Цель: Популяризация туризма как формы активного отдыха.
Задачи:
- закрепить знания правил поведения на природе (в лесу, вблизи водоёмов);
- закрепить и расширить знания о природе своей местности (растения, животные, водоёмы, особенности рельефа);
- воспитывать взаимовыручку, умение работать в коллективе;
- учить правильно разжигать костёр, устанавливать палатки;
- закрепит навыки оказания первой помощи;
- воспитывать чувство прекрасного;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Домашнее задание:
- Придумать название команд, девиз, выбрать капитана.
- Вспомнить народные приметы о погоде, изучить следы животных и типы костров.
- Повторяют названия животных и растений нашего края.
- Вспоминают правила оказания первой помощи.
Участники соревнований: учащиеся 1-4 классов.
Состав команды: класс участвует в полном составе
Программа спортивного праздника «Весёлые туристы»:
1 конкурс «Прогноз погоды» (баскетбольная площадка)
2 конкурс «Секреты рюкзака» (беговая дорожка стадиона)
3 конкурс «Туристическая тематика» (детский городок напротив запасного выхода №2)
4 конкурс «Рыбалка» (запасной выход №5)
5 конкурс «Медицинская помощь» (площадка напротив кабинета ОБЖ)
6 конкурс «На ночлеге» (волейбольная площадка)
7 конкурс «В гостях у лесных жителей» (запасной выход № 2)
8 конкурс «Съедобные, несъедобные грибы» (площадка у запасного выхода спортивного зала)
9 конкурс «Бывалый костровой» (корт)
10 конкурс «Краеведческая викторина» (стадион)
Ход праздника
I. Построение (спортивный корт). Вводное слово ведущего
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, родители и учителя. Сегодня мы проведём спортивный праздник, посвящённый Туризму. День туриста посвящается каждому, кто хоть раз в жизни путешествовал, ходил в поход или экскурсию.
Это праздник далеких дорог,
Что ведут неизменно домой,
Тех, кто всем доказать что-то смог,
И победу познал над собой, -Так что – с праздником, братцы-туристы,
Пусть вам горы не будут круты!
Пусть ваш путь будет гладким и чистым,
А рюкзак — полон доброй мечты!
II. Конкурсная программа
1 конкурс «Прогноз погоды» (баскетбольная площадка)
2 конкурс «Секреты рюкзака» (беговая дорожка стадиона)
3 конкурс «Туристическая тематика»
(детский городок напротив запасного выхода №2)
4 конкурс «Рыбалка» (запасной выход №5)
5 конкурс «Медицинская помощь» (площадка напротив кабинета ОБЖ)
6 конкурс «На ночлеге» (волейбольная площадка)
7 конкурс "В гостях у лесных жителей" (запасной выход № 2)
8 конкурс"Съедобные, несъедобные грибы" (площадка у запасного выхода спортивного зала)
9 конкурс «Бывалый костровой» (корт)
10 конкурс «Краеведческая викторина» (стадион)
Сегодня каждый класс – туристическая группа. Вы отправитесь в поход и у вас будет карта, по которой вам нужно ориентироваться (капитаны получают карту путешествий).
1 конкурс «Прогноз погоды»
В походе всегда весело, когда хорошая погода, но и к ненастью тоже нужно быть готовым.
Проводится эстафета: добежать до фишки, забрать загадку-примету и вернуться обратно.
Условия конкурса такие: на основании народных примет, вам предстоит рассказать, какая завтра будет погода: солнечная, тёплая, пасмурная, дождик или мороз.
- Вечерний ветер стих. Дым от костра поднимается столбом. К вечеру на траве появилась роса. У реки стало холоднее. Какая будет погода? (хорошая, солнечная).
- Ласточки и стрижи летают низко над землёй. Цветы сильно пахнут. К чему бы это? (к дождю).
- Вокруг луны появился большой белый круг, а звёзды на небе начинают мерцать. Что это значит? (будет ненастная погода).
- Вытянутые длинными узкими полосками с запада быстро движутся облака. Ветер, обычно стихающий к вечеру, усиливается. Какую погоду следует ожидать? (ненастную).
