Положение о проведении спортивного праздника «Весёлые Туристы» для 1–4-х классов

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: туризм, спортивный праздник


Цель: Популяризация туризма как формы активного отдыха.

Задачи:

  • закрепить знания правил поведения на природе (в лесу, вблизи водоёмов);
  • закрепить и расширить знания о природе своей местности (растения, животные, водоёмы, особенности рельефа);
  • воспитывать взаимовыручку, умение работать в коллективе;
  • учить правильно разжигать костёр, устанавливать палатки;
  • закрепит навыки оказания первой помощи;
  • воспитывать чувство прекрасного;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Домашнее задание:

  • Придумать название команд, девиз, выбрать капитана.
  • Вспомнить народные приметы о погоде, изучить следы животных и типы костров.
  • Повторяют названия животных и растений нашего края.
  • Вспоминают правила оказания первой помощи.

Участники соревнований: учащиеся 1-4 классов.

Состав команды: класс участвует в полном составе

Программа спортивного праздника «Весёлые туристы»:

1 конкурс «Прогноз погоды» (баскетбольная площадка)

2 конкурс «Секреты рюкзака» (беговая дорожка стадиона)

3 конкурс «Туристическая тематика» (детский городок напротив запасного выхода №2)

4 конкурс «Рыбалка» (запасной выход №5)

5 конкурс «Медицинская помощь» (площадка напротив кабинета ОБЖ)

6 конкурс «На ночлеге» (волейбольная площадка)

7 конкурс «В гостях у лесных жителей» (запасной выход № 2)

8 конкурс «Съедобные, несъедобные грибы» (площадка у запасного выхода спортивного зала)

9 конкурс «Бывалый костровой» (корт)

10 конкурс «Краеведческая викторина» (стадион)

Ход праздника

I. Построение (спортивный корт). Вводное слово ведущего

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, родители и учителя. Сегодня мы проведём спортивный праздник, посвящённый Туризму. День туриста посвящается каждому, кто хоть раз в жизни путешествовал, ходил в поход или экскурсию.

Это праздник далеких дорог,
Что ведут неизменно домой,
Тех, кто всем доказать что-то смог,
И победу познал над собой, -

Так что – с праздником, братцы-туристы,
Пусть вам горы не будут круты!
Пусть ваш путь будет гладким и чистым,
А рюкзак — полон доброй мечты!

II. Конкурсная программа

1 конкурс «Прогноз погоды» (баскетбольная площадка)

2 конкурс «Секреты рюкзака» (беговая дорожка стадиона)

3 конкурс «Туристическая тематика»

(детский городок напротив запасного выхода №2)

4 конкурс «Рыбалка» (запасной выход №5)

5 конкурс «Медицинская помощь» (площадка напротив кабинета ОБЖ)

6 конкурс «На ночлеге» (волейбольная площадка)

7 конкурс "В гостях у лесных жителей" (запасной выход № 2)

8 конкурс"Съедобные, несъедобные грибы" (площадка у запасного выхода спортивного зала)

9 конкурс «Бывалый костровой» (корт)

10 конкурс «Краеведческая викторина» (стадион)

Сегодня каждый класс – туристическая группа. Вы отправитесь в поход и у вас будет карта, по которой вам нужно ориентироваться (капитаны получают карту путешествий).

1 конкурс «Прогноз погоды»

В походе всегда весело, когда хорошая погода, но и к ненастью тоже нужно быть готовым.

Проводится эстафета: добежать до фишки, забрать загадку-примету и вернуться обратно.

Условия конкурса такие: на основании народных примет, вам предстоит рассказать, какая завтра будет погода: солнечная, тёплая, пасмурная, дождик или мороз.

