бежали в горы. Монголы, веками жившие в степях боялись гор, и не заходили соответственно внутрь ущелий. Таким образом, на этой, недружелюбной на первый взгляд, горной местности, обжилось много народа, которым нужно было заботиться о выживании. Земли было мало, и была она на вес золота. Потому и выбрали такую форму захоронения. [2]

Не случайно это место находится на пересечении двух ущелий - открытое всем ветрам и солнцу оно позволяло телам не разлагаться, а мумифицироватьсяПостроены склепы (Рисунок 2) из камня с применением раствора на куринных яйцах с добавлением молока, сметаны, которые и обеспечили долговечность строениям. Некрополь был признан памятником культурного наследия, его реставрировали. В ходе исследования мы обнаружили тот факт, что в наши дни фасады пронумерованы. До реставрации на одной из усыпальниц была выбита надпись: "Посмотрите на нас, как мы жили, мы были такими как вы. Но когда-то вы станете такими как мы". [3]

Интересно то, что недалеко от склепов обнаружено множество монет. Это объясняется следующим образом: как только осетины хоронили близкого им человека, они бросали монету с холма и если та ударится о камень — значит, душа умершего достигла небес.

Когда началось серьёзное исследование города мёртвых?

Удивление вызвал тот факт, что до экспедиции В.Кузнецова (1967 г.) серьёзными исследованиями города мёртвых никто не занимался. Ведь некрополю более 500 лет. Причина проста – страх заразиться смертельной болезнью.

Археологов ждали сенсационные открытия. Уже на 2 день раскопок Кузнецов обнаружил похожую на ладью старинную лодку с человеческими останками, рядом лежало самое настоящее весло. Такие же лодки были обнаружены и в некоторых других склепах. Находка привела археологов в замешательство: ведь подобного культа в здешних местах не было.

Как лодки оказались в местах, где нет судоходных рек.

У этой тайны два объяснения:

Первое заключается в том, что душа, перед тем как попасть на небеса, должна пересечь реку.

Второе. На месте ДАРГАВСКОЙ ДОЛИНЫ в древние времена располагалось ДАРГАВСКОЕ ОЗЕРО.

При изучении этого вопроса нам в архиве предложили статью Р.ТАВАСИЕВА в газете «Северная Осетия» № 223 за 1 декабря 2011 г.

Р.ТАВАСИЕВ пишет, что в межгорных котловинах Северной Осетии были древние озера, которые образовывались от мощных обвалов, перекрывающих реки. Постепенно озера заполнялись камнями, песком, дно поднималось. Затем мелели и исчезали. Последний раз такой обвал произошел около 70 тысяч лет назад, в результате образовался «Пуртский завал», который перекрыл течение реки Гизельдон. Образовалось Даргавсское древнее озеро. Первоначально оно было длиной не менее 15 км, глубиной не менее 1000 м.;7’

Напротив селения Джимара были найдены озерные отложения, которым около 5 тысяч лет. К этому времени, Даргавсская котловина была заселена человеком. Это озеро существовало еще очень долго, и жители, которые поселились на берегу этой длинной запруды, наверняка пользовались лодками!

В Средние века озеро было еще значительных размеров. Этим и объясняется причина расположения строений в Даргавсе высоко на склонах. А дома, которые построены за последние 150–200 лет, расположены там, где еще недавно находилось озеро.

Вода в озере уменьшалась, и возможно лодки использовались только для перевозки покойников в Город мертвых. На левом берегу реки и сейчас находится несколько полуподземных склепов, а следов другого поселения близко нет.

Озеро мельчало, лодки стали не нужны, их стали использовать для захоронений.

Сказанное подтверждает точку зрения Б.А.Алборова: топоним Даргавс происходит от скифского darg и war/avz «длинная запруда», «длинный водоем».

Происхождение названия "Даргавс"

А.Дз.Цагаева в своей книге «Топонимия Северной Осетии» пишет, что о названии Даргавс существует несколько мнений.

Ф.И.О. исследователя

Мнение учёных

1

Графиня П.С.Уварова

Считает, что это слово означает «защитник ущелья».

2

Доктор В.Б.Пфафф

относит это название к древнему Тархонитис, т.е. судебный город.

