Работа с детьми дошкольного возраста по повышению нейродинамических показателей психической деятельности. Консультация для родителелей
Актуальность работы
Успешное освоение детьми дошкольного возраста основной образовательной программы возможно только при достаточно высоком уровне функционирования всех составляющих психической деятельности.
Задачей педагога – психолога является предоставление родителям информации об особенностях формирования базовых составляющих психической деятельности дошкольника.
Знания об особенностях функционирования и способах повышения уровня нейродинамических показателей психической деятельности помогут преодолеть трудности с вниманием, памятью, мышлением, работоспособностью, самоконтролем ребенка.
Часто от родителей и воспитателей можно услышать жалобы на то, что ребенок:
- ленится,
- не реагирует на просьбы и замечания,
- отвлекается,
- на занятиях вертится, роняет предметы,
- мешает другим,
- с трудом включается в деятельность.
Подобные трудности могут свидетельствовать о низком уровне мозговой активности или нейродинамических показателей психической деятельности.
Родителям детей с подобными проблемами важно понимать, что для осуществления любых видов целенаправленной деятельности, ребенку необходимо находиться в состоянии активного бодрствования. А такое состояние возможно только при достаточном тонусе коры головного мозга, обеспечивающимся деятельностью стволовых и подкорковых отделов мозга. Эти отделы мозга обеспечивает деятельность 1 функционального блока мозга [Лурия, 1973/2003].
Несформированность данного блока мозга приводит к снижению нейродинамических показателей протекания нервно-психических процессов организма ребенка.
И.П.Павлов выделил несколько основных показателей нейродинамики: сила нервной системы, ее подвижность и уравновешенность.
Дети со слабой нервной системой отличаются:
- меньшей выносливостью при значительном напряжении,
- меньшей стрессоустойчивостью, слабее приспосабливаются к изменениям внешней среды,
- инертны,
- их поведение менее уравновешено.
Для повышения уровня нейродинамических показателей, рекомендуются следующие мероприятия:
- Консультация с невропатологом.
- Специальные занятия, корректирующие функционирование внимания, памяти, мышления.
- Комплекс общеукрепляющих процедур, направленных на усиление кровообращения головного мозга (контрастный душ, зарядка, самомассаж воротниковой зоны, массаж и самомассаж ступней и ладошек).
- Дыхательные упражнения, которые позволят повысить работоспособность ребенка, разовьют самоконтроль, помогут снять психоэмоциональное напряжение, научиться следить и управлять собственными эмоциями.
- Здоровое питание, обеспечивающее организм ребенка витаминами и минералами.
- Физическая активность (плавание, оздоровительные занятия).
Занимаясь с детьми дома, родителям важно соблюдать следующие условия:
- Соответствие заданий возрастным и индивидуальным особенностям развития ребенка.
- Организация пространства. Рабочее место ребенка должно содержать только необходимые для занятия предметы.
- Строгое соблюдение времени. На выполнение отдельного задания выделять короткий промежуток времени (10, 15 минут)
- Положительное эмоциональное подкрепление.
При появлении признаков утомления, делать перерыв на игру, дыхательное упражнение, участие в домашней деятельности.
Игровые дыхательные упражнения
«Путешествие по горам» [Титова, Фролова, Винникова, 2010]
Процедура проведения: ребенок ложится на спину, руки вдоль туловища; на живот сажают игрушку и просят «покатать» её « по горам и ямкам».
Когда животик надут – получается «гора», когда весь воздух вышел – он превращается в «ямку». Ребенок дышит животом.
«Марионетка»
Процедура проведения: ребенок лежит на ковре, руки вдоль туловища.
Ребенок «кукла» на вдохе одновременно должен надуть живот и поднять правые руку и ногу под углом 90 гр. На выдохе одновременно сдуть живот и опустить руку и ногу. То же с левой стороной тела.
«Егорки»
Процедура проведения: ребенок делает глубокий вдох через нос и считает: «Сидели на пригорке 33 Егорки: раз – Егорка, два – Егорка, три – Егорка…»
Задача – растянуть выдох как можно дольше.
Игры для ладоней
«Паровоз»
Едет, едет паровоз (два кулака располагаются друг за другом на столе)
Две трубы и сто колес. (кулаки поочередно ударяют по столу то ладанной, то
внешней стороной)
Вагон первый: (руки складываются в «замок»; указательные пальцы
выпрямляются и соединяются)
Пассажиры. (перебирание пальцами по столу)
Второй: (руки складываются в «замок»; указательные и
средние пальцы выпрямляются и соединяются
попарно)
Едет две машины (кулак неподвижно лежит на ладони)
В третьем (руки складываются в «замок»; указательные,
средние и безымянные пальцы выпрямляются и
соединяются попарно)
Много ребятишек:
девчонок и мальчишек («человечек», сложенный из пальцев одной руки,
«проходит» по расправленной ладони другой руки.
Руки чередуются)
А в четвертом два (1. Руки складываются в «замок»; указательные,
слона безымянные пальцы и мизинцы выпрямляются и
соединяются попарно.
2. Удары внешней стороной кулака одной руки по
ладони другой руки. Руки чередуются)
В пятом (руки складываются в «замок» указательные,
средние, безымянные, мизинцы и большие
пальцы выпрямляются и соединяются попарно)
Много багажа (руки складываются в «замок»)
А в шестом поедем мы
Прям до самой до
Москвы. (потирание ладоней)
Ритмы
«Воробышек»
И.п. Ребенок сидит на ковре, скрестив ноги и согнув руки в локтях, пальцы рук касаются плеч – «крылышки». Взрослый помогает ребенку выпрямить спинку, поглаживая его по лопаткам и притягивая локти как можно ближе к бокам.
По команде взрослого «воробышек выглянул из гнезда» ребенок встает и начинает прыгать сначала на двух ногах, потом на одной, а затем на второй ноге. Повторить несколько раз.
Игры для пальчиков
«Собрать горошины»
Ребенок собирает со стола горошины по одной сразу двумя руками, стараясь набрать их как можно больше в ладошки. Повторить 3–5 раз.
Литература
- «Комплексная коррекция трудностей обучения в школе». Научно-исследовательский центр детской нейропсихологии имени А.Р.Лурия. Под редакцией Ж.М.Глозман и А.Е.Соболевой. Смысл. 2016.
- «Комплексная коррекция несформированности базовых составляющих психических функций» А.В.Сунцова, Е.В.Кузярина, П.А.Аузан.
- «Нейропсихологические занятия с детьми» В.С.Колганова, Е.В.Пивоварова. Практическое пособие. Айрис-пресс. 2017.