- Комары кусают весь день (к продолжительному дождю). Галки и вороны кричат. Воробьи купаются в пыли (быть дождю).
- Вечером ласточки летают высоко. Голуби разворковались. Птицы садятся на верхушки деревьев (к теплу, к устойчивой ясной погоде).
- Когда дома кошка свернулась клубком, если гуси хлопают крыльями и поднимают под себя одну ногу (к морозу).
2 конкурс «Секреты рюкзака»
Турист без рюкзака – это уже и не турист вовсе. А между тем, надо знать, какой выбрать походный рюкзак, что туда положить, как его нести.
Вы уже выбрали вещи, которые необходимо положить в рюкзак туристу.
Что нужно взять с собой в поход и положить в рюкзак: кружка, нож, спички, компас, кастрюля, спальник, утюг, свитер, носки, туфли, сапоги, котелок, палатка, зонтик, ложка, венчик, миска, сковорода, кеды.
А теперь ответьте на следующие вопросы.
1. Как называется вещмешок туриста? (рюкзак).
2. Как с рюкзаком легче идти? (Слегка наклонившись вперёд).
3. Определите место в рюкзаке для сыпучих продуктов. (В середине рюкзака).
4. Почему в рюкзаке для хлеба определяется место сверху? (Чтоб не крошился).
5. Какие вещи нужно положить ближе к спине? (мягкие и ровные).
6. Верен ли следующий вывод: чем дальше от спины отодвинут рюкзак, тем тяжелее нести? (Да).
7. В чём измеряются размеры рюкзака? (Объем рюкзака измеряется в литрах).
Мы предлагаем Вам сложить рюкзак.
«Собери рюкзак» - проводится в виде эстафеты
В обруче находятся предметы: рюкзак, противогаз, одеяло, подушка, кружка, ложка, миска, игрушки. (6-10 предметов нужных для похода и несколько не нужных).
Задание: обежать 3 кегли, взять в обруче нужный предмет и бегом назад.
3 конкурс «Туристическая тематика»
Предложить ребятам посоревноваться, кто больше знает слов на туристскую тематику. Каждая команда (команда девочек, команда мальчиков, команда родителей) называет слова по очереди до тех пор, пока кому-то больше нечего будет сказать.
Выигрывает команда, которая больше всех назвала слов на туристскую тематику. Каждый турист должен уметь двигаться по тропе (команде предстоит преодолеть полосу препятствий)
4 конкурс «Рыбалка»
В обруче («озере»), напротив каждой команды (команда девочек, команда мальчиков, команда родителей), лежат рыбки из бумаги, у каждой в том месте, где рот – скрепка. Рядом с обручем лежит «удочка» гимнастическая палка, к ней привязана веревка толстая нитка длиной 1,2-1,5 метров, на конце которой магнит. Участник бежит с ведром к обручу, берет «удочку», ловит одну рыбку и возвращается бегом к команде. Выигрывает команда, которая быстрее «поймает» всю рыбу из «озера».
Проводится игра «Рыбак и рыбки»
5 конкурс – «Медицинская помощь»
В походах иногда случаются травмы, и нужно уметь оказать первую помощь пострадавшему. Устраиваем веселую медицинскую эстафету. Каждая команда выбирает самого легкого участника. Им выпадает участь быть «пострадавшими». Команды выстраиваются в две колонны. Два человека, стоящие первыми, скрепляют руки «стульчиком», «пострадавший» усаживается. По команде «Марш!» игроки несут своих «пострадавших» до фишки, обегают вокруг её и возвращаются к своей команде, пересаживая «пострадавшего» на следующие «носилки». Прибегая к финишу, пострадавшего нужно обмотать рулоном туалетной бумаги. Чья команда быстрее справилась с заданием, та и победила.
6 конкурс «На ночлеге»
Ведущая:
Туристы любят шутки, смех
Пусть дождь в палатки к нам стучится,
И если нас завалит снег.
С пути стараемся не сбиться!