3

Б.А.Алборов

Даргъавс возводит к скифскому darg + war
/avz «длинная запруда», «водоем».

4

Т.А.Гуриев

объясняет происхождение этого слова как монгольское даргъаавс – из даргъа «повелитель», «вождь» + авс «склеп, место погребения»

5

А.Дз.Цагаева

Считает, что географические названия иногда даются исходя из особенностей местности и объясняет название Даргъавс из осетинского даргъ – «длинный» и фæз – «поляна».

Мы посетили исторический музей, гид нам рассказала, что ещё в давние времена местные жители говорили про эпидемию чумы, которая бушевала в горных ущельях в конце 18 века. Когда горец заболевал, он уходил в фамильный склеп доживать последние дни, чтобы не заразить других, дать шанс выжить.

Иногда в «Городок мертвых» уходили всем родом, вместе с детьми и стариками. В результате население Осетии сократилось с 200 тысяч до 16 тысяч к середине 19 века.

К "городу мертвых" относились с осторожностью, даже те, кто исследовал захоронения в Даргавском ущелье. Подтверждение этому, статья доктора исторических наук Владимира Кузнецова, в которой он писал: "В 1967 году мы впервые отправились туда на раскопки. На тот момент медицина не могла нам дать точный ответ на вопрос, живут ли в "городе мертвых" возбудители чумы. Поэтому пришлось делать специальные пробы, которые, к счастью, показали их отсутствие. Но это не давало полной гарантии безопасности. Практически все участники экспедиции предпочитали работать в резиновых перчатках".

Петр Козаев, заведующий отделом археологии и этнографии Северо-Осетинского государственного объединенного музея истории, архитектуры и литературы: "Предки современных жителей Даргавса знали единственный способ, как можно приостановить эпидемию. Чтобы не заразить своих соседей, больные целыми семьями, с детьми на руках уходили в заранее построенные склепы, где и умирали. Те, кто оставался здоровым, покидали ущелье".

Но Даргавс известен не только близким расположением некрополя.

Это был одним из центров Тагаурского общества.

По преданию, здесь жил Тагаур, «царевич Тага», основоположник знатных осетинских родов. Отсюда происходят многие фамилии: Кудаковы, Тхостовы, Тулатовы, Аликовы, Кануковы, Мамсуровы.

В Средние века в Осетии преобладало феодальное устройство общества. Основными источниками доходов знатных «потомков Тага» были повинности крестьян и пошлинный сбор на Дарьяльской перевальной дороге.

Контроль над дорогой – это и политика, и международный авторитет. Тагиата были полновластными хозяевами в этих местах, устанавливали размер пошлины, выставляли посты. Купеческие караваны часто расплачивались товаром, за прогон скота отдавали часть стада.

Кроме того, проезжающие платили за наведение переправ, Терек время от времени менял русло, да и сами горцы ломали мосты, чтобы брать плату за строительство новых. А самым престижным занятием благородного человека считались набеги, в основном в Грузию, откуда пригоняли пленников и скот.

В 1830 году, во время восстания в Осетии, жители Даргавса оказали ожесточенное сопротивление российским войскам под командованием генерала Абхазова. Но это сопротивление было быстро подавлено, предводители ополчения осуждены и сосланы в Сибирь. В ходе карательной операции несколько родовых башен Даргавса были взорваны, многие жители убиты. Однако выходцы из Даргавса охотно служили в российской армии, в том числе и представители влиятельных семей.

Новые находки в "Городе мёртвых"

Напротив некрополя, более 20 лет ведёт раскопки Даргавская археологическая экспедиция, под руководством Руслана Дзаттиаты, доктора исторических наук. За это время было найдено множество артефактов, часть из них составит экспозицию нового музея (Рисунок 2), который построен рядом с необычным некрополем.

В своём интервью, руководитель археологической экспедиции особо выделил вещи, которые дают датировку, например (8 - 9 век н. э.) - это стеклянные перстни и браслеты, которые в большом количестве изготовлялись в Грузии и завозились из Сирии. Датировка определяется также по вещам, но иногда находят и монеты.

Этот сезон принёс археологам настоящий сюрприз. В одной из катакомб они обнаружили предметы, принадлежащие аланской женщине знатного рода. Рядом с фрагментом ткани лежали бусы, серьги, ногтечистка, т.е. косметический набор тех времён.