  • Вечерний ветер стих. Дым от костра поднимается столбом. К вечеру на траве появилась роса. У реки стало холоднее. Какая будет погода? (хорошая, солнечная).
  • Ласточки и стрижи летают низко над землёй. Цветы сильно пахнут. К чему бы это? (к дождю).
  • Вокруг луны появился большой белый круг, а звёзды на небе начинают мерцать. Что это значит? (будет ненастная погода).
  • Вытянутые длинными узкими полосками с запада быстро движутся облака. Ветер, обычно стихающий к вечеру, усиливается. Какую погоду следует ожидать? (ненастную).
  • Комары кусают весь день (к продолжительному дождю). Галки и вороны кричат. Воробьи купаются в пыли (быть дождю).
  • Вечером ласточки летают высоко. Голуби разворковались. Птицы садятся на верхушки деревьев (к теплу, к устойчивой ясной погоде).
  • Когда дома кошка свернулась клубком, если гуси хлопают крыльями и поднимают под себя одну ногу (к морозу).

2 конкурс «Секреты рюкзака»

Турист без рюкзака – это уже и не турист вовсе. А между тем, надо знать, какой выбрать походный рюкзак, что туда положить, как его нести.

Вы уже выбрали вещи, которые необходимо положить в рюкзак туристу.

Что нужно взять с собой в поход и положить в рюкзак: кружка, нож, спички, компас, кастрюля, спальник, утюг, свитер, носки, туфли, сапоги, котелок, палатка, зонтик, ложка, венчик, миска, сковорода, кеды.

А теперь ответьте на следующие вопросы.

1. Как называется вещмешок туриста? (рюкзак).

2. Как с рюкзаком легче идти? (Слегка наклонившись вперёд).

3. Определите место в рюкзаке для сыпучих продуктов. (В середине рюкзака).

4. Почему в рюкзаке для хлеба определяется место сверху? (Чтоб не крошился).

5. Какие вещи нужно положить ближе к спине? (мягкие и ровные).

6. Верен ли следующий вывод: чем дальше от спины отодвинут рюкзак, тем тяжелее нести? (Да).

7. В чём измеряются размеры рюкзака? (Объем рюкзака измеряется в литрах).

Мы предлагаем Вам сложить рюкзак.

«Собери рюкзак» - проводится в виде эстафеты

В обруче находятся предметы: рюкзак, противогаз, одеяло, подушка, кружка, ложка, миска, игрушки. (6-10 предметов нужных для похода и несколько не нужных).

Задание: обежать 3 кегли, взять в обруче нужный предмет и бегом назад.

3 конкурс «Туристическая тематика»

Предложить ребятам посоревноваться, кто больше знает слов на туристскую тематику. Каждая команда (команда девочек, команда мальчиков, команда родителей) называет слова по очереди до тех пор, пока кому-то больше нечего будет сказать.

Выигрывает команда, которая больше всех назвала слов на туристскую тематику. Каждый турист должен уметь двигаться по тропе (команде предстоит преодолеть полосу препятствий)

4 конкурс «Рыбалка»

В обруче («озере»), напротив каждой команды (команда девочек, команда мальчиков, команда родителей), лежат рыбки из бумаги, у каждой в том месте, где рот – скрепка. Рядом с обручем лежит «удочка» гимнастическая палка, к ней привязана веревка толстая нитка длиной 1,2-1,5 метров, на конце которой магнит. Участник бежит с ведром к обручу, берет «удочку», ловит одну рыбку и возвращается бегом к команде. Выигрывает команда, которая быстрее «поймает» всю рыбу из «озера».

Проводится игра «Рыбак и рыбки»

5 конкурс – «Медицинская помощь»

В походах иногда случаются травмы, и нужно уметь оказать первую помощь пострадавшему. Устраиваем веселую медицинскую эстафету. Каждая команда выбирает самого легкого участника. Им выпадает участь быть «пострадавшими». Команды выстраиваются в две колонны. Два человека, стоящие первыми, скрепляют руки «стульчиком», «пострадавший» усаживается. По команде «Марш!» игроки несут своих «пострадавших» до фишки, обегают вокруг её и возвращаются к своей команде, пересаживая «пострадавшего» на следующие «носилки». Прибегая к финишу, пострадавшего нужно обмотать рулоном туалетной бумаги. Чья команда быстрее справилась с заданием, та и победила.

6 конкурс «На ночлеге»

Ведущая:

Туристы любят шутки, смех
Пусть дождь в палатки к нам стучится,
И если нас завалит снег.
С пути стараемся не сбиться!

