Актуальность работы
Успешное освоение детьми дошкольного возраста основной образовательной программы возможно только при достаточно высоком уровне функционирования всех составляющих психической деятельности.
Задачей педагога – психолога является предоставление родителям информации об особенностях формирования базовых составляющих психической деятельности дошкольника.
Знания об особенностях функционирования и способах повышения уровня нейродинамических показателей психической деятельности помогут преодолеть трудности с вниманием, памятью, мышлением, работоспособностью, самоконтролем ребенка.
Часто от родителей и воспитателей можно услышать жалобы на то, что ребенок:
- ленится,
- не реагирует на просьбы и замечания,
- отвлекается,
- на занятиях вертится, роняет предметы,
- мешает другим,
- с трудом включается в деятельность.
Подобные трудности могут свидетельствовать о низком уровне мозговой активности или нейродинамических показателей психической деятельности.
Родителям детей с подобными проблемами важно понимать, что для осуществления любых видов целенаправленной деятельности, ребенку необходимо находиться в состоянии активного бодрствования. А такое состояние возможно только при достаточном тонусе коры головного мозга, обеспечивающимся деятельностью стволовых и подкорковых отделов мозга. Эти отделы мозга обеспечивает деятельность 1 функционального блока мозга [Лурия, 1973/2003].
Несформированность данного блока мозга приводит к снижению нейродинамических показателей протекания нервно-психических процессов организма ребенка.
И.П.Павлов выделил несколько основных показателей нейродинамики: сила нервной системы, ее подвижность и уравновешенность.
Дети со слабой нервной системой отличаются:
- меньшей выносливостью при значительном напряжении,
- меньшей стрессоустойчивостью, слабее приспосабливаются к изменениям внешней среды,
- инертны,
- их поведение менее уравновешено.
Для повышения уровня нейродинамических показателей, рекомендуются следующие мероприятия:
- Консультация с невропатологом.
- Специальные занятия, корректирующие функционирование внимания, памяти, мышления.
- Комплекс общеукрепляющих процедур, направленных на усиление кровообращения головного мозга (контрастный душ, зарядка, самомассаж воротниковой зоны, массаж и самомассаж ступней и ладошек).
- Дыхательные упражнения, которые позволят повысить работоспособность ребенка, разовьют самоконтроль, помогут снять психоэмоциональное напряжение, научиться следить и управлять собственными эмоциями.
- Здоровое питание, обеспечивающее организм ребенка витаминами и минералами.
- Физическая активность (плавание, оздоровительные занятия).
Занимаясь с детьми дома, родителям важно соблюдать следующие условия:
- Соответствие заданий возрастным и индивидуальным особенностям развития ребенка.
- Организация пространства. Рабочее место ребенка должно содержать только необходимые для занятия предметы.
- Строгое соблюдение времени. На выполнение отдельного задания выделять короткий промежуток времени (10, 15 минут)
- Положительное эмоциональное подкрепление.
При появлении признаков утомления, делать перерыв на игру, дыхательное упражнение, участие в домашней деятельности.
Игровые дыхательные упражнения
«Путешествие по горам» [Титова, Фролова, Винникова, 2010]
Процедура проведения: ребенок ложится на спину, руки вдоль туловища; на живот сажают игрушку и просят «покатать» её « по горам и ямкам».
Когда животик надут – получается «гора», когда весь воздух вышел – он превращается в «ямку». Ребенок дышит животом.
«Марионетка»
Процедура проведения: ребенок лежит на ковре, руки вдоль туловища.
Ребенок «кукла» на вдохе одновременно должен надуть живот и поднять правые руку и ногу под углом 90 гр. На выдохе одновременно сдуть живот и опустить руку и ногу. То же с левой стороной тела.
«Егорки»
Процедура проведения: ребенок делает глубокий вдох через нос и считает: «Сидели на пригорке 33 Егорки: раз – Егорка, два – Егорка, три – Егорка…»
Задача – растянуть выдох как можно дольше.
Игры для ладоней
«Паровоз»
Едет, едет паровоз (два кулака располагаются друг за другом на столе)
Две трубы и сто колес. (кулаки поочередно ударяют по столу то ладанной, то
внешней стороной)
Вагон первый: (руки складываются в «замок»; указательные пальцы
выпрямляются и соединяются)
Пассажиры. (перебирание пальцами по столу)
Второй: (руки складываются в «замок»; указательные и
средние пальцы выпрямляются и соединяются
попарно)
Едет две машины (кулак неподвижно лежит на ладони)
В третьем (руки складываются в «замок»; указательные,
средние и безымянные пальцы выпрямляются и
соединяются попарно)
Много ребятишек:
девчонок и мальчишек («человечек», сложенный из пальцев одной руки,
«проходит» по расправленной ладони другой руки.
Руки чередуются)
А в четвертом два (1. Руки складываются в «замок»; указательные,
слона безымянные пальцы и мизинцы выпрямляются и
соединяются попарно.
2. Удары внешней стороной кулака одной руки по
ладони другой руки. Руки чередуются)
В пятом (руки складываются в «замок» указательные,
средние, безымянные, мизинцы и большие
пальцы выпрямляются и соединяются попарно)
Много багажа (руки складываются в «замок»)
А в шестом поедем мы
Прям до самой до
Москвы. (потирание ладоней)
Ритмы
«Воробышек»
И.п. Ребенок сидит на ковре, скрестив ноги и согнув руки в локтях, пальцы рук касаются плеч – «крылышки». Взрослый помогает ребенку выпрямить спинку, поглаживая его по лопаткам и притягивая локти как можно ближе к бокам.
По команде взрослого «воробышек выглянул из гнезда» ребенок встает и начинает прыгать сначала на двух ногах, потом на одной, а затем на второй ноге. Повторить несколько раз.
Игры для пальчиков
«Собрать горошины»
Ребенок собирает со стола горошины по одной сразу двумя руками, стараясь набрать их как можно больше в ладошки. Повторить 3–5 раз.
Литература
- «Комплексная коррекция трудностей обучения в школе». Научно-исследовательский центр детской нейропсихологии имени А.Р.Лурия. Под редакцией Ж.М.Глозман и А.Е.Соболевой. Смысл. 2016.
- «Комплексная коррекция несформированности базовых составляющих психических функций» А.В.Сунцова, Е.В.Кузярина, П.А.Аузан.
- «Нейропсихологические занятия с детьми» В.С.Колганова, Е.В.Пивоварова. Практическое пособие. Айрис-пресс. 2017.