Но самой удивительной стала находка христианского креста (Рисунок 3) с изображением Марии с младенцем.

Сейчас крест приобрёл свой первозданный вид. Он интересен ещё тем, что на его концах есть изображения святых. Чьи это образы, и из какого материала сделан крест, предстоит ответить специалистам.

Специалисты относят артефакт к VIII веку н.э. Эта находка далеко не единственная - археологи изучили почти сотню катакомб и обнаружили предметы одежды, быта,
украшения.

На территории 40 гектар, подобных захоронений сотни. Дальнейшие раскопки дадут интересный и богатый материал по быту и культуре народа алан, с которым связано ещё множество нераскрытых тайн и легенд.

Современное состояние с. Даргавс.

С незапамятных времен существует поверье в селении, что если кто - попытается проникнуть в склеп, поплатится жизнью.

И местные жители никогда не приходят к «Городу мертвых» после захода солнца. Только в светлое время суток, чтобы скосить траву вокруг склепов, внутрь не заглядывают, не тревожат души умерших.

Часто Даргавсом ошибочно называют большой некрополь XIV-XVIII века — Город мертвых. Почти сотня каменных склепов находится в километре от села. Даргавс, в отличие от мрачного соседа, вполне живое поселение, хотя постоянных обитателей здесь осталось немного. Осетины, не покинувшие Даргавс, относятся к древним постройкам без особого трепета: фундаменты и стены полуразрушенных замков превращают в сараи.

Природная катастрофа 2002 года — сход ледника Колка, накрывшего Кармадонское ущелье, — не затронула Даргавс. Однако основная дорога из Даргавса во Владикавказ, проходившая через Геналдонское (Кармадонское) ущелье, была заблокирована.

В Даргавсе живут удивительные люди. Один из них Ахсар Варзиев, который сам построил здесь гидроэлектростанцию из простого металлолома. Ахсар стал инициатором строительства новой дороги - короткой и удобной.

В июле 2017 года в Даргавсе открылся музей осетинской национальной культуры (Рисунок 6). В нем выставлены элементы национальной одежды, домашней утвари, которые были неотъемлемой частью жизни предыдущих поколений осетинского народа. [7]

Заключение

За все время работы археологи открыли 93 катакомбы. Однако специалисты уверены, что здесь, на площади более 40 гектаров, подобных захоронений сотни. Дальнейшие раскопки дадут интересный и богатый материал по быту и культуре народа алан, с которым связано еще множество нераскрытых тайн и легенд.

Выводы

Ничего мистического в создании Города Мёртвых в Северной Осетии, в общем-то, нет. Это – комплекс наземных склепов, оборудованных в горах Алании близ селения Даргвас. Это одно из старейших поселений, которое начало осваиваться ещё в бронзовом веке. С тех пор человек практически не покидал долину. Появилось селение, которое развивалось и процветало, позволяя здешним семьям организовывать довольно сложные и богатые места захоронения усопших.

В комплексе некрополя более 95 склепов разных размеров. Они представляют собой правильные параллелепипеды, сужающиеся кверху постройки. Крыши в форме ступенчатых пирамид, с небольшими оконными проемами. Чем богаче и знатнее была семья, тем больше был склеп, а у семей победнее склепы были маленькими, с двускатными крышами, а то и вовсе ”коробки” из каменных плит. Какие - то из склепов строились из камня с помощью раствора, а какие-то – из цельных каменных плит.

Приложение

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абаев В.И. Избранные труды, издательство ИР, Владикавказ, 1990.
  2. Тменов В.Х. «Город мёртвых», «ИР», Орджоникидзе, 1979.
  3. Магометов А.Х. Этнография осетин (Пособие для факультативных занятий по краеведению для учителей и учащихся 7–10 классов) Год: 1970 Автор:
  4. Хетагуров К.Л. «Особа»
  5. Блиев М.М., Бзаров Р.С. «История Осетии»,
  6. Блиев М.М. «Дорога АЛАН» - миссия сотрудничества, Сборник научных трудов, Владикавказ, 1995.
  7. Газета «Слово», №134 за 25 июля, 2017 года.
  8. Интернет-ресурсы.