Конкурс пантомимы. Командам было предложено изобразить палатку. Судья просит показать, что будет с палаткой, если пойдет дождь или налетит ветер. Остальные участники команды должны забраться в палатку на ночлег.

7 конкурс «В гостях у лесных жителей»

На картинках (Рисунок 1,2) детям предлагается выбрать следы лесных жителей.

Рисунок 1. Следы

Рисунок 2. Следы

Проводится игра 1-2 класс «У медведя во бору»

3-4 класс «Коршун и наседка»

8 конкурс «Съедобные, несъедобные грибы»

Задание: перечисли названия грибов (по командам)

Эстафета «Собери грибы»

9 конкурс «Бывалый костровой»

Задание: Рассмотреть картинку с видами костров (Рисунок 3) и соорудить один из них. Проводится по командам.

Подвижная игра «Стихия»

10 конкурс «Краеведческая викторина»

Каждый турист должен знать природу, историю, животный и растительный мир своего родного края. Сейчас мы предлагаем вам ответить на вопросы краеведческой викторины.

  1. Назовите горы Иркутской области.
  2. Назовите реки Иркутской области.
  3. Назовите города Иркутской области.
  4. Назовите районы города Иркутска.
  5. Назовите лекарственные растения нашей местности.
  6. Назовите деревья нашей местности.

Проводится подвижная игра «Города»

«Город за городом». Требуется площадка 10x10 или 20x20 м по четырем сторонам или по углам площадки чертятся 3 города 1х1 и 4-й главный, 3x3 м или немного меньше (рис 18)

Играющие делятся на 2 команды с капитаном во главе. По жребию 1 команда заходит в главный город, другая - в поле. У команды, находящейся в главном городе – маленький мяч и лапта. Одна команда называется подающей, другая - командой поля.

Капитан подающей команды устанавливает очередь, кому за кем подавать. Игрок, назначенный первым, берет лапту и встает за переднюю черту города, а капитан на этой же черте – напротив него. Капитан подбрасывает мяч вверх, а игрок отбивает его как можно выше и дальше в поле. Если удар был хороший и можно предположить, что мяч полетит далеко, ударивший бежит в ближайший первый город. Затем, если успеет, во второй, 3-й и обратно. Если же мяч отбит плохо, то можно совсем не убегать из главного города и там дождаться удара следующего игрока чтобы обежать другие города и вернуться в главный город.

Игроки поля стараются поймать мяч с воздуха – «поймать свечу» или схватить мяч и попасть им в игрока, перебегающего из города в город. Если им это удастся, они меняются местами с подающей командой, если нет, то отбивает мяч в поле следующий игрок и т.д. Каждый, обежавший все города и возвратившийся в главный город, выигрывает для своей команды очко и имеет право опять бить по мячу в свою очередь.

Правила.

  1. Играющие имеют право перебегать в города только когда мяч находится в поле. Как только мяч брошен в главный город, перебегать нельзя.
  2. В одном городе могут укрываться несколько игроков.
  3. Капитан команды имеет право отбивать мяч 3 раза подряд все остальные играющие – 1 раз.
  4. Промахнувшийся при отбивании мяча не имеет права бежать в город
  5. Если капитан остался в главном городе один, то ему «подает» мяч ближайший игрок с поля.
  6. Каждый игрок подающей команды должен обязательно побывать в каждом городе и вернуться в главный город Он перебегает, пока мяч не вернётся в главный город. Поэтому иногда игрокам поля выгоднее перебросить мяч в главный город нежели, рискуя, бросать его в перебегающих.
  7. Команды меняются местами в случаях: а) кто-либо из подающей команды осален в поле вовремя перебежки - б) если мяч, посланный из города, пойман с воздуха; в) если у подающей команды нет в главном городе ни одного игрока, имеющего право бить по мячу
  8. При смене игроки подающей команды занимают те города, в которых они были в предыдущую игру во время отбивания мяча
  9. Игра кончается, когда выиграно установленное количество очков или, когда истекло установленное время.

Побеждает команда, закончившая эстафету раньше и не допустившая ошибок (имеющая меньше штрафных очков).