Конкурс пантомимы. Командам было предложено изобразить палатку. Судья просит показать, что будет с палаткой, если пойдет дождь или налетит ветер. Остальные участники команды должны забраться в палатку на ночлег.
7 конкурс «В гостях у лесных жителей»
На картинках (Рисунок 1,2) детям предлагается выбрать следы лесных жителей.
Рисунок 1. Следы
Рисунок 2. Следы
Проводится игра 1-2 класс «У медведя во бору»
3-4 класс «Коршун и наседка»
8 конкурс «Съедобные, несъедобные грибы»
Задание: перечисли названия грибов (по командам)
Эстафета «Собери грибы»
9 конкурс «Бывалый костровой»
Задание: Рассмотреть картинку с видами костров (Рисунок 3) и соорудить один из них. Проводится по командам.
Подвижная игра «Стихия»
10 конкурс «Краеведческая викторина»
Каждый турист должен знать природу, историю, животный и растительный мир своего родного края. Сейчас мы предлагаем вам ответить на вопросы краеведческой викторины.
- Назовите горы Иркутской области.
- Назовите реки Иркутской области.
- Назовите города Иркутской области.
- Назовите районы города Иркутска.
- Назовите лекарственные растения нашей местности.
- Назовите деревья нашей местности.
Проводится подвижная игра «Города»
«Город за городом». Требуется площадка 10x10 или 20x20 м по четырем сторонам или по углам площадки чертятся 3 города 1х1 и 4-й главный, 3x3 м или немного меньше (рис 18)
Играющие делятся на 2 команды с капитаном во главе. По жребию 1 команда заходит в главный город, другая - в поле. У команды, находящейся в главном городе – маленький мяч и лапта. Одна команда называется подающей, другая - командой поля.
Капитан подающей команды устанавливает очередь, кому за кем подавать. Игрок, назначенный первым, берет лапту и встает за переднюю черту города, а капитан на этой же черте – напротив него. Капитан подбрасывает мяч вверх, а игрок отбивает его как можно выше и дальше в поле. Если удар был хороший и можно предположить, что мяч полетит далеко, ударивший бежит в ближайший первый город. Затем, если успеет, во второй, 3-й и обратно. Если же мяч отбит плохо, то можно совсем не убегать из главного города и там дождаться удара следующего игрока чтобы обежать другие города и вернуться в главный город.
Игроки поля стараются поймать мяч с воздуха – «поймать свечу» или схватить мяч и попасть им в игрока, перебегающего из города в город. Если им это удастся, они меняются местами с подающей командой, если нет, то отбивает мяч в поле следующий игрок и т.д. Каждый, обежавший все города и возвратившийся в главный город, выигрывает для своей команды очко и имеет право опять бить по мячу в свою очередь.
Правила.
- Играющие имеют право перебегать в города только когда мяч находится в поле. Как только мяч брошен в главный город, перебегать нельзя.
- В одном городе могут укрываться несколько игроков.
- Капитан команды имеет право отбивать мяч 3 раза подряд все остальные играющие – 1 раз.
- Промахнувшийся при отбивании мяча не имеет права бежать в город
- Если капитан остался в главном городе один, то ему «подает» мяч ближайший игрок с поля.
- Каждый игрок подающей команды должен обязательно побывать в каждом городе и вернуться в главный город Он перебегает, пока мяч не вернётся в главный город. Поэтому иногда игрокам поля выгоднее перебросить мяч в главный город нежели, рискуя, бросать его в перебегающих.
- Команды меняются местами в случаях: а) кто-либо из подающей команды осален в поле вовремя перебежки - б) если мяч, посланный из города, пойман с воздуха; в) если у подающей команды нет в главном городе ни одного игрока, имеющего право бить по мячу
- При смене игроки подающей команды занимают те города, в которых они были в предыдущую игру во время отбивания мяча
- Игра кончается, когда выиграно установленное количество очков или, когда истекло установленное время.
Побеждает команда, закончившая эстафету раньше и не допустившая ошибок (имеющая меньше штрафных очков).