Работа с детьми дошкольного возраста по повышению нейродинамических показателей психической деятельности. Консультация для родителелей

Разделы: Работа с родителями

Класс: д/с

Ключевые слова: взаимодействие с родителями, взаимодействие педагога и семьи, мозговая активность, нейродинамические показатели


Актуальность работы

Успешное освоение детьми дошкольного возраста основной образовательной программы возможно только при достаточно высоком уровне функционирования всех составляющих психической деятельности.

Задачей педагога – психолога является предоставление родителям информации об особенностях формирования базовых составляющих психической деятельности дошкольника.

Знания об особенностях функционирования и способах повышения уровня нейродинамических показателей психической деятельности помогут преодолеть трудности с вниманием, памятью, мышлением, работоспособностью, самоконтролем ребенка.

Часто от родителей и воспитателей можно услышать жалобы на то, что ребенок:

  • ленится,
  • не реагирует на просьбы и замечания,
  • отвлекается,
  • на занятиях вертится, роняет предметы,
  • мешает другим,
  • с трудом включается в деятельность.

Подобные трудности могут свидетельствовать о низком уровне мозговой активности или нейродинамических показателей психической деятельности.

Родителям детей с подобными проблемами важно понимать, что для осуществления любых видов целенаправленной деятельности, ребенку необходимо находиться в состоянии активного бодрствования. А такое состояние возможно только при достаточном тонусе коры головного мозга, обеспечивающимся деятельностью стволовых и подкорковых отделов мозга. Эти отделы мозга обеспечивает деятельность 1 функционального блока мозга [Лурия, 1973/2003].

Несформированность данного блока мозга приводит к снижению нейродинамических показателей протекания нервно-психических процессов организма ребенка.

И.П.Павлов выделил несколько основных показателей нейродинамики: сила нервной системы, ее подвижность и уравновешенность.

Дети со слабой нервной системой отличаются:

  • меньшей выносливостью при значительном напряжении,
  • меньшей стрессоустойчивостью, слабее приспосабливаются к изменениям внешней среды,
  • инертны,
  • их поведение менее уравновешено.

Для повышения уровня нейродинамических показателей, рекомендуются следующие мероприятия:

  • Консультация с невропатологом.
  • Специальные занятия, корректирующие функционирование внимания, памяти, мышления.
  • Комплекс общеукрепляющих процедур, направленных на усиление кровообращения головного мозга (контрастный душ, зарядка, самомассаж воротниковой зоны, массаж и самомассаж ступней и ладошек).
  • Дыхательные упражнения, которые позволят повысить работоспособность ребенка, разовьют самоконтроль, помогут снять психоэмоциональное напряжение, научиться следить и управлять собственными эмоциями.
  • Здоровое питание, обеспечивающее организм ребенка витаминами и минералами.
  • Физическая активность (плавание, оздоровительные занятия).

Занимаясь с детьми дома, родителям важно соблюдать следующие условия:

  • Соответствие заданий возрастным и индивидуальным особенностям развития ребенка.
  • Организация пространства. Рабочее место ребенка должно содержать только необходимые для занятия предметы.
  • Строгое соблюдение времени. На выполнение отдельного задания выделять короткий промежуток времени (10, 15 минут)
  • Положительное эмоциональное подкрепление.

При появлении признаков утомления, делать перерыв на игру, дыхательное упражнение, участие в домашней деятельности.

Игровые дыхательные упражнения

«Путешествие по горам» [Титова, Фролова, Винникова, 2010]

Процедура проведения: ребенок ложится на спину, руки вдоль туловища; на живот сажают  игрушку и просят «покатать» её « по горам и ямкам».
Когда животик надут – получается «гора», когда весь воздух вышел – он превращается в «ямку». Ребенок дышит животом.

«Марионетка»

Процедура проведения: ребенок лежит на ковре, руки вдоль туловища.

Ребенок «кукла» на вдохе одновременно должен надуть живот и  поднять правые руку и ногу под углом 90 гр. На выдохе одновременно сдуть живот и опустить руку и ногу. То же с левой стороной тела.

«Егорки»

Процедура проведения: ребенок делает глубокий вдох через нос и считает: «Сидели на пригорке 33 Егорки: раз – Егорка, два – Егорка, три – Егорка…»

Задача – растянуть выдох как можно дольше.

Игры для ладоней

«Паровоз»

Едет, едет паровоз         (два кулака располагаются друг за другом на столе)
Две трубы и сто колес.  (кулаки поочередно ударяют по столу то ладанной, то
                                         внешней стороной)
Вагон первый:                (руки складываются в «замок»; указательные пальцы     
                                         выпрямляются и соединяются)
Пассажиры.                     (перебирание пальцами по столу)
Второй:                            (руки складываются в «замок»; указательные и
                                          средние пальцы выпрямляются и соединяются
попарно)
Едет две машины           (кулак неподвижно лежит на ладони)
В третьем                        (руки складываются в «замок»; указательные,
                                         средние и безымянные пальцы выпрямляются и
                                         соединяются попарно)
Много ребятишек:
девчонок и мальчишек  («человечек», сложенный из пальцев одной руки, 
                                        «проходит» по расправленной ладони другой руки.
                                         Руки чередуются)
А в четвертом два          (1. Руки складываются в «замок»; указательные,
слона                               безымянные пальцы и мизинцы выпрямляются и соединяются попарно.
                                         2. Удары внешней стороной кулака одной руки по
                                        ладони другой руки. Руки чередуются)
В пятом                          (руки складываются в «замок» указательные,
                                        средние, безымянные, мизинцы и большие
                                        пальцы выпрямляются и соединяются попарно)
Много багажа                 (руки складываются в «замок»)
А в шестом поедем мы
Прям до самой до
Москвы.                          (потирание ладоней)

Ритмы

«Воробышек»

И.п. Ребенок сидит на ковре, скрестив ноги и согнув руки в локтях, пальцы рук касаются плеч – «крылышки». Взрослый помогает ребенку выпрямить спинку, поглаживая его по лопаткам и притягивая локти как можно ближе к бокам.
По команде взрослого «воробышек выглянул из гнезда» ребенок встает и начинает прыгать сначала на двух ногах, потом на одной, а затем на второй ноге. Повторить несколько раз.

Игры для пальчиков

«Собрать горошины»

Ребенок собирает со стола горошины по одной сразу двумя руками, стараясь набрать их как можно больше в ладошки. Повторить 3–5 раз.

Литература

  1. «Комплексная коррекция трудностей обучения в школе». Научно-исследовательский центр детской нейропсихологии имени А.Р.Лурия. Под редакцией Ж.М.Глозман и А.Е.Соболевой. Смысл. 2016.
  2. «Комплексная коррекция несформированности базовых составляющих психических функций» А.В.Сунцова, Е.В.Кузярина, П.А.Аузан.
  3. «Нейропсихологические занятия с детьми» В.С.Колганова, Е.В.Пивоварова. Практическое пособие. Айрис-пресс. 2017.